Аверьянова Л.В. Педагогический мониторинг УУД, как основа планирования образовательного процесса
учебно-методический материал на тему

В статье показана система педагогической диагностики УУД, которая включает в себя: педагогическое наблюдение, оценка работ на межпредметной основе, психодиагностическое обследование, анализ содержания портфеля достижений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг УУД,

как основа планирования образовательного процесса

Автор: Аверьянова Л.В., учитель начальных классов

 МАОУ «Пргимназия «Центр детства»

В прогимназии сложилась определённая система педагогической диагностики УУД, которая включает в себя:

*педагогическое наблюдение, оценка работ на межпредметной основе, психодиагностическое обследование, анализ содержания портфеля достижений.

Первый этап –это планирование. На данном этапе участвуют учитель, администрация, психолог.

Целью данного этапа является -составление и корректировка циклограммы мероприятий, планирование  взаимодействия педагога и психолога в проведении мониторинга, график административного контроля предметных и метапредметных  результатов.

Второй этап – этап диагностики,который предполагает проведение диагностических  мониторинговых исследований.

В разных видах диагностик присутствуют различные критерии оценки (высокий, средний, низкий, зачёт, незачет, бальная система). Поэтому мы для удобства и целостности критериальных оценок мы приняли следующее соотношение критериев 3-х бальную систему., т.е 1,2,3. Данное соотношение было принято педагогами прогимназии на педагогическом совете.

Соотношение систем оценки

Уровневый подход

Психологический подход

Зачетная система

4-бальная система

3-х бальная система)

Не достижение опорного уровня

Низкий уровень

незачет

2

1

Опорный уровень

Средний уровень

зачет

3

2

Повышенный уровень

Высокий уровень

зачет

4-5

3

Этап реализации мониторинга включает три уровня контроля

1 уровень мониторинга осуществляется ежегодно с 1 по 4 классы в начале и в конце учебного года согласно технологических карт формирования УУД. Промежуточный мониторинг осуществляется только в отношении тех обучающихся, которые показании низкий уровень развития УУД.

2 уровень  контроля совмещается с проведением административного контроля предметных и метапредметных  результатов. Оптимальные сроки проведения – декабрь – предметные, апрель – метапредметная контрольная работа. В качестве КИМов используются материалы разработчиков УМК «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», системы РО Л. В Занкова.

Мониторинг достижения личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе предполагает ведение индивидуальной карты обучающегося. Индивидуальная карта УУД включает в себя:

Индивидуальная карта сформированности УУД

Показатели сформированности универсальных учебных действий

Педагогическая оценка

Психо-

Диагностика

Осуществляет психолог

Оценка за выполненное комплексное задание

Динамика (портфель достижений)

Итог

I. Сформированность личностных УУД

1.1Самоопределение (самооценка, основы гражданственности)

1.2 Смыслообразование (учебно-познавательная  мотивация)

1.3 Морально-этическая ориентация

II. Сформированность регулятивных УУД

2.1Действие целеполагания

2.2 Действие планирования

2.3 Действия контроля и коррекции

Портфолио

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика.

 В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Для осуществления педагогической диагностики, мы проводим педагогические наблюдения и с недавнего времени являемся контрольной группой по апробации КИМОВ, разработанные автором кандидатом педагогических наук Мариной Николаевной Поляковой.Данная методика ориентирована на оценку образовательных результатов обучающихся с 3-х до 10 лет. Проводится педагогами 5-6 раз в год. В неё включены задания, направленные на изучение умений воспринимать, анализировать, понимать и создавать графическую информацию.

Причем задания построены не на конкретном учебном содержании, а на житейском. Поэтому дети учатся на жизненных примерах.

Рассмотрим некоторые примеры результатов учащихся.

  • Вот дети 3 класса показали своё настроение в течении дня. Мы видим определенное время и 10-балльную шкалу. Можно проследить, как меняется настроение ребенка в течении дня, сделать для себя выводы и в дальнейшем скорректировать свою работу.

В основе восприятия графика (диаграммы) необходимо несколько базовых умений. 

1. Умение группировать содержание, поскольку любой график включает несколько позиций (групп) для сравнения

2. Умение устанавливать связи и отношения между группами

3. Умение замещать предмет или группу предметов знаком, цветом, размером

4. Умение сравнивать количественные величины и определять равенство-неравенство

5. Умение соотносить часть и целое

Данный мониторинг  предназначен не только для диагностики УУД, но и для их формирования. Данные КИМЫ целесообразно применять, если в школе нет психолога.

В течении всего периода обучения в начальной школе ведется контроль за изменением развития УУД каждого учащегося. Далее результаты всей диагностики сводятся в единую таблицу по ученику. Эти данные находятся в портфеле учителя.

Обратите внимание на экран. На примере регулятивных ууд представляем вам сводную таблицу.

Сводная таблица (регулятивное УУД)

Ученика  класса  Иванова Ивана

Показатели сформированности универсальных учебных действий

Педагогическая оценка

Психо

-

диагностика

Оценка за выполненное комплексное задание (комплексная контрольная работа на межпредметной основе)

Динамика (портфель достижений)

Итог

II.  Сформированность регулятивных УУД

Общий бал

Уровень

2.1 Действие целеполагания

1

1

1

2

5

Н

2.2 Действие планирования

2

1

2

2

7

С

2.3 Действия контроля и коррекции

2

3

1

2

8

С

2.4 Действие оценки

1

2

2

3

7

С

2.5 Саморегуляция

1

1

2

3

7

С

100% - 12 балов – высокий уровень

90%-50% - 10-6 балов – средний уровень

Ниже 50% - менее 6 балов – низкий уровень

        На основании проведенного  мониторинга  по каждому учащемуся  составляется диагностическая карта и вкладывается в портфолио ученика. С ней знакомятся дети и родители. Карта оформляется 2 раза в год (1-е полугодие и год)

Диагностическая  карта формирования УУД  1 класс.

(На примере РУУД)

                ФИ ученика ______________________________ класс 1 «__»

УУД

Критерии

Балл

1 полу-

годие

год

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

3

3

Требуется повторное напоминание учителя.

2

1

Не может организовать своё место.

1

1

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем.

2

2

Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя.

1

1

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем.

2

2

Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя.

1

1

4

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Может использовать в своей деятельности простейшие приборы.

3

3

Необходима помощь учителя в использовании простейших приборов.

1

1

Не может пользоваться простейшими приборами даже после дополнительной помощи учителя.

2

1

5

Оценка результатов своей  работы.

Умеет объективно оценивать свою работу  и соотносить  с готовым результатом.

3

3

При соотношении работы обнаруживается расхождение в оценке.

2

2

Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

1

1

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных , коммуникативных, личностный)

36-33 баллов - высокий уровень;32-18 баллов  - средний уровень;  0-17 баллов - низкий уровень.

2

2

1

1

Совместно с психологом мы составляем сводную таблицу по классу.


Сводная таблица сформированности регулятивных  УУД  класса

Целеполагание

Планирование

Контроль

Оценка

ИТОГО

Ф.И. обучающегося

Умение определять цель учебной  деятельности

Умение формулировать  и удерживать учебную задачу

Умение сохранять заданную цель

Умение планировать свою деятельность и действовать по плану

Готовность к преодолению трудностей,

Умение соотносить выполненное задание  с образцом

Умение контролировать свою деятельность по результату

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее

Осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Осознание качества и уровня усвоения

Оценка результатов работы

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки

Умение оценить действия товарища

Степень развития

произвольного внимания

1

Анна И.

2

3

2

2

1

3

2

2

2

1

1

3

1

2

56%

С

2

Ольга П.

2

1

1

2

1

2

1

2

2

1

1

2

2

2

52%

С

3

Семен Д.

1

2

2

2

3

1

1

1

3

1

1

3

1

1

47%

Н

Средний %  по классу

54%

50%

50%

46%

50%

50%

50%

50%

50%

46%

42%

67%

50%

46%

50%

СРЕДНИЙ (общий показатель по классу)

Уровень

С

С

С

Н

С

С

С

С

С

Н

Н

С

С

Н

Для более удобного восприятия результатов мониторинга составляется гистограмма.

Для видения общей картины и более точного прослеживания динамики- все данные класса  заносятся  в сводную таблицу ХL. Всю работу мы осуществляем совместно с психологом.


Следующим этапом является обработка и анализ результатов

Определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени, выработка рекомендаций, принятие управленческих решений для планирования процесса обучения  с учетом коррекции. Это очень важный этап мониторинга.

Итоговые диагностические данные  по каждому обучающемуся,  в разрезе разных видов УУД дают возможность отслеживать индивидуальную динамику его продвижения. Педагог совместно с психологом составляет реестр затруднений, планирует  проектирование  и организацию коррекционных мероприятий, проводит оценку и контроль.  Определение среднего результата по классу и школе предполагает сделать  качественно анализ данных и использовать  результаты оценивания для планирования процесса обучения с учетом коррекции.

Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом всего учреждения, что  позволит получить информацию для определения изменений в системе работы прогимназии.

Системная  работа по формированию УУД дала определенные положительные результаты

 отмечена положительная динамика  сформированности УУД в начальных классах за последнии года;

-  наблюдается рост качества обучения обучающихся 2 -4 классов;

- увеличилось количество победителей в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

- расширение  диапазона проектной и исследовательской деятельности;

-отмечено повышение  профессионального уровня педагогов по данному вопросу .

Однако, выявлены затруднения и риски:

1.Дети испытывают затруднения при планировании, контроле и самоконтроле.

--прослеживается нестабильный рост показателя сформированности познавательных универсальных учебных действий за последние года;

- Увеличивается базовый уровень и уменьшается выше базового.

На сегодняшний день мы нашли такие конкретные шаги решения затруднений.

