ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА) «Музыка», «Изобразительное искусство»
материал
Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени. На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_ssh_31_s_uiphep_programma_forsayt_tsentra.docx | 75.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель образовательной организации
(базовой организации форсайт-центра)
_________________ Туренко Е.В.
«___» _________ 2018 г.
ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
(ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА)
«Музыка», «Изобразительное искусство»
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени. На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г» сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
Одной из задач модернизации системы образования как инструментов социального развития ставится «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяется одно из приоритетных направлений «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества». Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией художественно- эстетического образования детей, которое является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, и претерпевает сегодня качественный рост и динамичное развитие. Об этом говорит возросшее внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству нравственного и умственного развития, формирования всесторонне развитой, творческой личности.
В связи с этим, основными задачами деятельности форсайт-центра являются:
- оказание информационно- методической поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, обеспечение роста ключевых компетенций учителей музыки и изобразительного искусства, выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта;
-внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися предметных и метапредметных умений и навыков;
-создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов;
-осуществление взаимодействия с высшими учебными заведениями по организации практики студентов, оказанию научно- методической помощи и пр.
- осуществление взаимодействия с детской школой искусств по организации дополнительного образования обучающихся.
Форсайт-центром в предметной области искусства «Изобразительное искусство», «Музыка» является МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В его функции входит предоставление образования, являющегося углубленным и дополнительным к основному общему образованию. Педагогическая ценность такого образования детей заключается в том, что в основу его деятельности положены личностно-ориентированные подходы и технологии, которые позволяют решать проблемы детей как одаренных, так и имеющих отклонения от нормы развития, ослабленных; как самостоятельных, так и находящихся в зависимости от взрослых (инвалидов, сирот).
Содержание деятельности
Перспективными направлениями инновационной деятельности школ города Нижневартовска является отработка механизмов взаимодействия школы с ФГБОУ ВО «НВГУ», а именно с кафедрой музыкального образования и кафедрой изобразительного искусства, НСГК, кафедра музыкального образования, ДШИ №3, образовательными учреждениями города с целью модернизации и интеграции учебного процесса.
Создание городской образовательной среды– это объединение по какому-либо признаку объектов, частей, для того, чтобы получить взаимосвязанную систему. Любая система работает эффективно только при наличии обратной связи, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа, школа искусств и вуз должны выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:
-повышение уровня знаний обучающихся в предметной области «Искусство»;
-освоение обучающимися базовых навыков и умений и повышение мотивации и вовлеченности в изучении предмета «Музыка», «Изобразительное искусство».
Главные направления взаимодействия образовательных организаций, школ искусств, вузов на современном этапе следующие.
- Учебно-методическое взаимодействие, которое включает:
-контакты учителей школ с преподавателями вузов, учреждениями дополнительного образования, с целью консультаций и обмена опытом.
2. Научно-методическая работа, которая содержит следующие формы:
-проведение совместных круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности;
-организация методических семинаров при кафедрах вуза с участием преподавателей школы;
-привлечение к участию в научно-практических конференциях в вузе учителей школ;
-подготовка и издание совместных научных сборников статей, учебных пособий, с обобщением опыта работы учителей и методистов по результатам научных исследований;
-рецензирование преподавателями вузов исследовательских и проектных работ учащихся школ;
-привлечение преподавателей вуза, преподавателей школы искусств к подготовке школьников к региональным и всероссийским олимпиадам и конкурсам;
-организация ежегодных студенческих научно-практических конференций с привлечением учащихся школ;
-проведение предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся средних школ;
-организация работы факультативов и кружков, ориентированных на учащихся школ;
-преподавательская деятельность, включающая проведение дистанционных лекций и очных консультаций для учителей.
В свою очередь школа – площадка для научного исследования. Специалисты вуза, колледжа, имеют возможность провести качественную экспертизу информационной базы, которая наработана школой за много лет.
