«Работа с родителями в начальной школе».
статья (3 класс)

Архипова Светлана Степановна

Алексеева Е.Н., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 91 Санкт-Петербурга

 

Статья «Работа с родителями в начальной школе» (из опыта моей работы)

Аннотация

 

В течение моего долгого опыта работы учителем сложилась система работы с родителями.

Очень важным направлением в работе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которого является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Е.Н., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 91 Санкт-Петербурга

Статья «Работа с родителями в начальной школе» (из опыта моей работы)

В течение моего долгого опыта работы учителем сложилась система работы с родителями.

Очень важным направлением в работе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которого является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала;
  •  развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей считаю необходимым использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, и первом собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения. Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который включаю различные мероприятия с участием родителей.

Формы работы с родителями можно разделить на индивидуальные и групповые.

  1.  Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.

Остановлюсь на групповых, которые имеют место в моем классе.

  1.  Родительские собрания
  2.  Заседания родительского комитета
  3.  Совместные классные часы, праздники
  4.  Подготовка КТД
  5.  Выезды на экскурсии
  6.  Походы
  7.  Участие с детьми в творческих конкурсах
  8.  Консультации по предметам
  9.  Проектная деятельность

Новые для меня формы работы - это Консультации по предметам и Проектная деятельность

Родительские собрания проводятся разные по содержанию.

  1.  Организационные «Права и обязанности родителей»
  2.  Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»
  3.  Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»
  4.  Беседа с элементами игры «О детской агрессии»
  5.  Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»
  6.  Деловая игра «Поговорим о дружбе»
  7.  Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»

Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно. Для подготовки к собраниям использую книгу Н.И.Дереклеевой «Новые родительские собрания».

Провожу собрания 1 раз в четверть, но в1 классе бывает и чаще. На собрании в 1 четверти назначаю родительский комитет по списку учеников (по 6 человек) и предлагаю присоединиться желающих (таких бывает мало), после собрания остаемся с комитетом, определяем план работы и ответственных. В конце года заслушиваем отчет.

Провожу совместные классные часы ко Дню матери, на которых выступают дети, готовят и дарят подарки мамам. К праздникам родители готовят конкурсы и чаепития, мы с ребятами - концерт, подарки.

Помощь

Неоднократно родители оказывали спонсорскую помощь (проводили Ремонт пола в кабинете, приобретение штор).

Сопровождение детей при выездах в театр, цирк, на экскурсии по городу.

Хорошо проходят КТД и становятся традиционными.

  1. класс - КТД «Вот и стали мы на год взрослей»
  2.  класс - КТД «День семьи» Изготовление плакатов с пословицами о Семье совместно с родителями.
  3.  класс - КТД «День семьи. Моя родословная» (создание проектов)
  4.  класс - КТД Праздник «Прощание с начальной школой»

Родители участвуют вместе с ребятами в школьных, городских и областных творческих конкурсах.

Школьные конкурсы: «Папа, мама, я- спортивная семья», конкурсы на лучшую Новогоднюю игрушку, лучшую стенгазету к какому-либо мероприятию.

Со 2 класса по просьбе родителей проводила Консультации по предметам 2 раза в месяц (был определен день и время); в 3 классе - по мере необходимости (предлагаю время).

Также с 1 класса начинаем учиться вместе с родителями создавать проекты. Первый проект на тему «Моя родословная»

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в урочной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

Памятка классному руководителю по взаимодействию с родителями обучающихся

  1.  Создайте условия для общения с родителями, так как им нужна поддержка, помощь, добрый совет.
  2.  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3.  Разговаривайте с родителями спокойным тоном.
  4.  Умейте терпеливо слушать родителей.
  5.  Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали.
  6.  Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  7.  Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
  8.  Активные родители должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями в начальной школе

Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...