Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета Знаний", 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Никольская Татьяна Владимировна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета Знаний", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx104.71 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (68ч.)

3 класс

УМК «Планета Знаний»

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ

2. урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ

3. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

4. урок комплексного использования знаний – УКИЗ

5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ

6. комбинированный урок – КУ

7. урок практической работы – УПР

8. урок экскурсия – УЭ

Тема урока

К-во ч.

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть – 17ч.

Природа вокруг нас– 8 ч.

1.

Что нас окружает.

Что такое экология.

(с. 6-9)

р/т с.3

1

УИПЗЗ

Что такое окружающий мир. Как человек познает  природу, общество, самого себя.

Знать понятие «окружающая среда человека»; что изучает экология.

Уметь приводить примеры предметов, которые изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. 

Текущий

Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ.

2.

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1

УЭ

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

Знать  разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы

Уметь различать и характеризовать объекты живой и неживой природы, отличать их от изделий.

Текущий

Сотрудничать в процессе наблюдений.

Составлять план наблюдений.

3.

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу».

ПДД

1

УЭ

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе.

Знать особенности влияния деятельности человека на природу

Уметь применять правила поведения человека в природе, сохранять природные богатства.

Текущий

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. 

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу,

Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы.

Составлять план наблюдений.

4.

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

(с.10-12)

р/т с.4

1

УИПЗЗ

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Знать, что пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом; четыре основные стороны горизонта (север, юг, восток, запад) и промежуточные стороны горизонта (северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток).

Уметь определять, на каком рисунке изображена закрытая местность, а на каком открытая; определять, можно ли назвать местность перед зданием школы открытой; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта.

Текущий

Называть основные и промежуточные стороны горизонта;

 Объяснять, что такое линия горизонта. Находить стороны горизонта по Солнцу.

5.

Ориентирование по компасу и местным признакам.

(с.12-14)

р/т с.5

1

УПР

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; как можно ориентироваться по местным признакам.

Уметь пользоваться компасом; выполнять самодельный компас; пользоваться справочной литературой.

Текущий

Находить стороны горизонта по компасу и местным признакам.

6.

Экскурсия «Ориентирование на местности».

ПДД

1

УЭ

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Уметь объяснять, как в полдень можно определить стороны горизонта по Солнцу; сравнивать таяние с южной и с северной сторон домов; рассказывать, как можно ориентироваться  по местным признакам.

Текущий

Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности.

Определять вид местности (открытая, закрытая).

7.

Явления природы.

(с.15-17)

р/т с.6-7

1

УКИЗ

Явления природы (общее представление  о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений).

Знать понятие «явления природы».

Иметь представление о физических и химических явлениях.

Уметь называть явления природы, изображенные на рисунках; определять время года,  свойственное для каждого природного явления; рассказывать, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул; приводить примеры физических и химических явлений.

Иметь представление о физических  и химических явлениях.

Текущий

Приводить примеры явлений природы.

Выражать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках. 

8.

Свойства тел и веществ. Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас».

(с.18-23)

р/т с.7-11

1

КУ

Явления природы (общее представление  о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений).

Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество.

Иметь представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении вещества.

Уметь выделять главные (существенные) признаки тел; сравнивать свойства двух тел, выделять общие и отличительные признаки; объяснять, что такое существенные свойства тел; определять свойства сахарного песка и соли; сравнивать по рисунку, как располагаются молекулы жидкости, газа, твердого вещества.

Тематический

Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ.

 Называть существенные свойства.

Классифицировать.

Вода, воздух, горные породы и почва -16 ч.

9.

Три состояния воды.

Свойства воды
в жидком состоянии.

(с.26-27)

р/т с.12

1

УПР

Разные состояния воды.

Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное).

Уметь приводить примеры воды в трех состояниях; определять свойства воды в жидком состоянии; заполнять схему «Свойства воды»; доказывать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который ее наливают; называть свойства воды.

Текущий

Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ.

Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.

Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии. Делать выводы из наблюдаемых явлений.

10.

Вода – растворитель.

(с.28-30)

р/т с.12-13

1

УПР

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха).

Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором.

Уметь приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; называть свойство растворов, которое позволяет легко отличить их от других жидкостей; находить ошибки в обобщающих таблицах; рассказывать, как очистить грязную воду; проводить опыты.

Текущий

Определять растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Фиксировать результаты опытов в таблицах. Делать выводы из наблюдаемых явлений.

11.

Свойства льда, снега и пара.

(с.30-33)

р/т с.13-14

1

УПР

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха).

Знать: что снег и лед – это вода в твердом состоянии.

Уметь: сравнивать лед  и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; объяснять, почему во время ледохода лед плавает по поверхности воды, а не тонет; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные признаки снега, льда, пара; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью опытов, при какой температуре вода замерзает, при какой температуре снег и лед тают.

Текущий

Определять с помощью опытов свойства льда, снега и пара.

Фиксировать результаты опытов в таблицах.

Делать выводы из наблюдаемых явлений.

12.

Вода в природе.

Родники.

(с.34-35)

р/т с.14

1

КУ

УКОПЗ

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

Проверить знания учащихся по изученным темам.

Знать как образуются родники.

Уметь доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать плакат на тему «Охраняйте родники»; отделять соль от речного песка.

Знать изученный материал.

Текущий

Рассказывать, как образуются родники. Совместно проводить практическую работу и делать выводы.

Контролировать и корректировать свою работу.

13.

Водные объекты.

(с.35-38)

р/т с.15

Комплексная работа

1

УКИЗ

Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

Знать виды водоемов (озеро, река, пруд, водохранилище, океан, море).

Уметь рассматривать схему озера; определять, какая река впадает в озеро, а какая вытекает из него; показывать на схеме устье и исток реки; рассказывать, чем отличается озеро от реки, пруд от озера, озеро от моря, море от водохранилища, река от канала; подбирать репродукции картин художников, на которых изображены водоемы; отгадывать загадки; называть водоемы родного края; объяснять, почему не следует ходить по только что замерзшей поверхности водоема; проводить наблюдения за водоемом зимой.

Итоговый

Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов.

Пользоваться рисунками  для получения нужной информации.

14.

Облака, роса, туман, иней, изморозь.

(с.38-41)

р/т с.16

1

УИПЗЗ

Вода в природе. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях).

 Знать, как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды.

Уметь объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой – снег.

Текущий

Рассказывать, как образуются  облака, роса, туман, изморозь.

Пользоваться  рисунками для получения нужной информации.

15.

Круговорот воды
в природе.

(с.41-42)

р/т с.16

1

УИПЗЗ

Вода в природе.

Знать, как происходит круговорот воды в природе.

Уметь объяснять, почему воду называют «вечной странницей»; называть свойства воды, которые обеспечивают ее круговорот в природе; рассказывать об опыте, в котором вода превращается в пар, а пар в воду; придумать рассказ «Путешествие капельки воды».

Текущий

Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания.

16.

 Использование
и охрана воды.

(с.43-46)

р/т с.17

Проверочная работа №1, с.4-9

(«Проверочные и диагностические работы»)

1

УЗЗВУ

Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенного водоема местности, края).

Знать, как люди используют воду.

Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды.

Уметь анализировать схему «Вода в жизни человека»; объяснять, почему воду называют «другом» и «помощником» человека; рассказывать, почему запрещается спускать в водоемы использованную воду; придумать плакат «Нам нужна чистая вода».

Тематический

Характеризовать значение воздуха для жизни.

Приводить примеры использования воздуха  в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды. Доказывать необходимость охраны воды.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

17.

Значение воздуха для жизни. Состав и свойства воздуха.

(с.47-53)

р/т с.18-21

1

УПР

Твердые, жидкие, газообразнее вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха)

Знать понятие «атмосфера» и свойства воздуха.

Уметь объяснять выражение «окружающая нас воздушная среда»; придумывать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает воздух; рассказывать, сколько воздуха нужно человеку в спокойном состоянии; определять по диаграмме, какого газа больше всего в воздухе, а какого меньше всего; объяснять, почему космонавты берут с собой в космос кислород.

Текущий

Характеризовать значение воздуха для жизни.

Сравнивать свойства воздуха.

Приводить примеры использования свойств воздуха в деятельности людей.

Исследовать:

состав  и свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов.

 Характеризовать их

Совместно проводить практическую работу и делать выводы.

Пользоваться диаграммами для получения нужной информации.

2 четверть – 16 ч.

18.

Ветер.

(с.54-55)

р/т с.22

1

УИПЗЗ

Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях).

Знать, что ветер – это движение воздуха над поверхностью земли.

Уметь объяснять, как образуется ветер; придумывать опыт, который бы доказал, что теплый воздух поднимается вверх; объяснять, почему ветряные двигатели не загрязняют воздух; объяснять, почему свистит ветер.

Текущий

Объяснять, как образуется ветер.

Приводить примеры получения энергии в результате движения ветра.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

19.

Охрана воздуха.

(с.56-57)

р/т с.23

1

УЗЗВУ

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать, почему воздух необходимо охранять от загрязнений.

Уметь рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города.

Текущий

Доказывать необходимость охраны воздуха.

Участвовать в природоохранных мероприятиях.

20.

Горные породы.

(с.58-59)

р/т с.24

1

УИПЗЗ

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать понятия «горные породы».

Уметь рассказывать, как залегают слои горных пород; объяснять, почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами; наблюдать, как расположены слои горных пород, какого они цвета.

Текущий

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

21.

Полезные ископаемые.

Песок, глина, гранит, известняк.

(с.60-63)

р/т с.24-25 (до №60)

1

УПР

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать, что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли.

Уметь рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы; заполнять таблицу «Полезные ископаемые»;  сравнивать свойства глины и песка, песка и гранита, гранита и известняка; рассматривать образцы речного песка.

Текущий

Характеризовать свойства песка, глины, гранита, известняка.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

Исследовать:

на основе демонстрационных и самостоятельных опытов

свойства песка, глины.

Определять с помощью опытов свойства гранита известняка.

Фиксировать результаты опытов в таблицах.

Делать выводы из наблюдаемых явлений.

22.

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.

ПДД

(с.63-67)

р/т с.25-26

1

УЗЗВУ

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать, как используют песок, глину, известняк, гранит.

Уметь рассказывать, как используют различные полезные ископаемые; приводить примеры; называть горючие полезные ископаемые; пользоваться  справочной литературой; рассказывать, как добывают и используют полезные ископаемые; сравнивать шахту и карьер.

Текущий

Приводить примеры использования горных пород в деятельности людей.

Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. 

Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

23.

Почва.

Проверочная работа.

(с.68-73)

р/т с.27-29

1

УПР

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву.

Уметь рассказывать, как образуется почва; сравнивать почву и горную породу; рассказывать, от чего зависит плодородие почвы; доказывать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина; проводить опыты.

Тематический

Объяснять отличие горных пород от почвы. Характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны.

Определять с помощью опытов состав почвы. Делать выводы из наблюдаемых явлений.

Участвовать в природоохранных мероприятиях.

24.

Проектная деятельность

«Освоение воздушного пространства человеком».

(с.74-75)

1

УКИЗ

Освоение воздушного пространства человеком.

Уметь извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать сообщения.

Защита проектов.

Выбирать форму участия в проектной деятельности. Самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности. Планировать свое участие.

О царствах живой природы - 17 ч.

25.

Четыре царства живой природы.

(с.78-79)

1

УПР

Растения: разнообразие, части

растения, условия, необходимые для жизни. Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери).

Знать царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии); чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа.

Уметь сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в наземно-воздушной, водной и почвенной средах; приводить примеры живых существ, обитающих не в одной,  а в двух средах.

Текущий

Объяснять различие объектов живой и неживой природы.

Называть царства живой природы.

26.

 Строение растений.

(с.80-84)

р/т с.32-35

Проверочная работа №2 с.10 – 15

(«Проверочные и диагностические работы»)

1

УПР

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни.

Знать строение растений (корень, побег, стебель,  цветок, плод с семенами).

Уметь описывать по плану любое цветущее комнатное растение; определять, какие растения изображены на рисунке; сравнивать корни различных растений; сравнивать стебли, листья различных растений; называть главное сходство плодов; доказывать, что растение – живое существо; указывать, какое значение имеют для растения его органы.

Тематический

Различать органы цветкового растения.

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями.

Делать выводы.

27.

Разнообразие растений.

р/т с.36

(с.85-86)

1

УКИЗ

Деревья, кустарники, травы

 (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

Знать о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

Иметь представление о группах растений.

Уметь сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от хвойных; объяснять названия некоторых растений.

Текущий

 

Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний необходимую информацию о растениях своей местности. Готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

28.

Дикорастущие и культурные растения.

(с.87-88)

р/т с.36

1

УЗЗВУ

УПОКЗ

Дикорастущие
и культурные растения родного края (различение).

Проверить знания учащихся по изученным темам.

Знать дикорастущие и культурные растения.

Уметь сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения; объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее, чем их дикорастущие предки.

Знать изученный материал.

Текущий

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Характеризовать их роль в жизни человека.

Контролировать и корректировать свою работу.

29.

Жизнь растений.

(с.89-92)

р/т с.37-39

Комплексная  работа

1

УЗЗВУ

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Знать, что растение – это живое существо, организм.

Иметь представление о том, что такое испарение; что помогает охлаждению листьев; какое значение имеет дыхание.

Уметь доказывать, что растения поглощают воду из почвы; рассказывать, что растения получают вместе с водой; определять, какое свойство воды особенно важно для растений; объяснять, какое значение имеет сахар и крахмал,

которые образуются  в листьях; объяснять, зачем люди рыхлят почву.

Итоговый

Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни.

30.

Размножение и развитие растений.

(с.93-96)

р/т с.39-43

1

УИПЗЗ

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни.

Знать, что такое опыление; как опыляются цветки растений; какое значение имеет опыление в жизни растений.

Уметь определять, от каких растений данные семена; рассказывать, как растения распространяют свои семена; объяснять названия растений; объяснять, почему первым из семени вырастает корень; доказывать, что для прорастания семенам необходимы вода, воздух, тепло; рассказывать, как человек размножает культурные растения.

Текущий

Характеризовать размножение и развитие цветковых растений. Моделировать развитие растений.

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

31.

Охрана растений.

ПДД

(с.97-98)

р/т с.44-45

1

УОСЗ

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения.

Уметь объяснять выражение «бережное отношение к растениям»; рассказывать, почему сократилось количество дикорастущих растений с красивыми цветками; приводить примеры редких растений, растений Красной книги; рассказывать, как охраняют растения в  нашей стране.

Текущий

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу.

 Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.

32-33.

Строение животных.

(с.99-100)

р/т с.45-46

2

УИПЗЗ

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида,  питания

(на примерах животных, обитающих в данной местности).

Знать, из каких веществ состоит организм животного.

Иметь представление о том, чем животные отличаются от растений; что общего у растений и животных.

Уметь описывать домашнее животное по плану; приводить примеры наружных органов животных; рассказывать о значении органов животных; приводить примеры внутренних органов животных.

Текущий

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за животными.

Делать выводы.

Описывать домашнее животное по плану.

3 четверть – 20 ч.

34.

Разнообразие животных.

(с.101-105)

р/т с.46-47

1

УПР

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания

(на примерах животных, обитающих в данной местности).

Знать разнообразие животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Уметь называть знакомых животных каждой группы; сравнивать животных каждой группы; приводить свои примеры; называть существенные признаки насекомых, птиц, рыб и млекопитающих; отгадывать загадки; узнавать, к каким группам животных относятся дельфин и акула.

Текущий

Называть группы животных и их признаки.

Приводить примеры каждой группы животных.

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за животными.

Делать выводы.

Моделировать развитие животных.

35.

 Домашние и дикие животные.

(с.106-108)

р/т с.48

1

УЗЗВУ

Домашние
и дикие животные.

Знать понятия «домашние» и «дикие» животные.
Уметь
приводить примеры диких и домашних животных; отгадывать загадки про домашних животных; объяснять, почему человек стал приручать животных, почему домашние животные дают больше молока, мяса, яиц, чем их дикие предки.

Текущий

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Характеризовать их роль в жизни человека.

Приводить примеры диких и домашних животных.

 Составлять рассказ о жизни животных.

36.

Как животные воспринимают мир.

(с.109-111)

р/т с.49-51

1

УОСЗ

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Уметь называть органы чувств животных; рассказывать, какое они имеют значение в жизни животных; объяснять, какие органы чувств лучше всего развиты у насекомых, рыб, птиц; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих; определять, какие органы чувств развиты лучше у млекопитающих.

Текущий

Сравнивать способы обмена информации, характерные для животных.

 Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания.

Извлекать информацию из рисунка.

37.

