Конспекты уроков, отражающие самооценку учащимися своих учебных достижений.
консультация на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Фрагменты уроков по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_urokov.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты уроков, отражающие самооценку учащимися своих учебных достижений.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В  1 КЛАССЕ (фрагмент урока по критериальному самооцениванию )

Тема урока:  Какими буквами обозначается звук Й.

Задача: На уроке используется несколько оценочных инструментов, с помощью которых ученики могут оценить собственную работу и работу товарищей.

Комплекс используемых оценочных методик:

  • Пятиуровневая  шкала (линеечки) оценивания письменной и устной работы;
  • Светофор;
  • Знаки « + » и « - » для оценки согласия или несогласия с решением одноклассника.

Цели применения этих методик на уроке:

  • Научить детей оценивать свои знания и более критично относиться к своей работе;
  • Помочь ученикам понять, что им уже  известно и чего они еще не знают;
  • Стимулировать учеников больше стараться и делать меньше ошибок;
  • Вырабатывать у детей умение замечать свои ошибки, а не только ошибки других;
  • Научить детей сверять свою оценку за работу с оценкой учителя, чтобы лучше видеть свои ошибки.

Ход урока:

Первый из оценочных инструментов, с которым начинают работать ученики,- СВЕТОФОР. У детей на столах лежат три карточки:

  • Красная карточка – я не знаю;
  • Желтая карточка – я сомневаюсь;
  • Зеленая карточка – я знаю и могу ответить.

Класс получает  задание для самостоятельной работы: найти в слове звук Й и указать его позицию. Записать слова буквами и подчеркнуть букву, которой обозначен звук Й:

  [Л ‘эй’ка]   [Й ‘ама]  [Й ‘эл ]  [Уй ‘ут]   [уй ‘ду]

На выполнение этого задания дается несколько  минут.  Перед тем как начать работать, учитель предлагает оценить свои знания.

Учитель: «Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, покажите, пожалуйста, с помощью светофора, насколько сложно вам будет с ним справиться. У вас, как обычно, есть карточки трех цветов. Поднимите ту, которая вам сейчас подходит».

Учитель видит, кто из детей не справляется с данной темой, и сами дети понимают, что они  не усвоили   и чего не знают. После выполнения задания учитель  просит учеников зажечь светофор еще раз.

При проверке работы учитель спрашивает только тех учеников, которые подняли зеленые карточки. Во время ответов  ученики объясняют, почему они приняли именно такое решение. Все остальные выражают свое согласие или несогласие с отвечающими. Для этого у них есть еще две дополнительные сигнальные карточки со знаками «+» и «-» .Те, кто не согласился с ответом, объясняют, в чем их товарищ не прав и какой ответ надо дать.

Второй инструмент для оценивания – это ЛИНЕЕЧКИ, пятиуровневая шкала, автором которого является Г.А. Цукерман.

Учитель предлагает самостоятельно записать эти слова в тетрадь. При выполнении работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем  класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы.

На полях тетрадей ученики чертят три отрезка - линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»-правильность, «А»-аккуратность, или «О»-оформление работы.

Учитель договаривается с детьми, за что ставится  та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.

Учитель: «Мы с вами договорились, что, оценивая работы, будем смотреть на их правильность, аккуратность  и оформление. Давайте решим, что будет считаться абсолютно правильной работой, что мы примем за средний уровень правильности, а что – за совсем низкий уровень».

Дети высказывают свои предположения и вместе разрабатывают шкалу.

Правильность (П):

  • Высокий уровень - «У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу»;
  • Выше  среднего  - «У меня есть одна – две ошибки»;
  • Средний – «У меня есть три ошибки»;
  • Ниже среднего – «У меня почти все неправильно»;
  • Низкий  - «Я совсем не справился с заданием».

 Аналогичное обсуждение идет  по введению шкалы для оценки аккуратности и  оформления работы.

Аккуратность  (А):

  • Высокий уровень - « Мне очень нравится, как я написал»;
  • Выше  среднего  - « Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений »;
  • Средний – « Я не очень красиво и правильно написал буквы, у меня есть исправления и помарки»;
  • Ниже среднего – «Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано »;
  • Низкий - « Я  написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать, что я написал».

 Оформление работы (О):

  • Высокий уровень - «Я правильно и, где нужно, записал работу»;
  • Выше  среднего  - « Я допустил одну-две ошибки при записи»;
  • Средний – « Я  допустил три ошибки»;
  • Ниже среднего – « Я неправильно оформил работу, написал не там, где нужно, и не так, как требовалось »;
  • Низкий - « Я совсем не смог оформить работу ».

 Оценивание включает еще один этап - оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен с оценкой, то ставит крестик выше или ниже.

Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить за это. Обсуждение того, как дети смогли оценить свои работы, провожу после каждой проверенной работы, чтобы научить детей правильно себя оценивать, замечать несовпадение оценок и обращать внимание на то, почему так произошло.

УРОК  МАТЕМАТИКИ ВО   2  КЛАССЕ (фрагмент урока по критериальному  самооцениванию)

Тема урока:  Анализ результатов контрольной работы.

Задача:  Работа с индивидуальными свидетельствами. Дети осваивают работу с новым оценочным инструментом.

Анализ проводится после проверки учителем контрольной работы по теме: «Действия сложения и вычитания». Умения, которые проверялись в этой работе, внесены в свидетельство как критерии для оценки.  

Ход урока:

Учитель: «Внимательно посмотрите на свои контрольные работы. Сегодня мы продолжим наблюдать за своим умением выполнять действия сложения и вычитания. Наблюдение зафиксируем в  свидетельстве во второй колонке, поставив дату. Разберем первый критерий. Кто правильно назвал компоненты действия сложения? Отметьте квадратик напротив этого критерия зеленым цветом. Кто ошибся в названиях компонентов действия сложения? Отметьте квадратик напротив этого критерия красным цветом».

Дети заштриховывают первую клетку во второй колонке каждый своим цветом. Учитель подходит к классу и проверяет соответствие выбранного цвета по критерию «Названия компонентов действия сложения».

Учитель: «Кто правильно описал схему действия сложения? Отметьте второй квадратик во второй колонке напротив этого критерия зеленым цветом. Кто допустил ошибку - красным». Учитель подходит к классу и проверяет соответствие выбранного цвета по критерию «Описание схемы».

Аналогично анализируются и остальные критерии данного умения.

Учитель: «А теперь сравните свое умение выполнять действия сложения и вычитания с результатами предыдущей контрольной работы. У кого произошли изменения в критериях по результатам работы? Кто хотел бы об этом рассказать?».

 Дети рассказывают не только о конкретных результатах по критериям и их динамике, но и о том, как они добились этого улучшения. В случае ухудшения результатов дети должны задуматься о причинах ухудшения результата и путях выхода из создавшейся ситуации.

 Учитель: «Попробуйте составить для себя план работы по совершенствованию умений складывать и вычитать однозначные числа». Дети по желанию рассказывают о том, как они собираются сами добиваться успехов в овладении этим умением. Например, «Заведу дома  отдельную  тренировочную тетрадь, для того, чтобы каждый день в ней решать примеры на сложение и вычитание» или «Буду просить маму задавать мне каждый день по два примера на сложение и вычитание».

В конце учебного года  проводится обобщающий урок по теме «Действия сложения и вычитания». На нем делается анализ результатов за весь учебный год. После индивидуальной работы  каждого ученика со своим свидетельством учитель предлагает детям рассказать о том, как освоено это умение. Свидетельства хранятся в индивидуальном портфолио.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА    В   4 КЛАССЕ (фрагмент урока по критериальному взаимооцениванию)

Тема урока: Органы чувств.

Задача: Составление карты понятий по пройденному материалу.

Ход урока:

В начале урока учитель показывает короткий научно-популярный фильм про органы чувств человека.  Дети легко воспринимают материал, так как имеют о нем представление из жизненного опыта. Учитель ставит перед классом следующую задачу:  « Сейчас вы разделитесь на шесть команд. Пять команд будут разрабатывать свои карты понятий по одному из органов чувств, который достанется вам  по жребию. Шестая команда – это эксперты.  Я называю лидеров, которые сегодня будут формировать себе команды для работы». Набор команд в течение 2 минут. Далее учитель ставит перед командами новые задачи.

Учитель: «Группы могут отобрать для себя те источники информации, которые им понадобятся для составления карты понятий и подготовить презентацию своей карты . Вы можете пользоваться всем, что есть в классе: учебники, энциклопедии, настольные компьютеры с выходом в Интернет, линейки, фломастеры и т.д.  Эксперты, пожалуйста, составьте и огласите классу список критериев, по которым вы будете оценивать работу команд».

Выступление команды экспертов - предложение критериев для оценки работы:

  • Использование дополнительного материала;
  • Насколько дружно и слаженно будет работать команда над картой;
  • Все ли члены команды   участвуют в  работе;
  • Достоверность фактов;
  • Оригинальность;
  • Оформление и грамотность;
  • Как оформлена карта, все ли включено, наглядность.
  • Максимальный балл по критерию -10, а общий максимальный балл-70.
  • На всю работу отведено 30 минут.

   Через 30 минут работы в группах учитель обратился  к экспертам оценить подготовительный этап работы. Эксперты отметили: «Мы смотрели, насколько результативно вы организовали работу в командах, и пришли к следующим выводам: команда «Глаза» работала слаженно и набрала 10 баллов. Команда «Кожа» не очень дружно работала, поэтому у них пока 7 баллов. Команда «Язык» справились, на все 10 баллов, команда «Нос» - 6 баллов, так как не все вместе делали карту. И т.д.»

После оценки экспертов начались презентации в группах.  Карты  понятий последовательно вывешивались на доску, а группы представляли классу свои работы. Большинство карт было тщательно прорисовано, на них было воспроизведено устройство органа чувств, указаны типы рецепторов, механизмы действия. Выступления групп носили творческий характер, например:  в ходе презентации группа  «Язык» показала сценку. Четыре участника группы были горьким, соленым, сладким и кислым вкусами, а пятый  – языком, на который эти вкусы нападали, а их восприятие осуществлялось рецепторами, расположенными на языке в разных местах. Команда «ухо» придумала стихотворение. Каждая группа продуктивно провела защиту карт.  

Карта оценки групповой презентации:

  • Группа работала над темой;
  • Презентация группы была интересной  (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией).
  • Презентация была понятной и визуально ясной, она помогла лучше понять тему;
  • Все члены группы участвовали в презентации;
  • Презентация была содержательной  (броское начало, детали в середине, заключение).

Эксперты объявили свои оценки, отметили, что выступившие группы, после своей презентации невнимательно слушали своих коллег. Вместе с тем, дети работали с большим интересом и увлечением. Карта понятий эффективна и как предмет индивидуальной работы, и как результат работы группы. При совместном составлении карты понятий  появляется необходимость постоянного поиска аргументов, чтобы  убедить остальных в правильности предложенного выбора категорий и определения  их связей и отношений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии «Закладка своими руками»

Конспект урока по технологии «Закладка своими руками»...

Конспект урока "Каждый художник урожай своей земли хвалит" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Самооценка учащихся своей деятельности.

quot;Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения". С.Т. Шацкий.Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет к...

Самооценка учащимися своей деятельности.

Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация - это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа...

Самооценка учащимися своей деятельности

Статья о том, что такое  «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы....