Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа (3 класс) на тему

Рыжкова Марина Владимировна

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" разработана для учащихся 3 классов с целью введения обучающихся в проектную деятельность.Занятия способствуют творческому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Умелые ручки» направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Занятия по программе имеют большое значение для творческого развития детей.

Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Задачи программы:

1. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

2. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.

3. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.

4. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

– ведение диалога, координирование своих действияй с действиями партнеров по совместной деятельности;

– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

– социально адекватные способы поведения

5. Формирование способности к организации деятельности и управлению:

– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;

– самостоятельное и совместное принятие решений.

6.Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.

7. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.

8. Формирование умения решать творческие задачи.

Принципы построения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному.
  2. Системность работ.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуальный подход.

Ценностные установки:

· уважение к труду;

· стремление к познанию и истине;

· целеустремлённость;

· настойчивость;

· бережливость;

· трудолюбие.

Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 45 минут.

Планируемые результаты

У  младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

· Целеполагание (постановка и удерживание цели).

· Планирование (составление плана своей деятельности).

· Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).

· Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).

· Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.

· Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других). 

Учащиеся будут иметь представление:

о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

с помощью учителя научатся:

– выбирать темы для практических работ;

– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

– выдвигать возможные способы их решения;

– доказывать своё мнение.

Освоение предметных знаний, умений: 

· научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;

· научатся самостоятельно проводить анализ поделки;

· будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;

· овладеют приемами работы с различными материалами;

· научатся выполнять работу по замыслу;

· научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;

· научатся использовать в работе разные способы ручного труда.

В результате изучения программы у учащихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.

Метапредметные.

Регулятивные:

· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

· осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные:

· умение учиться;

· приобретение навыков решения творческих задач;

· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

· осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

· выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);

· умение координировать свои усилия с усилиями других;

· формулирование собственного мнения и позиции;

· озвучивание вопросов;

· допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

· учитывание разных мнений.

Личностные: 

· мотивация учебной деятельности;

· проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

· освоение социальной роли обучающегося.

Формы и виды контроля.

Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).

Содержание программы

№ п.п

Тема занятия

Элементы содержания

1

Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа». Заготовка бросового и природного материалов

Развитие мелкой моторики рук, формирование творческого мышления. Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок

2

Создание коллекции «Ткани». Преображение кусочка ткани

Познакомить с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность. Познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить

3

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Знакомить  с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); учить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

4

Кораблики. Самолеты

Продолжить знакомство с бумагой и её свойствами (теряет форму, рвётся, мнётся); воспитывать умение доводить начатое дело до конца

5

Рельефное изображение растений

Способствовать созданию изображений уже знакомых растений, проявляя фантазию, творчество; воспитывать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца

6

Изготовление коробочек и баночек для хранения собранного материала

Продолжать знакомить с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок. Составление плана работы, формирование идеи проекта

7

Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» (пополнить)

Продолжать учить работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату

8

Домики. Роботы

Обогатить знания о разнообразии бросового материала, его использовании при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности при работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность

9

Создание мягкой игрушки

Способствовать развитию наблюдательности, проявлению творчества, фантазии, инициативы, дружеских взаимоотношений; развивать мелкую моторику рук

10

Совместный коллаж «Прилет птиц»

Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, умение сделать выбор; развивать навыки решения творческих задач

11

Органайзер для карандашей

Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, украсить); развивать фантазию, творчество

12

Коробочки с секретом

Познакомить с новой техникой в работе с бумагой – декупаж; показать способы изготовления – оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус

13

Забавные магниты на холодильник

Продолжать учить использовать для своих поделок пластиковые бутылки и крышечки; познакомить с новым способом изготовления поделки – обкручивание объемных форм;
формировать желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату

14

Чудесное превращение перчаток

Продолжать учить видеть необычное в обычных предметах; развивать умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и

игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

15

Лепка игрушки по мотивам народных образцов

Расширить и уточнить знания о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска пластилина; отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки

16

Создание композиции «Мир будущего»

Учить созданию объемной модели с использованием пластилина, бумаги, красок; развивать воображение, умения прогнозировать ход событий, коллективно планировать работу по реализации замысла, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности

17

Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»

Формировать бережное отношение к результатам труда, умение анализировать сделанное, выявлять ошибки, планировать будущую деятельность; обучать самопрезентации и умению защищать свои работы

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

1

Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа».

2

Создание коллекции «Ткани».

3

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

4

Кораблики. Самолеты

5

Рельефное изображение растений

6

Изготовление коробочек и баночек для хранения собранного материала

7

Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани»

8

Домики. Роботы

9

Создание мягкой игрушки

10

Совместный коллаж «Прилет птиц»

11

Органайзер для карандашей

12

Коробочки с секретом

13

Забавные магниты на холодильник

14

Чудесное превращение перчаток

15

Лепка игрушки по мотивам народных образцов

16

Создание композиции «Мир будущего»

17

Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2012

Забавные самоделки из пластилина. – М. : Эксмо, 2012.

Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина. – М. : Академия развития, 2011

Петрова, О. Фигурки из природных материалов / О. Петрова. – М. : АСТ-Пресс, 2011

Интернет-ресурсы:

detkam.e-papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки.

detpodelki.ru – Академия поделок.

detkam.e-papa.ru – Детское творчество и развитие.

pochemu4ka.ru – Почемучка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...

Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов

        В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся,  разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...