Как сохранить и удержать интерес ребёнка к предмету через внимание.
учебно-методический материал

Розалия Насибулловна Борноволокова

Практические советы для удержания внимания и интересе школьника в урочное время в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сохранить и удержать интерес ребёнка  к предмету, через внимание.

 «Внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит всё из внешнего мира, что только входит в сознание».

К.Д. Ушинский

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

        Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в школьном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание младшего школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

Организация внимания и продуктивная работа учащихся на протяжения всего урока взаимообусловлены. Важную роль  в создании условий для такой работы играет отбор содержания и методов, соответствующих не только целям и обстоятельствам урока, но и задаче привлечения внимания класса. Внимание и интерес к уроку определяется практической ценностью и личной значимостью изучаемого материала.

         Важнейший источник активности ученика в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждения интереса однозначно означает пробуждения внимания.

Что же способствует возникновению интереса и внимания на уроке?

  1. Качество изложения учителем учебного материала. Яркий, красочный рассказ, эмоционально насыщенный.
  2. Оптимальное соотношение известного и неизвестного. Ученик будет внимателен к новому материалу только в том случае, если есть что–то знакомое. Наибольший интерес возникает  к предмету тогда, когда сообщение о нём раскрывает какие то новые стороны: дополняет, развивает или противоречит старому.
  3. Определяемый дефицит информации, когда учитель не «разжёвывает материал» объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое «пространство» для мысли, даёт возможность соучастия в познании нового: задавание вопросов, желание самим найти на некоторые из них ответы.
  4. Безотказное средство пробуждения внимания – это применение различных форм наглядности, нестандартные вопросы, проблема, загадка.

        Учитель часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Чем интереснее и разнообразнее будут задания, которые предложены ребенку, тем больше шансов развить его внимание.

        Создание на уроке игровой атмосферы развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Поэтому на каждом уроке используются различные упражнения на развитие внимания.

Также для концентрации внимания предлагаем использование дидактических игр.

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес, помогает им усваивать учебный материал.

Можно выделить следующие виды игр:

1) игры-путешествия призваны усиливать впечатления, обращать внимание детей на то, что находится рядом, окружает их (математическое путешествие в страну чисел, примеров, задач и т.п.);

2) игры – поручения учат детей наблюдательности и самоконтролю, хотя они проще по содержанию, а по продолжительности короче,

3) игры-загадки помогают проверить знания и находчивость детей. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать и делать выводы.

4. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и т.п..

5 Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков («Молчанка», «Поднимитесь по лестнице» и др.).

6. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся («Контролер», «Маленький учитель» и др.).

        Для уроков литературного чтения предлагаем следующие задания:

1. Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.

Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующимися буквами.

ТАЧКА – ТОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ДОЧКА

НАПИСАЛ – ЗАПИСАЛА – РАСПИСАЛСЯ – ПОДПИСЫВАЕТ

2. Анаграммы (рассыпанные слова).

Этот вид упражнений используем на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираем слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.

Пример. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

ИАКБНИ (Бианки)

КВАСЛАДО (Сладков)

УРЧШИНА (Чарушин)

КОВЫЛР ( Крылов)

Что обозначают эти слова? Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?

3. Находить слова среди напечатанных букв.

Какие богатства хранит в себе лес?  Что объединяет эти слова?

4. Игра “Разведчики”. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос.

Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

5.В 1 классе  для стимулирования внимания можно использовать следующие задания.

.а) Найди лишнюю букву:     а, о,  в, у, и.

Б) Найди лишний слог:           бо, но. ро, мы, со, ко.

В) Найди лишнее слово:

   река            слон            мала

   речка          лев              моль

   ручей          мак             мела

   ручка          тигр            мила

   ручеек

г). Раздели слова на две группы:

    корова              заяц               ленивый

    соловей            горох             смелый

    коза                  ежик              честный

    ворона              медведь         жадный

    овца                  капуста          добрый

    сорока              огурец            трусливый

                              волк

д)Из какой сказки слова?

 Я - мышка – норушка…

   Бежит молочко по вымечку …

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства, которые не только обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев, но и концентрируют внимание учащихся.

На уроках русского языка очень хорошо зарекомендовали себя следующие задания:

1. Найти слова среди напечатанных без пробелов букв.

Пример. Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР

УКПРСАБАКАЖЮТРЋ/ЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪЋ

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ

ИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬЋ

ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

2. Отделять в сплошном тексте слова друг от друга.

Пример. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

3. “Путаница”.

Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов.

Пример. Найдите замаскированные изображения и запишите слова, разделите эти слова на слоги.

