Роль занятий ритмикой в начальной школе для всестороннего развития обучающихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ильиных Александр Михайлович

Урок ритмики обычно представлен как вид двигатеьной активности младшего школьника. Такое олднообразие не позволяет полностью использовать потенциал данноо занятия.  статье кратко описаны возможности и задачи , решаемые в начальной школе посредством занятий ритмикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_ritmiki._ilinyh_a.m.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района Санкт-Петербурга.

Роль занятий ритмикой в начальной школе

для всестороннего развития обучающихся.

Ильиных А.М.

Бальный танец – не только элегантное и красивое зрелище, но и эффективное средство нравственного и эстетического воспитания.

«Gala Вальс»

Внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов ( ФГОС НОО и ООО) позволит решить проблему всестороннего развития ребенка в условиях общеобразовательной школы и даже в рамках одного предмета,  а такж позволит пеагогу  использовать ресурс предмета целенаправленно, исходя из базовых и личностных потребностей развития ребенка. Предмет ритмика, в системе ОДОД, ВУД или в урочной системе  как раз и является таким многофункциональным предметом, обладающим большим развивающим и коррекционным потенциалом.

Необходимо отметить, что после начала интенсивного обучения в школе у ребенка  ухудшается здоровье: с каждым годом все чаще встречаются апатичные дети,  заболевание позвоночника, плоскостопие  стало привычным явлением. С целью профилактики заболеваний опорно-двигательной системы  необходимо обеспечивать в школе целенаправленную физическую активность.    Учителя физической культуры первого класса отмечают у большинства детей нарушение координации, неловкость движений и вялость мышц.  Уроки ритмики наряду с физической культурой помогают организовать увеличение, дозированность и направленность физической нагрузки и двигательной активности, параллельно решая и другие развивающие и образовательные задачи.

Урок ритмики напрямую связан, и мало того, он объединяет урок физкультуры и урок музыки. Во время занятий на уроки ритмики у детей вырабатывается музыкальный слух, память, чувство ритма.

Во время урока ритмики учитель чередует нагрузку и отдых, виды активности. А также помогает ребенку социализироваться в коллективе посредством общения и совместной активной творческой деятельности, которой и является танец.  Смена движений, воспитание вежливости, формирование навыков следования этикету значительно повышает культурный уровень ребенка, вводит его во взрослое общество и омогает правильно подходит к решению конфликтов. Таким образом, можно говорить, что ритмика формирует основные навыки коммуникации и коммуникативной культуры. Даже самые робкие, боязливые и стеснительные дети благодаря коллективу и приятной музыке включаются в работу и учатся преодолевать стеснительность.

Занятия ритмикой предполагают  сформированность у учащихся таких качеств как самодисциплина, старательность, требовательность к себе, сила воли,  упорство, что в свою очередь благоприятно сказывается на усидчивости ребенка на других уроках. Также обостряется их внимание и концентрация.

Ритмика определяет и эмоциональную культуру ребенка. Так как посредством танца, движения, музыки ребенок учится переживать и выражать свои эмоции конструктивным способом, ориентируясь на эстетичность и доступность восприятия собственных чувств другому человеку.  Многие гиперактивные дети испытываю облегчение и радость, когда могут выразить свои эмоции с помощью ритмичных движений под музыку.

Немаловажно, что народные танцы помогают обучающимся приобщиться к народной культуре, обрести практическое знание, эмоциональный опыт единения с искусством и историей своей страны. Также  дети учатся внимательно относиться к своему партнеру, находить с ним общий язык и общий ритм движений.

Таким образом, можно говорить о многозадачности занятий ритмикой, широких возможностях для всестороннего развития ребенка в процессе естественного движения и приобщения к эстетической и культурной составляющей в образовательном процессе . Для педагога урок ритмики несет в себе  потенциал профессионального развития, поскольку отражает не только позицию педагога как Учителя, но и дает возможность многогранного использования  коммуникации педагога и ученика в процессе определения индивидуальной творческой работы, дает возможность самореализоваться как хореографу, педагогу, воспитателю, наставнику, танцору, режиссеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия, как один из компонентов всестороннего развития обучающихся младших классов

Музыкотерапия одно из направления арт-терапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году.  Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффекто...

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности как фактор всестороннего развития обучающихся

Данный материал освещает опыт организации внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий...

Роль внеклассной работы по предмету в формировании всесторонне развитой личности школьника

выступление на заседании МО учителей математического цикла....

"Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"

Доклад на тему "Развитие двигательной активности обучающегося с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"...

Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....