Состав Совета форсайт-центра на 2018-2019 учебный год
Координатор форсайт-центра: Гревцева Н.Н., методист МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»
Руководитель форсайт-центра: Туренко Е.В., директор МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП»
Куратор форсайт-центра: Рудько Г.Г., заместитель директора МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП»
№п/п | ФИО | Должность | Место работы |
1 | Туренко Е.В. | Директор, почетный работник РФ | СШ №31 с УИПХЭП |
2 | Рудько Г.Г. | Заместитель директора, почетный работник РФ | СШ №31 с УИПХЭП |
3 | Кондрахина С.С. | Заместитель директора | СШ №5 |
4 | Переверзев А.Г. | Заведующий кафедрой изобразительного искусства, профессор, заслуженный работник культуры ХМАО-ЮГРА | НВГУ |
5 | Швецова О.Ю. | Заведующий кафедрой музыкального образования, доцент, кандидат культурологии | НВГУ |
6 | Литвинова С.В. | Заместитель директора, почетный работник РФ | «Детская школа искусств №3» |
7 | Мартыненко Л.Р. | Заведующий кафедрой музыкального образования, кандидат культурологии | НСГК |
Механизмы реализации программы.
Этапы реализации программы на 2018-2019 учебный год.
I этап - организационно - подготовительный (ноябрь 2018-январь 2019г.)
Задачи:
- Разработать программу работы ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА.
- Определить круг заинтересованных лиц, цели, задачи и механизм взаимодействия.
- Провести анализ потребностей участников программы.
- Разработать программу совместных действий.
II этап - практический (февраль 2019г.- май 2019г.)
Задачи:
- Формирование и апробация механизмов взаимодействия с образовательными организациями города, другими учреждениями и организациями- партнерами;
- Реализация плана мероприятий форсайт- центра.
Каждый этап требует серьезной подготовки команды организаторов, модераторов, экспертов, где специально организованна совместная деятельность всех участников, создается ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая в его собственном образовании, решается определенная компетентностная задача в ходе групповой или индивидуальной работы, которая требует использования различных методов поиска решений, возможность включиться в работу команды единомышленников, найти различные ресурсы, реализовать инновационные педагогические идеи.
III этап - аналитико - обобщающий (сентябрь 2019)
Задачи:
1. Представить для распространения наработанные материалы.
2. Провести анализ итогов реализации программы.
План мероприятий.
№п/п | Мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Место проведения |
1 | Разработка и утверждение программы деятельности форсайт- центра, ознакомление с нормативными документами на 2018-2019 учебный год | Январь 2019 | Инструктивно- методическое совещание участников ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА | Совет форсайт- центра | ЦРО |
2 | «Электронные образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современной школы» | Февраль 2019 | Семинар | Рудько Г.Г.. заместитель директора | МБОУ СШ №31 с УИПХЭП |
3 | ИЗО- «Технология создания мультфильма» МУЗЫКА- «Слушание музыки как условие музыкального и интеллектуального развития детей» | Март 2019 | Творческая мастерская, мастер-класс | Литвинова С.В., заместитель директора | «Детская школа искусств №3» |
4 | «Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке ситуации успеха и условий для самореализации учащегося» | Март 2019 г. | Педагогическая мастерская, мастер-класс | Кондрахина С.С., заместитель директора | МБОУ СШ №5 |
5 | «Образовательное событие как форма образовательной деятельности школы» | Апрель 2019 | Педагогическая площадка | Рудько Г.Г.. заместитель директора | МБОУ СШ №31 с УИПХЭП |
6 | «Анализ результатов реализации программы». | Сентябрь 2019 | Круглый стол | Совет форсайт- центра | ЦРО |
Рекомендуемые мероприятия для учителей и учащихся.