 

4. Сравни картинки.  Найди отличия. Составить рассказ.

5. На минутках чистописания использую такой приём.

Найти спрятанные буквы.

6. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) ГРУММОП

Б)БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
     МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
7.Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. -Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом):
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

8. Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова).

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся в тексте буквы "а". Затем игру можно усложнить.
Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность
Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.
Например, "е" - вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем".

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность
Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Внимание!

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность
9. Упражнение на формирование внимательности у учеников в школе.
Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - двумя, затем по команде "Внимание!" - наоборот: существительные - двумя, а прилагательные – одной.

Например:


развитие внимания, игры, упражнения, внимательность
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации.

10.Для развития интереса к  урокам русского языка  учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме.  

На уроках математики, так же применяю упражнения на развитие внимания:

1.На этапе устных упражнений удобно применять известные числовые таблицы Шульте.

Пример. Найдите числа от 1 до 25, называйте вслух.

Найдите сумму чисел 1и 4 столбца каждой пары.

Числа 1 столбика увеличьте  на 2.

 2. Графические диктанты.

Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.

3. Найди сумму чисел записанных красным цветом, чёрным цветом.

 Найдите сумму чисел, которые встречаются два раза, три раза, один раз.

4. Кодирование слов с помощью цифр.

Каждой букве соответствует своя цифра.

Пример. Зашифруйте слова: метро, торт и д.р.

Прочитайте числа, которые у вас получились.

Разложите эти числа на разрядные слагаемые.

Назовите общее число сотен, десятков и т.д.

5. Занимательные квадраты.

В данном квадрате расставить числа 2, 2, 3, 3, 3    так, чтобы при сложении чисел по столбикам, по строчкам и с угла на угол всегда получалось число 6.

  1

 1

  2

  1

           

 3

 1

 2

 1

 2

 3

 2

 3

 1

                  Решение:                            

                                                                               

6. Шарады.

Первая цифра стоит в середине.

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

И коли вражья надвинется рать,

Целое будем мы защищать.

        Р   1   А                РОДИНА

7. Математические фокусы.

Задумайте число от 1 до 10. Прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1.

Назовите результат, а я скажу, какое число задумано.

( для отгадывания надо из результата вычесть 1 )

8. Игры на внимание.

 Игра «Стук-стук».

На доске изображена таблица с двумя разрядами:

        

       ДЕСЯТКИ

       ЕДИНИЦЫ

Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.

9. Логические упражнения.

Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке?

        Из приведённых мною примеров видно, что любое упражнение, направленное на развитие внимания, можно адаптировать к любому уроку и связать его с темой урока. Все эти упражнения улучшают не только внимание, но и повышают интерес к уроку.

        Зная, что для учащихся младшего школьного возраста присущи невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость неумение управлять своим поведением, и понимая, что это связано с особенностями их возраста и  психики необходимо при первых признаках двигательного беспокойства проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку. Физминутки обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости. Иногда можно предложить  детям подвигаться свободно, как хочется им: покачаться березкой, достать до неба, подвигаться как медуза, показать, какими они были, когда были маленькими, какими станут, когда вырастут.

Но особенно  нравятся детям физкультминутки в стихах:

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

Для повышения внимания учащихся уместно провести тренинг-настрой в начале первого урока( слова, которого произносятся негромко, но быстро). «Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

В течении урока целесообразно использовать:

- Гимнастику для рук

(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.
Пальцы расслаблены, взмахи кистями)
Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

- Гимнастика для глаз

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

- Пальчиковую гимнастику

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.

Предлагаемые  нами  приёмы  и  подходы  не  новы,  но  эффективны.  И  если  пользоваться  ими  в  системе,  то  можно  получить  положительные  результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

Почему дети не читают? Как привить и сохранить интерес ребёнка к книге?

Статья о том как привить интерес ребёнка к чтению...

Формирование познавательного интереса к литературному краеведению через групповую работу.

В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания методов обучения в начальной школе. Необходима разработка научно-педагогических основ такого пост...

Почему дети не читают? Как привить и сохранить интерес ребёнка к книге?

Почему дети не читают? Как привить и сохранить интерес ребенка к книге?План.Почему дети не читают?Развитие интереса к чтению.Как сохранить у ребенка интерес к чтению.«Никогда ни какими силами вы не за...

План и анализ плана самообразования "Развитие устойчивого интереса учащихся к предметам через использование занимательного материала на уроках"

План и анализ плана самообразования "Развитие устойчивого интереса учащихся к предметам через использование занимательного материала на уроках"...

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.

Коррекционная работа по формированию внимания на уроках физической культуры....