ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА) «Музыка», «Изобразительное искусство»
материал

Рудько Галина Григорьевна

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени. На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_ssh_31_s_uiphep_programma_forsayt_tsentra.docx75.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\pc\Desktop\_гербСШ31 Ш.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель образовательной организации

(базовой организации форсайт-центра)

_________________ Туренко Е.В.

 «___» _________ 2018 г.

ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

(ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА)

«Музыка», «Изобразительное искусство»

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественно-эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, отвечающих требованиям последнего времени. На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г» сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Одной из задач модернизации системы образования как инструментов социального развития ставится «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяется одно из приоритетных направлений «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества». Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией художественно- эстетического образования детей, которое является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном  совершенствовании, и претерпевает сегодня качественный рост и динамичное развитие. Об этом говорит возросшее внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству нравственного и умственного развития, формирования всесторонне развитой, творческой личности.

В связи с этим, основными задачами деятельности форсайт-центра являются:

- оказание информационно- методической поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, обеспечение роста ключевых компетенций учителей музыки и изобразительного искусства, выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта;

-внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися предметных и метапредметных умений и навыков;

-создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов;

-осуществление взаимодействия с высшими учебными заведениями по организации практики студентов, оказанию научно- методической помощи и пр.

- осуществление взаимодействия с детской школой искусств по организации дополнительного образования обучающихся.

Форсайт-центром в предметной области искусства «Изобразительное искусство», «Музыка» является МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В его функции входит предоставление образования, являющегося углубленным и дополнительным к основному общему образованию. Педагогическая ценность такого образования детей заключается в том, что в основу его деятельности положены личностно-ориентированные подходы и технологии, которые позволяют решать проблемы детей как одаренных, так и имеющих отклонения от нормы развития, ослабленных; как самостоятельных, так и находящихся в зависимости от взрослых (инвалидов, сирот).

Содержание деятельности

Перспективными направлениями инновационной деятельности школ города Нижневартовска является отработка механизмов взаимодействия школы с ФГБОУ ВО «НВГУ», а именно с кафедрой музыкального образования и кафедрой изобразительного искусства,  НСГК, кафедра музыкального образования, ДШИ №3, образовательными учреждениями города с целью модернизации и интеграции учебного процесса.

Создание городской образовательной среды– это объединение по какому-либо признаку объектов, частей, для того, чтобы получить взаимосвязанную систему. Любая система работает эффективно только при наличии обратной связи, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа, школа искусств  и вуз должны выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:

-повышение уровня знаний обучающихся в предметной области «Искусство»;

-освоение обучающимися базовых навыков и умений и повышение мотивации и вовлеченности в изучении предмета «Музыка», «Изобразительное искусство».

Главные направления взаимодействия образовательных организаций,  школ искусств, вузов на современном этапе следующие.

  1. Учебно-методическое взаимодействие, которое включает:

 -контакты учителей школ с преподавателями вузов, учреждениями дополнительного образования, с целью консультаций и обмена опытом.

2. Научно-методическая работа, которая содержит следующие формы:

-проведение совместных круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности;

-организация методических семинаров при кафедрах вуза с участием преподавателей школы;

-привлечение к участию в научно-практических конференциях в вузе учителей школ;

-подготовка и издание совместных научных сборников статей, учебных пособий, с обобщением опыта работы учителей и методистов по результатам научных исследований;

-рецензирование преподавателями вузов исследовательских и проектных работ учащихся школ;

-привлечение преподавателей вуза, преподавателей школы искусств к подготовке школьников к региональным и всероссийским олимпиадам и конкурсам;

-организация ежегодных студенческих научно-практических конференций с привлечением учащихся школ;

-проведение предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся средних школ;

-организация работы факультативов и  кружков, ориентированных на учащихся школ;

-преподавательская деятельность,  включающая  проведение  дистанционных  лекций  и очных консультаций для учителей.

В свою очередь школа – площадка для научного исследования. Специалисты вуза, колледжа,  имеют возможность провести качественную экспертизу информационной базы, которая наработана школой за много лет.

Состав Совета форсайт-центра на 2018-2019 учебный год

Координатор форсайт-центра:  Гревцева Н.Н., методист МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»

Руководитель форсайт-центра: Туренко Е.В., директор МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП»

Куратор форсайт-центра: Рудько Г.Г., заместитель директора МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП»

№п/п

ФИО

Должность

Место работы

1

Туренко Е.В.

Директор, почетный работник РФ

СШ №31 с УИПХЭП

2

Рудько Г.Г.

Заместитель директора, почетный работник РФ

СШ №31 с УИПХЭП

3

Кондрахина С.С.

Заместитель директора

СШ №5

4

Переверзев А.Г.

Заведующий кафедрой изобразительного искусства, профессор, заслуженный работник культуры ХМАО-ЮГРА

НВГУ

5

Швецова О.Ю.

Заведующий кафедрой музыкального образования, доцент, кандидат культурологии

НВГУ

6

Литвинова С.В.

Заместитель директора, почетный работник РФ

«Детская школа искусств №3»

7

Мартыненко Л.Р.

Заведующий кафедрой музыкального образования, кандидат культурологии

НСГК

Механизмы реализации программы.

Этапы реализации программы на 2018-2019 учебный год.

I этап - организационно - подготовительный  (ноябрь 2018-январь 2019г.)

Задачи:

  1. Разработать программу работы ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА.
  2. Определить круг заинтересованных лиц, цели, задачи и механизм взаимодействия.
  3. Провести анализ потребностей участников программы.
  4. Разработать программу совместных действий.

II этап - практический (февраль 2019г.- май 2019г.)

Задачи:

  1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия с образовательными организациями города, другими учреждениями и организациями- партнерами;
  2. Реализация плана мероприятий форсайт- центра.

Каждый этап требует серьезной подготовки команды организаторов, модераторов, экспертов, где специально организованна совместная деятельность всех участников, создается ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая в его собственном образовании, решается определенная компетентностная задача в ходе групповой или индивидуальной работы, которая требует использования различных методов поиска решений, возможность включиться в работу команды единомышленников, найти различные ресурсы, реализовать инновационные педагогические идеи.

III этап - аналитико - обобщающий (сентябрь 2019)

Задачи:

1. Представить для  распространения наработанные материалы.

2. Провести анализ итогов реализации программы.

План мероприятий.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Место проведения

1

Разработка и утверждение программы деятельности форсайт- центра, ознакомление с нормативными документами на 2018-2019 учебный год

Январь 2019

Инструктивно- методическое совещание  участников ФОРСАЙТ-ЦЕНТРА

Совет форсайт- центра

ЦРО

2

«Электронные образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современной школы»

Февраль  2019

Семинар

Рудько Г.Г.. заместитель директора

МБОУ СШ №31 с УИПХЭП

3

ИЗО- «Технология создания мультфильма»

МУЗЫКА- «Слушание музыки как условие музыкального и интеллектуального развития детей»

Март

2019

Творческая  мастерская, мастер-класс

Литвинова С.В., заместитель директора

«Детская школа искусств №3»

4

 «Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке   ситуации успеха и условий для самореализации учащегося»

Март

2019 г.

Педагогическая мастерская, мастер-класс

Кондрахина С.С., заместитель директора

МБОУ СШ №5

5

«Образовательное событие как форма образовательной деятельности школы»

Апрель 2019

Педагогическая площадка

Рудько Г.Г.. заместитель директора

МБОУ СШ №31 с УИПХЭП

6

 «Анализ результатов реализации программы».

Сентябрь 2019

Круглый стол

Совет  форсайт- центра

ЦРО

Рекомендуемые мероприятия для учителей  и учащихся.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Форма проведения

Место проведения

Ответственные

1

 «Современные проблемы художественно- педагогического образования»

19.02.19

10.00

Методический семинар

ул.Интернациональная 35, ауд. №311а кафедра изобразительного искусства

Заведующий кафедры изобразительного искусства

Переверзев А.Г.

2

Концерт  

Мастер-классы

20.02.19

в 15.00

День Открытых дверей в рамках Недели науки в ФГБОУ ВО «НВГУ»

ул. Джержинского, 11

корпус № 4, ауд.112 кафедра муз.образования

ул.Интернациональная 35, кафедра изобразительного искусства

Заведующий кафедры

Музыкального образования Швецова О.Ю.

Заведующий кафедры

изобразительного искусства

Переверзев А.Г.

3

Выставка изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно- прикладное искусство)

20.02.19

14.00

Выставка

«Детская школа искусств №2», выставочный зал

Заведующий кафедры

изобразительного искусства

Переверзев А.Г.

4

Круглый стол преподавателей и студентов специальности Музыкальное образование с представителями работодателей на тему «Профессионал будущего»

02 .03.19

Круглый стол

НСГК

Заведующий кафедрой музыкального образования 

Л.М. Мартыненко

5

I Междунардный очно-заочный конкурс-фестиваль исполнительского искусства «ВЕСЕННИЙ ЭКСПРОМТ-2019»

11.03.19-15.03.19

Конкурс

 ул. Ленина, 56

корпус № 1 НВГУ, актовый зал

Заведующий кафедры

Музыкального образования Швецова О.Ю.

6

Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, освоение стандартов конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Преподавание музыки в школе»

26-27.03.19

Проведение конкурса профессионального мастерства по специальности «Музыкальное образование»

НСГК 2-й корпус, Музыкальный зал

Заведующий кафедрой музыкального образования 

Л.М. Мартыненко

7

Тотальная музыкальная викторина

15.03.19

Образовательная акция в форме музыкальной викторины для любителей и знатоков музыки. 

НСГК

2-й корпус

Заведующий кафедрой музыкального образования 

Л.М. Мартыненко

8

Музыкальная гостиная, посвященная Году театра (проект «Музыкальный абонемент»)

06.03.19

Музыкальная гостиная

НСГК 2-й корпус, Музыкальный зал

Заведующий кафедрой музыкального образования 

Л.М. Мартыненко

9

Выявление и поддержка одаренных учащихся, стимулирование к учебно-исследовательской деятельности (секции «Культура и искусства», «Культура коренных народов ХМАО-Югры»)

01.04.19

IV региональный конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников

НСГК

Заведующий кафедрой музыкального образования 

Л.М. Мартыненко

10

Профессиональная ориентация школьников, знакомство со специальностью Учитель музыки, Музыкальный руководитель, условиями обучения в колледже

Апрель 2019

День открытых дверей в колледже

НСГК

Заведующий кафедрой музыкального образования 

Л.М. Мартыненко

11

VIII открытая Региональная Олимпиада по музыке среди учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, детских музыкальных школ, детских школ искусств, учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений, а также творческой молодежи по предмету «Музыка»

02.04. 19 в 09.30

олимпиада

ул. Джержинского, 11

корпус № 4 НВГУ, ауд.112 кафедра муз.образования

Заведующий кафедры

Музыкального образования Швецова О.Ю.

12

«Критерии и показатели оценки метапредметных  результатов обучающихся» (защита творческих проектов по художественному (9г класс) и музыкальному (8д класс) образованию)

Май  2019

Конференция

МБОУ СШ №31 с УИПХЭП

Заместитель директора Рудько Г.Г.

Эффективность программы

         В ходе работы по созданию системы педагогических условий для организации художественно- эстетического образования каждый ее участник приобретает компетенции деятельности, т.е. формируются: готовность к целеполаганию; готовность к прогнозированию; готовность к действию; готовность к оценке и рефлексии. Это позволяет определить ученика как самостоятельную личность, присвоившие деятельностные позиции.

Программа Форсайт центра для педагогов предполагает режим погружения и рефлексивно-аналитическое осмысление образовательных событий, развитие профессиональной компетентности в работе с метапредметными (личностными) результатами учащихся.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В результате участники форсайт-центра получат возможность:

1. Ознакомиться с деятельностными технологиями, формами и методами организации открытых образовательных событий, инициативного образовательного пространства школы (урочная – внеурочная деятельность - дополнительное образование – управление - профильное обучение) для самореализации личности через реализацию художественно- эстетического образования.

2. Освоить практические способы работы, с прогнозами, проблемами и перспективами развития художественно- эстетического образования.

3. Повысить личную компетентность в разработке образовательных сценариев, организации командного взаимодействия, привлечения экспертного сообщества.

 4. Разработать собственный проект программы работы с одаренной и талантливой молодежью, направленный на развитие метапредметных (личностных) результатов обучающихся  через художественно- эстетическое образование.

Перспективы программы

Программа форсайт-центра позволит реализовать принципиально новый подход к работе с образами будущего у педагогов, выпускников, ориентированных на получение педагогического образования по специальности «Музыка», «Изобразительное искусство», студентов художественного и музыкального образования, развивать у них инновационную культуру и форсайтное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Интергированный урок "Великая Победа". (Музыка+изобразительное искусство)

Открытый интергированный урок к Дню Победы (музыка+ИЗО). Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (песни «Священная война» с...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)

.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс УМК Начальная школа 21 века

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс  ...