Педагогическое эссе "Всегда в пути. Заметки на полях дневника"
статья по теме

Сизова Екатерина Сергеевна

Педагогическое эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ №20  г. Магадана

Сизовой Екатерины Сергеевны  «Всегда в пути.Заметки на полях дневника» на конкурс "Педагог года Магаданской области -2018" 

 

Учитель. Сколько смысла заложено в этом слове! Для нас учитель – это человек, который знает ответы на все вопросы, он всегда правильно нас рассудит и расставит все по своим местам, беззаботный, счастливый и всегда радостный. Ведь у того, кто все знает, не может быть никаких проблем?! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г. Магадана

Сизовой  Екатерины  Сергеевны

«Всегда в пути.

Заметки на полях дневника»


Всегда в пути. Заметки на полях дневника

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Д.С. Лихачев

Учитель. Сколько смысла заложено в этом слове! Для нас учитель – это человек, который знает ответы на все вопросы, он всегда правильно нас рассудит и расставит все по своим местам, беззаботный, счастливый и всегда радостный. Ведь у того, кто все знает, не может быть никаких проблем?! И только сам учитель знает, сколько сил и стараний, бессонных ночей и переживаний, терпения и любви нужно приложить, чтобы обучить и, наверное, самое главное, воспитать умных и добрых людей, направить их на верный путь. 

Главным качеством учителя, на мой взгляд, является способность любить детей. Они верят нам, верят, что взрослые рядом умные, понимающие, надежные, любящие.

Пятый год я работаю в школе с детьми. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. И я знаю, как порой бывает сложно любить непослушных, озорных, иногда жестоких и напористых в своих желаниях детей! Вопреки всему – просто любить! Но, если разобраться, мы, взрослые, делаем детей такими, какие они есть!

Говорят, что при рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, любящие, высоконравственные люди. А если нет?

Вспоминаются мудрые слова педагога В.А. Сухомлинского: «Чтобы дать ребенку искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». А я бы еще добавила – и любви.

Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая ребёнка, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение учителя.  А разве можно это сделать без любви? Без любви к детям, к своей работе. Учитель – это не просто профессия, а высокое звание, которое ко многому обязывает, заставляет чувствовать свою ответственность за судьбу каждого ребёнка.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль педагога, не только как учителя, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на многие жизненные вопросы.

Быть учителем не просто. День за днём, шаг за шагом я совершенствую своё мастерство, я стараюсь быть интересной для окружающих людей, дарить им свою энергию, знания, умения, любовь, я хочу развиваться!

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать.

Школа – удивительная страна, где от детских любопытных глаз заряжаешься неистощимой энергией. Я не просто учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. А ведь кто, как не я, заменяю им самого дорогого на свете человека – маму.

Мне не раз посчастливилось видеть, как впервые в школу заходят первоклассники. Это замирание сердца, распахнутые глаза в восторге от нового, неизведанного и таинственного, которые смотрят на тебя с надеждой, что ты им станешь не только учителем, но и очень хорошим другом. И вот этот первоклассник робко, чуть дыша, протягивает тебе свою крохотную ручонку. Он доверился тебе. Невозможно описать словами, те чувства, которые переживаешь в такие моменты.

В первые годы работы с детьми для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно, просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я усвоила не сразу. Поэтому считаю, что настоящий учитель тот, кто способен «спуститься с высот своих знаний» до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.  И я не открою новой идеи, если скажу, что делать что-то качественно можно только тогда, когда любишь свое дело. Нужно быть увлечённым человеком, чтобы иметь возможность увлечь за собой.

Нельзя не согласиться со словами К.Д. Ушинского: «…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…».  Я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо пробудить и поддерживать в детях.

Современная жизнь ставит передо мной, как перед педагогом, ряд проблем и вопросов: как в век высоких технологий, компьютеризации сохранить у детей интерес к творчеству? Как научить их творчески мыслить? Как создать условия для развития индивидуальности ребенка, помочь каждому ребенку самореализоваться?

В своей педагогической деятельности я пытаюсь ответить на эти вопросы и использую новые формы и средства обучения, интерактивные методы и формы организации учебного процесса, строю обучение на диагностической основе, пытаюсь создать условия для сохранения психического и физического здоровья детей, реализую принципы развивающего обучения.

 В учебном процессе в системе применяю игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, проблемное, дифференцированное обучение, технологию развития критического мышления, технологию проектного обучения.

Я убеждена, что у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. Чтобы развитие ребенка проходило нормально, необходимо вовлечь его в тот вид деятельности, где бы он почувствовал себя успешным. Я ценю даже самые малые победы своих учеников: ведь только тот, кто испытал собственные «муки творчества», может по достоинству оценить авторские находки другого. Я уверена, способность творить делает человека счастливым.

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

 дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

 содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;

 вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

 воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

 стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы.

Есть надписи, которым я не верю,

пускай они застыли как завет:

«Входя повсюду, закрывайте двери,

повсюду уходя, гасите свет!»  

А я другой завет оставлю в мире,

как ни были бы надписи строги:

Когда ты входишь – дверь открой пошире,

когда уходишь – пламя за собой зажги!

Только так, а не иначе: любить и зажигать ребячьи души этим живительным светом любви – вот истинные цели педагога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические конфликты и пути их разрешения.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...

Педагогическое эссе "На пути к новому образованию"

В данном эссе раскрывается проблема, каким должен быть учитель в современной школе, к чему он должен стремиться, как добиться положительных результатов в работе, "вырастить" толерантных, умных ученико...

Педагогические ситуации и пути их разрешения

Данный материал был предоставлен на педагогическом совете для ознакомления педагогов с видами конфликтов и путями их разрешения. Здесь представлены педагогические ситуации и их разрешение в сфере эмоц...

Педагогический дизайн. Начало пути

Педагогический дизайн – новое определение. Привычнее этот термин слышать в искусстве и декоративно-прикладном творчестве. Поэтому интересно было посмотреть на новую грань, как самого слова, так и на т...

Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения

Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...

"Заметки на полях".

Занимательные факты....

Родительские чтения по книге Симона Соловейчика "Заметки на полях жизни"

Этот материал можно использовать классному руководителю, социальному педагогу, психологу для проведения встреч с родителями....