Программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_v_tvoem_klasse_rabochaya_programma_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                                                               

Программа

внеурочной деятельности

«Музей в твоем классе»

(1-2 классы)

                                         

               

Пояснительная записка

к курсу «Музей в твоём классе»

Курс "Музей в твоем классе" знакомит учащихся  с  репродукциями 9 картин русских художников и дифференцирован по двум предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство).

        Изучение данного курса предполагает знакомство учащихся с картинами выдающихся русских  художников, разными жанрами живописи.

Структура занятий состоит из  системы вопросов и заданий, предполагающих использование простейших инструментов для выделения деталей и фрагментов (круглая рамка, прямоугольная рамка, лупа), а также дополнительных сведений, которые могут быть использованы на занятиях.

В процессе изучения курса у учащихся:

  • формируется наблюдательность, логическое мышление;
  • формируется умение реконструировать смысл и причины того, что осталось за кадром изображения;

 Учащиеся обращают внимание на особенности живописного стиля каждого художника;

  • на способы создания основных физических иллюзий (света и тени, блеска и прозрачности и т.д.);
  • способствуют развитию эстетического воспитания школьников, интереса к произведениям искусства.

Работа по курсу построена с использованием учебного пособия Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Музей в твоем классе» 1-6 класс. Издательство: Академкнига/Учебник, которое включает 17 репродукций картин русских художников, а также методический аппарат для работы с картинами, рассчитанный на преподавателей как начальной, так и основной школы.

Основное пособие: «Музей в твоём классе» (для учащихся 1–6 классов). Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – 17 п.л.

Список репродукций

Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855. 1.

Серебрякова З.Е. За обедом. 1914. 2.

Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924. 3.

Поленов В.Д. Московский дворик.1878. 4.

Левитан И.И. Свежий ветер. Волга.1895. 5.

Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913. 6.

Кустодиев Б.М. Масленица. 1916. 7.

Федотов П.А. Сватовство майора. 1848. 8.

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833. 9.

Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом 10. городе. 1910.

Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. 11. Московская слобода.1934.

Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893. 12.

Маковский В.Е. Две матери. 1905–1906. 13.

Нестеров М.В. Три старца. 1915. 14.

Коровин К.А. За чайным столом. 1888. 15.

Коровин К.А. Алупка. 1912. 16.

Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича 17. Третьякова.1901.

Направление: художественно-эстетическое.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

Цели внеурочной деятельности:

познакомить школьников с разными жанрами живописи – (натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картиной);

дать начальное представление о логике развития – живописного языка (от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность — к импрессионистической пленэрности);

сформировать первичные представления о целостности – художественного мира того или иного художника (с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора).

В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений школьников, как умение ориентироваться в жанре картины (Натюрморт.  Пейзаж. Историческая картина. Бытовая картина. Портрет), в определении темы картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, в особенностях  композиционного решения художником поставленной задачи.

Школьники осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственных связей между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. (Если у свеклы зелень увяла, значит… Если рядом со снегом изображена лужа, значит… Если дым из труб идет вертикально вверх,  значит… Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит… и т.д.). В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием  в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Предполагаемый результат: подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», Каталог репродукций «Музей в твоём классе», «Каталог моей коллекции репродукций».

Примечание. «Моя коллекция» может содержать  репродукции картин одного художника, или разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например, «Пейзаж в творчестве художника …» «Портреты художника…», «Исторические события в России глазами художников-современников»., «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России»,  «Художники нашего  края, области».

Организационно-методические указания

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания, малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия  к возможности использовать этот опыт в дальнейшем.  Эта логика учитывает, прежде всего, жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к  исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, сто составляет мир взрослых).

Методический аппарат пособия «Музей в твоём классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, школьникам 1-х и 2-х выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить выделенные места с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимися ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности  живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).

Для школьников всех возрастных групп на полях репродукции помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.

При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции  помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием учащихся разных классов.

Занятия могут проводиться учителем начальных классов, учителем русского языка и литературы, преподавателем изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.

Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей  учащимся его класса. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания более старшей или младшей возрастной категории.

Если занятия проводятся со школьниками разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям учащихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.

Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно пока вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

Оборот обложки с черно-белыми репродукциями 17 картин, представленными в пособии дает представление о размерах подлинных полотен. Для этого рядом с  репродукциями представлены силуэты школьников, принадлежащих к трем возрастным группа: 1-2 класс,  3-4 класс, 5-6 класс. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую  треть 20-го века.

Школьник научится:

- Находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.

- Выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность.

- Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.

- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

Список литературы

1. Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.–  М.: Классика, 2001.  

  1. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб:  Искусство – СПБ, 2005.
  2. Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобр. искусство, 1991.
  3. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
  4. Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
  5. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Худ. России. 2004.
  6. Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
  7. Мальцева Ф.С.  Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Иск-во, 2002.
  8. Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
  9. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – Москва.: Махаон, 2006.
  10. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
  11. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной  модели образования средствами УМК «Перспективная начальная  школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008

Примерное планирование занятий кружка (клуба, факультатива)

«Музей в твоём классе» в 1-2 классе

(17 занятий)

Тема занятия

Содержание  материала

1

Введение. «Музей в твоем классе»

И. Хруцкий. «Цветы  и фрукты».

Натюрморт

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет.  Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части.

2

Г. Серебрякова. «За завтраком»

(«За обедом»)

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

3

Г. Серебрякова.

«На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

4

В. Поленов.

 «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы).

Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

5

И. Левитан.

«Свежий ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход,  парусная лодочка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.). Название картины.  Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер.

6

Б. Кустодиев.

«Морозный день»

Темы и объекты изображения художников. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения.  Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон.  

7

Б. Кустодиев.

 «Масленица»

Празднование масленицы.  Разгар гуляния.  Развлечения на площади: народный театр,  хоровод, катание на карусели. Где слышны музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

8

П. Федотов.

«Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и качеств.

9

К. Брюллов.

 «Последний день Помпеи»

Знакомство художника с историческим событием и организацией археологической работой. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.

Работа с большой рамкой над изображениями участников  трагического события. Создание ощущения нависшей  над городом страшной угрозы.

10

И. Горюшкин-Сорокопудов  «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма.  Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

11

И. Горюшкин-Сорокопудов  

«Сцены из старинной жизни»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны?  Следы полозьев саней; следы людей.

Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождения на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

12

В. Маковский

«Две сестры

(Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разного обеспечения. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

13

В. Маковский

«Две матеры»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

14

Нестеров М.В. «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей.  Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?

Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов.

Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

15

Коровин К.А. «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый).

Помещение; время года;  состояние погоды.

Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям?

Рассматривание фрагментов по названиям.

16

Коровин К.А. «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться?

Дворец, пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

17

Репин И.Е.

 «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П.М.Третьякова. Дар родному городу. 1956 год – год рождения галереи, которая сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ей исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит  портрет.

Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М.Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины.

Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится картина автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.

Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Основы православной культуры"

Духовно-нравственное направление в 1 классе по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...