Главные вкладки

    Урок в музее Островского
    методическая разработка

    Николаева Наталия Николаевна

    Разработка урока в музее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc32.5 КБ
    Microsoft Office document icon ssylki.doc24.5 КБ
    Microsoft Office document icon ssylki_2.doc23 КБ
    Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc36.5 КБ
    Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_3.doc38.5 КБ
    Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_2.doc36.5 КБ
    Microsoft Office document icon dostizheniya_lyudey_s_ovz.doc47 КБ
    Microsoft Office document icon vstuplenie.doc33 КБ
    Microsoft Office document icon case.doc23.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в музее

      им. Н.А. Островского»

    «Равный среди равных»

    Примерный сценарий урока 

    Возможности изучения темы предоставляет экспозиция зала «Преодоление.

    Вводный этап

    Для проведения урока необходимо заранее согласовать с музеем дату и время проведения занятия. Накануне поездки в музей учащиеся под руководством учителя знакомятся с информацией о музее, обсуждают правила поведения в музее и на  транспорте по пути следования в музей.

     

    Организационный этап

    Класс разбивают на  2 творческие группы-команды.

    Затем каждому ученику выдаются планшет и рабочая тетрадь с заданиями для работы в экспозиции.

    Поисково-исследовательская деятельность учащихся

    Задания, обозначенные в рабочем листе:

    1. Пройти по музею (лестница на второй этаж и три зала постоянной экспозиции на втором этаже) и найти элементы приспособленности музея к обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья (их должно быть 8). Записать ответ в рабочую тетрадь.

    В процессе выполнения задания дети получают представление о сложностях, которые возникают перед людьми с ограниченными возможностями в привычных для здорового человека условиях.

    Второе задание выполняется в зале «Преодоление».

    2. Дописать фразу. С помощью папки-транспаранта, которую получит каждый школьник (аналог того, с помощью которого писал Н. Островский, будучи слепым), с завязанными он попробует написать знаменитые слова «Самое дорогое у человека – это …» и дополнить фразу так, как сочтёт нужным. Во время этого нехитрого опыта дети не только получат представление о том, как трудно слепым людям, но и поймут, что восприятие мира с завязанными глазами меняется, обостряются все другие чувства, особое значение приобретает контакт с теми, кто рядом.

    Чтобы завершить задание, дети получат книгу Николая Островского «Как закалялась сталь» с закладкой на странице со знаменитой фразой писателя. Дети должны сами найти и прочитать, как закончил фразу писатель. Через найденное в книге слово «жизнь» учитель объясняет школьникам, что есть люди, которые живут не так, как все.

    Третье задание выполняется в творческих группах (командах), на которые дети разбились в начале урока.

    3. Детям ставится задача самостоятельно найти информацию о героях экспозиции, проявивших себя в разных сферах деятельности, занести её в рабочую тетрадь и подготовить ответ на вопрос «Что могут люди с ограниченными возможностями здоровья?». Ответ должен быть представлен в форме импровизированной мини-экскурсии.

    Каждая из  2 команд детей работает с материалами экспозиции по разным направлениям: «Спорт», «После войны», «Творчество».

    Дети должны пройти по залу «Преодоление», осмотреть витрины с личными комплексами героев, найти героев по заявленному направлению, прочитать этикетки и тексты.

    В своей авторской экскурсии они должны представить факты, экспонаты, сюжеты из истории жизни конкретных людей так, как это обычно делает экскурсовод.

    На самостоятельную работу школьникам отводится 30 минут (заполнение рабочего листа и подготовка ответа в форме импровизированной экскурсии).

    Затем каждая творческая группа-команда показывает свою экскурсию на тему «Что могут люди с ограниченными возможностями здоровья».

    Подведение итогов урока

    Для закрепления полученных знаний всем детям предлагается ответить на следующие вопросы:

    Что означает слово инвалид?

    Почему эта тема так актуальна сегодня во всем мире?

    Правильно говорить «люди с ограниченными возможностями здоровья». Так принято. Почему?