№п/п | Мероприятия | Сроки | Форма проведения | Место проведения | Ответственные |
1 | «Современные проблемы художественно- педагогического образования» | 19.02.19 10.00 | Методический семинар | ул.Интернациональная 35, ауд. №311а кафедра изобразительного искусства | Заведующий кафедры изобразительного искусства Переверзев А.Г. |
2 | Концерт Мастер-классы | 20.02.19 в 15.00 | День Открытых дверей в рамках Недели науки в ФГБОУ ВО «НВГУ» | ул. Джержинского, 11 корпус № 4, ауд.112 кафедра муз.образования ул.Интернациональная 35, кафедра изобразительного искусства | Заведующий кафедры Музыкального образования Швецова О.Ю. Заведующий кафедры изобразительного искусства Переверзев А.Г. |
3 | Выставка изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно- прикладное искусство) | 20.02.19 14.00 | Выставка | «Детская школа искусств №2», выставочный зал | Заведующий кафедры изобразительного искусства Переверзев А.Г. |
4 | Круглый стол преподавателей и студентов специальности Музыкальное образование с представителями работодателей на тему «Профессионал будущего» | 02 .03.19 | Круглый стол | НСГК | Заведующий кафедрой музыкального образования Л.М. Мартыненко |
5 | I Междунардный очно-заочный конкурс-фестиваль исполнительского искусства «ВЕСЕННИЙ ЭКСПРОМТ-2019» | 11.03.19-15.03.19 | Конкурс | ул. Ленина, 56 корпус № 1 НВГУ, актовый зал | Заведующий кафедры Музыкального образования Швецова О.Ю. |
6 | Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, освоение стандартов конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Преподавание музыки в школе» | 26-27.03.19 | Проведение конкурса профессионального мастерства по специальности «Музыкальное образование» | НСГК 2-й корпус, Музыкальный зал | Заведующий кафедрой музыкального образования Л.М. Мартыненко |
7 | Тотальная музыкальная викторина | 15.03.19 | Образовательная акция в форме музыкальной викторины для любителей и знатоков музыки. | НСГК 2-й корпус | Заведующий кафедрой музыкального образования Л.М. Мартыненко |
8 | Музыкальная гостиная, посвященная Году театра (проект «Музыкальный абонемент») | 06.03.19 | Музыкальная гостиная | НСГК 2-й корпус, Музыкальный зал | Заведующий кафедрой музыкального образования Л.М. Мартыненко |
9 | Выявление и поддержка одаренных учащихся, стимулирование к учебно-исследовательской деятельности (секции «Культура и искусства», «Культура коренных народов ХМАО-Югры») | 01.04.19 | IV региональный конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников | НСГК | Заведующий кафедрой музыкального образования Л.М. Мартыненко |
10 | Профессиональная ориентация школьников, знакомство со специальностью Учитель музыки, Музыкальный руководитель, условиями обучения в колледже | Апрель 2019 | День открытых дверей в колледже | НСГК | Заведующий кафедрой музыкального образования Л.М. Мартыненко |
11 | VIII открытая Региональная Олимпиада по музыке среди учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, детских музыкальных школ, детских школ искусств, учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений, а также творческой молодежи по предмету «Музыка» | 02.04. 19 в 09.30 | олимпиада | ул. Джержинского, 11 корпус № 4 НВГУ, ауд.112 кафедра муз.образования | Заведующий кафедры Музыкального образования Швецова О.Ю. |
12 | «Критерии и показатели оценки метапредметных результатов обучающихся» (защита творческих проектов по художественному (9г класс) и музыкальному (8д класс) образованию) | Май 2019 | Конференция | МБОУ СШ №31 с УИПХЭП | Заместитель директора Рудько Г.Г. |
Эффективность программы
В ходе работы по созданию системы педагогических условий для организации художественно- эстетического образования каждый ее участник приобретает компетенции деятельности, т.е. формируются: готовность к целеполаганию; готовность к прогнозированию; готовность к действию; готовность к оценке и рефлексии. Это позволяет определить ученика как самостоятельную личность, присвоившие деятельностные позиции.
Программа Форсайт центра для педагогов предполагает режим погружения и рефлексивно-аналитическое осмысление образовательных событий, развитие профессиональной компетентности в работе с метапредметными (личностными) результатами учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В результате участники форсайт-центра получат возможность:
1. Ознакомиться с деятельностными технологиями, формами и методами организации открытых образовательных событий, инициативного образовательного пространства школы (урочная – внеурочная деятельность - дополнительное образование – управление - профильное обучение) для самореализации личности через реализацию художественно- эстетического образования.
2. Освоить практические способы работы, с прогнозами, проблемами и перспективами развития художественно- эстетического образования.
3. Повысить личную компетентность в разработке образовательных сценариев, организации командного взаимодействия, привлечения экспертного сообщества.
4. Разработать собственный проект программы работы с одаренной и талантливой молодежью, направленный на развитие метапредметных (личностных) результатов обучающихся через художественно- эстетическое образование.
Перспективы программы
Программа форсайт-центра позволит реализовать принципиально новый подход к работе с образами будущего у педагогов, выпускников, ориентированных на получение педагогического образования по специальности «Музыка», «Изобразительное искусство», студентов художественного и музыкального образования, развивать у них инновационную культуру и форсайтное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"
Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....
Интергированный урок "Великая Победа". (Музыка+изобразительное искусство)
Открытый интергированный урок к Дню Победы (музыка+ИЗО). Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (песни «Священная война» с...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Рабочая программа по русскому языку, литературному чтению, математике,окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии, основам здорового образа жизни. Класс 2
Рабочая программа по предметам во 2 классе по программе "Гармония"...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)
. Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс УМК Начальная школа 21 века
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс ...