"Предметные олимпиады в начальной школе"
статья на тему

Сингизова Альфинур Вафиевна

Выступление на секционном занятии августовской конференции УНК, посвященного предметным олимпиадам. Проанализировав работы учащихся нашего города на республиканской олимпиаде, я попыталась выяснить причины неудач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx16.31 КБ
Файл olimpiady.pptx196.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение олимпиад

 в начальной школе

(Из выступления на семинаре) 

Информация к размышлению

Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых  заданий в какой-либо области знаний».(Слайд 2). Поэтому цели (Слайд 3) проведения предметных олимпиад следующие:

- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;

- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

         - правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

     Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание  заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор. Олимпиада не должна быть мероприятием, которое проводится один раз в году только для 5-6 избранных детей. Она должна быть массовой. Для этого лучше систематически подготавливать детей во время уроков. На многих уроках можно найти 5-10 минут на решение нестандартных заданий, развивающих логику и смекалку Лучше, чтобы такие задания предлагались не реже, чем 2-3 раза в неделю. Если решение не приходит сразу, то не стоит добиваться немедленного ответа. Можно предложить детям поразмыслить дома.

      Вашему вниманию представляю диаграмму (Слайд 4), которая показывает количество участников республиканского этапа олимпиады по школам нашего города и района. Мы не показываем результаты на уровне республики уже более 5 лет. Проанализировав работы учащихся нашего города на республиканской олимпиаде, мы попытались выяснить причины неудач. Как нам кажется, они следующие:

  • Невнимательность при чтении заданий и вопросов. Например, задание 4 по русскому языку для школ с родным языком обучения (записать фамилии по группам в зависимости от их первоначального значения). Слайд 5.
  • Узкий кругозор, бедный словарный запас, примитивные знания об окружающем мире. Например, задание 3 для школ с русским языком обучения (заменить слово другим, более точно передающим данное понятие) и задание 1 (записать как можно больше сложных слов, обозначающих положительные и отрицательные черты характера), задание 4 (запиши 5 слов, в каждом из которых одна за другой следует 4 согласные буква). Слайд 6.
  • Незнание фразеологизмов, пословиц и поговорок. Например, задание 5 для школ с русским языком обучения (ответь на вопросы, используя фразеологизмы). Слайд 7.
  • Слабое знание лексики, однобокое восприятие смысла слов. Например, задание 5 для школ с родным языком обучения (составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы разными частями речи). Слайд 7.
  • Недостаточное развитие речи: устной и письменной. Например, задание 7 для школ с русским языком обучения (объясни значение пословицы). Слайд 7. Необходимо чаще писать мини-сочинения-рассуждения.
  • Невнимательность, неумение строить логическую цепочку, делать выводы, обобщения, «увидеть, прочитать между строк».

   А сейчас ознакомлю вас с олимпиадными заданиями по математике.              Слайд 8-13.(Обсуждение решения задач и заданий).

Подведем итоги:

  1. Начиная с 1 класса вести работу по выявлению способностей и склонностей учащихся к освоению отдельных предметов.
  2. Целенаправленность, постепенность, систематичность в подготовке к олимпиадам.
  3. По возможности вести дополнительные занятия, развивающие познавательные способности детей.  (Например, я использую тетради О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам». Детям очень нравится по ней работать, задания разнообразны, интересны, многогранны.)

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметные олимпиады в начальной школе Сингизова Альфинур Вафиевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г. Учалы

Слайд 2

«Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области»

Слайд 3

Цели проведения предметных олимпиад: Всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету; Развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; Правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности; Преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

Слайд 4

Участие на республиканском этапе олимпиады

Слайд 5

Задания по русскому языку Задание 4. Древние русские фамилии были своеобразными характеристиками людей. Фамилия давалась человеку как примета, по которой его можно было выделить среди других людей. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, а иногда – по роду занятий. Запиши фамилии по группам, в зависимости от из первоначального значения. Добронравов, Третьяк, Васильчиков, Злобин, Жданов, Семёнов, Гордеев, Нечаев, Николин, Севастьянов, Меньшиков, Молчанов, Старшинов, Устинов, Умников. Имя отца Черта характера Место в семье

Слайд 6

Задание 1 . Запиши как можно больше сложных слов, обозначающих положительные и отрицательные качества характера. Задание 3. Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие. В землю, от стада овец, пастух, гуща леса, сбоку дороги. Задание 4. Запиши пять слов, в каждом из которых одна за другой следуют четыре согласные буквы

Слайд 7

Задание 5. Ответь на вопросы, используя фразеологизмы. Твой друг живёт близко? Ты давно изучаешь английский язык? Твой друг хорошо потрудился? Виктор говорил правду? Как бабушка любит свою внучку? Задание 5. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы разными частями речи. Учёный, стекло, часовой, дали. Задание 7. Объясни значение пословицы. Одно тёплое слово и в жёсткий мороз согреет.

Слайд 8

Задания по математике Задание 1. Хозяин принёс трём своим гостям большую связку бананов и сказал: «3 банана отдайте моей обезьянке, а остальные разделите поровну на троих». Трое гостей уснули. Потом первый проснулся, отдал 3 банана обезьянке, съел треть оставшихся бананов и ушёл гулять. Затем второй из них проснулся, отдал 3 банана обезьянке, съел треть оставшихся бананов и ушёл гулять. Третий проснулся, отдал 3 банана обезьянке, съел треть оставшихся бананов, и на столе осталось 3 банана. Сколько всего бананов принёс хозяин? (21 банан)

Слайд 9

Задание 2. В парке аттракционов было продано билетов на сумму 4 090 рублей. На качели и карусели было продано одинаковое количество билетов. Билетов на аттракцион «Колесо обозрения» продали на 45 больше, чем билетов на качели и карусели в отдельности. Каждый билет на качели стоил 50 рублей, на карусели – 40 рублей, а на «Колесо обозрения» – 20 рублей. Сколько билетов на качели, карусели и «Колесо обозрения» было продано? Качели – х ∙ 50 руб. Карусели – х ∙ 40 руб. 4 090 руб. Колесо – ( х + 45 руб.) ∙ 20 руб. 50х + 40х + 20( х + 45 ) = 4090

Слайд 10

Задание 3. Впиши в пустые клетки недостающие числа от 1 до 16 так, чтобы в сумме по всем столбикам и строкам и обеим диагоналям получилось число 34. 5 13 3 6 9 1

Слайд 11

Задание 4. Разрежь квадрат на 6, 7, 9 и 10 квадратов. 6 7 7 9 10

Слайд 12

Задание 5. В 4Б классе учится 25 детей. Сколькими способами можно назначить двух дежурных по классу? Докажи. 24 способа ∙ 25 детей = 600 способов. Задание 6. К празднику Золушка шила салфетки. Каждая салфетка размером 25х25 см. За 8 дней Золушка израсходовала 3 м . Сколько салфеток в день шила Золушка? 25 ∙ 25 = 625 (см ) на 1 салфетку 3 м = 30 000 см 30 000÷ 625 =48 (салфеток) – за 8 дней 48 ÷ 8 = 6 (салфеток) – за 1 день 2 2 2 2

Слайд 13

Задание 7. С помощью цифр 3, 5, 7 напиши все двузначные числа, которые можно составить, при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут. Перечисли все эти числа, найди сумму рациональным способом. 35, 37, 53, 57, 73, 75 (35 + 75) + (37 + 73) + (53 + 57) = 330

Слайд 14

Итоги: Начиная с 1 класса вести работу по выявлению склонностей и способностей учащихся к освоению отдельных предметов. Целенаправленность, постепенность, систематичность в подготовке к олимпиадам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметных недель в начальной школе.

Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить  полный отчёт о проделанной работе....

Предметная неделя в начальной школе.

Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....

Что такое предметное обучение в начальной школе

Не стоит бояться, если в вашей школе обучение ребенка ведется с первого класса в режиме предметного, если, конечно, все предметы ведут учителя начальной школы. Это снимает лишнюю тревожность ребенка, ...

Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе

Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...

Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида

Методическая разработка  для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...