    Можно ли помочь людям с инвалидностью на практике? Как?

    Благодаря каким качествам людям с инвалидностью удалось достичь таких высот?

    Счастье и инвалидность совместимы?

    Рефлексия

    В качестве завершения урока детям предлагается записать свои впечатления в музейной «Книге отзывов».



    Предварительный просмотр:

    Список литературы

    1. «Конвенция ООН о правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.
    2. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
    3. Федеральный закон № 419-ФЗ от 01.12.2014 г. (ред. От 29.12.2015 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
    4. «Преодоление». Рассказ о людях трудной судьбы. Из серии «Богатыри духа»:

    Выпуск III. − Москва: Акант, 2005;

    Выпуск IV. − Москва: Аксиом кардс, 2008;

    Выпуск V. − Москва, Палитра плюс, 2010;

    Выпуск VI. − Москва, Палитра плюс, 2011;

    Выпуск VII. − Москва, Палитра плюс, 2013.



    Предварительный просмотр:

    Коллекция ссылок,

    с которыми может ознакомиться учитель и ученики перед уроком

    1. ГБУК г. Москвы «Государственный музей-культурный центр "Интеграция" им. Н.А.Островского»

    www.tverskaya14.ru

     

     



    Предварительный просмотр:

    Рабочая тетрадь

    для третьей творческой группы (команды).

    Задания № 1 и № 2 выполняются всем классом.

    Задание № 1.

    Музей, в котором вы находитесь, носит имя писателя Николая Алексеевича Островского. Островский прожил короткую, но яркую жизнь.

    Он прожил 32 года, из них 9 лет был прикован болезнью к постели и 8 лет − абсолютно слепой. В таких тяжёлых жизненных условиях он написал роман «Как закалялась сталь», на котором воспитывалось не одно поколение людей в нашей стране и за рубежом.

    Пройдите по музею (лестница на второй этаж и 3 зала постоянной экспозиции на втором этаже) и найдите элементы приспособленности музея к обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья (их должно быть 8).

    Запишите ответ:

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 2.

    Пройдите в зал «Преодоление» и возьмите приготовленные для вас папки-транспаранты (аналог того, с помощью которого писал Н. Островский, будучи слепым) и повязки на глаза.

    Наденьте повязки и попробуйте по транспаранту написать знаменитые слова писателя «Самое дорогое у человека – это …»

    Закончите фразу так, как вы считаете нужным (вместо точек вставьте своё слово).

    ____________________________________________________________________

    Чтобы завершить задание, возьмите книгу Николая Островского «Как закалялась сталь» с закладкой на странице со знаменитой фразой писателя. Найдите и запишите, как закончил фразу писатель.

    ____________________________________________________________________

    Как вы думаете, трудно ли жить слепым людям?

    ____________________________________________________________________

    Третье задание выполняется в творческих группах – командах, на которые вы разбились в начале урока. Ваша команда № 3.

    Задание № 3

     

    Вам нужно подготовить мини-экскурсию по теме «Что могут люди с ограниченными возможностями здоровья, пострадавшие на военной службе?».

    На самостоятельную работу отводится 30 минут.

    Для этого вам необходимо выбрать героев, представленных в зале «Преодоление», и собрать о них информацию.

    1. Пройдите по залу «Преодоление». Внимательно осмотрите витрины, прочтите этикетки и тексты о людях, пострадавших на военной службе. Выберите героев, судьба которых произвела на вас особое впечатление.

    Запишите, как их зовут.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Используя информацию в экспозиции, выпишите сюжеты из жизни героев и достижения, которых они добились в мирной жизни.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    3. Выберите экспонаты, которые вам помогут при рассказе о ваших героях при проведении экскурсии.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. На основе полученной информации подготовьте рассказ о ваших героях.

    Представьте себя экскурсоводами, возьмите указку и попробуйте провести экскурсию, как это делают экскурсоводы в музее. Решите между собой, кто и о чём будет говорить. Желательно, чтобы в роли экскурсовода выступили все по очереди.

    Задания № 4 и № 5 выполняются всем классом.

    Задание № 4.

    Ответьте на вопросы:

    Что означает слово инвалид?

    ____________________________________________________________________

    Почему тема инвалидности в настоящее время актуальна во всем мире?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Правильно говорить «люди с ограниченными возможностями здоровья». Так принято. Почему?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Можно ли помочь людям с инвалидностью на практике? Как?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодаря каким качествам людям с инвалидностью удалось достичь высот в различных сферах деятельности?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Счастье и инвалидность совместимы?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 5.

    Запишите в музейной «Книге отзывов» ваше впечатление о прошедшем уроке и о достижениях героев, с которыми вы познакомились в ходе урока.



    Предварительный просмотр:

    Рабочая тетрадь

    для первой творческой группы (команды).

    Задания № 1 и № 2 выполняются всем классом.

    Задание №1.

    Музей, в котором вы находитесь, носит имя писателя Николая Алексеевича Островского. Островский прожил короткую, но яркую жизнь.

    Он прожил 32 года, из них 9 лет был прикован болезнью к постели и 8 лет − абсолютно слепой. В таких тяжёлых жизненных условиях он написал роман «Как закалялась сталь», на котором воспитывалось не одно поколение людей в нашей стране и за рубежом.

    Пройдите по музею (лестница на второй этаж и 3 зала постоянной экспозиции на втором этаже) и найдите элементы приспособленности музея к обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья (их должно быть 8).

    Запишите ответ:

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание №2.

    Пройдите в зал «Преодоление» и возьмите приготовленные для вас папки-транспаранты (аналог того, с помощью которого писал Н. Островский, будучи слепым) и повязки на глаза.

    Наденьте повязки и попробуйте по транспаранту написать знаменитые слова писателя «Самое дорогое у человека – это …».

    Закончите фразу так, как считаете нужным (вместо точек вставьте своё слово).

    ____________________________________________________________________

    Чтобы завершить задание, возьмите книгу Николая Островского «Как закалялась сталь» с закладкой на странице со знаменитой фразой писателя. Найдите и запишите, как же закончил фразу писатель.

    ____________________________________________________________________

    Как вы думаете, трудно ли жить слепым людям?

    ____________________________________________________________________

    Третье задание выполняется в творческих группах – командах, на которые вы разбились в начале урока. Ваша команда № 1.

    Задание № 3

    Вам нужно подготовить мини-экскурсию по теме «Что могут люди с ограниченными возможностями здоровья в спорте?».

    На самостоятельную работу отводится 30 минут.

    Для этого вам необходимо выбрать героев, представленных в зале «Преодоление» и собрать о них информацию.

    1. Пройдите по залу «Преодоление». Внимательно осмотрите витрины, прочтите этикетки и тексты о людях, добившихся высоких результатов в спорте. Выберите героев, судьба которых произвела на вас особое впечатление.

    Запишите, как их зовут.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Используя информацию в экспозиции, выпишите сюжеты из жизни героев и достижения, которых они достигли, занимаясь спортом.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    3. Выберите экспонаты, которые вам помогут при рассказе о выбранных героях при проведении экскурсии.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4.На основе полученной информации подготовьте рассказ о ваших героях.

    Представьте себя экскурсоводами, возьмите указку и попробуйте провести экскурсию, как это делают экскурсоводы в музее. Решите между собой, кто и о чём будет говорить. Желательно, чтобы в роли экскурсовода выступили все по очереди.

    Задания № 4 и № 5 выполняются всем классом.

    Задание № 4.

    Ответьте на вопросы:

    Что означает слово инвалид?

    ____________________________________________________________________

    Почему эта тема инвалидности в настоящее время актуальна во всем мире?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Правильно говорить «люди с ограниченными возможностями здоровья». Так принято. Почему?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Можно ли помочь людям с инвалидностью на практике? Как?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодаря каким качествам людям с инвалидностью удалось достичь высот в различных сферах деятельности?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Счастье и инвалидность совместимы?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 5.

    Запишите в музейной «Книге отзывов» ваше впечатление о прошедшем уроке и о достижениях героев, с которыми вы познакомились в ходе урока.



    Предварительный просмотр:

    Рабочая тетрадь

    для второй творческой группы (команды)

    Задания № 1 и № 2 выполняются всем классом.

    Задание № 1.

    Музей, в котором вы находитесь, носит имя писателя Николая Алексеевича Островского. Островский прожил короткую, но яркую жизнь.

    Он прожил 32 года, из них 9 лет был прикован болезнью к постели и 8 лет − абсолютно слепой. В таких тяжёлых жизненных условиях он написал роман «Как закалялась сталь», на котором воспитывалось не одно поколение людей в нашей стране и за рубежом.

    Пройдите по музею (лестница на второй этаж и 3 зала постоянной экспозиции на втором этаже) и найдите элементы приспособленности музея к обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья (их должно быть 8).

    Запишите ответ:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 2.

    Пройдите в зал «Преодоление» и возьмите приготовленные для вас папки-транспаранты (аналог того, с помощью которого писал Н. Островский будучи слепым) и повязки на глаза.

    Наденьте повязки и попробуйте по транспаранту написать знаменитые слова писателя «Самое дорогое у человека – это …».

    Закончите фразу так, как считаете нужным (вместо точек вставьте своё слово).

    ____________________________________________________________________

    Чтобы завершить задание, возьмите книгу Николая Островского «Как закалялась сталь» с закладкой на странице со знаменитой фразой писателя. Найдите и запишите, как закончил фразу писатель.

    ____________________________________________________________________

    Как вы думаете, трудно ли жить слепым людям?

    ____________________________________________________________________

    Третье задание выполняется в творческих группах – командах, на которые вы разбились в начале урока. Ваша команда № 2.

    Задание № 3

    Вам нужно подготовить мини-экскурсию по теме «Что могут в творчестве люди с ограниченными возможностями здоровья?».

    На самостоятельную работу отводится 30 минут.

    Для этого вам необходимо выбрать героев, представленных в зале «Преодоление», и собрать о них информацию.

    1. Пройдите по залу «Преодоление». Внимательно осмотрите витрины, прочтите этикетки и тексты о людях, добившихся высоких результатов в творчестве. Выберите героев, судьба которых произвела на вас особое впечатление.

    Запишите, как их зовут.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Используя информацию в экспозиции, выпишите сюжеты из их жизни и творческие достижения.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    3. Выберите экспонаты, которые вам помогут при рассказе о выбранных героях при проведении экскурсии.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. На основе полученной информации подготовьте рассказ о ваших героях.

    Представьте себя экскурсоводами, возьмите указку и попробуйте провести экскурсию, как это делают экскурсоводы в музее. Решите между собой, кто и о чём будет говорить. Желательно, чтобы в роли экскурсовода выступили все по очереди.

    Задания № 4 и № 5 выполняются всем классом.

    Задание № 4.

    Ответьте на вопросы:

    Что означает слово инвалид?

    ____________________________________________________________________

    Почему тема инвалидности в настоящее время актуальна во всем мире?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Правильно говорить «люди с ограниченными возможностями здоровья». Так принято. Почему?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Можно ли помочь людям с инвалидностью на практике? Как?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодаря каким качествам людям с инвалидностью удалось достичь высот в различных сферах деятельности?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Счастье и инвалидность совместимы?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 5.

    Запишите в музейной «Книге отзывов» ваше впечатление о прошедшем уроке и о достижениях героев, с которыми вы познакомились в ходе урока.



    Предварительный просмотр:

    Достижения людей с ограниченными возможностями здоровья

    Алевтина Владимировна Зиновьева

    Алевтина Зиновьева родилась в 1975 году, недалеко от старинного города Владимира, в посёлке Юрьевец, на самой его окраине. С рождения была больна – детский церебральный паралич. Вся её жизнь проходила в инвалидной коляске.

    Но она жила надеждой, что настанет время, когда сможет пройти на своих ногах. Её родители предпринимали всё, чтобы помочь здоровью дочери, но лечение не дало ожидаемых результатов.

    Выпавшие на долю Али испытания не сломили её. Она закончила среднюю школу – обучалась на дому. С восьми лет начала рисовать. По её признанию, сначала это было детским увлечением, но позже «стало способом выражения» её «мыслей и чувств».

    Первые годы Аля могла ещё рисовать рукой, но с 13 лет она рисует ногой. Делает она это таким образом: родители надевают ей на ногу носок с дырочками, вставляют карандаш или кисти между пальцами, закрепляют бантом. Сначала Аля работала в технике графики, постепенно стала переходить на краски, пастель, гуашь, смешанную технику.

    А ещё она очень любит читать, особенно исторические романы. Сочиняет стихи.

    Помогает Але, кроме родителей, поддержка и внимание организаторов и членов Владимирской городской общественной организации инвалидов-опорников «Надежда», в которой она состоит с 1997 года. Эта организация была создана в 1994 году по инициативе Валентины Николаевны Дьяченко. Председателем «Надежды» стал её муж – Сергей Иванович Дьяченко. Они сами инвалиды-опорники, и забота о людях, объединённых одной бедой, стала смыслом жизни для этой супружеской пары. «Надежда» помогает членам организации прежде всего обрести уверенность в себе, почувствовать, что они не одни, найти интересное занятие, наконец, создаёт круг друзей. При поддержке «Надежды» изданы стихи члена организации, поэта Станислава Каткова. И обе книги проиллюстрированы Алей Зиновьевой.

    Глядя на эти тонкие по исполнению рисунки, трудно поверить, что они написаны ногой. В одном из сборников С. Катков посвятил своему «активнейшему соавтору» Але Зиновьевой стихотворное послание, где есть такие строки:

    Дерзай! Старайся Алевтина!

    И твой успех к тебе придёт,

    Минуя всякие преграды!

    <…>

    И пусть узнает весь народ

    Работ твоих и свет и радость!

    Это очень точно сказано − про свет и радость в работах Али Зиновьевой. Даже от названия её картин веет теплотой: «Солнечный завтрак», «Девушка в белом», «Мечта у моря»… В её работах – её надежды, её жажда красоты, теплоты, её мечты. При встрече с Алей забываешь о её болезни – такой душевный свет она излучает. Для людей с ограниченными возможностями здоровья просто жить – уже мужество. Но многие, как Аля и её товарищи по «Надежде», умеют ещё творить, дарить людям радость, быть счастливыми, когда им удаётся вырваться за пределы четырёх стен квартиры.

    Для Али-колясочницы, проживающей на окраине пригорода Владимира – Юрьевца, – поездка во Владимир, который ей так хочется запечатлеть в своих работах, – часто остаётся недостижимой мечтой. И только благодаря «Надежде» она и её товарищи совершают иногда поистине героические для них путешествия не только во Владимир, но даже в Суздаль.

    Творчество Али Зиновьевой было представлено на выставках во Владимире, в Москве, в Музее-центре «Преодоление» им. Н.А. Островского, в фондах которого находятся несколько её работ.

    Андронова Т.И.

    Олеся Юрьевна Владыкина

    Олеся Юрьевна Владыкина родилась 14 февраля 1988 г. в Москве. Чемпион Паралимпийских игр в Пекине 2008 г. и Лондоне 2012 г., многократный чемпион мира и Европы по плаванию, посол Игр 2014 г. в Сочи, кавалер ордена Почёта и ордена Дружбы за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, лауреат премии Паралимпийского комитета России «Возвращение в жизнь», заслуженный мастер спорта России, лучшая спортсменка Москвы в паралимпийских видах спорта по итогам 2010, 2011, и 2012 годов, лучшая спортсменка в номинации «Преодоление» премии национальных номинаций в области физической культуры и спорта за 2012 год.

    Плаванием занималась с раннего детства в СДЮШОР № 47. В 20 лет на отдыхе в Таиланде экскурсионный автобус попал в аварию. Тяжёлая травма привела к потере левой руки. Через полгода Олеся вернулась в спорт. 9 сентября 2008 г. на олимпиаде в Пекине завоевала золото. Свой мировой рекорд посвятила погибшей подруге Александре.

    В 2011 г. Олеся окончила Московский государственный университет путей сообщения по специальности «Спортивный менеджмент». Обучение продолжила в аспирантуре. В 2013 г. получила диплом Московского училища Олимпийского резерва № 3 и может работать тренером по плаванию.

    Сегодня Олеся активно участвует в социальной деятельности страны, является советником руководителя Москомспорта, участвует в обсуждении проблем инвалидов на международных форумах в России, сотрудничает с фондами «Обнажённые сердца» и «Подари жизнь», активно участвует в благотворительных мероприятиях для детей.

    Красавица Олеся любит жизнь во всех её проявлениях, много путешествует, считает, что всё познаётся в сравнении. Увлекается музыкой, книгами. Надеется своим примером преодоления трудностей внести оптимизм и позитивное настроение в жизнь отчаявшихся людей.

    Олеся Владыкина является лауреатом Международной премии Н.А. Островского в номинации «За выдающиеся спортивные достижения».

    Воробьёва А.Б.

    Сергей Александрович Соколов

    Сергей Александрович Соколов родился 7 января 1959 года. Сразу же после средней школы он связал свою жизнь с авиацией, поступив в 1976 году в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.Ф. Мясникова, которое закончил в 1980 году. Местом службы молодого лётчика стал Краснознамённый Туркестанский военный округ (г. Мары). В октябре 1983 года по решению Правительства СССР Соколов был направлен командиром авиационного звена отдельной авиационной эскадрильи истребителей-бомбардировщиков для выполнения интернационального долга в Республике Афганистан. За 6 месяцев, проведённых в Афганистане, он совершил 119 боевых вылетов, принял участие в шести крупных общевойсковых армейских операциях.

    25 апреля 1984 года в ходе Панджшерской операции самолёт Соколова был сбит в 27 километрах от аэродрома Кабула. Сергей успел катапультироваться на высоте 400 метров, которой не хватило для полного раскрытия парашюта. Лётчик упал в сухое русло реки: его понесло между обрывистыми берегами, но этот «лишний» десяток метров «глубины» реки спас ему жизнь. После приземления Соколов был вынужден вступить в неравный бой с душманами и вёл его в полном окружении более часа. Он получил тяжёлое ранение и, теряя сознание, заминировал себя последней гранатой. Его спасли однополчане, прилетевшие на вертолёте. Гранату, к счастью, успели обезвредить, но Сергею предстояло длительное лечение. Он перенёс 12 операций, 7 из которых были очень тяжёлыми.

    Несмотря на все трудности со здоровьем, осенью того же 1984 года Сергей Александрович вернулся в родной полк в качестве заместителя командира – начальника штаба эскадрильи. Но в 1985 году решением ВВК он списан с лётной работы, а в 1986 ВТЭК признал его инвалидом войны. С.А. Соколов не смирился с участью инвалида и добился разрешения на продолжение службы в армии. Однако для возвращения в строй авиаторов ему пришлось в 1985−1991 годах пройти сложный курс реабилитации. Одновременно он поступил в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, которую окончил в 1989 году, получив квалификацию «офицер с высшим специальным образованием, лётчик-инженер». С этого времени и до 1992 года Сергей Александрович продолжает службу на различных должностях в Главном штабе ВВС.

    С октября 1992 года по 1995 год Соколов – старший офицер-инспектор по делам инвалидов Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ. В сентябре 1995 года Сергей Александрович возглавил Егорьевский, а затем 1-й Московский областной аэроклубы РОСТО (ДОСААФ).