1. Одной из годовых задач стало повышение профессиональной компетентности педагогов создания условий для саморазвития обучающихся. Был проведен педсовет по данной теме. Вопросы формирования познавательных и регулятивных УУД были рассмотрены на заседании МО и секционной работе.  Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей с низким уровнем сформированности УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Педагогический мониторинг УУД как основа планирования образовательного процесса

Слайд 2

педагогическое наблюдение оценка работ на межпредметной основе психодиагностическое обследование анализ содержания портфеля достижений

Слайд 3

Первый этап ПЛАНИРОВАНИЕ составление и корректировка циклограммы мероприятий планирование взаимодействия педагога и психолога в проведении мониторинга график административного контроля предметных и метапредметных результатов

Слайд 4

Второй этап ДИАГНОСТИКА отработка технологии мониторинговых исследований сбор информации и ее анализ на различном уровне

Слайд 5

Соотношение систем оценки Уровневый подход Психологический подход Зачетная система 4-х бальная система 3-х бальная система Не достижение опорного уровня Низкий уровень незачет 2 1 Опорный уровень Средний уровень зачет 3 2 Повышенный уровень Высокий уровень зачет 4-5 3

Слайд 6

Индивидуальная карта сформированности УУД Показатели сформированности универсальных учебных действий Педагогическая оценка Психо- Диагностика Оценка за выполненное комплексное задание Оценка портфеля достижений Итог I . Сформированность личностных УУД 1.1Самоопределение (самооценка, основы гражданственности) 1.2 Смыслообразование (учебно-познавательная мотивация) 1.3 Морально-этическая ориентация II . Сформированность регулятивных УУД 2.1Действие целеполагания 2.2 Действие планирования 2.3 Действия контроля и коррекции

Слайд 8

«Моё настроение в течении дня»

Слайд 9

Базовые умения 1. Умение группировать содержание, поскольку любой график включает несколько позиций (групп) для сравнения 2. Умение устанавливать связи и отношения между группами 3. Умение замещать предмет или группу предметов знаком, цветом, размером 4. Умение сравнивать количественные величины и определять равенство-неравенство 5. Умение соотносить часть и целое

Слайд 10

Сводная таблица (регулятивное УУД) Ученика 1а класса Иванова Ивана Показатели сформированности универсальных учебных действий Педагогическая оценка Психо - диагностика Оценка за выполненное комплексное задание (комплексная контрольная работа на межпредметной основе) Динамика (портфель достижений) Итог II. Сформированность регулятивных УУД Общий бал Уровень 2.1 Действие целеполагания 1 1 1 2 5 Н 2.2 Действие планирования 2 1 2 2 7 С 2.3 Действия контроля и коррекции 2 3 1 2 8 С 2.4 Действие оценки 1 2 2 3 7 С 2.5 Саморегуляция 1 1 2 3 7 С 100% - 12 балов – высокий уровень 90%-50% - 10-6 балов – средний уровень Ниже 50% - менее 6 балов – низкий уровень

Слайд 11

УУД Критерии Балл 1 п год Регулятивные УУД 1 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Организует своё место в соответствии с требованиями учителя. 3 3 Требуется повторное напоминание учителя. 2 1 Не может организовать своё место. 1 1 2 Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя. 2 2 Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем. 2 2 Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя. 1 1 3 Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определяет план выполнения заданий с помощью учителя. 2 2 Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем. 2 2 Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя. 1 1 5 Оценка результатов своей работы. Умеет объективно оценивать свою работу и соотносить с готовым результатом. 3 3 При соотношении работы обнаруживается расхождение в оценке. 2 2 Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна. 1 1 ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень. Познавательные УУД ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных , коммуникативных, личностный) 36-33 баллов - высокий уровень;32-18 баллов - средний уровень; 0-17 баллов - низкий уровень. 2 2 1 1 Диагностическая карта формирования УУД 1 класс. (На примере РУУД)

Слайд 12

Сводная таблица сформированности регулятивных УУД

Слайд 14

ФОРМА 3СВ-НОО Сводная таблица по определению уровня сформированности УУД уч-ся __________класса Условные обозначения: высокий уровень – 3, средний уровень – 2, низкий уровень – 1 баллов (34-31 баллов - высокий уровень;30-16 баллов - средний уровень; 0-15 баллов - низкий уровень) Учитель :_______________________________________ Дата заполнения :________________________ № Фамилии уч-ся Параметры характеристики школьника (УУД) ИТОГО (БАЛЛЫ) ИТОГО (УРОВЕНЬ) Регулятивные УУД Познавательные УУД коммуникативные УУД Личностные УУД 1 2 3 4 5 ИТОГО 1 2 3 4 5 ИТОГО 1 2 3 4 ИТОГО 1 2 3 ИТОГО 1 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ 2 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ 3 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ 4 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ 5 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ 6 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ 7 0 0 0 0 0 НИЗКИЙ

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Педагогический совет "Культура здоровья учащихся в образовательном процессе"

Данный материал можно использовать для вступительного слова на педагогическом совете...

Педагогические технологии. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

В данной статье представлен материал о педагогических технологиях, используемых преподавателями в обучении и образовании младших школьников. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным техно...

Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.

      В данной работе рассматривается вопрос  по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...