Программы внеурочной деятельности для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Программы внеурочной деятельности для 1 класса по курсам: "Доноведение", "Мой край казачий", "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray_kazachiy_1kl.doc127.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_donovedenie.doc120 КБ
Файл razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Мой край казачий» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения  на основе авторской программы Елены Юрьевны Сухаревской (Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014г.).

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • На основе  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189)

  • На основе авторской программы Е.Ю. Сухаревской «Доноведение». 1-4 классы.
  •  Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2019-2020 учебный год

Цель:

- воспитание любви к родному краю;

- расширение и углубление у школьников экологических знаний;

- развитие практических навыков и умений по изучению и охране природы своей местности.

Для выполнения установленных целей выполняются следующие задачи:

  1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.
  2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, историко-культурном наследии; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
  3. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
  4. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
  5. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
  6. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

 2. Общая характеристика курса

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край (Казачий). Отсюда название курса реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. В системе государственных мер по охране окружающей среды, создание курса  приобретает особое значение. Главное назначение данной   работы – ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, её истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств; ориентация на общечеловеческие ценности; формирование эрудиции и общей культуры.

На занятиях курса учащиеся знакомятся  с разнообразием природы родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о народах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими событиями, происходившими на Донской земле. Дети приобретают дополнительные сведения по профессиональной ориентации.  

Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического  образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи. Так. Например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях   эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях   дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

При отборе содержания учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной продуктивной деятельности. Так, учащимся предлагается стать летописцами своей семьи, города (села, станицы), стать исследователями своего края (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.); побывать в роли журналиста и вести просветительскую работу и природоохранную деятельность для жителей родного края. Исследовательские и проектные работы могут стать экспонатами классных, школьных выставок, быть представленными на школьных ученических конференциях.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его  людям, бережного отношения к объектам культуры, осознания их непреходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания использовался принцип спиралевидности. Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся.   В 1 классе детям предлагается познакомиться с сезонными изменениями родного края, увидеть, как они влияют на изменения в жизни человека. Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

 3. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Программа реализуется за 32 часа. Количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Один час выпал на праздничный день. В связи с этим произошло уплотнение часов.

 

4. Содержание программы  

Структура курса «Мой край казачий»

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

  • Я и окружающий мир,
  • Природа Донского края,
  • Человек и природа,
  • Жизнь на Дону,
  • Яркие страницы истории земли Донской.

   Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок  «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает  представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки  «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.  Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.  Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС  (33ч)

 

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (26ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа (4ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии (5)

В школьный двор, в школьный музей; к водоёму, по родному городу.

 5. Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Формируемые УУД

Введение

1

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Оценивать своё и чужое поведение в природе

Я и окружающий мир

2

Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы России, особенности труда людей родного края.

Природа Донского края

26

Самостоятельно или с помощью учителя планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.  

Человек и природа

4

Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы Донского края, особенности труда людей родного края.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Мой край казачий» в 1-м классе является формирование следующих умений:

 

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса  в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях  
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ожидаемый результат:   воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.      

Виды  и формы учебной деятельности

   Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

- командные игры, когда класс делится на две команды.

     -при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности ( городу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

    В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

        

Педагогические технологии - развивающее обучение;

  проблемное обучение;

  коммуникативное обучение;

  проектная технология;

  игровые технологии;

  развития критического мышления;

  диалог культур;

  информационно-коммуникативные технологии;

 групповые технологии;

  КСО

  компетентностный подход;

  деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 личностно-ориентированный подход

6. Результаты освоения учебного курса

Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Мой край казачий» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; 
  • об истории родного края; 

знать:

-      объекты неживой и живой природы Ростовской области;

-      особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-      водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

-      полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-      правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

-      государственную символику Ростовской области, своего района;

-      каждого вида);

-      различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

-      важнейшие события в истории родного края;

-      народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

-      родственные связи в семье;

-      правила поведения в общественных местах и на улице;

 уметь:

-      различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

-      приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

-      приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

-      описывать наиболее важные события истории родного края;

-      рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города ;

-      показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

-      приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:  

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-      объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-                      находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

-                      проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-                      ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

   

7. Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

                Дата

         

1

2

3

4

5

           6

Введение.

С чего начинается Родина?

(3ч)

1

С чего начинается Родина?

Понятия «Родина большая и малая», «родной край».

Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»

1

            05.09

2

Донской край – мой край!

Как назывался родной край в разные исторические времена.

