План работы по наставничеству
материал

План работы по наставничеству  поможет наставнику  составить рабочий план с молодым специалистом, Создать систему помощи молодому специалисту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_nastavnichestvu.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве в «Гимназии «Альбертина» 1. Общие положения.

1.1. Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. 

Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания. 

1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений. 

  1. Цели и задачи наставничества.
  1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра. 
  2. Основными задачами школьного наставничества являются:  привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

         

3. Организационные основы наставничества.

  1. Школьное наставничество организуется на основе решения заседания методического объединения учителей. 
  2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество. 
  3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных. 
  4. Кандидатуры наставников согласовываются с директором. 
  5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен решением методического объединения учителей с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. 
  6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: 
  • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях:
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
  • выпускниками педагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и владения новыми практическими навыками;
  • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

3.7. Замена наставника производится  в случаях: 

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.
  1. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 
  2. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям. 

4. Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения.;
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:

  • с согласия директора (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
  • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.

  1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается методическим объединением учителей и отражается в протоколе заседания МО. 
  2. В период наставничества молодой специалист обязан: 
  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника.

8.1 Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора. 

8.2. Заместитель директора обязан: 

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной         работы,         основам         педагогики         и         психологии,         оказывать         им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить,         обобщить         и         распространить         положительный         опыт         организации наставничества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. Руководитель методического объединения обязан:

  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • обеспечить         возможность         осуществления         наставником         своих         обязанностей         в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их методисту. 

9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1.  К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:  настоящее Положение;

  • планы работы методических объединений;
  • протоколы заседаний методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

наставника   Буниной  Светланы Анатольевны

 

с молодым специалистом Киселёвой Ксенией Сергеевной

 

на  2018-2019  учебный год

 

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о выполнении

1.

-Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

 

- Знакомство с нормативной документацией, правовыми актами в сфере образования

(Закон  273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, ФГОС ООО, Конвенция о правах ребенка, САНПиН и др.)

 

-Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов;

индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий.

   сентябрь

Календарно-тематическое

планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка по заполнению классного журнала

 

2.

-Выбор         темы         по

самообразованию;

 

-Участие         в  разработке

(доработке)  учебно-

дидактических материалов;

 

-Участие         в оформлении

учебного кабинета;

 

-Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей».

   октябрь

Список учебно-дидактического

материала

 

Паспорт

кабинета

 

Памятка по ведению и оформлению тетрадей.

 

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о выполнении

3.

-Участие         в         заседании

методического объединения;

 

-Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

 

-Подбор литературы по теме самообразования с

использованием образовательных ресурсов Интернета;

 

-Знакомство с         условиями аттестации         на         1 квалификационную категорию.

   ноябрь

    Протокол ШМО

 

   Выработка

   рекомендаций

 

  Список литературы

 

4.

-Общие вопросы методики проведения         внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися;

 

-Изучение         основ

исследовательской деятельности с обучающимися по предметам

начальной школы;

 

-Анализ работы за первое полугодие.

    декабрь

   Выработка

   рекомендаций

 

   Участие   обучающихся в

школьном этапе НПК

 

Промежуточный

отчет

 

5.

- Участие в заседании

методического объединения;

 

-Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе».

     январь

Протокол МО

 

Видеозапись занятия с использованием современных образовательных технологий

 

6.

-Общие положения

портфолио педагога;

 

-Структура содержания и

порядок ведения портфолио;

 

-Оценивание материалов и портфолио.

   февраль

Портфолио

 

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о выполнении

7.

-Участие в заседании МО (выступление по теме

самообразования);

 

-Проведение внеклассного мероприятия по предмету с обучающимися;

март

Протокол МО

 

Презентация

 

Сценарий мероприятия

 

8.

-Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»;

-Практикум   различных стилей

педагогического общения

(авторитарный, попустительский, демократический)»;

-Анализ стилей общения.

 

апрель

Памятка

 

Подбор примеров

ситуаций

(информационный

лист)

 

9.

-Отчет молодого специалиста о проделанной работе;

-Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий

учебный год.

май

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе

 

10.

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником,

администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп

В течение года

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.

Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему учите...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

План работы наставничества 2019-2020 учебный год

Наставничество 2019-2020учебный год Шабанова В.А....

План работы наставничества 2018-2019 учебный год

Наставничество 2018-2019 учебный год...

План работы наставничества 2020-2021 учебный год

Настаничество 2020-2021 учебный год...

План работы по Наставничеству (2022-2023уч.г.)

Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой ...