Дидактические игры на уроках русского языка, математики, окружающего мира
учебно-методический материал по теме

Бабикова Екатерина Юрьевна

Игры, можно использовать для развития познавательного интереса у  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_prilozhenie.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

2.2. Дидактические игры на уроках русского языка,  математик и окружающего мира.

 

Узнай, кто какие звуки издаёт.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.

Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображённый на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.

Найди, место.

Цель. Закрепить интерес о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются первые пять учеников, верно выполнивших работу.

Собери слово.

Цель. Развитие умения  составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами.

Ход игры. Учитель пишет на доске слог ва и раздаёт по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам. Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов.    

Кто быстрее?

Цель. Закрепить интерес о практическом применении алфавита.

Оборудование. Две – три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

Ход игры. Каждому ряду даётся одинаковое количество книг. Объясняется суть задания: разложить книги так, чтобы фамилии авторов располагались по алфавиту. Учащиеся по очереди выбирают книги из своей стопки и раскладывают по алфавиту на столе или на специальной подставке. Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает тот ряд, который первый выполнил работу без ошибок.

Найди картинке место.

Цель. Развитие познавательного интереса.

Оборудование. В каждом ряду карточка лото с твёрдыми и мягкими согласными в квадратиках и набор предметных картинок с конечным твёрдым или мягким согласным в их названии.

Ход игры. По команде учащиеся берут каждый свою картинку и кладут её на квадратик с буквой, соответствующей конечному согласному в названии картинки. При этом каждый ученик имеет право переложить любую картинку на карточке лото своего ряда, если считает, что место ей выбрано неправильно.

Выигрывает ряд, который быстрее закончил работу и правильно её выполнил.

Назови много предметов.

Цель. Развитие интереса к способам проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Учитель называет предмет или показывает его на картинке. Ученик должен назвать много таких предметов и указать при этом, какую согласную надо писать на конце первого слова. Правильный ответ оценивается двумя балами.

Кто как голос подаёт?

Цель. Активизация познавательного интереса.

Оборудование. Предметные картинки: кот, жук, мышка, медведь, волк, ёж, змея, собака, корова, ворона, воробей, кукушка, соловей, лягушка, утка, гусь, поросёнок; карточки со словами: мурлычет, лает, мычит, жужжит, шипит, пищит, ревёт, воет, фыркает, каркает, чирикает, кукует, поёт, квакает, крякает, гогочет, хрюкает.

Ход игры. Название действий выставляются на желобок доски и прочитываются. Далее один из учеников, по желанию, выходит к доске, берёт картинку, выбирает название действия, совмещают картинку и карточку и говорит, например: «Лягушка квакает». Правильный ответ оценивается двумя фишками. Если ребёнок правильно выбрал название действия, но не сумел поставить вопрос, он получает одну фишку; вторую отдают тому, кто дополнил ответ.

Что подарил ребятам Чебурашка?

Цель. Развитие познавательного интереса.

Оборудование. Чебурашка, корзинка или коробка с игрушками.

Ход игры. Учитель рассказывает: «Чебурашка пришёл к нам в гости и принёс подарки. Он просит вас отгадать, что это за подарки».Далее учитель, не вынимая игрушки из коробки, описывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности. Отгадавший получает право поиграть с этой игрушкой на перемене. 

Чего не хватает на картинке?

Цель. Закрепление навыка правописания слов; развитие мыслительных операций.

Оборудование. Ситуационные картинки, где отсутствует предмет, в названии которого есть безударный гласный, не проверяемый ударением.

Ход игры. Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки, подумать, чего не хватает на каждой из них, и записать название этих предметов в тетрадях. Проверку выполнения задания можно проводить по разному: обменяться тетрадями; записывать по одному слову на доске, выходя по очереди; по порядку читать каждое слово, проговаривая его орфографически. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова; кроме того, можно добавлять очки за составление предложений.

Узнай родственника.

Цель. Развитие интереса в нахождении родственных слов.

Оборудование. Карточки с родственными словами.