 

1

12.09

3

Донской край – мой край!

Как сейчас называется мой родной край?

 Ростовская область на карте.

1

19.09

Символы Ростовской области

(3ч)

4

Флаг Ростовской области

Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Ростовской области»

1

26.09

5

Герб Ростовской области

Как выглядит герб Ростовской области. История донского герба.

1

03.10

6

Гимн Ростовской области

Что такое гимн? История гимна Ростовской области.

Заучивание гимна Ростовской области наизусть.

1

10.10

Жизнь на Дону

(4ч)

7

Что изучает история?

 Что изучает история?  Кого называют археологами?

1

17.10

8

Первые поселения на Дону.

 Кто жил на территории нашего края в первобытные времена?

1

24.10

9

Тайны Донской земли

Кто такие кочевники? Что такое «курган»?

1

07.11

10

Дикое поле

Что такое «Дикое поле».

Первые поселения.

1

14.11

Казаки – люди вольные

(21ч)

11-12

Кто такие казаки?

История происхождения казачества. Различные версии.

2

21.11

28.11

13

14

Первые казачьи городки

Виды казачьих поселений. Станица. Первые казачьи городки.

2

05.12

12.12

15-

17

Жилище казака

Что такое «курень», «хата»?

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Жилище казака»

3

19.12

26.12

16.01

18

19 20

История вещей. Посуда.

Деревянная, глиняная посуда

Плетеные изделия.

Казачья утварь Деревянная, глиняная посуда, плетеные изделия.

Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему «Посуда казака»

3

23.01

30.01

13.02

21

22  23

История вещей. Одежда.

Как одевались казаки.

Как одевались казачки.

Как одевались казаки.

Легенда «Почему у казаков синие штаны с красными лампасами?»

Как одевались казачки. Украшения.

Творческая деятельность: рисунок  на тему «Одежда казака»

3

20.02

27.02

05.03

24

25

26

27

28

Казачьи семья.

Семейный уклад.

Воспитание мальчика в казачьей семье.

Воспитание девочки в казачьей семье.

Что такое «Родословная»?

Семейный уклад.

 Как казаки воспитывали детей.

Что такое «Родословная»?

Проект: составление родословной своей семьи.

5

12.03

19.03

02.04

09.04

16.04

29-31

Имена и фамилии казаков.

История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя?

3

23.04

 30.04

07.05

Итоговые занятия

(2 ч)

32

Что мы узнали и чему научились

 Викторина  «Проверь себя»

1

14.05

33

Мы принимаем гостей

У нас в гостях танцевальный ансамбль «Сюрприз».

Концерт «Казачьи песни»

1

21.05

8. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение учебной программы

   Учебно-методический комплект курса «Как у нас на Дону»:

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.  3.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе .Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

ТСО: персональный компьютер .

Интернет-ресурсы: социальная сеть работников образования ; сайт прошколу.ру.

Рекомендуемая литература

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  2. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
  3. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  4. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  5. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
  6. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  7. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
  8. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
  9. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

10. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

11. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.

12. Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величео, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля. Программа для общеобразовательных учреждений.




Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО) и на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко,  М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина,  О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,  Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко) в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • На основе  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189)

  • На основе авторской программы Е.Ю. Сухаревской «Доноведение». 1-4 классы.
  •  Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2019-2020 учебный год

      Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда  и название «Доноведение».

  Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

      Метапредметные:

 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

       Личностные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

      Регулятивные:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

      Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

      При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

       Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

      Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

             Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

      Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

       Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

      При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

                      II. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Программа реализуется за 32 часа. Количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Один час выпал на праздничный день. В связи с этим произошло уплотнение часов.

III. Структура  курса «Доноведение»

     Вся программа выстроена из трёх взаимосвязанных блоков:

* Я и окружающий мир,

* Природа Донского края,

* Человек и природа,

      Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок  «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

     Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает  представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

     Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

             

IV. Методические основы изучения курса «Доноведение»

       Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим  материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

      Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

       Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются  простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными  на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства  - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.  

      Для детей целесообразно рекомендовать такие  задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых  дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.

      При  подготовке  к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание  младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

- командные игры, когда класс делится на две команды.

       Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

           Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся  не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.

        На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя  могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

        При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

        В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

         Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание  обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.

Ожидаемый результат:   воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.      

Виды  и формы учебной деятельности

   Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

- командные игры, когда класс делится на две команды.

     -при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

    В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.        