    После завершения курса реабилитации в 1991 году С.А. Соколов приступил к парашютным прыжкам: сначала прыгал вместе с инструктором с парашютом системы «Тандем», потом перешёл к самостоятельным прыжкам на воду и землю. 18 апреля 1994 года в рамках II Международный парашютной экспедиции Сергей Александрович первым среди инвалидов Мира совершил прыжок с парашютом на Северный полюс, за что в марте 1995 года удостоен звания Герой Российской Федерации. Возвращается он и к самостоятельным полётам: в 1992 году летает на вертолёте Ми-2, самолётах Як-52, Як-18, Ан-2, а в последующие два года переучивается и осваивает вертолёт Ми-8, самолёты Л-39 и Миг-29. В 1995 году С.А. Соколов добился официального разрешения на лётные должности.

    Сергей Александрович − участник показательных авиационных выступлений на авиакосмических салонах 1997, 1999, 2001, 2003 годов, проводимых в г. Жуковском, и 2002 года – в Домодедове. Он организовал и лично руководил более чем 110 авиационно-показательными выступлениями в Москве, городах Московской области и других регионов России; внёс большой личный вклад в подготовку сборных команд РФ по вертолётному спорту и купольной акробатике.

    В конце 90-х годов С.А. Соколов трижды в качестве командира вертолёта Ми-8 принимал участие в обезвреживании преступных группировок на территории России.

    Кроме того, Сергей Александрович ведёт большую работу на общественных началах: с 1991 года возглавляет созданный им Московский фонд инвалидов войны в Афганистане. Он является автором программы адресной медико-социальной помощи более 350 инвалидам Афганской войны, успешно реализованной в Москве в 1993–1995 годах; разработчиком многоотраслевой социально-экономической переселенческой программы «Строительство многофункционального авиационного, культурно-делового, спортивно-оздоровительного и медико-реабилитационного комплекса 2007−2012 года».

    Сегодня Герой Российской Федерации, заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2008) полковник в запасе Сергей Александрович Соколов подготовлен к лётной работе в полном объёме курса боевой подготовки истребительно-бомбардировочной и армейской авиации, курсов подготовки на вертолётах и самолётах авиации РОСТО (ДОСААФ), летает днём и ночью при разных метеорологических условиях. Он освоил 11 типов самолётов и вертолётов, из них – 7, будучи инвалидом войны.

    С августа 2009 года С.А. Соколов является Генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильная авиационно-спортивная фирма "РИАК"», сокращённо ООО «МАСФ "РИАК"».

    Он почётный академик Европейской академии естественных наук г. Ганновера (2006), кандидат экономических наук (2007).

    Сергей Александрович награждён советскими орденами Красной Звезды (1984) и Боевого Красного Знамени (1989); орденом Красного Знамени Республики Афганистан (1986); орденом Российской Федерации «За военные заслуги» (1998).

    В 2006 году С.А. Соколов стал лауреатом международной премии им. А.П. Маресьева «За волю к жизни».

    Материалы о Герое Российской Федерации полковнике запаса С.А. Соколове хранятся в фондах ГМЦ «Преодоление» им. Н.А. Островского и представлены в экспозиции музея-центра.

    Фатигарова Н.В.



    Предварительный просмотр:

    Равный среди равных

    Проблема инвалидности насчитывает многовековую историю. Очень долго она считалась, в основном, медицинской, и её решение являлось прерогативой врачей. Однако со временем всё более становилась проблемой социальной.

    В современном мире смещается акцент от адаптации инвалида к «нормам» общественной жизни на изменение самого общества. В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями стоит в числе наиболее важных задач социальной политики нашего государства. Права инвалидов являются предметом особого внимания со стороны ООН и других международных организаций.

    В целях повышения социальной активности, преодоления самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплочённости и социальной стабильности в обществе в 2011 году была создана и начала реализовываться Федеральная программа «Доступная среда», важной составляющей которой является социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья музейными средствами.

    Можно  задать вопрос: как изменить отношение здоровых людей к людям с ограниченными возможностями здоровья в сторону понимания и признания их равных возможностей, и что может сделать музей в этом направлении.

    С 1990-х гг. социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями стала одним из основных направлений работы нашего музея. Распоряжением правительства Москвы от 31 января 1992 года литературный музей Н.А. Островского был переименован в Государственный музей – гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского. В распоряжении говорилось, что музей «переименован в связи с необходимостью приведения названия музея в соответствие в его новым назначением и расширением сферы деятельности». 

    С первых лет работы музея (1940-е гг.) стала формироваться коллекция «Корчагинские судьбы» – о тех, кто по примеру писателя Николая Островского и его героя Павла Корчагина сумели, проявив мужество и волю к жизни, преодолеть выпавшие на их долю болезни, горе, инвалидность и занять достойное место в жизни. В первую очередь, это были участники Великой Отечественной войны. Из этих материалов формировались мемориальные комплексы, на основании которых в 1986−87 гг. была сформирована выставка «Корчагинские судьбы», позже они были использованы на выставке «Герой и время»(1989). В 1992 году именно на этой базе был открыт зал «Преодоление» в составе постоянной экспозиции музея. Продолжение комплектования по данной теме происходило также по принципу личных комплексов. В коллекции Музея-центра насчитывается около 200 личных комплексов инвалидов. Включив персонаж в круг экспонентов музея, сотрудники собирают на него материал регулярно, год за годом, пополняя фонд всё новыми поступлениями. Это уже не просто комплектование, а особая форма глубокого партнёрства, основанная на взаимном уважении и заинтересованности музея и героев темы в творческой реализации их способностей и личности. Среди них – депутаты Государственной думы М. Терентьев, В. Крупенников, О. Смолин, скульптор Лина По, художники Ю.К. Авдеев, А.Т. Герман, А.В. Зиновьева и др. Для юных посетителей музея (и здоровых, и больных) организуются встречи с героями экспозиции «Преодоление» − героем России И.С. Задорожным, кавалером ордена Мужества А.В. Климовым, офицерами, потерявшими здоровье в горячих точках. Проходят круглые столы с участием спортсменов-паралимпийцев М.К. Загорской, З.В. Емлиной, С.Е. Истомина. Писатели-инвалиды Т.М. Чевордаева и Е.А. Златогорова представляют свои книги. В музее проходят концерты незрячих певцов Ю.Н. Сарафанова и С.Н. Санаторова. С 2004 года музей проводит торжественное вручение дипломов и медалей лауреатам премии Н.А. Островского. Премией награждены более 100 человек с ограниченными возможностями здоровья, не сломленные духом.

    Таким образом, инвалиды – не только наши посетители, а герои экспозиции и мероприятий.

    Именно зал «Преодоление» является местом проведения урока, на котором дети смогут узнать о проблеме инвалидности на конкретных примерах и судьбах.

    Урок под названием «Равный среди равных» ориентирован на учеников 3-4 класса при изучении темы «Люди с ограниченными возможностями и особенностями здоровья»  на классном часе. Актуальность этого урока очень высока, поскольку проблема адаптации и реабилитации людей с ОВЗ в России, как уже отмечалось, стоит очень остро.

              Экспозиция «Преодоление», где абстрактные выкладки преобразованы в конкретные судьбы наших современников-инвалидов, предоставляет большие возможности по ознакомлению с темой.

     



    Предварительный просмотр:

    Практическое задание

    Пройдите по музею и найдите элементы приспособленности музея к обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что ещё можно предложить для развития без барьерной среды музея?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в музее

    Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия....

    "На урок в музей"

    статья по музейной педагогике...

    Урок в музее "Полезные ископаемые"

    Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...

    Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.

    Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...

    Урок в музее "Русские народные песни".

    Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....

    Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"

    Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...

    Урок в музее Космонавтики и музее Королева

    Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....