Главные вкладки

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ
    статья

    Нуттунен Елена Александровна

    Аннотация. В статье описывается эксперимент по формированию основ патриотической культуры, который был проведен в историко-литературном музее г. Пушкина. Описываются выявленные автором критерии сформированности патриотической культуры, мероприятия, которые проводились с детьми, приводятся результаты тестирования до и после эксперимента.

    Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, музейная педагогика, исторические знания, школьники младших классов, учащиеся начальной школы, эксперимент по формированию патриотизма, эксперимент в музее, историко-литературный музей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_nuttunenkonf_ya.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            УДК 371.3

    Нуттунен Елена Александровна

    преподаватель, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж «Звездный»

    Nuttunen Elena Aleksandrovna

    Lecturer,

    St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution College "Star"

    РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

    В УСЛОВИЯХ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

    Аннотация. В статье описывается программа по формированию основ патриотической культуры у молодого поколения, которая была проведена в историко-литературном музее города Пушкина.

    Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, музейная педагогика, исторические знания, эксперимент по формированию патриотизма, эксперимент в музее, историко-литературный музей.

    SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF THE PATRIOTIC CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF HISTORICAL-LITERARY MUSEUM

    Abstract. The article describes the experiment to build the Foundation of the Patriotic culture of  schoolchildren, which was conducted in a historical-literary Museum of Pushkin. Describes the author criteria of formation of Patriotic culture, activities that were conducted with children, the results of testing before and after the experiment.

    Keywords: patriotism, patriotic culture, museum education, historical knowledge, primary school children, elementary school students, the experiment on formation of patriotism, an experiment in the museum, historical and literary museum.

    Объединяющей всех идеей в России всегда была и остается на века идея патриотизма идея любви и преданности своей Родине. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы, формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.

    В связи с этим особую значимость приобретает задача возрождения патриотических установок, традиционных ценностей культуры России. Прежде всего, речь идет о формировании основ патриотической культуры, что является важнейшей частью социализации молодого поколения.

    Социальная актуальность определяется глубоким интересом государства и общества к воспитанию высших нравственных чувств  подрастающего поколения. Этой проблеме посвящен ряд Государственных программ (последняя из них – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»), Указы Президента РФ, введение в начальную и основную школу предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и др. мероприятия государственного уровня[2].

    Молодое поколение – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм, расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспроизведения социальных отношений исторических персоналий. На данном этапе закладывается интерес к истории, к прошлому, событиям, историческим личностям, жизни и быту людей. Наиболее актуальной для подростков является история родного края, события которого близка, доступна, понятна, наглядна, и воспитывает уважительное отношение школьников к своей родине[3].

    Условия музея позволяют организовать поисковую, исследовательскую, творческую и игровую деятельность школьника, а также использовать различные интерактивные технологии, обеспечивающие коммуникацию ребенка в поле историко-патриотического сюжета. Все это органически опирается на природную любознательность младшего школьника, мотивирующую его интерес к приобретению историко-патриотических знаний[5, с.446]. 

    В работе по формированию основ ПК могут быть  использованы такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ рисунков, результаты устных и письменных опросов учащихся, метод фокус-группы, а также ведущие технологии социально-культурной деятельности музея, которые обладают возможностью вовлечения личности в сотворчество, взаимодействие и взаиморазвитие.

    Занятия в рамках ценностно-мотивационного модуля «Литературный вояж» позволяют школьникам ощутить величие русской литературы, проникнуться чувством гордости. Занятия предполагают знакомство школьников со сказками А. С. Пушкина, сказкой А. Толстого «Буратино», со сказками Д. Н. Мамина-Сибиряка. В данном случае предполагается наличие включенных в пространство экспозиции элементов, направленных на взаимодействие с ней. Основной задачей является знакомство  школьников с литературным творчеством города Пушкина, которое охватывает целый исторический период в литературном наследии данных писателей и предлагает новый формат интерактивного специализированного знакомства школьников в музейном пространстве с важными историческими событиями. Для детей школьного возраста прочтение или слушание сказки — любимое занятие. При слушании сказки ребенок подсознательно отождествляет себя с разными героями, переживает те же чувства и решает те же проблемы, что и они, и таким образом принимает себя и окружающий мир таким, каков он есть [5, с.445]. Это является важным для развития его личности. Задача данной программы состоит в том, чтобы через сказки, через литературное творчество писателей, которые жили и творили в городе, где сегодня живут школьники, дать возможность почувствовать причастность к своей культуре, а также разбудить детское любопытство и воображение. Основная форма работы — театрализованная экскурсия — путешествие по сказкам, в которой и дети, и экскурсовод — сказочные герои. Экспозиция носит информирующий и деятельностный характер. В импровизированном доме сказок есть все для такого интересного путешествия — и чердак со старинными вещами, и подвал со сказками. Специально созданная среда усиливает эмоциональное восприятие изучаемого времени и пространства, акцентируя эмоциональность в контексте представления об авторах России.

