Интегрированный урок-исследование (математика – ОБЖ)
методическая разработка (4 класс) на тему

Попкова Зинаида Веллиуловна

Все действия в пределах 100. Правила дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov_urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101"

 

Интегрированный урок-исследование (математика – ОБЖ)

Составитель:

З.В.Попкова

Учитель высшей квалификационной категории

Кемерово, 2015

Цели:

- Умение решать примеры и задачи в пределах 100.

- Закрепление знаний по правилам дорожного движения.

Задачи  урока:

- закрепить вычислительные навыки в пределах 100, умение сравнивать, решать задачи с вопросами;

- развивать  навыки  устного счета;

- расширить познание детей о назначении дороги;

- развивать познавательную активность  учащихся.

Оборудование: презентация на тему «Нарушения ПДД»; оформление классной доски напечатанной темой урока,  тема исследования «Дорога ошибок не прощает»,  индивидуальные листки  с названиями этапов исследования, условие  задачи, таблица «Причины ДТП»;  цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый)  для работы на уроке, полоски с цифрами, изображающими  пешеходный переход; набор карточек с цифрами и буквами для проведения игры по ПДД, макет светофора, индивидуальные листки с изображением ломаной линии,  световые отражатели (фликеры) .

Методическое обеспечение: стихи, физминутки.

 

Словарные слова: светофор, пешеход, пешеходный переход, тормозной путь.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока.
  2. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока  « Все действия в пределах 100» и «Правила дорожного движения».

        В нашем городе множество дорог. В любое время года и в любую погоду  по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы. Растет поток машин, на дорогах  становится небезопасно.

        Демонстрация презентации по теме  «Нарушения ПДД по Кемеровской области». Внимание, получена телефонограмма от дорожно-патрульной службы о том, что в городе сложилась тревожная обстановка на дорогах. Зафиксировано большое количество происшествий. Работники службы предполагают , что правила дорожного движения знают все и просят  учеников 4  «А» класса провести исследование, так ли это.

Тема исследования - Дорога ошибок не прощает. Ваша задача – проверить,  знаете  ли вы правила дорожного движения. Цель – провести исследование непосредственно в городе с помощью математических расчетов.  Мы будем решать примеры и задачу и вычислять длину маршрута  ломаной линии. У каждого из вас подготовлен листок с названиями  этапов исследования.

1. Какой первый этап исследования? (Правила дорожного движения и математические расчеты).

А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы, отвечать на них непросто.

(Дети должны составить примеры и решить их.)

- Кто умеет управлять велосипедом?

- Какое число состоит из 1 дес.  4 ед. = 14  ? Запишите это число. Именно с 14 лет велосипедисту можно выезжать на дорогу.

- Если ребенку 8 лет, сколько лет ему еще запрещено выезжать на дорогу?  (14 – 8 = 6)

- На перекрестке водитель скорой помощи проехал на красный свет, спеша на помощь больному. Сколько допущено нарушений? (0)

- Сколько световых сигналов у транспортного светофора? Добавьте к этому числу 5 дес. И запишите, что получится (50 +3 = 53).

- Сколько световых сигналов у  пешеходного светофора? У вас есть два сигнала пешеходного светофора: красный, зеленый. Поднимите разрешающий сигнал. Поднимите запрещающий сигнал. К двум сигналам пешеходного светофора добавьте 7 десятков и запишите ответ (2 + 70 = 72)

- Зеленый сигнал горит на пешеходном светофоре 18 сек., а красный – 20 сек. За сколько секунд пешеход должен успеть перейти дорогу? (18).

- Инспектор дорожно-патрульной службы зафиксировал до обеда 2 дес. Случаев превышения скорости, а после обеда – 3 случая. Сколько правонарушений за день зафиксировал инспектор? ( 20+ 3 = 23).

- 35 школьников перешли дорогу под знаком пешеходный переход, а  пятеро  в удобном для них месте. Сколько школьников нарушило правило дорожного движения? (5).

А теперь  расставьте   полученные вами ответы в порядке возрастания и получите название  светового регулирующего устройства на дороге. (Светофор)

18 – О                  23 - Ф

72 – Р                     0 - С

53 – О             6 -  Е

14 – Т                         5 – В

С    В    Е    Т    О    Ф   О    Р

0    5     6   14   18   23   53   72

Прочитайте хором название  устройства.

То что дети знают даже,

Подтвердим для ясности.

Светофор стоит на страже

Нашей безопасности.

Внимание! На одном из перекрестков сломался светофор. Есть два мнения. Если согласны с одним из них – поднимайте зеленый сигнал, если нет – красный.

- Сломался светофор? Ничего страшного. Машины как-нибудь разъедутся.

- Сломался светофор? Необходим срочный ремонт. Дорога ошибок не прощает!   Молодцы!

Можно  ли сказать, что на этом этапе все участники знают правила дорожного движения?  

2. Какой следующий этап исследования? (Зебра – это лошадь?)

Послушайте сказку.

Жила-была Зебра. Только вот жизнь у неё  была необычная. А все потому, что и Зебра была не совсем обычная. Вот вы конечно подумали о такой полосатой черно-белой лошадке, которая скачет себе,  травку  ест. А вот  и не угадали. Наша Зебра не скакала по полям, она лежала на дороге и защищала пешеходов от автомобилей. И была она простой дорожной разметкой и называлась довольно скучно – пешеходный переход. Но защитить Зебра может только внимательных и собранных пешеходов.

У нас на доске математическая зебра. Вы должны выполнить задание . Внимание! Кто выполнит правильно – успешно перейдет дорогу.

Назовите самое маленькое число. (6)

Назовите самое большое  число в этом ряду. (87)

Назовите круглые десятки (40)

Назовите число, в котором количество десятков и единиц одинаковое (55)

Назовите число, которое больше: 87 или 55. (87)

Назовите число, которое меньше: 21 и 13 (13)

Что за Зебра поперек дороги

Каждый раз ложится нам под ног?

Чтоб в больницу вдруг не угодить,

Нужно лишь по ней переходить.

III . Физминутка.

Мы по улице шагаем и ворон мы не считаем.

Смело мы идем вперед где пешеходный переход.

Учитель показывает кружки разного цвета, дети выполняют движения::

Зеленый – шагают.

Желтый – хлопок в ладоши.

Красный – стоят.

3. Какой следующий этап нашего исследования? (Опасная дорога)

По данным ДПС наиболее частыми причинами ДТП являются:

- невнимательность участников движения;

- незнание правил  дорожного движения,

- плохая дорога.

Мы должны выяснить, какая дорога наиболее опасная.

Представьте, что вы  водитель и мчитесь на большой скорости по шоссе. Перед вами неожиданно возникает препятствие? Что нужно сделать? Верно, затормозить. Но при этом машина останавливается не сразу, а проезжает еще несколько метров. Этот путь называется тормозным. И чем больше скорость, тем больше тормозной путь.

Задача: На сухой дороге тормозной путь – 40 м. На мокрой дороге – на 12 метров длиннее. Какой тормозной путь на мокрой дороге?

После анализа задачи, делаем краткую запись на доске и решаем задачу с вопросом:

На сухой дороге – 40 м.

На мокрой дороге - ?   – на 12 м  длиннее, чем на сухой.

Решение:

Какой тормозной путь на мокрой дороге?

40 + 12 = 52 (м.)

              Ответ : 52 метра.

Как шофер не тормозит, а машина все скользит.

На колесах, как на лыжах, ближе, ближе, ближе, ближе.

Для спасенья есть возможность

Лучший тормоз – осторожность .

Жизнь свою побереги, перед машиной не беги.

IV. Физминутка.

4. Какой следующий этап нашего исследования? (Поведение в общественном транспорте).

Правила поведения определяем сигналами: если согласны с утверждением – поднимайте  зеленый сигнал, если не согласны – красный.

- Будь внимательным.

- Уступи место старшим.

- Растолкай всех и выбери лучшее место  у окна.

- Держись за поручни.

- Если жарко, высунь голову в окно.

- При выходе из транспорта переходи дорогу только тогда, когда транспорт уедет.

- Оплачивай проезд.

Построение ломанной линии в тетради, опираясь на образец индивидуальной карточки.

Наш автобус отправляется по маршруту  из пункта  А в пункт Б.

Как называется геометрическая фигура, по которой проложен маршрут.

Из чего состоит ломанная?

Назовите самый короткий отрезок ломанной линии.

Назовите  самый длинный отрезок ломанной линии.

Дети измеряют каждый отрезок  ломанной и строят такую же линию в своей тетради. Вычисляется длина  ломанной (маршрута).

V. Итог урока.

Какая задача была поставлена в начале урока? (Проверить, все ли знают правила дорожного движения)

Подтвердилось ли это?

Что мы сегодня учились делать на уроке?

Как вы думаете, для чего нужно знать правила  дорожного движения?

Наш урок подходит к концу. Я хочу знать ваше мнение об уроке. Выберите изречение,  с которым вы согласны и поднимите зеленый сигнал, а если не согласны – красный.

- Мы многое узнали, и нам еще многое предстоит узнать.

- Мы уже все знаем и больше можно ничего не изучать.

- Правила дорожного движения необходимо  знать всем.

Внимание,   для вашей безопасности на дорогах мы с родителями приготовили вам подарок – специальный световой отражатель, который можно прикрепить на куртку, портфель, чтобы вы были заметны для водителя даже в темное время суток.

А от меня вам пожелание:

Выходя на улицу,  приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное – ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 1 классе

Урок-исследование по математике в 1 классе  по теме: "Перестановка слагаемых" построен в технологии деятельностного метода. На данном уроке исследования дети в ходе сотрудничества совместно с учи...

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ

Цель урока: познакомить с новым видом задач. Задачи: Образовательные: • формировать умение самостоятельно решать задачи, уравнения; • отрабатывать вычислительные навыки Развивающие: • развива...

Урок - исследование. Доли. математика 2 класс

Знакомство с понятием доля. Находить долю от числа. Знакомство с записью дробных чисел....

Конспект интегрированного урока- исследования по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

Интегрированный урок- исследование по  окружающему миру в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?»( по комплекту "Начальная школа 21 века")  На уроке ведётся подробное исследование для...

урок-исследование по математике в 1 классе "Перестановка слагаемых"

урок -исследование  по  математике  в  1  классе...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....