Рабочая программа по Риторике для 2класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Петренко Лиана Эстатьевна

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская       (Образовательная система «Школа 2100». )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_2kl_petrenkol.e.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа № 13.

                                                     

      Рассмотрена                                                        Согласована                                                                    Утверждена  

на заседании  ШМО                                         на заседании методического совета                    Приказом

учителей начальных классов                                                                                                                  

протокол от «26»августа 2011г. №1              протокол от «29» августа 2011г.№1                     от «01»сентября 2011г. №170

руководитель:                                                   председатель:                                                          директор МОУ Донской СОШ №13

_______________    Л.А.Левашко _______________      И. А. Тарасенко                    _____________ С. А. Гордиенко                              

Программа  

внеурочной деятельности

          «Риторика»

           во 2 классе

Составитель:  Петренко Лиана Эстатьевна  -  учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

       х. Донской

2011 год

Пояснительная записка

 к рабочей программе «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА в рассказах- и рисунках» 2 класс. Авторы : Т.А.Ладыженская и др.    

 

Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы

на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться.

Цель программы научить детей умелому, успешному, эффективному

общению, умению успешно пользоваться даром слова.

В основе данной рабочей программы лежит программа по риторике для

четырёхлетней начальной школы.

Учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках 2 кл.» (авторский

коллектив Т.А.Ладыженская и др.) выпущен в виде книги-тетради, имеет

гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

Учебник соответствует Федеральным компонентам образовательного

стандарта. Структура и содержание программы остались без изменений.

Учебник «Детская риторика» содержит в себе 13 разделов, каждый из

которых решает определённую часть общей задачи:

I .Проверь себя.

2.Наука риторика.

З.Как мы говорим.

 4.Учусь слушать.

5.Вежливая просьба.

6.Учусь читать и писать.

 7.Тема и основная мысль

 8.Пересказ.

9.Вежливый отказ.

10.Типы текстов.

11.Рассуждение.

 12. Описание.

13.Невыдуманный рассказ.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

а/ умение взаимодействовать с партнёрами общения, готовность понимать

его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое

поведение;

б/ правильность речи; точность речи;

в/ особенности речевых жанров.

-    общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

а/ умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;

б/ умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, аннотации и т.д.

Рабочая программа составлена в соответствии:

  1. с Примерными программами начального общего образования;
  2. с компонентом образовательного учреждения;
  3. с учебным планом МОУ Донская  СОШ №13
  4. с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Риторика» (автор Т. А. Ладыженская)

На изучение данного курса во 2 классе отводится:

Всего:                                        35 часов (1 час в неделю)

Учебно-методический комплект.

  1. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса  в 2 частях.
  2. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.

Нравственно-риторические идеи курса.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)

Будь своему слову господин. (Пословица)

Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)

Основные риторические умения.

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);

• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;

• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:

• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;

• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).   

                       

                                                               3 .        СТРУКТУРА   КУРСА

      №

                  МОДУЛЬ (ГЛАВА)

КОЛИЧЕСТВО

        ЧАСОВ

      1

Повторение

           5

      2

Как мы говорим

           3

      3

Учусь слушать

           5

      4

Вежливая просьба

           2  

      5

Учусь читать и писать

           2

      6

Текст.Тема и основная мысль

           3

      7

Пересказы

           2

      8

Вежливый отказ

           2

      9

Типы текстов

           5

      10

Невыдуманный рассказ

           2

       11

Подведём итоги

           2            

       12

Обобщение по теме «Текст»

           1

       13

Резервный урок

            1

итого

             35ч

                


Календарно-тематическое планирование по риторике во 2 классе.

Дата проведения

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к ЗУН учащихся

Вид контроля

Страницы учебника

2 «Б»

2 «А»

6.09

7.09

1

Наука риторика.

Знать значение науки риторики.

Уметь объяснить значение риторических умений.

Повторение

13.09

14.09

2

Если ты один на свете

Будем общаться.

Приветствие

1

Обобщение.

Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.

Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их.

Тематический (с.5, №1-5).

Часть I.

5

20.09

21.09

3

Погуляем по городу:

Вывески-предметы,вывески-слова.Рисунки-иллюстрации,схемы, шрифт.

1

Объяснение нового материала.

Знать типы вывесок,их назначение

 Уметь их классифицировать

Т.З. вывеска-рисунок

С.8, №10.

27.09

28.09

4

Слово веселит,утешает,огорчает.Поиграем вместе

1

Понимать значение слова каксредства воздействия на чувства и поведение людей.

Уметь анализировать речь, ситуацию.

Творческое задание «Утешь друга»

4.10

5.10

5

Согласие или отказ

Знать слова согласия или отказа.

Уметь применять их в жизни

Чтени е по ролям

11.10

12.10

6

Кто – что – кому
(с.11-13).

1

Объяснение нового материала.

Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит);

Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь;

Текущий контроль.

С.11-13

18.10

19.10

7

Кому – кто. Адресат – адресант
(с.14-19).

1

Урок-игра.

Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения.

Текущий контроль.

Творческое задание «Письмо другу».

С.17

№25

Как мы говорим.

25.10

26.10

8

Темп.  Громкость
(с.20-27)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон.

- дополнительные средства выразительности  устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.

Уметь:

- различать оттенки тона.

соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;

 - передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.

Текущий контроль.

Игра «Угадай, чей голосок».

С.20-27

8.11

9.11

9

Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить
(с.28-34).

1

Объяснение нового материала.

С.29

№39

Настроение, чувства и тон говорящего

(с.35-40).

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Чтение по ролям.

С.39

№49

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд

(с.41-44).

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Инсценирование беседы  с помощью жестов.

С.45

№57№58

15.11

16.11

10

Как мы говорим

(с.45-50).

1

Обобщение.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 минут).

С.49

№64

Учусь слушать.

22.11

23.11

11

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

(с.53-57)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- слушание как вид речевой деятельности;

- участников слушания: адресат и адресант;

- значение слов, называющих разные виды слушания;

- цели слушания;

-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;

Уметь:

- быть внимательными слушателями;

- понимать текст, воспринимаемый на слух:

  • определять тему звучащего текста;
  •  определять его основную мысль;
  • спрашивать о том, что непонятно;

- слушать, обращая внимание:

  • на содержание речи;
  • на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

С.56

№67

№68

29.11

30.11

12

Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

 (с.58-63)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.63

№78

6.12

7.12

13

Слушаем и выделяем непонятное.

(с.64-66)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

С.65 №82 №83

13.12

14.12

14

Слушаем, как говорят.

(с.67-69)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

С.68 №86

20.12

21.12

15

Слушаем на уроке. Слушаем целый день!

(с.70-73)

1

Обобщение.

Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь.

Текущий контроль.

Письменный опрос.

С.72 №96

 №97.

Вежливая просьба.

27.12

28.12

16-17

Вежливая просьба.

(с.74-83)

2

Объяснение нового материала.

Знать:

- просьба как этикетный речевой жанр;

- отличие просьбы от требования, мольбы;

- средства вежливого выражения просьбы;

- прямая и скрытая просьба;

- слова согласия и отказа.

Уметь:

- просить вежливо и убедительно;

- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;

- правильно реагировать на отказ и просьбу.

Текущий контроль.

Устный опрос.

Игра-инсценировка.

С.83

№116

17.01

11.01

Скрытая просьба.

(с.83-85)

Обобщение и систематизация знаний.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 мин), устный опрос.

С.85

№119

Учусь читать и писать.

24.01

18.01

18

О чем нам говорит шрифт?

(с.88-90)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- как оформление текста на письме помогает  понять его смысл;

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

С.90 №124

№125

Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.

(с.91-94)

Комбинированный урок.

Уметь:

- читать схемы, таблицы;

- понимать значение рисунков в учебных книгах;

Текущий контроль.

Индивидуальный опрос.

С.93

№134

Текст. Тема и основная мысль.

31.01

25.01

19

Тема и основная мысль текста.

(с.5-10)

1

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

- текст;

- тема текста;

- основная мысль текста;

- заголовок текста;

- ключевые (опорные) слова.

Уметь:

- отличать текст от набора предложений;

- определять тему текста;

- подбирать заголовок, отражающий тему текста;

- определять основную мысль текста;

- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;

- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;

- определять тему текста по опорным словам;

- создавать текст на основе опорных слов;

Текущий контроль.

Устный опрос.

Часть 2.

с.10, №10

7.02

1.02

20

Опорные слова.

(с.12-14)

1

Объяснение нового материала.

Текущий контроль.

Тест.

С.14

Пересказы.

14.02

8.02

21

Подробный пересказ.

(с.15-18)

1

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

- пересказ текста;

- подробный пересказ;

- краткий пересказ;

- план-оглавление.

Уметь:

- в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;

- в пересказе передавать основное содержание текста;

- соотносить текст и план;

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.18

№23

21.02

15.02

22

Краткий пересказ.

(с.18-23)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.23

№32

28.02

22.02

23

План. Текст и план.

(с.24-31)

1

Объяснение нового материала

Знать план-оглавление. Уметь составлять план текста; пересказывать по плану.

Текущий контроль.

Игра «Репортер».

С.31

№39

Вежливый отказ.

6.03

29.02

24

Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.

(с. 32-43)

1

Объяснение нового материала.

Знать  согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ.

Текущий контроль.

С.43

№54

№55

13.03

7.03

25

Ответы на отказ.

(с.44-49)

1

Объяснение нового материала.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.49

№64

Типы текстов.

20.04

14.03

26

Типы текстов.

(с.50-54)

1

Объяснение нового материала.

Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу;  подбирать заголовок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.53

№72

3.04

21.03

27

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

(с.55-62)

1

Комбинированный урок.

Знать, что  текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»;  структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос, игра.

С.62

№86

10.04

4.04

28

Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.

Подведем итоги.

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.64

№90

17.04

11.04

29

Описание.

Признаки предмета.

(с.70-76)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания;  объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием;  конструировать загадки, включающих признаки предметов.

Текущий контроль.

Игра «Узнай сказку».

С.71

№98

С.76

№105

24.04

18.04

30

Описание в объявлении.

Загадки – описания. Сочини загадку.

(77-83)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.81

№111

Невыдуманный рассказ.

1.05

8.05

25.04

2.05

31-32

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано?

(87-89)

2

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре;

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Тест.

С.88

№116

15.05

22.05

9.05

16.05

33

34

Части рассказа.

(с.90-92)

2

Комбинированный урок.

Уметь  выделять части рассказа, строить его по частям;

Текущий контроль. Индивидуальный и фронтальный  опрос.

С.92

№121

Хочу вам рассказать.

(93-94)

Подведем итоги

Обобщение.

Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.

Тематический смотр знаний.

Рассказ на тему «Случай из жизни».

29.05

23.05

35

Обобщение и систематизация зна-

ний по теме «Текст»

1

Обобщение.

Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.

Игра

30.05

36

Резервный урок

1

        

Праздничные дни-1мая  9 мая

Учебная литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Учебник для 2 класса

2

 Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г

 “Уроки риторики в школе»

Книга для учителя  

3.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

4.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Учебник для  класса

Т.А Ладыженская М.:Баласс 2010 г

“Детская риторика. В рассказах и рисунках”

Рабочая тетрадь в 2-х частях для 2 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

рабочая программа кружка "Риторика"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области  «Рекомендовано к утверждению»...

Рабочая программа по риторике

Научить речи , развивать коммуникативные умения , общению в разных ситуациях ....

рабочая программа по риторике 1 класс

в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по риторике для 3 класса

  Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...