Ход игры. Карточки перемешиваются и раздаются по три каждому ученику. Водящий выставляет первую карточку. Ученики по очереди подставляют к ней родственные слова. Подставивший неверно платит штраф. Выигрывает тот, кто первый освободится от всех карточек.

Узнай, что я сказала.

Цель. Формирование умения составлять предложения из данных слов, развивать словесную память учащихся, быструю ориентировку в языковом материале.

Оборудование. Карточки со словами.

Ход игры. Учитель называет слова деформированного предложения. Учащиеся расставляют слова в нужном порядке и называют предложение. Правильный ответ оценивается фишкой.

Так бывает или нет?

Цель. Закрепление признаков времён года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.

Оборудование. Картинки с изображением времён года.

Ход игры. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать всё верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или « Так не бывает» - и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и начали кататься». Ученик должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После урока ребята оделись и побежали играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».       

Фигуры.

Цель. Развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование. Карандаши.

Ход игры. Перед детьми фигуры: круг, квадрат, трапеция, прямоугольник, треугольник. Учитель спрашивает, что это за фигуры. После учитель просит закрасить  похожие фигуры одним цветом. Затем педагог выясняет у детей, кто какие фигуры закрасил одним цветом и почему.

Числа.

Цель. Готовить к восприятию принципа построения натурального ряда.

Оборудование. Карточки с числами от 1 до 5.

Ход игры. Учитель предлагает детям расставить карточки с числами от 1 до5. Выделяются наибольшее и наименьшее число. Затем дети закрывают глаза, учитель нарушает порядок следования чисел, дети должны найти неправильности. Можно предложить детям записать этот ряд чисел в тетради в порядке убывания: от наибольшего к наименьшему.

Лента.

Цель. Закрепить интерес в сравнивании длин.

Оборудование. Три ленты разной длины.

Ход игры. Учитель говорит: «По команде трое детей подбегут к столу, возьмут по ленте и будут их сматывать. Выигрывает тот, кто быстрее смотает». Учитель обсуждает с детьми, почему все хотят взять красную ленту. В процессе обсуждения он подводит детей к выводу: практика показывает, что дети почти сразу стремятся выбрать самую короткую ленту, понимая, что, чем лента короче, тем быстрее можно её смотать.  

Как поступить?

Цель. Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по – разному выражать добрые чувства.

Оборудование. Сюжетные картинки, такие, как: ребёнок рисует дерево и яблоки на нём синим карандашом; все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребёнок стоит без дела; дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что  не может удержать их в руках; двое едят что – то вкусное, а третий нет; дети играют, но у  одного ребёнка нет игрушек; ребёнок плачет; ребёнок пытается перейти улицу на красный свет. Предметные картинки: зелёный, красный, коричневый карандаши; лопата, ведро, корзинка, игрушки, фрукты, лакомства. Изображение ребёнка в предупреждающей позе.

Ход игры. Сюжетныё картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки лежат в центре стола; их немного больше, чем сюжетных. Начните игру стихами, загадкой, пословицей по теме игры; например:

Одному не под силу – зови товарищей.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Поставьте перед детьми задачу – помочь тем, кто в этом нуждается, подобрав к сюжетным картинкам подходящие предметные. Дети, выбрав сюжетную картинку, ищут нужную им среди предметных. Когда картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют друг у друга правильность выполнения задания, обсуждают, обсуждают, почему они выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами. Игра повторяется.

Желательно иметь несколько наборов предметных картинок, что заставит детей по – разному поступать при  выполнение задания по одной сюжетной картинке.

Дорожные знаки.

Цель. Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Оборудование. Медальоны – дорожные знаки: « светофор», «пешеходный переход», «дети», «въезд запрещён», «место стоянки», «пункт медицинской помощи»,  «движение прямо», «телефон» и т. д.; Медальоны – легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.

Ход игры. Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны – атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.



Предварительный просмотр:

Приложение

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

Дидактические игры

1. Глухой или звонкий? (Класс – 3.)

