Программа дополнительного образования.
рабочая программа (1, 2 класс) на тему

Карпуша Наталья Викторовна

Программа кружок" Оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_origami.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 9

Программа внеурочной деятельности

«Оригами»

 (возраст: 7-8 лет, срок реализации: 1 года)

 

 

                                                               Выполнила:

                                                               Карпуша Наталья Викторовна,

                                                                                              учитель начальных классов                                                              Муниципальное бюджетное

                                                                общеобразовательное учреждение

                                                               «Средняя общеобразовательная

                                                               школа № 1 г. Советский

                                                      

                                                            Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                                     Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                     Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                   И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ
.                   Пояснительная записка

В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах.

    Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности. Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений развития образования в регионе.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО,  предназначена для работы с детьми 1 класса и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.

Актуальность. Наблюдения и результаты прошлых учебных лет показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики испытывают затруднения при моделировании, конструировании. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты              и целостности образования в целом;

-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-системность организации учебно-воспитательного процесса;

-раскрытие творческих способностей и поддержка одаренности детей.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы:

формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, через  развитие  творческих способностей.

Задачи программы: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;

 У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексия (анализировать сделанное  – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • планирование (составлять план своей деятельности);
  • моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) выполнения задания;
  • вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Формы организации программы

Программа рассчитана на обучения детей во 1 классе. Возраст учащихся 7-8 лет. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста, что создает ситуацию успеха ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используется музыкальное сопровождение  с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к.  музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.

Сроки реализации программы: 1 год (1-й класс).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: 

1 уровня результатов: предполагает  приобретение школьниками социальных знаний: понимание  ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.  

2 уровень результатов: предполагает приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий под руководством преподавателя.

3 уровень результатов: предполагает  самостоятельное изготовление изделий для конкурсов, умение оценить результат своего труда и труда своих товарищей.

 Для оценки подведения результатов своей деятельности используется портфолио, которое обеспечивает достаточно объективную информацию о качестве творческих  достижений обучающихся, позволяет проследить личностный рост ребёнка, его успехи на шкале достижений.


В процессе занятий используются различные
формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, выставки.
А также различные
методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ презентаций, схем, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

   Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации технологических проектов, участие в конкурсах различного уровня, выставки, мастер-классы.

Взаимодействие с социальными партнерами:

Для достижения более высоких результатов: тесное сотрудничество с Советским районным Центром развития творчества детей и юношества «Созвездие»; Муниципальным бюджетным общеобразовательным  учреждением  Районный центр творчества и ремесел «Шанс». Проведение мастер- классов, посещение выставок декоративно - прикладного творчества.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Оригами» в 1 классе  является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Метапредметными  результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью преподавателя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • с помощью преподавателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих знаний и умений.

Знать:

  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашивание, аппликация.

Уметь:

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различные приемы работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  •  реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности.

                                    Учебно -  тематический план.

                                       Первый год обучения.

Тема занятия

всего

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с оригами. Организационные вопросы

1

1

2.

Условные знаки принятые в оригами, основные  понятия

1

1

3.

Базовая форма «треугольник»

7

2

5

выставка работ

3.1

«Лисенок», «Собачка».

1

20 мин.

40 мин.

3.2

«Котик», «Бычок».

1

20 мин.

40 мин.

3.3

«Лис и киса Алиска».

1

20 мин.

40 мин.

3.4

«Домики»

1

20 мин.

40 мин.

3.5

«Шляпная мастерская».

1

10 мин.

50 мин.

3.6

«Голубь и сердце».

1

15 мин.

45 мин.

3.7

«Корона», «Звездочка».

1

15 мин.

45 мин.

4.

Базовая форма «воздушный змей»

5 ч.

1,5 ч

3.5 ч.

смотр - конкурс

4.1

«Петух».

20 мин.

40 мин.

4.2

«Утка».

20 мин.

40 мин.

4.3

«Воробей».

1 ч.

10 мин.

50 мин.

4.4

«Лебедь и звездочки».

20 мин.

40 мин.

4.5

«Сова и ее семейство».

20 мин.

40 мин.

5.

Базовая форма «дверь»

4 ч.

1 ч.

3 ч.

выставка работ

5.1

«Автомобили».

1 ч.

20 мин.

40 мин.

5.2

«Кубики».

1 ч.

20 мин.

40 мин.

5.3

«Лодки».

1 ч.

10 мин.

50мин.

5.4

«Мышь и поросенок».

1 ч.

10 мин.

50 мин.

6.

Базовая форма «рыба» и другие формы.

7 ч.

1,25ч

5,35 ч

презентация поделок

6.1

«Лебедь из Японии».

1 ч.

20 мин.

40 мин.

6.2

Дрессированные вороны.

1 ч.

20 мин.

40 мин.

6.3

«Морские котики».

1 ч.

10 мин.

50 мин.

