Учебные задания
методическая разработка

Наталья Алексеевна Шабалина

Учебные задания позволяют средствами урока и программного материала формировать различные УУД. По характеру задания когнитивные, рефлексивные, ценностно-смысловые. Предъявляются на карточках и выполняются обязательно индивидуально. Тем самым каждый ученик имеет возможность получить образовательный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_shabalina_n.a.docx821.39 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.2 класс. Рефлексивное.

ЭТИ ТРУДНЫЕ БУКВЫ! Жили-были две буквы – ъ и ь. Да вот только люди часто теряли их или путали. Обижались буквы.

Прочитай каждое слово.  Где нужно, впиши простым карандашом ъ или ь.

 Делай это так: д о л ь к а

О б е з я н а, п л а т е, к л ю ч и к, с ы н о в я, о т е х а л, л е н т а,

ж и л ё, б р а т я, с ё м к а.

Проверь себя по ключу

Оцени себя:    нет ошибок – Ты настоящий друг этих букв!

  1 или 2 ошибки – Будь внимательней, можете поссориться!

  3 и больше ошибок -  Вы в сильной ссоре! Расскажи, как помириться.      

   

(рефлексивное)

ПРИШИВАЕМ ПУГОВИЦУ. Про умелого человека говорят: «У него золотые руки».  

Открой с.80 учебника. Рассмотри способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Выбери способ, который больше нравится, отметь его галочкой. Пришей пуговицу к лоскутку таким способом.

Заполни таблицу. Ставь + или –

Сам вставил нить в иглу

Сам завязал узелок на нити

Узор получился как на рисунке

Сам завязал узелок в конце работы

Получилось аккуратно

Оцени свою работу по критериям.

«5 +» У тебя золотые руки.

«4 +» Ты почти мастер.

«3 и менее +»  У тебя руки первоклассника.

Расскажи, как сделать руки золотыми.

Русский язык 4 кл.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа. Данное задание позволяет определить тему урока (коммуникативное)

ПИСЬМО С «ДЫРКОЙ» НЕ ОЗНАЧАЕТ « ДЫРКА В ГОЛОВЕ». Когда сомневаешься, какую букву написать в слове, не нужно писать наугад. Иначе неверное написание может отложиться в  памяти на всю жизнь.

Вставь буквы  в тех словах, где уверен:  хле__, с—сна, грус—ный, к мам--.

При возникновении затруднения сформулируй и запиши его причину на линии: ___________________________________________________________________________

Озвучь причину классу.

Русский язык 4 кл.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа (когнитивное)

РАЗНЫЕ, НО СХОЖИЕ.  В каком случае так можно сказать про орфограммы?

Вставь пропущенные буквы, а рядом в скобках записывай проверочные слова.

Сл—за (                       ), х—дить (                 ), сн—гирь (                ), к мам—(                        ).

Обобщи  условия написания букв, не вызвавших затруднений, запиши их ниже.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделай вывод,  какому условию не соответствует орфограмма в последнем слове.

Запиши, как бы ты назвал эту орфограмму____________________________

Русский язык 4 кл.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа. рефлексивное

СЛЫШАЛ ЗВОН, А ЗНАЕШЬ ЛИ ГДЕ ОН? Если активно участвовал в поисках решения, то сможешь воспользоваться выведенным алгоритмом.

Прочитай проверяемые слова: от матер-  , о Кост- , у бабушк-  .

Найди из следующего набора слов,  проверочные для данных:

 об автомобиле,  от печи, на столе, от земли, на земле.

 Соотнеси линиями каждое проверяемое слово с проверочным. Докажи это соотнесение – подпиши  над каждым словом из пары условия из алгоритма.

Проверь себя по ключу (возьми у учителя),

Оцени по критериям:

Верно определены проверочные слова – по 1 баллу за  слово;

Верно вставил все гласные в окончаниях – по 1 баллу за слово;

Верно определил в каждой  паре слов падеж и склонение – по 2 балла;

Итого 12 баллов.

Поставь себе оценку_______

Напиши, в чем больше всего затруднился__________________________________________

1 класс. Обучение грамоте (коммуникативное)

СПОКОЙСТВИЕ,ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ! Иногда после шумного общения трудно установить тишину. Интересно, как это сделать быстро?

Найди и отметь в тексте точками слова-действия – как дети произносили реплики. Произнесите слово «тише» по-разному в таком же порядке. Объясни классу, можно ли так прекратить шум, почему? Дай совет героям стихотворения и поделись им с классом.

Русский язык в любом классе. Словарная работа.(коммуникативное)

СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ. Богата ли твоя речь?

Отгадай загадку:

                    Чик-чирик, чик-чирик!

                     С чердака несётся крик.

                     Что же это за чудак,

                     Что кричит на весь чердак?

Запиши слово-отгадку в тетрадь, подчеркни безударную гласную, непроверяемую ударением.

Напиши слова, родственные  слову воробей в таблицу.

Птенец воробья

Клюв чей?

Мама воробья

Птенцы воробья

Ласковое название воробья

Математики в 3 классе. Тема: Свойство  « Деление суммы на число».

рефлексивное

 ПРИВОДИМ ПРИМЕРЫ. Кто хорошо овладел свойством деления суммы на число, может сам придумать к нему выражения.

Перечитай на экране алгоритмы. Вставь в первое выражение свои числа так, чтобы решить можно было по первому алгоритму (___  + ____): ____

Вставь  во второе выражение такие числа, чтобы решить можно было   по второму алгоритму.

(___ + ___): ___

Предъяви на проверку учителю.

Если в обоих случаях подобрал числа верно, поставь  себе «5». Если хотя бы в одном случае подобрал верно, поставь  «4». Если не справился, не расстраивайся, еще потренируйся.