Передвижение и дыхание животных.

ПДД

(с.112-115)

р/т с.51-52

1

УКИЗ

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Уметь наблюдать за передвижением животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; объяснять, почему тюленей и моржей называют ластоногими; определять, от чего зависит способ передвижения животного.

Текущий

Сравнивать способы движения, характерные для животных.

 Извлекать информацию из рисунка.

38.

Питание животных.

(с.116-119)

р/т с.52-54

1

УКИЗ

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Уметь наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются; приводить примеры растительноядных, насекомоядных и хищных животных; по внешнему виду определять хищника.

Текущий

Сравнивать способы питания, характерные для животных.

Извлекать информацию из рисунка.

39.

Размножение и развитие животных.

(с.120-123)

р/т с.55-57

1

УИПЗЗ

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Знать, что животные, как и все другие живые существа, размножаются.

Уметь определять сходство и различия в размножении насекомых и птиц; рассказывать о развитии насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; использовать рисунки, рассказывать, чем отличаются самцы от самок у бабочки-капустницы, у горбуши; составлять рассказ о том, как птицы и млекопитающие заботятся о потомстве.

Текущий

Сравнивать способы размножения и развития, характерные для животных.

Моделировать развитие животных. 

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

40.

Охрана животных.

(с.124-125)

р/т с.58-59

1

УПР

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Знать, как человек использует животных; каково значение животных в природе; как человек влияет на диких животных; как охраняют животных
в нашей стране.

Уметь объяснять, почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким; приводить примеры животных, которые занесены в Красную книгу.

Текущий

Характеризовать роль животных  в жизни человека.

Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.

41.

Грибы и бактерии.

(с.126-133)

 Проверочная работа № 3 по теме

«О царствах живой природы».

(с.16-21

«Проверочные и диагностические работы»)

Проектная деятельность на тему «Царства живой природы»

р/т с.60-61

1

КУ

Живая природа.

Иметь представления о грибах и бактериях; о том, какое значение имеют бактерии в природе.

Уметь называть грибы; объяснять, чем полезны ядовитые грибы; рассказывать, почему грибы (белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, рыжик, опенок, мухомор) получили такие названия; сравнивать шляпочные и плесневые грибы.

Тематический

Защита проектов.

Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов.

Характеризовать роль растений,  грибов и бактерий в природе и жизни людей.

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за грибами.

Делать выводы.

Человек - 9 ч.

42.

Человек – часть живой природы.

(с.6-10)

р/т с.3

1

Как человек познает  самого себя. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана
и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре).

Знать, что такое система органов; науки – анатомию, физиологию, гигиену; чем опасен шум для здоровья.

Уметь называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм – единое целое»; называть сходства и различия между человеком и животными.

Текущий

Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными.

Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

43.

Кожа – наша первая «одежда».

ПДД

(с.11-15)

р/т с.4

1

УПР

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения (температуры  тела человека с помощью термометра; своего веса, роста).

Знать, что наше тело покрыто кожей; свойства и значение кожи; правила гигиены.

Уметь выполнять правила ухода за кожей; рассказывать, отчего загрязняется кожа; оказывать первую помощь при травме кожи; ухаживать за волосами и ногтями; правильно принимать солнечные ванны.

Текущий

Характеризовать свойства кожи.

Выполнять правила ухода за кожей.

Рассказывать о первой помощи при травме кожи.

44.

Скелет.

(с.15-18)

р/т с.5 (до №13)

1

УИПЗЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Знать части скелета (позвоночник, череп, грудная клетка); понятия «осанка».

Уметь рассказывать о значении скелета для организма человека; выполнять упражнения для формирования правильной осанки.

Текущий

Характеризовать строение  человека.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности.

Фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

45.

Мышцы.

(с.19-21)

р/т с.5

1

УИПЗЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения (температуры  тела человека с помощью термометра; своего веса, роста).

Знать, какое значение в жизни человека имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращении и расслаблении.

Уметь выполнять сравнение мышц  

(мышцы-разгибатели, мышцы-сгибатели); рассказывать о работе мышц; укреплять мышцы,  занимаясь физическим трудом и спортом.

Текущий

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности.

Фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

Планировать меры по укреплению своего здоровья.

46.

Кровеносная система.

(с.22-25)

р/т с.6

1

УИПЗЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Знать органы кровеносной системы; что такое пульс; как укрепить сердце; какие необходимые вещества доставляет кровь ко всем органам тела.

Уметь рассказывать о движении крови в организме; обобщать сведения о составе крови.

Текущий

Характеризовать строение и основные функции кровеносной системы.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности.

Фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации. Планировать меры по укреплению своего здоровья. 

47.

Дыхание.

(с.26-30)

р/т с.7-8

1

УИПЗЗ

УПОКЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения (температуры  тела человека с помощью термометра; своего веса, роста).

Проверить знания учащихся по изученным темам.

Знать органы дыхательной системы

(носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие); почему нужно дышать носом, а не ртом; как беречь органы дыхания.

Уметь объяснять по рисунку путь воздуха в организме при вдохе и выдохе; рассказывать, как происходит вдох и выдох; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

Знать изученный материал.

Текущий

 Характеризовать строение и основные функции дыхательной системы.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности.

Фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации. Планировать меры по укреплению своего здоровья.

Контролировать и корректировать свою работу.

48.

 Питание.

(с.30-35)

р/т с.9-11

«Правила поведения на железной дороге»

1

УИПЗЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Знать органы пищеварительной системы (ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа); правила ухода за зубами; виды зубов (резцы, клыки, коренные зубы).

Уметь рассказывать, как устроена пищеварительная система; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как из организма удаляются вредные вещества.

Текущий

Характеризовать строение и основные функции пищеварительной  системы.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

Выполнять правила гигиены систем органов. Планировать меры по укреплению своего здоровья.

Пользоваться справочной литературой.

49.

 Органы чувств.

(с.35-37)

р/т с.12

Нервная система.

(с.38-40)

р/т с.13

Комплексная работа

1

УИПЗЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Знать органы чувств; правила гигиены зрения, слуха.

Уметь объяснять, какое значение для человека имеют органы чувств; выполнять правила гигиены, чтобы сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и вкус.

Знать строение нервной системы

 (спинной и головной мозг, нервы); правила гигиены.

Уметь обобщать знания о том, какую работу выполняет головной мозг; уточнять значение спинного мозга и нервов; выполнять правила охраны

нервной системы; рассказывать, какой вред нервной системе наносят вредные привычки.

Итоговый

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности.

Фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Пользоваться схемами и  рисунками для получения нужной информации.

Выполнять правила гигиены систем органов. Планировать меры по укреплению своего здоровья.

Характеризовать строение нервной системы.

50.

Эмоции и темперамент.

(с.41-47)

Проверочная работа  №4 по теме «Человек»

(«Проверочные и диагностические работы», с.22)

Проектная деятельность

на тему «Здоровье – наше богатство»

1

УКИЗ

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья.

Знать понятие «эмоции». Иметь представление о том, что такое темперамент; о типах темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

Уметь управлять своими эмоциями; приводить примеры положительных и отрицательных эмоций; рассказывать о своем друге, черты какого темперамента у него проявляются; рассуждать, как можно избежать обиды.

Тематический

Защита проектов.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Выбирать форму участия в проектной деятельности.

Самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности.

Планировать свое участие.

Человек в обществе - 18ч.

51.

Народы нашей страны.

(с.50-56)

р/т с.16-17

1

УИПЗ

Человек – член общества. Россия – наша Родина.

Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края.

Уметь работать с картой;  рассказывать о традициях народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, народных танцев.

Текущий

Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях.

Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями).

52.

 Путешествие по ленте времени.

ПДД

(с.57-60)

р/т с.18

1

УИПЗ

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей
в разные исторические времена.

Знать, что история – наука, изучающая прошлое человеческого общества; понятие «историческое время», «лента времени»; что такое век.

Уметь отмечать на ленте времени дату своего рождения и все важные события жизни; называть промежутки времени в порядке их увеличения; называть, какой сейчас год, какой век; обобщать сведения о названиях месяцев года.

Текущий

Ориентироваться в исторической карте. Отличать историческую карту от географической.

Устанавливать длительность событий. Определять век по дате. Выстраивать события по хронологическому принципу.

53.

Города и села.

(с.61-64)

р/т с.19-21

Названия городов.

(с.65-69)

р/т с.21-22

1

УПР

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте.

 Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»;  чем отличается город от села.

Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых

рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город.

Знать историю возникновения названий старинных русских городов Ярославль, Хабаровск, Смоленск, крепость святого Петра, Соликамск.

Уметь рассматривать план города Санкт-Петербурга и анализировать его особенности; объяснять названия древних русских городов; работать со справочной литературой.

Текущий

Определять по ленте времени, какой город старше всех. Рассказывать по рисункам, что продается в торговых рядах.

Объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город.

Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять  назначение  исторической застройки российских городов.

Определять местонахождение различных, крупных городов на карте России.

Показывать их.

Давать  словесное описание  их географического положения.

4 четверть – 15ч.

54.

Кремль – центр города

(с.69-75)

р/т с.23-24

1

УОСЗ

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей
в разные исторические времена.

Знать, какие реки защищали Московский Кремль; какие здания находятся на территории современного Кремля;

Уметь называть башни Московского Кремля по рисунку; сравнивать рисунки древнего Московского Кремля; сравнивать историю Псковского кремля и Московского.

Иметь представление об истории Псковского кремля, Новгородского кремля.

Текущий

Называть башни Московского Кремля по рисунку.

Сравнивать рисунки древнего Московского Кремля.

Сравнивать историю Псковского кремля и Московского.

Рассказывать истории Псковского кремля, Новгородского кремля.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Как жили наши предки» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек).

55.

Улицы города.

(с.76-79)

р/т с.25-26

1

УОСЗ

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Знать название своей улицы.

Уметь рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; составить список улиц своего города; рассказывать о памятниках своего города.

Текущий

Находить краеведческий материал о происхождении  своей улицы. 

Участвовать в исследовании происхождения названия улиц.

56.

Герб – символ города.

(с.80-83)

р/т с.26-27

1

УИПЗЗ

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Знать, что все города мира имеют свой самый главный символ, отличительный знак – герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе.

Уметь описывать герб своего города; рассматривать гербы российских городов; рассказывать, что на них изображено; объяснять, что означают элементы гербов; придумать герб своего класса.

Текущий

Описывать основные элементы городских гербов.

Объяснять их изображения.

Находить информацию о символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и др.), в Интернете.

57.

 Памятные места городов.

(с.84-87)

р/т с.28-31

1

УОСЗ

Москва – столица России.  Города России

(2–3 примера): название,

достопримечательности, расположение на карте).

Знать памятные места своего города; что символом города является исторический памятник, примечательное здание, музей, завод, аэродром.

Уметь рассказывать о памятниках своего города, своей страны; пользоваться справочной литературой и картами. Иметь представление о памятниках России: о Мамаевом кургане, Казанском университете.

Текущий

Находить краеведческий материал о  памятных местах города, села.

Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях . Кратко характеризовать их.

58.

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)».

ПДД

1

УЭ

Родной город

(село), регион

(область, республика, край): название, основные достопримечательности.

Знать достопримечательности родного города; названия улиц города; исторические события, которые проходили на территории города.

Уметь рассказывать по карте о своем городе.

Текущий

Показывать достопримечательности родного города,

названия улиц города.

Давать  им словесное описание.

59.

Современный город.

(с.88-91)

р/т с.32-36

1

УПР

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте.

Знать, что современный город – это очень большое хозяйство; что город разделен на округа и районы, на улицы и переулки.

Уметь сравнивать рисунки современного и старинного городов; рассказывать о знаках дорожного движения; называть мэра своего города.

Иметь представление о периодической печати для детей, о средствах массовой информации (радио, телевидении, Интернете).

Текущий

Определять местонахождение различных, крупных городов на карте России. Показывать их.

Давать  словесное описание  их географического положения.

Сравнивать рисунки современного и старинного городов.

Рассказывать о знаках дорожного движения.

Называть мэра своего города.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек). Распределять роли.

60.

Москва – столица России.

(с.92-95)

р/т с.37-41

1

УЗЗВУ

Москва – столица России.

Знать столицу России; год основания Москвы.

Уметь рассказывать, чем отличается Москва от других городов нашей страны; сравнивать возраст Москвы и возраст города, в котором ты живешь.

Иметь представление о достопримечательностях Москвы: о Третьяковской галерее, Московском университете.

Текущий

Определять местонахождение столицы России.

Давать  словесное описание  ее географического положения. Рассказывать, чем отличается Москва от других городов нашей страны.

Сравнивать возраст Москвы и возраст родного города.

 Рассказывать о достопримечательностях Москвы.

61.

Наше государство.

(с.96-100)

р/т с.42-44

Комплексная работа

1

КУ

Что такое государство.

Знать понятия «государство», «федерация», «гражданин», «президент», «правительство».

Уметь называть, какие республики, края, области входят в состав Российской Федерации; объяснять, для чего нужны государству милиция, армия.

Иметь представление о том, как управлялось наше государство в прошлом.

Итоговый

Показывать на карте территорию России, ее границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства.

62.

Конституция –
основной закон
нашей
страны.

ПДД

(с.101-104)

р/т с.44

1

УИПЗЗ

Человек – член общества.

Знать, что главный закон нашего государства – Конституция, которая определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан.

Уметь называть права и обязанности граждан России по Конституции; объяснять, почему важно охранять памятники истории и культуры.

Иметь представление о том, какие права бывали в старину.

Текущий

Рассказывать  об основном  законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан.

Различать виды власти.

63.

Права ребенка.

(с.105-108)

р/т с.45

1

УИПЗЗ

УПОКЗ

Человек – член общества

Проверить знания учащихся по изученным темам.

Знать, что права детей защищает международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Уметь рассказывать о правах детей во всем мире; рассказывать по рисункам о применении знаний, полученных в школе; рассказывать о видах спорта.

Иметь представление о праве на образование, о праве на гражданство, о праве на охрану здоровья.

Знать изученный материал.

Текущий

Характеризовать основные права детей.

 Объяснять значение   Конвенции о правах ребенка.

Контролировать и корректировать свою работу.

64.

Государственный герб России.

(с.109-113)

р/т с.47

Проверочная работа №5(«Проверочные и диагностические работы» с.32)

1

УЗЗВУ

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Знать, что символами государства являются герб, флаг, гимн.

Уметь описывать герб, флаг России; рассказывать, как защищают государственные символы страны; находить изображение двуглавого орла с Государственного герба Российской Федерации.

Уметь рассказывать историю Государственного флага России по ленте времени; описывать государственный флаг; рассказывать, как защищают государственные символы страны.

Знать, что гимн – торжественная песнь; слова Государственного гимна РФ.

Тематический

Объяснять символику Государственного герба, значение символов государства.

Обсуждать правильное отношение к символам государства.

Рассказывать историю Государственного флага.

Сравнивать обычную  песню и гимн.

65.

Государственный гимн России.

(с.113-116)

1

УЗЗВУ

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Знать, что символами государства являются герб, флаг, гимн.

Уметь описывать герб, флаг России; рассказывать, как защищают государственные символы страны; находить изображение двуглавого орла с Государственного герба Российской Федерации.

Уметь рассказывать историю Государственного флага России по ленте времени; описывать государственный флаг; рассказывать, как защищают государственные символы страны.

Знать, что гимн – торжественная песнь; слова Государственного гимна РФ.

Текущий

Объяснять символику Государственного герба, значение символов государства.

Обсуждать правильное отношение к символам государства.

Рассказывать историю Государственного флага.

Сравнивать обычную  песню и гимн.

66.

Государственные награды.

 (с.117-125)

р/т с.47

Проверочная работа №6

(«Проверочные и диагностические работы» с.36)

1

КУ

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Знать государственные награды РФ.

Уметь объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственников.

Иметь представление о героях нашей Родины.

Тематический

Рассказывать о назначении  государственных наград.

Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды.

67.

Государственные награды. Проверочная работа.

 (с.117-125)

1

КУ

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Знать государственные награды РФ.

Уметь объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственников.

Иметь представление о героях нашей Родины.

Тематический

Рассказывать о назначении  государственных наград.

Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды.

68.

Проектная деятельность

на тему «Россия  - Родина моя»

(с.117-125)

1

УКИЗ

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Знать государственные награды РФ.

Уметь объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственников.

Иметь представление о героях нашей Родины.

Защита проектов.

Рассказывать о назначении  государственных наград.

Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", в котором показаны предметные, личностные результаты, УУД по каждому уроку....

Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

РП и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Планета знаний"

РП  и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Планета знаний"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...