6.4

«Цветы» (тюльпаны)

1 ч.

10 мин.

50 мин.

6.5

«Цветы» (розы)

1 ч.

15 мин.

45 мин.

6.6

«Цветы» (дицентра)

1 ч.

15 мин.

45 мин.

6.7

« Цветы»( колокольчик)

15мин

45мин

7.

Подготовка к праздникам. Воспитательная работа.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

8.

Мероприятия и экскурсии.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

экскурсия

9.

Обобщающий урок.

2 ч.

50мин.

1 ч.10мин

9.1

9.2

Урок - соревнование.

Урок – сказка.

1 ч

1 ч

20 мин.

30 мин.

40 мин

30 мин.

соревнование

                                                                Всего: 33 часа.

                               Содержание программы. Первый год обучения.

Тема

Базовые понятия

1.

Вводное занятие. – 1 ч. Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Организационные вопросы.

техника безопасности; правила юных оригамистов.

2.

Условные знаки, основные приемы – 1 ч. Познакомить с условными знаками, принятые в оригами (согнуть на себя, линия сгиба «долиной», согнуть от себя, сгиб «горой», перегнуть на себя, перегнуть от себя, складки молния, тянуть, двойные складки молния и т.д.)

чертеж, условные знаки, базовые формы.

3.

Базовая форма «треугольник» - 7 ч.

Познакомить с базовой   формой «треугольник», рассказать сказку, как из квадрата сложить треугольник. Из базовой формы «треугольник» складываем: лисенка, собачку, котика, бычка, лиса и киску «Алиску», домики, различные шляпы, голубь и сердце, корону, звездочку.

Последовательность изготовления каждой поделки; складывание квадрата пополам, по диагонали, отгибание верхних острых углов в разные стороны, отгибание острых углов в противоположные стороны, надрезы.

базовая форма, «треугольник».

диагональ

острый угол

противоположные

стороны. 

4.

Базовая форма «воздушный змей» - 5 ч. На основе этой базовой формы складываем: петуха, утку, воробья, лебедя и т.д.  

А складывается это базовая форма следующим образом:

  • согните квадрат по диагонали и снова разверните
  • согните углы к середине
  • базовая форма готова

Перед изготовлением поделок используем художественное слово про эти поделки, узнаем новые условные знаки, наклеиваем или рисуем глазки, делаем крылья, хвост надрезами.

базовая форма

«воздушный змей»; условные знаки: перевернуть поделку, вогнуть наружу, вогнуть внутрь.

5.

Базовая форма «дверь» - 4ч.

На основе базовой формы «дверь» изготавливаем поделки: автомобили, кубики, лодки, мышь и т.д.

Складываем эту базовую форму так:

  • перегните квадрат пополам по средней линии
  • левые и правые стороны согните к центральной вертикали
  • базовая форма готова

Познакомить с историей возникновения автомобилей, рассказать о индийской лодке – пироге.

Базовая форма «дверь», модуль, «вставка», «карман».

6.

Базовая форма «рыба» и другие формы - 7 ч.

На основе этой базовой формы получаются интересные поделки: лебедь, морские котики, вороны и т.д. А складывается она следующим образом:

  • перегните квадрат по диагонали
  • перегните верхние стороны к центральной линии
  • перегните нижние стороны к центральной линии
  • перегните квадрат по другой диагонали
  • складывайте по всем намеченным линиям. По бокам фигурки сделайте два «ушка» и согните их к верху
  • базовая форма готова.

 После изготовления поделок можно разыграть басню И.А. Крылова «Лиса и Ворона».  

Чертеж, прием «двойная молния», базовая форма «рыба».

7.

Мероприятия и экскурсии – 4 ч. Вместе с детьми посетить выставку в Советском районным Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие»; в Муниципальном  бюджетном  центре творчества и ремесел «Шанс». Провести праздник для мальчиков «А  ну – ка парни», для девочек «А  ну – ка девчонки».

8.

Подготовка к праздникам, выставкам – 2 ч. Обучающиеся самостоятельно либо под руководством преподавателя изготавливают различные поделки по чертежу.

9.

Обобщающий урок – 2 ч. На первом занятии обучающиеся устраивают соревнования, кто больше изготовит поделок по памяти. А, на втором уроке – разыгрывают сказку, используя эти поделки».

Информационно - методическое обеспечение

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: бумага белая, клей, карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, цветная бумага.

 аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, альбомы, таблицы, схемы, плакаты, видеофильмы, презентации.

Материально-технического обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Литература

  1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Издательство «Аким», 1996.
  2. Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М., Издательство «Эксмо»; СПб. : «Валерии СПД», 2003.

        3.Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами,. М.: АСТ -                ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

4.Рыбакова И.А. Дюрлюкова О.А. Художественная творческая деятельность. Оригами. Волгоград:Учитель, 2012.

Интернет ресурсы.

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

http://www.nachalka.ru/