Программа "Умники и умницы" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Программа  "Умники и умницы" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umniki_i_umnitsy.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

Пояснительная записка

1.  Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  социально-педагогическая.

2. Актуальность программы – соответствие потребностям времени.       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

       

3. Отличительные особенности программы

       Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.

       Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.

4. Адресат программы – 3 класс (9-10 лет).

5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 34 часов (1 ч в неделю).

6. Формы обучения – очная.

7. Особенности организации образовательного процесса:  занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.

8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:

- количество часов в год – 34 ч;

- количество часов и занятий в неделю – 1 раза в неделю;

- периодичность и продолжительность занятий  - 1 раза в неделю, 40 минут.

9. Цель программы: развитие математических способностей третьеклассников через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.

Основные задачи:

  • обучающие - развитие познавательного интереса к математике,

включение в познавательную деятельность;

  • развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
  • воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

10. Содержание программы.

Учебный план:

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Внимание

11

1

10

Олимпиада

за 1 четверть

2

Слуховая память

5

1

4

3

Зрительная память

5

2

3

Олимпиада

 за 2 четверть

4

Закономерности

      5

1

4

5

Пространство

       4

2

2

6

Логика

4

1

3

Итого

34

8

26

Тема № 1«Внимание» (11Ч)

Теория. Ситуативная связь между понятиями.

Практика. Развитие аналитических способностей.

Тема № 2 «Слуховая память» (5Ч)

Теория. Что такое слуховая память.

Практика. Решение задач 

Тема № 3«Развитие зрительной памяти» (5ч)

Теория. Особенности зрительной памяти. 

Практика. Решение задач

Тема № 4 «Закономерности» (5 ч).

Теория.

Практика. Решение задач.

Тема № 5. « Пространство» (4 ч).

Теория. Способность рассуждать.

Практика. Работа со спичками 

Тема № 6 «Логика»  (4 ч).

Теория. Развитие логического мышления..

Практика. Решение

11. Планируемые результаты.

Планируемые результаты

освоения программы «Умники и умницы»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Результаты обучения (предметные результаты): по окончании четвертого года обучения учащиеся будут

- уметь делать анализ задач ;

- стремиться найти способ решения задачи;

- приобретут первичные умения решения задач в области математики и информатики.

Результат воспитывающей деятельности: будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.

Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)будут формироваться:

 регулятивными универсальные учебные действия: 

- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;

познавательные универсальные учебные действия:

- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;

- делать выводы о результате собственной работы;

коммуникативные универсальные учебные действия

- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

- умение выступать перед одноклассниками.

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Чис

ло

Время проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

09

17.10

очная

4

Внимание

К.207

Олимпиада за 1 четверть

2

10

17.10

очная

5

Слух

К.207        

3

11

17.10

очная

3

Зрительная память

К.207

Олимпиада за 2 четверть

4

12

17.10

очная

4

Решение логических задач

К.207

5

01

17.10

очная

3

Поиск закономерностей

К.207

Олимпиада за 3 четверть

6

02

17.10

очная

      4

Развитие пространственного воображения

К.207

7

03

17.10

очная

3

Логика

К.207

8

04

17.10

очная

5

Внимание

К.207

Олимпиада за год

9

05

17.10

очная

3

Закономерности

К.207

2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

  • перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
  • перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
  •  компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.

Методическое обеспечение:

обеспечение программы методическими видами продукции:

- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;

- методические рекомендации для учителя.

Кадровое обеспечение:

Журавлёва П.А. – учитель начальных классов,

Формы аттестации:

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.

заданий.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.

Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.

Оценочные материалы: олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.

Список литературы:

  1. Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  2. Вахновецкий, Б. А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А.Вахновецкий. – М.: Новый учебник, 2004. - 64 с.

  1. Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/ Н.К.Винокурова. - M.: OOO «Центральное издательство», 2005. – 130 с.
  2. Винокурова, Н. К. "Развитие познавательных способностей"/ Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 1999.
  3. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н.Волкова. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2008. – 240 с.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.  

7.        Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.

8.        Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. -  №6. - С. 30.

9.        Зак,  А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996.

10.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010

11.        Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html

12.        Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе /  Г.Г. Левитас. - М.:  Илекса, 2005.

13.         Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

14.        Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова,  М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

15.        Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».)

16.        Холодова, О.А.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы / О.А.Холодова.- М.: РОСТ книга, 2005.

17.         Язвенко, О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516109/

18.        Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

19.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Интернет ресурсы:

o        http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2Fcatalog%2Fpupil

o        https://pedsovet.su

Литература, рекомендованная для учащихся:

1.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.

2.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.

3.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

4.        Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

Интернет ресурсы:

o        https://uchi.ru

o        http://metaschool.ru/internet-olympiada.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...