Самооценка учащимися своей деятельности
статья

Чернова Ольга Вячеславовна

 Статья о том, что такое  «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_uchashchimisya_svoey_deyatelnosti.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка учащимися своей деятельности

 Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости. (А.М. Колышко)

   В психологической литературе самооценке уделено большое внимание. При этом различными авторами самооценка интерпретируется по-разному:

- как личностное образование, которое принимает в регуляции поведения человека и его деятельности непосредственное участие;

-как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, отражающий своеобразие внутреннего мира личности и формирующийся при ее активном участии.

  У. Джеймс отнёс самооценку к «первичным эмоциям», поставив её в один ряд с болью и гневом. Самооценка, согласно мнению У. Джеймса – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т. е. самоотношение.

  Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека.

  По мнению А. И. Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

  Самооценка может быть адекватной, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет

  А может быть неадекватной, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

  Адекватная самооценка ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности.

При неадекватно заниженной самооценке индивид оценивает себя ниже реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

  Процесс формирования самооценки сложен. Ребенок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

  Е.Л. Серебрякова отмечает, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому для формирования самооценки так важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если ребенок не почувствует радость познания, не приобретает умения учиться, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких психических и физических затрат. Кроме того, это может негативно сказаться на уровне самооценки ребенка, выразиться в занижении уровня самооценки.

  В планируемых результатах начального общего образования в разделе «Регулятивные универсальные учебные действия» определено, что выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки , адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения) и выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («зона ближайшего развития», повышенный уровень усвоения).

  Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейших педагогических задач для коллективов школ становится задача «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке

  Уже в начальной школе, начинаем обучать алгоритму самооценивания.

  Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на вопросы после выполнения задания:

- Какое было задание?

-Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (учимся сравнивать результат с целью). Помимо 5-ти бальной системы можно использовать другие системы оценивания. Например, с использованием знаков (+, +-, -)

- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).

- Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

Приём «Светофор» помогает в этом. Дети, выполняя домашнее задание, на полях тетради рисуют кружки. Закрашивают их одним из трёх цветов: зелёным, если работу выполняли сами без помощи родителей, жёлтым, если была оказана помощь, и красным, если сами задание выполнить не смогли.

Самооценка ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние самооценки учащихся на мотивационную деятельность на уроке.

Выступленине на педагогическом совете. Публичное представлени педагогического опыта....

Конспекты уроков, отражающие самооценку учащимися своих учебных достижений.

Фрагменты уроков по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников...

Самооценка учащихся своей деятельности.

quot;Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения". С.Т. Шацкий.Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет к...

Самооценка учащимися своей деятельности.

Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация - это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа...

Рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и её результатов

Рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и её результатов...