Главные вкладки

    Статья (1 класс):
    Современный развивающий урок

    Современный развивающий урок

    (Аннотация)

    Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям. Современный урок – это не просто красивое название (урок-конференция, урок-путешествие, урок-диспут и др.), необычная структура и форма, большое разнообразие методов и нетрадиционная последовательность этапов. В первую очередь на современном уроке должны реализовываться те общеметодологические и дидактические подходы, которые обусловлены новыми тенденциями в педагогической науке.

    Целевая установка современного урока  заключается, прежде всего в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности ученика, воспитывать их как социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни. При этом роль учителя на современном уроке заключается в том, чтобы создавать условия для глубокого и осмысленного усвоения знаний, организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников. Таким образом, общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности на основе развивающего и воспитательного обучения. Именно развивающий характер процесса обучения является важной характерной особенностью современного урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл alekseeva_a.m._statya.docx23.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Алексеева А.М., учитель

    ГБОУ СОШ № 91.

    Санкт-Петербург

    Современный развивающий урок

            Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям. Современный урок – это не просто красивое название (урок-конференция, урок-путешествие, урок-диспут и др.), необычная структура и форма, большое разнообразие методов и нетрадиционная последовательность этапов. В первую очередь на современном уроке должны реализовываться те общеметодологические и дидактические подходы, которые обусловлены новыми тенденциями в педагогической науке.

    Целевая установка современного урока  заключается, прежде всего в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности ученика, воспитывать их как социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни. При этом роль учителя на современном уроке заключается в том, чтобы создавать условия для глубокого и осмысленного усвоения знаний, организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников. Таким образом, общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности на основе развивающего и воспитательного обучения. Именно развивающий характер процесса обучения является важной характерной особенностью современного урока.

    Для того чтобы урок был развивающим, необходимо при его конструировании придерживаться основных принципов:

    1. Самодеятельность учащихся в ходе урока. Важнейшим условием развития человека являются его собственные действия с предметным миром.
    2. Самоорганизация учащихся в ходе урока. Кратко этот принцип звучит так: «Учить учиться». На уроке необходимо учить школьников рациональным приемам и методам, которые будут помогать в овладении содержанием учебного материала.
    3. Развитие личности. При организации и проведении урока учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников. Строить урок таким образом, чтобы школьники всегда ощущали необходимость в преодолении посильных трудностей, находясь в зоне ближайшего развития.
    4. Личная ответственность. Необходимо формировать  в учениках чувство ответственности за сою учебную деятельность. Необходимо широко использовать приемы самоконтроля и самооценки учеником соей учебной деятельности. Для этого учитель должен знакомить учеников с планом изучения темы, целями деятельности и результатами, которые планируются, а также с достоверными критериями оценки этой деятельности.
    5. Психологическое обеспечение. Подразумевает такую организацию и проведение урока, при которых будут обеспечиваться положительные эмоциональные отношения к этим занятиям и предмету в целом, а также мотивация ученика и психологический комфорт.

    Современный урок – симбиоз развивающего и традиционного образования. На сегодняшний момент это наиболее оптимальный вариант, так как каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки.

    Замысел современного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика, следовательно, такой урок является личностно-ориентированным. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

    • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;
    • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
    • содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

    Принципы построения современного личностно-ориентированного урока:

    1. Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

    2. Принцип индивидуальности. Индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

    3. Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала проходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

    4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

    5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

    6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

    Содержание современного личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности.

    Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

    • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
    • применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
    • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
    • создание для учащихся ситуации успеха;
    • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
    • стимулирование учеников к осуществлению коллективного выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
    • избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

    использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «по моему мнению», «я думаю, что…» и т.д.

    Оценочно-аналитический компонент современного личностно-ориентированного урока должен прежде всего согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта; сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

    Современный урок – это образовательный продукт творческой деятельности педагога, основанный на знании теории, анализе своей реальной педагогической ситуации и своих особенных возможностей, в котором оптимально сочетаются принципы развивающего образования и наиболее эффективные методы и приемы традиционного образования.

    Современный личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

    В таблице представлены основные различия между традиционным и современным личностно-ориентированным уроком.

    Традиционный урок

    Современный личностно-ориентированный урок

    1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

    1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

    2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

    2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

    3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

    3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

    4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

    4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

    5. Планирует и направляет детскую деятельность

    5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

    6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

    6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

    7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

    7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

    8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

    8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

    Основная цель современного личностно-ориентированного урока  – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения этой цели:

    • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
    • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
    • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
    • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
    • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
    • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

    Критерии эффективности проведения современного личностно-ориентированного урока:

    • наличие у читателя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
    • использование проблемных творческих заданий;
    •  применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
    • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
    • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
    • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
    • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
    • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
    • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

    Правильно смоделированный урок предостерегает учителя от многих ошибок, позволяет избежать перегрузки учеников, делает работу эффективной и целенаправленной. Моделирование урока – это ветвь творческой деятельности учителя, поэтому тяжело предложить универсальную схему, которая удовлетворила бы всех.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развивающие уроки в начальной школе

    Данный материал используется для развития познавательных способностей учеников....

    Современные развивающие технологии: программированное упражнение

    В современных условиях социально-экономических изменений, реформирование образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и...

    Коррекционно - развивающий урок "Звук и буква А"

    Задачи:      Образовательные:      — познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;      — учить выделя...

    Статья "Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьсбережения"

    Раскрытие актуальности технологии коррекционно-развивающего урока в школе, построение его на психофизических основах....

    методический проект "Развивающий урок -урок будущего"

    Учить умеют все системы обучения, но, по-видимому, будущее за теми из них, которые сумеют научить школьников учиться. Одна из таких альтернативных традиционной технологии – система развивающего обучен...

    Методическая разработка коррекционно-развивающего урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей». 3 класс.

    Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии для 3-го класса по программе специального (коррекционного)   образования VII вида (УМК: «Ш...

    Методическая разработка коррекционно-развивающего урока природоведения в 4 классе.

    Методическая разработка урока-исследования для детей с ЗПР построена в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся. В основе урока – групповая разноуровневая работа с низким...