Педагогический опыт
статья (4 класс) по теме

Стольникова Евгения Васильевна

Тема: "Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования личности ребёнка". Создание программы внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения" Программа ориентирована на учащихся 1 4 классов, имеет четыре уровня сложности в виде туристских маршрутов-тропинок:                                                                                                                                                      "Вот мой дом родной"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  "Хочу стать взрослым"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               "Нам многое интересно"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             "Мы - достойная смена старшим"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Павдинская СОШ                                                                                    Новолялинского городского округа

пЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА:

«Туристско - краеведческая деятельность
как средство формирования
личности ребёнка»

                                                                    Автор: Стольникова  Е.В.                  
                                                                   учитель географии и физкультуры
                                                                   I кв. категория    

 

п. Павда                                                                                                                                                                                                                                    2014 г

                                               Введение

Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность,  за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к  которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других  детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание  благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало  бы их насущным возрастным  потребностям,  и при этом было  бы благоприятным для их нравственного развития.  Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные   формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового  возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные  с воспитанием учащихся.                Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников.  Одной из форм сохранения и восстановления здоровья школьников является  туристско - краеведческая работа в школе. Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков.

География – одна из наук, на базе которой развивается современный туризм - приоритетная отрасль экономики России.                                                          Центральное место в программе курса «Начала туризма и краеведения» отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Именно краеведческий подход привносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным проблемам родного посёлка, школы, семьи, страны.  Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии  осуществляется практическая и развивающая  направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД, и наряду с  теоретическими занятиями, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные игры, экскурсии, эксперименты в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). При реализации программы  в полной мере используются здоровьесберегающие технологии.                                                                   При подготовке  интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, я ставила следующие цели и задачи:               Цель: Создать программу внеурочной туристско краеведческой -  деятельности «Начала туризма и краеведения».                                          Задачи:

1. Изучить основные нормативные документы, учебно – методическую литературу                                                                                                                2.Создать материально – техническую базу для осуществления туристско – краеведческой деятельности и реализации данной программы                                

3. Отработать перечень УУД и создать условия для формирования УУД учащихся в ходе исследовательской  деятельности                                 4.Разработать темы предстоящих  исследований по определённой проблеме на основе исследовательской деятельности                                                                  5.Разработать мини – маршруты (тропинки)

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, разделена на четыре уровня сложности в виде туристских маршрутов - тропинок                                                                                                          Первый уровень (для учащихся 1- го класса) Тропинка «Вот мой дом родной».                                                                                                                  Второй уровень (для учащихся 2- го класса) «Хочу стать взрослым».                                                                                                        Третий уровень (для учащихся 3 – х классов) «Нам многое интересно».                                                                                      Четвертый уровень (для учащихся 4 – х классов) «Мы – достойная смена старшим».  Данные уровни сложности позволяют создавать в образовательном процессе условия для возрастной преемственности.                 Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание, например Охрана природы полезная и самая важная обязанность человека.      Затем мы переходим к практическим занятиям, в природной среде, где происходит приобщение детей к  ценностям родной природы, например:             Лес – наш зелёный дом.          Вода – источник жизни на Земле.                  Охрана муравейника.                                                                                             После этого переходим к выполнению проектов - исследований, содержание которых соответствует,  сформированным УУД учащихся, и направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих практическое значение. Это туристический поход по разработанному маршруту и защита маршрута.  ПВД.                                                                           Проекты - исследования для учащихся могут быть небольшие (на одно занятие):

  • Мини - исследование «Рюкзак туриста»;
  •  мини - исследование «Сосна – моя ровесница».                                
  • Мини исследование «Экологическая тропинка»  (разработка туристского маршрута на примере окружающих горнотаёжных ландшафтов).
  •  Мини - исследование « Мой населённый пункт - в прошлом, настоящем, будущем».  

Результатом междисциплинарной деятельности туристско –краеведческой направленности является развитие предметных, метапредметных регулятивных и коммуникативных навыков и умений:                                                                                        1.Воспитание экологически мыслящей личности                                                      Я – юный защитник природы                                                                                                                     Мы – Юные друзья природы                                                                                                         Мы – Юные краеведы                                                                                                                        Мы – Юные туристята                         

2.Участие в исследовательской и проектной деятельности                                            «Я – Исследователь»                                                                                                        Темы проектов: «Времена года»; «Календарь погоды»; «Путешествие капельки»; «Мои домашние животные», «Голоса птиц и цветов»                                                                       3.Воспитание коммуникативной личности (коллективные дела) ПВД, экскурсии по маршруту: «Моя первая ВЫСОТА»; «Река – а в ней живая вода!»; «Как живёшь, родной посёлок!».                                                                        4.Возрастная преемственность                                                                              Участие в исследовательской и проектной деятельности «Интеллект плюс»                                           ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:

«Ресурсы  для туристско-краеведческой деятельности и активного отдыха на маршруте поселок Павда-Конжаковский камень»,                                                                                                                  « Туристские возможности на маршруте « Павда – Верхотурье» «Путешествие в страну Топонимию»                                                                 « Туристские возможности на маршруте «Павда - Серебрянский камень»                                                                                                

                                                   Заключение                                                                                                           Данные формы работы носят междисциплинарный характер, положительно влияют на эффективность процесса обучения, активизируется познавательный интерес к истории и географии родного края.  ПВД, экскурсии, совместная работа учащихся в природной среде, исследовательская деятельность, всё это, дает возможность больше уделять внимания на выработку умений и  навыков по самоорганизации, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным.  Различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

 

Контрольная работа по теме „Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ“.

Вариант 1.

I. Выполни тест:

1.  Являются ли следующие утверждения верными?

А. Добыча руд входит в состав металлургии.

Б. Транспортировка готового металла входит в состав металлургии.

а)

А – неверно, Б – верно                                    в)     оба верны

б)

А – верно, Б – неверно                                    г)     оба неверны

2.  Являются ли следующие утверждения верными?

А. Крупные запасы леса расположены в Сибири.

Б.  Крупные запасы леса России расположены на севере европейской части страны.

а)

А – верно, Б – неверно                                    в)     оба верны

б)

А – неверно, Б – верно                                    г)     оба неверны

3.  Где находятся крупные месторождения медно-никелевых руд?

а)

на юге Дальнего Востока                  в)     в Центрально-Чернозёмном районе

б)

на севере Восточной Сибири            г)     во всех названных районах

4.  Какой(ие) фактор(ы) имеет(ют) большое значение для размещения предприятий чёрной металлургии полного цикла?

а)

сырьевой                                                         в)     транспортный

б)

топливный                                                      г)     все названные факторы

5.  Какой(ие) фактор(ы) имеет(ют) большое значение для размещения предприятий, производящих тяжёлые цветные металлы?

а)

сырьевой                                                        в)      транспортный

б)

трудовой                                                        г)      все названные факторы

II. Определите, какие производства лесной промышленности расположены в следующих центрах:

а)     Коряжма;                б)     Сегежа;                в)     Москва

III. Дайте характеристику лесной базе России – Сибирь – по плану:

  1. Географическое положение.
  2. Запасы древесины.
  3. Специализация на стадиях лесного производства.
  4. Центры лесной промышленности.
  5. Проблемы.

IV. Ответьте на вопросы:

1. Каковы факторы и принципы размещения предприятий чёрной металлургии?

2. Каковы проблемы и перспектив развития химической промышленности в России?

3. Где сформирована основная металлургическая база тяжёлых цветных металлов?

4. Перечислите крупные базы химической промышленности. Какова их специализация?

5. Что такое лесопромышленный комплекс?

Контрольная работа по теме „ Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов химических веществ».

Вариант 2.

I. Выполни тест:

1.  Являются ли следующие утверждения верными?

А. Производство труб входит в состав металлургии.

Б. Добыча руд входит в состав металлургии.

а)

А – неверно, Б – верно                                        в)     оба верны

б)

А – верно, Б – неверно                                        г)      оба неверны

2.  Являются ли следующие утверждения верными?

А. Крупные запасы леса России расположены на Дальнем Востоке.

Б. Крупные запасы леса России расположены на Южном Урале.

а)

А – верно, Б – неверно                                        в)     оба верны

б)

А – неверно, Б – верно                                        г)      оба неверны

3.  Где находятся крупные месторождения медно-никелевых руд?

а)

на Кольском полуострове                                 в)     на Урале

б)

на севере Сибири                                               г)     во всех названных районах

4.  Какой фактор наиболее важен для размещения предприятий чёрной металлургии полного цикла?

а)

потребительский                                                  в)      научный

б)

сырьевой                                                               г)      все названные факторы

5.  Какой(ие) фактор(ы) имеет(ют) большое значение для размещения предприятий, производящих лёгкие цветные металлы?

а)

потребительский                                                   в)     электроэнергетический

б)

трудовой                                                                г)      все названные факторы

II. Определите, какие производства лесной промышленности расположены в следующих центрах:

а)     Сыктывкар;                б)    Киров;                в)     Усть-Илимск

III. Дайте характеристику лесной базе России – Европейский Север – по плану:

  1. Географическое положение.
  2. Запасы древесины.
  3. Специализация на стадиях лесного производства.
  4. Центры лесной промышленности.
  5. Проблемы.

IV. Ответьте на вопросы:

1. Каковы факторы и принципы размещения предприятий цветной металлургии?

2. Каковы проблемы и перспектив развития лесной промышленности в России?

3. Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и из Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу?

4. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод?

5. Какие особенности имеет химическая промышленность?

6. Перечислите крупные базы черной металлургии. На каком сырье и топливе они работают?

7. Назовите лесные порты.

Что понимается под развитием человека?

Индивидуумом рождаются

Личностью становятся

Индивидуальность отстаивают

День Земли (Создать экологическую карту)

Настенный календарь (презентация)

Фотоконкурс «Здесь Родины моей начало»; «А у нас во дворе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...