Экологическое воспитание в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Доклад из опыта работы учителя начальных классов Прониной Любови Николаевны

МОУ «ООШ» С. Студёнка Турковского района Саратовской области «Экологическое воспитание в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ekologicheskoe_vospitanie_v_nachalnyh_klassah.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

из опыта работы

учителя начальных классов

Прониной Любови Николаевны

МОУ «ООШ» С. Студёнка Турковского района Саратовской области

«Экологическое воспитание в начальных классах»

 (Слайд 1) 

(Слайд 2) Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

(Слайд 3) Моя задача как учителя научить и  довести до сознания детей то, что человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития   нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. 

Мы, люди, должны, побеспокоится о наших «соседях» – растениях и животных, они больше всего страдают от загрязнения окружающей среды. В результате загрязнения и нерационального использования земель многие виды исчезли с лица Земли или находятся на грани исчезновения.

(Слайд 4)  Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.

        От человека зависит сохранность Земли, мир на Земле, умножение ее богатств.

(Слайд 5) В начальной школе закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний, здесь формируется, и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. В этот период ребенок более впечатлителен, близок к природе, любознателен.

У Сухомлинского есть замечательные слова с которыми невозможно не согласиться : « К тому, кто был глух к природе с детства , кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии- просто человечность.»

(Слайд 6) Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед педагогом задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта»

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

        (Слайд 7) Теоретическая основа экологического обучения и воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет обучающимся усваивать правила и нормы поведения в природе.

       (Слайд 8) Разнообразная  деятельность  учащихся  реализуется  во   всех   типах

внеурочной деятельности:  индивидуальных,  групповых,  массовых. 

(Слайд 9, 10) Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися  наблюдений и сбор информации за отдельными видами растений, животных, грибов и т.д.  Индивидуальная работа тесно связана с работой младших  школьников в изготовление поделок (Районной акции «Зимняя планета детства» в номинации «Эко-игрушка» - 1 место), фотографирование, участие в различных конкурсах, викторинах… В индивидуальных занятиях  наиболее  ценны  те  наблюдения,  которые  приводят школьника к желанию  своим  трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, подкормить птиц зимой.

     (Слайд 11, 12)  Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает при проведении экскурсий; целенаправленных туристических походов  по изучению природы; (Слайд 13) исследовательские работы В них школьники,  проявляют  наибольший  интерес   к   изучению взаимосвязей человека с живой природой.

     Г И П О Т Е З А: Мы считаем что пруд, находящийся в нашем селе мелеет и зарастает из-за деятельности человека. В результате проделанной работы  выяснили, что к судьбе пруда причастны все жители села. И если не принять мер, то будущего у пруда нет. Ребята приняли решение: очисть берег пруда от мусора. (Была проведена посильная работа)

(Слайд 14) Приняли так же участие в заочном районном конкурсе «Знатоки родного края» в номинации «Семь чудес моего села – 2 место»

             (Слайд 15)  В формировании экологической  культуры  младших  школьников  огромную роль играют массовые  внеклассные  занятия:  праздники,  утренники,  ролевые игры на экологические темы,  работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, села; работы на пришкольном участке, развешивание птичьих домиков, кормушек, посадка и уход за растениями;

Хочется сказать и об уроках экологической направленности. Предмета экологии в начальной школе нет, но экологическое воспитание проводится целенаправленно, междисциплинарное по учебным предметам начиная с начальной школы через уроки: (Слайд 16)

Русского языка 

  • Использование текстов из произведений для списывания, изложений, диктантов;
  • Сочинения на темы «Удивительное рядом», «Моё село в будущем», «Могу ли я помочь природе» и др.;
  • Сочинение сказок, например: «Разговор с берёзкой», «О чём разговаривают животные» и др.

Литературного чтения

Чтение и обсуждение книг о природе  : (Слайд 17)

  •  (Например: после прочтения В. Белов «Родничок» ребятам дала задания: «Узнать есть ли в нашем селе родники?»; результат – очистили родник)

     (Слайд 18) Чтение отрывка из произведения А. Куприна «Скворцы». Ребята    

      посчитали нужным построить скворечник.

  • Знакомство с русскими поэтами и их творчеством.
  • Мини-диспуты («За что я люблю весну (зиму, осень, лето)»)

(Слайд 19)

Математики

  • Решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.

Окружающего мира

Уроки  окружающего мира помогают расширить знания о природе родного края (Слайд 16) о богатствах России, расширить кругозор обучающихся о растительном и животном мире Земли. Большинство тем учебника «Окружающий мир»  в начальной школе дополнены экологическими вопросами и краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического сознания, которое является фундаментом для формирования экологического поведения

Экологическое воспитание и образование школьников необходимы для гармоничного развития личности и является необходимой формой работы в начальных классах.

Выводы:

    Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию в начальных классах:

1)  способствует развитию у школьников экологического сознания;

2) ребята сами участвуют в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение;

3) младшие школьники получают  экологические представления о природе родного края

4) разные виды деятельности помогают почувствовать себя частью природы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Экологическое воспитание в начальной школе

Цели, задачи и методы экологического воспитания младших школьников....

Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...