Педагогические технологии - развивающее обучение;

  проблемное обучение;

  коммуникативное обучение;

  проектная технология;

  игровые технологии;

  развития критического мышления;

  диалог культур;

  информационно-коммуникативные технологии;

 групповые технологии;

  КСО

  компетентностный подход;

  деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 личностно-ориентированный подход.

  1. Тематическое планирование курса

Наименование разделов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Планируемые метапредметные и личностные результаты

Метапредмет-ные

Личностные

Введение

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность на занятии;

с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

добывать новые знания: находить необходимую информацию так в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Я и окружающий мир

Родной край.

Дать представления о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны

Природа Донского края

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Продолжать  формирование  умений анализировать, сравнивать и выделять  существенные  отличительные  признаки  сезонных  изменений, продолжать систематические  наблюдения  за  погодой. Познакомить  с  особенностями  времен  года  в Ростовской области. Познакомить  с природными  условиями, процессами  и явлениями  характерными  для края (гололед, засуха,  ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог. Познакомить  с  водоемами  родного  края. Изучение  живой  природы  водоема, находящегося  вблизи  населенного  пункта; его  экологических  проблем.

Человек и природа

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Познакомить с природным сообществом  поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие  на  примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями.  Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

        

        

                             VI. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

проведения

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

04.09.

2

Родной край.

11.09

3

Дорога от дома до школы (экскурсия)

18.09

4

Времена года.

25.09

5

Осень. Осенние месяцы.

02.10

6

Экскурсия.

09.10

7

Осенние изменения в природе.

16.10

8

Растения осенью.

23.10

9

Листья жёлтые летят.

6.11

10

Занятия людей осенью

13.11

11

Что растёт на огороде и в саду?

20.11

12

Что растёт в поле?

27.11

13

Жизнь животных осенью.

4.12

14

Осень в моём краю.

11.12

15

Экскурсия.

18.12

16

Зимняя сказка.

25.12

17

Зимние изменения в природе.

15.01

18

Жизнь животных зимой.

22.01

19

Живой уголок.

29.01

20

Занятия людей зимой.

12.02

21

Весна. Весенние месяцы.

19.02

22

Экскурсия.

26.02

23

Весенние изменения в природе.

4.03

24

Растения весной.

11.03

25

Жизнь животных весной.

18.03

26

Занятия людей весной.

01.04

27

Экскурсия.

08.04.

28

Летние изменения в природе.

15.04

29

Что растёт на лугу?

22.04

30

Экскурсия на водоём

29.04

31

Что растёт у водоёма?

06.05

32

Жизнь животных летом

13.05

33

Занятия людей летом.

20.05

              VII. Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся могут научиться:

        1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

        -    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

        - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

        2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

      -  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

      -  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

      - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

      -  оценивать собственные знания и умения;

      -  доводить дело до конца.

      3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

        - находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

     4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

     -  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

       -  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

 VIII.  Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

      Печатные пособия:

       Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А.,

       Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону:    

       «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012

       Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.      

        Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для              

        учителей начальных классов. 1класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО, 2014

 

       Экранно- звуковое обеспечение:

      - проектор

       -интерактивная  доска

       - документ- камера

       -планшет

      Технические средства обучения:

      - компьютер



Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в рамках социального направления  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы «Разговор о правильном питании, «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО, в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • На основе  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189)

  •  Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2019-2020 учебный год

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании».

Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.

Цели и задачи курса

Цель:  

формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Основные задачи:    

Образовательные задачи:

1. Развитие представлений детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.

2. Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.

3. Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

4. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

1. Развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.

2. Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развивающие задачи:

1. Развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.

2. Развитие самостоятельности, самоконтроля.

3. Развитие коммуникативности.

4. Развитие творческих способностей.

5. Развитие мотивации к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.

 При работе по программе «Разговор о правильном питании» с использованием технологии деятельностного метода у учащихся повышается познавательная активность, совершенствуется культура мышления, в целом формируются деятельностные способности, повышается положительная мотивация по отношению к своему здоровью. Активно используется такая форма работы как, проектная деятельность.

Программа «Разговор о правильном питании» является модульной: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания». Программа носит интерактивный характер, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье.

Программа состоит из трех модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.                                    

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.                              

3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.

 Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

  1. "Самые полезные продукты",
  2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
  3. "Где найти витамины весной",
  4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
  5. "Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";

рацион питания:

  1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
  2. "Плох обед, если хлеба нет",
  3. "Полдник. Время есть булочки",
  4. "Пора ужинать",
  5. "Если хочется пить";

культура питания:

  1. "На вкус и цвет товарищей нет",
  2. "День рождения Зелибобы".