    Кроме того, в ходе работы с литературным материалом раскрывается богатство русского языка, его образность, метафоричность – а ведь, согласно исследованиям, сам русский язык несет в себе основы патриотизма [1, с.85].

     «Загадки истории и современности» включает в себя цикл занятий: «Сказ о том, как царь Петр основал земли близлежащие»; «Самовар кипит — уходить не велит»; «Царскосельский карнавал»; «Тайна Садовой улицы»; «Таинственный наблюдатель»; «Легенды и тайны Саарской мызы». Рассмотрим некоторые из них.

    Занятие «Сказ о том, как царь Петр основал земли близлежащие» предполагает знакомство школьников с историей основания Царского Села с эмоциональным погружением в период начала XVIII века. Главными смысловыми узлами программы выступают следующие понятия или группы понятий: Пушкин — город с интересной историей; архитектура г. Пушкина; некоторые особенности быта того времени. Интерес к содержанию программы связан с новизной материала, наглядной стороной и игровыми элементами программы. Школьник лучше воспринимает информацию, если материал предлагается в образной форме. Для этого были разработаны специальные экскурсионные маршруты, которые проводились в несколько этапов. При разработке тематических занятий было решено ввести в содержание костюмы и их элементы. В данном случае занятие всегда дополнялось творческим заданием. Школьники готовят иллюстрации к разным темам. В один конверт они помещают иллюстрации, а в другой — их названия или загадки, четверостишия, ключевые слова к изображению. Или же дается задание-соревнование: кто быстрее соберет «предмет» из разрезанных картинок. В раздаточных материалах иллюстрации исторических объектов города. На втором этапе данного мероприятия ребята готовят картинки к увлекательной игре «Память». Данное творческое задание школьники выполняют в несколько этапов. На первом этапе с музейным педагогом дети выбирают объекты. Затем на специальных прогулках-экскурсиях они фотографируют данные объекты. На заключительном этапе им следует найти информацию к иллюстрациям, дать исторический комментарий, историческую справку. Таким образом, дети учатся активной позиции по отношению к осмыслению фактов истории Родины, эмоциональному отношению к ним, что и становится основой формирования патриотической культуры.

     «Самовар кипит — уходить не велит». Это квест-экскурсия — путешествие без традиционных экскурсоводов с поисками и приключениями. Это погружение в атмосферу времени, перемещение по местности, в процессе прохождения которой исторические реалии чередуются с увлекательными загадками и головоломками. Данное занятие проходит на экспозиции музея «Трактир». Суть данной экскурсии состоит в превращении ребенка в жителя Царскоселии, который после длительного путешествия останавливается в трактире. При этом экскурсия превращается в игру, где есть ведущие, актеры и зрители. В игре  школьники знакомятся с бытом жителей Царскоселии и постигают смысл нового явления на собственном опыте. Трактирный, встречая детей, знакомит их с традициями и обрядами страны Царскоселии, дети надевают костюмы половых, ставят самовар, угощают уставших гостей и играют на музыкальных инструментах. Также на данном занятии одним из возможных вариантов организации действий  школьника с музейными предметами может быть прием на сравнение старых и новых предметов. Для этого в произвольном порядке располагаются предметы XVIII и XIX веков: скалка, утюг электрический, самовар, чайник, счеты и печатная машинка, калькулятор, весы, глиняная миска, фарфоровая тарелка и т. д.  Школьникам предлагается из множества предметов определить предмет XVIII века и найти ему соответствующую современную пару. Данный подход позволяет усилить самостоятельность выполнения задания и повысить познавательную активность детей  школьного возраста на фоне вырабатывания эмоционально-позитивного отношения к историческим реалиям прошлого России; при таким образом организованном процессе прочувствование истории, эмоциональное освоение знаний становится базовой составляющей патриотизма у школьников[4, с.135].

     «Тайна Садовой улицы» — куда входит творческая ролевая игра «В поисках знаний о Царском Селе», которая знакомит детей с топонимикой города, дает возможность связать события прошлого с сегодняшним днем через конкретность и предметность, что помогает детям на определенное время стать свидетелями и соучастниками исторических событий прошлого. Центральное место в занятии-путешествии занимает тема человека и его жизнь. Конкретизация исторических фактов и событий в контексте жизни отдельного человека или групп людей способствует более эффективному восприятию младшим школьником исторической информации. Команда  школьников делится на экипажи. Внутри каждого экипажа обязанности распределяются следующим образом: городничий, военный, офицер, гусар, дама, фотограф, поэт и т. д. Каждый экипаж разрабатывает маршрут, определяет пункты остановки в виде станций, именуя их по названиям конкретных исторических событий, имен исторических деятелей, периодов истории или топонимических пунктов. Каждый экипаж присваивает соответствующие названия каждой станции, определяет девиз своего путешествия.

    В процессе игры школьники совершают путешествие по времени или в пространстве. Игра проходит с обязательным использованием географической или исторической карты города конкретного периода его истории. Во время игры оформляются маршрутные листы, дневники, фотоальбомы, альбомы рисунков. По приезде на станцию защищаются проекты, заслушиваются отчеты, просматриваются презентации. Занятия на станции проводятся как в залах музея на интерактивной карте города, так и на улицах города. Дети, путешествуя по историческим местам родного города, постигают историю и ощущают сопричастность к культуре и истории.

     Путешествие «Таинственный наблюдатель», которое осуществляется на экспозициях музея. Основной целью является знакомство  школьников с историей г. Пушкина и некоторыми аспектами быта горожан в XVIII, XIX и XX веках. Помогают в этом разнообразные инновационные для музейной экскурсии методы подачи информации и взаимодействия со школьниками. За это время школьники становятся настоящими путешественниками во времени, а также исследователями. Им предстоит разыскать таинственного наблюдателя, который постоянно наблюдает за ними и оставляет им задания в разных местах[2]. У каждого ребенка есть «Творческие тетради», разработанные музейными работниками. В тетрадях предлагается задания выполнять дома, однако никто не мешает начать это делать прямо в музее. Тетрадь отпечатана на плотной бумаге, что позволяет рисовать непосредственно на страницах. Особенно эффективен прием создания игровой ситуации. Главное действующее лицо путеводителя — ребенок, и его можно наделить определенной ролью (исследователя, следопыта, сыщика и т. п.). Также можно предложить помощника — игрового — на подготовительном этапе, который поможет их внимательно прочитать. Структура «Творческой тетради» — задания на трех листах. Работа с первым листом посвящена формированию образа города в сознании ребенка и закреплению новых представлений в ответе на итоговый вопрос: «Как ты думаешь, какие люди жили в городе: крестьяне или люди из городов, бедные или состоятельные люди?» Во втором листе акцент с иллюстрированного усвоения информации смещен на идею реконструкции. Здесь больше вопросов, а не сообщений. Отвечая на них, ребенок сам конструирует свои представления, устанавливая связь между экспонатом и контекстами бытия города по схеме: «Если — то». Особенностью третьего листа является требование рассматривать детали в контексте уже существующего образа.

    Таким образом, дети не только усваивают факты, понятия и основную хронологию исторических событий, но и чувствуют атмосферу времени, начинают интересоваться историей города, занимают активную исследовательскую позицию по ее изучению, осмыслению – и таким образом органгизованный процесс усвоения исторических знаний становится основой формирования патриотизма у  школьников[5, с.440].

    Модуль – рефлексия. Игра «Что? Где? Когда?» включает в себя цикл занятий: «Как и чему учили в Царском Селе?»; «Здравница»; «Страна Технория»; «В гостях у Патешных»; «К нам приехали гусары». Рассмотрим два из них.

     «Страна Технория» знакомит  школьников в основном с историей различных технических изобретений: первой железной дорогой, которая была спроектирована и построена Францем Герстнером, павильоном Императорского вокзала. В тематическом разделе занятия «Дорога в Царское Село» происходит моделирование ситуации приезда в Царское Село в середине XIX века. Данный сюжет будет для  школьника не просто формой познавательной деятельности, а важным средством для понимания особенностей данного исторического периода, специфики развития города. Для этого каждому участнику путешествия выдается паспорт, удостоверяющий личность и билет. В ходе обсуждения содержания полученных посетителями документов выявляется география проживания, и статус приехавших в Царское Село (крестьянин, дворянин, инженер, музыкант и т.д.). Музейный педагог помогает понять происхождение названий документов [3]. Методом сравнения выясняется, что существует связь и сходство прошлого с настоящим.

    Школьники узнают, что Царское Село — первый город в России, который был оснащен электричеством. О водонапорных башнях, при помощи которых была решена проблема снабжения города водой. О телефонной сети, которая была открыта в 1914 году и уникальность которой в том, что это первая 300-киловаттная радиотелеграфная международная станция. В занятии используются подлинные музейные предметы: дисковый телефонный аппарат, водопроводный кран, печатная машинка, радиоприемник, патефон, грампластинки, которые позволяют объяснить понятия и события, а также предметы, составляющие научно-вспомогательный методический фонд.  Школьники сталкиваются с, казалось бы, знакомыми им предметами: телефон, радио, однако новые сведения, полученные от ведущего или от одного из персонажей, позволяют взглянуть на них с другой стороны.

    «В гостях у Патешных» — данные занятия посвящены скаутам и скаутскому движению.  Школьники в увлекательной форме узнают о юных разведчиках-скаутах и скаутском движении, о его зарождении в 1909 году под руководством офицера 1-го лейб-гвардейского стрелкового полка Олега Ивановича Пантюхова [6]. На экспозиции музея проходят  игровые занятия «Мы — скауты». В игре в скаутов, делая узлы и участвуя в обряде посвящения в скауты, дети знакомятся с элементами культуры скаутов. Персонаж Тимур, встречая детей, знакомит с традициями скаутов и пионеров, и дети постепенно знакомятся с историей скаутского движения, традициями. В этом им помогает экскурсовод, который посвящает их в скауты. Дети учатся ощущать свою самостоятельность, значимость, в том числе – в контексте ощущения истории Родины (а не просто знаний).

    В следующем модуле реализуется совместная проектно-исследовательская работа школьников «Семейный архив», куда входит организация исследовательской работы с архивом своей собственной семьи. Данный проект развивает у школьника ценностное отношение к своим предкам, истории своей семьи, к человеческой жизни вообще, к знаниям и исследовательской деятельности. Это интересный проект, который дети выполняют с удовольствием. В итоге  школьника появляется чувство гордости за своих предков. Такого рода семейные проекты способствуют еще образованию еще более сильной связи чувства патриотизма, поскольку связывают его не только с родиной, но и со своей семьей [4].

     Таким образом, правильная организация всех мероприятий в условиях музея эмоционально окрашивает ситуацию, создавая условия для формирования ценностно-смысловых основ историко-патриотического сознания.

    На занятиях  школьникам предлагали разные программы — от игры-путешествия до исследовательских работ и творческих проектов. Большая роль на данном этапе принадлежит музейному педагогу, который направлял творческую деятельность  школьников и вводил разработанные игры в практику музея. Принимая активное участие в данных проектах,  школьники расширяли свой кругозор, развивали творческие способности, а также активно включались в процесс изучения истории. У детей вырабатывалось умение соотносить собственные духовно-ценностные переживания с содержательным контекстом музея, где они получали полноценное информационное представление об историческом контексте музейной экспозиции, музейном пространстве, что является определяющим в процессе формирования патриотической культуры ребенка.  Школьники учатся понимать и любить историю, открывать сопричастность к тому или иному историческому событию и на основе этого происходит формирование их патриотической культуры. Такая система воспитания в совокупности составляющих технологическую основу формирования патриотической культуры школьного возраста.

    В результате проведенный контрольный эксперимент подтвердил, что использование авторской Программы «Путешествие в страну Царскоселия» повышает результативность педагогического процесса по формированию патриотической культуры молодого поколения. Совместная деятельность педагога, родителей и учеников способствовала формированию патриотического сознания, исторической памяти, историко-патриотических знаний и ценностей. Итогом работы стал совместный проект «Семейный архив», где родители и дети совместно искали материал, выбирали и придумывали темы, все это влияло на отношения родителей с детьми и закладывало в душу ребенка патриотические чувства, на которые он в дальнейшем будет опираться при выстраивании своей гражданской идентичности[5]. Организованный в таком формате совместный проект создает основу для формирования нравственных и патриотических ценностей.

     Таким образом, приведенные примеры  показали, что эмоционально-личностное освоение истории с использованием многообразия форм музейной педагогики формирует у школьников основы патриотической культуры.

    Литература

    1. Белякова Л.В., Головина Т.В. Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем// Альманах мировой науки. 2016 №9-1(12). С. 85-86.
    2. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Исторические знания в музейном пространстве как базовая составляющая формирования патриотической культуры младших школьников//Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 461.
    3. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций//Наука и школа. 2016. - №6. С. 193-200.
    4. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников// Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 133-140.
    5. Нуттунен Е.А. Музейная коммуникация в контексте исторической культуры современного школьника//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 439-442.
    6. Секретова Л.В., Фаткина Н.Г. Влияние образа былинных богатырей на формирование патриотизма у детей и молодежи// Молодежь третьего тысячелетия. Сборник научных статей. Омск, 2016. – С. 387-389.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ национальной культуры учащихся на уроках эстетического цикла

    Творческий доклад на МО "Формирование  основ национальной культуры на уроках эстетического цикла"...

    Формирование основ сетевой культуры младших школьников

    С учетом возрастных особенностей учащихся донести до них все богатство информационного потенциала сети ИНТЕРНЕТ, организовать понятную и полезную информационную среду, научить пользоваться этой с...

    Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

    В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

    Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД

    Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...

    Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

    Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

    формирование основ экологической культуры дошкольников. Из опыта работы.

    Подборка конспектов в разных образовательных областях. Элементы работы с родителями....