У каждого ученика 2 карточки с буквами б  и п. Учитель называет слова с начальными парными согласными: балка – палка, бить – пить, правый – бравый, бочка – почка, блеск – плеск.

Дети поднимают соответствующие сигнальные карточки. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

2. Назовите парный! (2 команды.)

Игроки 1-й команды по очереди называют звонкие согласные звуки (в произвольном порядке), а игроки 2-й команды в ответ должны назвать только парные. Затем команды меняются ролями. Класс определяет победителя.

3.Измените слово! (2 команды.)

Команда получает по 8 карточек со словами: балка, кости, горка, бить, зайка, блеск, дрова, жили; пыль, том, тоска, суп, сима, тима, шаль, шесть.

Игроки 1-й команды по очереди говорят свои слова с начальным звонким согласным, а игроки 2-й команды должны заменить начальный согласный парным и сказать полученное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

4.Не ошибитесь! (3 команды)

На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными: азбука, зубы, каша, газета, букет, жаба, щи, губы, шуба, кожа, суп, тесто, буду, сушки, гвоздика, пышка, загадка, посуда, живу, уха, два, запах, дуга, гвозди, пища, ветка, ужи, вяжу, сосиски.

Первая команда выписывает слова, в которых все слова звонкие, вторая – слова, где все согласные только глухие, а третья – слова с глухими и звонкими согласными.

Игроки каждой команды, первыми выполнившие задание, выходят к доске, читают выписанные слова и ставят над ними номер своей команды. Остальные члены команды дополняют и исправляют ошибки, но за каждое дополнение и исправление команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Дидактические игры

1.Кто самый наблюдательный?

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите название предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут запишет наибольшее число названий предметов.

2.Пиши – не спеши.

На доске записаны 2 стихотворения.

Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее число слов (16 и 14).

Стол, за которым ты

Сидишь,

Кровать, в которой ты

Уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара

Лыж,

Тарелка, вилка, ложка,

Нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи  хлеба –

Всё это сделано

Трудом,

А не свалилось с неба.

В. Лившиц  

Эй, спаситесь

Поскорей:

Убежал из кухни клей!

Никого он не жалеет,

Всех, кого ни встретит,

Клеит!

Склеил банки

И бутылки,

Ложки, плошки, чашки,

Вилки,

Склеил книжки

И игрушки,

Одеяла и подушки,

Склеил пол

И потолок –

И пустился наутёк.

Б. Заходер

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?

Дидактические игры

1.Кто что делает? (3 команды.)

На доске записаны 3 столбика слов, обозначающих предметы:

повар       учитель        пекарь

врач         кузнец          художник

баянист    маляр          портниха

ветер        дождь          солнце

гром         огонь           снег

трава        ручей          вода

Члены команд по очереди выходят к доски и пишут слова, обозначающие действие данного предмета.

Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

2.Кто как передвигается?

На доске в столбик записаны слова, обозначающие предметы: птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, кузнечик, бабочка, колесо.

Игроки подбирают слова, обозначающие, как предмет передвигается, и записывают в тетрадь.

Первые 3 игрока, выполнившие работу, выходят к доске и читают свои слова, ставя к ним вопросы. Тот, кто выполнит всё правильно, признаётся победителем.

Слова, отвечающие на вопросы, какой? какая? какое? какие?

Дидактические игры

1.Кто какой?

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметов, но в другом порядке:

жадный            олень

трусливый       медведь

хитрая             ёж

пушистая         змея

неуклюжий      лиса

рогатый            заяц

колючий          волк

ядовитая          белка

Нужно записать словосочетания.

2.Кто это? (2 команды.)

На доске в 2 столбика записаны имена прилагательные:

жадный          горбатый

хитрая            пушистый

трусливый      колючий

мохнатый        упрямый

толстоногий     ядовитый

вертлявый        рогатый

Нужно составить словосочетания.

3.Каким может быть предмет?

На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту, по времени; по характеру, по качеству.

Нужно записать в тетрадях как можно больше имён прилагательных по каждому виду признаков. В конце проводится проверка. Победители определяются по наибольшему числу подобранных прилагательных.

Однокоренные слова

Дидактическая игра

Узнай родственника.

Карточки (с родственными словами) перемешиваются и раздаются по три каждому ученику. Водящий выставляет первую карточку. Ученики по очереди подставляют к ней родственные слова. Подставивший неверно платит штраф. Выигрывает тот, кто первый освободится от всех карточек.

Правописание слов с безударными гласными

Дидактические игры

  1. Чей ряд лучше? (Класс – 3 команды)

   У каждого ученика – набор сигнальных карточек с буквами а, о, е, и, я. Все буквы разного цвета.

   Учитель называет слова с безударными гласными в корне: трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, скала, стекло, кисель, глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, храбрец, окно, пчела.

   Дети поднимают карточку с нужно буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных каждой командой.

  1. Конкурс знатоков. (3 человека.)

   На столе обратно стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласныев корне: зм…я, б…рец, скр…пит, р…гатый, д…машний, пог…сить, пч…ла, т…шина, ч…совой, в…дяной, в…рить, кр…снеть, сл…за, гр…за, скр…пучий, з…мляной, ч…рнеть, м…хать, стр…ла, д…ска, в…рёный, зм…иный, г…сить, в…зить, к…сель, зв…рёк, б…евой, …синый, д…рить, к…лоть.

   Участники игры выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить.

   Класс оценивает работу знатоков и определяет победителя.

  1. Помогите Незнайке. (3 команды по 5 человек.)

   На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:

моря - …          старик - …          дома - …

столы - …         коса - …              роса - …

гора - …            слеза - …            стена - …

река - …             шкафы - …         дворы - …

сестра - …         дела - …             перо - …        

   Незнайка просит помочь ему выполнить задание по проверке безударных гласных: каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильнее и быстрее других поможет Незнайке выполнить задание.

   Игру можно проводить в форме эстафеты.

4.Быстрый ответ. (Класс – 2 команды.)

У учителя список слов с безударной гласной в корне: ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, глазастый, тяжёлый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, терпеть, платить, косить, денёк, линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, смотреть, просить, грозить,  смешить, спешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть.

Называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом, например: «Конец, пишем О, кончить». В случаи задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко.  Выигрывает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

5.Е и Ё

Для каждой команды на доске записаны столбики слов с безударной гласной Е:

Сестра – …

Пчела – …

Слеза – …

Весна – …

Черта - …

Бревно – …

Стекло – …

Весло – …

Зерно – …

Гнездо - …

Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее справится с заданием.

6.Эстафета. (6 команд.)

Команды получают карточки со словами:

Гр…за

М…ста

Сл…ва

Х…лмы

М…ря

Сл…ны

Р…ды

В…рить

Т…шина

Д…лина

З…мля

Сн…га

М…сты

Кр…чать

Б…жать

Д…ревья

Р…ка

С…лач

Ч…сы

Ст…лбы

Ст…на

З…ма

Ш…повник

К…льцо

Т…грёнок

Кр…ты

Тр…ва

Зв…рёк

Н…га

Стр…ла

П…ля

Д…жди

В…лна

П…ро

Л…цо

Л…сток

По сигналу учителя каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нём корень, пишет рядом проверочное слово, после чего передаёт карточку сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонну, заканчивает работу и возвращает карточку учителю.

Победителем считается команда, правильнее и быстрее других выполнившая задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

Дидактические игры на уроках русского языка

 Дидактические игры для младших школьников  выступают как  средство побуждения, стимулирования уча­щихся к познавательной  деятельности....

Дидактические игры на уроках русского языка

Данный материал содержит описание дидактических игр на уроках русского языка в 1 классе. Проводимые игры помогут сделать урок более интересным...

Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...

Дидактические игры на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

Предлагаемое дидактическое пособие позволит учителю повысить эффективность работы по закреплению и проверке знаний учащихся, даст возможность организавать самостоятельную деятельность учащихся, ...

Разработки к урокам русского языка, математики, окружающего мира

Разработки к урокам русского языка, математики, окружающего мира...