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- Осознание личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.

- Формирование внутренней позиции ученика на занятии.

- В предложенных ситуациях делать выбор.

- Ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

 -Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.

- Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работе в совместной деятельности.

- Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников.

- Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

– Самостоятельно работать с некоторыми заданиями рабочей тетради, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари.

Коммуникативные:

- Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.

- Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем.

- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

- основные правила правильного питания.

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об основных принципах гигиены питания;

- о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;

- о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;

- о значении молока и молочных продуктов;

- о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;

- о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;

- о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Развитие познавательных интересов.
  • Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
  • Развитие  самосознания младшего школьника как личности.
  • Уважение к себе.
  • Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
  • Иметь и выражать свою точку зрения.
  • Целеустремлённость.
  • Настойчивость в достижении цели.
  • Готовность к преодолению трудностей.
  • Способность критично оценивать свои действия и поступки.
  • Коммуникабельность

3. МЕСТО ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В 1классе -  33 занятия (1 ч.  в неделю, 33 учебных недели). В связи с праздничными днями (12 мая), уплотнение программы до 32 часов.

4. СОДЕРЖАНИЕ

Содержание программы отвечает следующим принципам:

- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения

   возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

 - научная обоснованность;

 - практическая целесообразность;

 - динамическое развитие и системность;

 - необходимость и достаточность предоставляемой информации;

 - вовлечение в реализацию программы родителей;

 - культурологическая сообразность.

Разнообразие питания

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни

Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Разнообразие питания.

4

 2

Гигиена питания и приготовление пищи

5

3

Рацион питания

16

4

Этикет

4

5

Из истории русской кухни

3

Итого

32


6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

   

занятия

Тема занятия

Изучаемые вопросы

(содержание)

Дата

по факту

Разнообразие питания (4 ч)

Если хочешь быть здоров

Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания.

3.09

Из чего состоит наша пища

Продукты, блюда, здоровье.

Представление о том, из чего состоит наша пища

10.09

Полезные и вредные привычки

Представление об основных принципах питания

17.09

Самые полезные продукты

Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день».

24.09

Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч)

Как правильно есть (гигиена питания)

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

1.10

Удивительное превращение пирожка

Понятия: здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

8.10

Твой режим питания

Понятия: здоровье, питание, режим питания

15.10

Из чего варят каши

Завтрак - обязательная часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака.

Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»

22.10

Как сделать кашу вкусной

Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар»

5.11

Рацион питания (16 ч)

Плох обед, коли хлеба нет

Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура.

12.11

Хлеб всему голова

Роль хлеба в питании детей

19.11

Полдник

Полдник как обязательная часть ежедневного меню. Полдник, меню, молоко и молочные продукты.

26.11

Время есть булочки

Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника. 

3.12

Пора ужинать

Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания

10.12

Почему полезно есть рыбу

Значение рыбы и рыбных блюд в питании школьников

17.12

Мясо и мясные блюда

Значение мяса и мясных блюд в питании школьников

24.12

Где найти витамины зимой и весной

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

14.01

Всякому овощу – свое время

Витамины, фрукты, овощи. Важность и необходимость включения в рацион питания растительной пищи

21.01

Как утолить жажду

Жажда, здоровье, напитки.  Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных напитков.

28.01

20

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания.

11.02

21

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания.

18.02

22

На вкус и цвет товарищей нет

Вкусовые качества продуктов.

25.02

23

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

3.03

24

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

10.03

25

Каждому овощу – свое время

Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты и овощи.

17.03

Этикет (4 ч)

26

Народные праздники, их меню

Народные праздники и их традиционные блюда

31.93

27

Народные праздники, их меню

Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем

7.04

28

Как правильно накрыть стол.

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

14.04

29

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

Этикет, правила поведения за столом, сервировка

21.04

Из истории русской кухни (4 ч)

30

Щи да каша – пища наша

Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем

28.04

31

Что готовили наши прабабушки.

Роль национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

5.05

32

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

Основные законы здорового питания

19.05

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,
  • о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

             Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

 Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.        

Формы контроля

        Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

.   Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

 - оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Печатные пособия:

1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп.

3.Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

4.КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5.Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6.Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

7.Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

8.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Экранно- звуковое обеспечение:

- проектор

-интерактивная  доска

- документ- камера

- планшет

Технические средства обучения:

- компьютер

Список литературы  для детей.

1.Верзилин.Н.  По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...