Литературное чтение- 2кл. М.Бородицкий «Разговор с пчелой». (коммуникативное)

КТО ВИНОВАТ? Умение признавать свои ошибки – признак воспитанного человека.

Цифрой 1 в тексте отметь причину возмущения человека, цифрой 2 – причину поведения пчелы. В паре распределите роли (пчела, человек) и придумайте диалог «Как помирились человек и пчела». Представьте свой диалог классу.

Русский язык,  2 кл. Существительные собственные  и нарицательные (когнитивное)

ВСЯКАЯ ЛИ ТУЧКА НА НЕБЕ? Один ученик написал слово тучка со строчной буквы, а другой - с заглавной. Оба оказались правы!

Прочитай пары предложений.

А) На часах остановилась стрелка. Быстро прискакала Стрелка к реке.

Б) Наша Тучка даёт вкусное молоко. По небу плывёт дождевая тучка.

В) Эти грибы насушила белка. На волка громко залаяла Белка.

Подчеркни в каждой группе предложений похожие по написанию слова. Сравни их значение и запиши в таблицу. 

Слово называет много одинаковых предметов.

Слово называет один предмет из многих подобных.

 Проверь себя по образцу.

Сформулируй правило о том, какие слова пишутся с маленькой буквы, а какие с заглавной

НЕ КОШАЧЬЯ КЛИЧКА КОШКИ.

 Перечитай пару предложений с прошлого урока. (Наша Тучка дает молоко. По небу плывёт тучка.) Так же придумай по два предложения с каждым словом: Мурка, шарик, Света, пушинка. Запиши предложения в таблицу.

Слово называет много одинаковых предметов

Слово называет один предмет из нескольких подобных

Подчеркни слова, которые использовал 1 раз. Сделай  вывод, какие слова бывают только именами собственными.

(коммуникативное)

НОСОРОГ, ЖИВУЩИЙ НА ДЕРЕВЕ. Иногда растениям и насекомым дают очень странные названия.

Рассмотри рисунки жуков и зверей. Соотнеси линией каждого жука с одним из зверей.  

      №1                   №2                       №3

     

Придумай название каждому жуку и запиши его в таблицу.

Жук №1

Жук №2

Жук №3

Посмотри в учебнике на с.51 как они называются на самом деле.

(Когнитивное)

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Мы живём в Сибири. Наши леса богаты разными хвойными деревьями. Как их отличить?

Возьми гербарий (ветки ели, кедра, сосны, пихты). Рассмотри хвоинки. Результаты наблюдений запиши в таблицу:

Признаки хвоинок:

цвет

длина (см)

Количество хвоинок в узелке

Какой на ощупь кончик хвоинки

ель

сосна

кедр

пихта


Сделай вывод, какие  главные отличительные признаки у хвоинок разных деревьев. Поясни вывод классу.

3 класс Литературное чтение. Носов Н.Н. «Затейники». (когнитивное)

ИГРАЙ, ДА НЕ ЗАИГРЫВАЙСЯ. Герои  всех стихотворений считают себя затейниками.

Прочитай отрывки из стихотворений.

1.Малыши среди двора                            2. Ах, как занят этот Петя!

   Хоровод водили.                                        Целый час ломал часы

   В гуси-лебеди игра,                                   И на мамином портрете

   Серый волк – Василий.                             Подрисовывал усы.

3.- Я приехал! – крикнул Петька.

    - Стал на якорь! – крикнул Васька.

    - Сел на землю! – крикнул Мишка

      И уселись отдыхать.

Подчеркни в каждом стихотворении слова или словосочетания, передающие действия ребят.

Определи лишний отрывок с точки зрения поведения детей.

По оставшимся отрывкам сформулируй и запиши определение слова.

Затейник – это______________________________________________________

Литературное чтение. Носов Н.Н. «Затейники» (ценностно-смысловое)

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно.

И до утра при свете спать.

Но так же можно…  

Посоветуй мальчику, какое качество характера ему надо развивать, чтобы играть в «трёх поросят». Расскажи, как бы ты это делал?

Литературное чтение. Носов «Затейники»

СО МНОЮ ТАКОЕ БЫВАЛО? Насколько каждый из нас способен избежать страшных ситуаций.

Прочитай ситуации.  Если с тобою такое случалось, в кружочке ставь галочку.

Мне было страшно, когда я:

- разбивал какой-то предмет во время игры

- забирался высоко и боялся спускаться

- бежал или катился на велосипеде по дороге и чуть не попал под машину

- убежал играть далеко от дома и встретил незнакомых людей

- заигрался допоздна и один возвращался домой по темноте

 Оцени своё поведение по критериям.

Критерии к заданию «Со мною такое бывало?»:

Нет галочек – ты играешь разумно.

1-2 галочки – ты стараешься играть разумно, но не всегда получается.

3-5 галочек – твои игры могут довести до беды.

Окружающий мир.4 класс Тема: Что такое лес (когнитивное)

А С НИМИ БЫСТРЕЕ. Опадают листья, увядают травы. И тут на помощь приходят организмы-разрушители.

Прочитай описание опыта.

В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом – только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.

Проанализируй условия и результат опыта. В каждой строке подчеркни нужное слово или допиши слова.

 Сосуды одинаковые/разные

Количество лесной подстилки в сосудах одинаковое/разное

Живые организмы в сосуде №1_____________________________________________

Живые организмы в сосуде №2_____________________________________________

Результат опыта в сосуде №1_______________________________________________

Результат опыта в сосуде №2_______________________________________________

Сделай вывод, что объясняет этот опыт. Запиши его___________________________

________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...