Качественный результат ВПР в начальной школе - залог успеха на ОГЭ и ЕГЭ.
статья

Самойлова Светлана Викторовна

     Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

 Вокруг ВПР ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое.

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошёл  в 4-х классах в штатный режим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_v_nachalnoy_shkole.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Качественный результат ВПР в начальной школе – залог успеха на ОГЭ и ЕГЭ

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена                                 знаний непременно дадут всходы.

     Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

 Вокруг ВПР ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое.

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошёл  в 4-х классах в штатный режим.

Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?

 Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.

 Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.

 В-третьих, использование современных технологий, что позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Что дают ВПР?

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ;

- определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения;

- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах;

- будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам;

- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка;

- даст возможность улучшить общую систему обучения;

- итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.

ВПР по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике. Именно диктант является основным показателем грамотности ученика. Конечно, диктант должен читаться в соответствии с действующими в языке произносительными нормами.

Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.

ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с представленной в разных формах информацией.

ВПР по окружающему миру проверяет достижения не только предметных, но и овладения межпредметными понятиями.

В 2017 -2018 учебном  году у меня был 4 класс и я впервые столкнулась с процедурой проведения Всероссийских проверочных работ.   Хочу  поделиться   опытом, пусть небольшим, своей   работы. Прежде всего я  изучила опыт учителей, которые уже писали подобные  работы,  изучила работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах, сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объём работ и отобрала из массы существующего материала, те пособия, которые посчитала более актуальными.  Изучив всё это,  составила план подготовки к ВПР по всем трём предметам.

При подготовке к проверочной работе по русскому языку много внимания уделяла умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание  диктанта, поэтому на уроках я  постоянно использовала  орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.

Особое внимание  уделяла работе над развитием речи, потому что в проверочных работах очень много заданий творческого характера, таких как «Напиши письмо другу», «Составь приглашение на день рождения», или «Поздравь маму с праздником», а это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей. Поэтому, начиная с первого класса,  на занятиях  это стало системой моей работы по развитию речи и ,конечно, много внимания  уделяется работе над сочинением и изложением.

Учитывая опыт прошлых лет, я также активно организую работу по формированию читательской компетентности. Работа над текстом стала неотъемлемой частью моей работы с детьми. И в этом вопросе большую помощь  оказывают авторские пособия Крыловой Ольги Николаевны и Голубь Валентины Тимофеевны.

Что касается математики, то все мы знаем, что это один из самых главных предметов в начальной школе и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. На каждом уроке изо дня в день я веду отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также умений решать арифметические и геометрические задачи. Большое внимание  уделяю развитию логического мышления, воображения и тренировке памяти.

 При подготовке к Всероссийским проверочным работам по окружающему миру  использовала как групповые так и индивидуальные формы работы, включала разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты, творческие задания. Ребятам очень нравится такой вид работы, как защита проектов. При подготовке к защите, они самостоятельно ищут, изучают, а потом преподносят этот материал друг другу. Работа ведётся в группах, что позволяет детям ещё больше  сплотиться и всегда прийти на помощь товарищу. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени. Такие дети находятся всегда на индивидуальном контроле.

Своих учеников я активно приучаю работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами.  Моей целю было добиться того, чтобы каждый ученик мог объективно себя оценить, оценить свои достижения в учёбе.

Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся постоянно, но я старалась часто не употреблять эти магические буквы. Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или как ещё принято выражаться «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.

Ещё один важный момент в работе по подготовке к ВПР-  научить учащихся работать с критериями оценки заданий. Показываю на  простом  примере демонстрационного задания и разбираем подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны.  На собственном примере показываю, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

 Хвалите своих учеников! Любому обучающемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных.

 Общайтесь с коллегами!

Использую ресурсы профессионального сообщества. Знакомлюсь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяю их на практике.

Постоянно  обсуждаю с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

Важно  поддерживать внеучебные интересы учащихся. Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

И главное правило: общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону! Наши дети нуждаются  в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот понимание со стороны близких людей добавят детям сил и помогут сосредоточиться в нужный момент. Как уже было сказано, невозможно «впихнуть» в ребенка все знания в короткий промежуток времени.

Многое зависит от того, насколько родители уделяли внимание развитию своего ребенка. Потренировать своих детей можно, используя интернет-сайты:на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам ; на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования)https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.

Если ориентироваться на задания тестов с сайта НИКО, то можно увидеть, что многие из них проверяют не только знания по школьной программе, но и общий кругозор ребенка. Многие вопросы формулируются исходя из современной картины событий и даже бытовых вещей.

Неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;

также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.

Исходя из опыта своей работы, хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.

Качественный результат ВПР в начальной школе – залог успеха на ОГЭ и ЕГЭ

Данная оценочная процедура проводится с целью оценки качества начального образования в школе. Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.

И, на мой взгляд, их можно рассматривать как многократно повторяющуюся репетицию перед главными школьными экзаменами, которые проводятся в 9 и 11 классах. И это неплохо. Ведь явно, на ОГЭ и ЕГЭ дети будут чувствовать себя более-менее спокойно, если они уже много раз выполняли подобные работы.

Подводя итог, хочу сказать, что у ВПР есть свои плюсы и минусы. Для обучающихся начальной школы их результаты помогут определить, какие сильные стороны в дальнейшем надо развивать, и покажут, какие пробелы необходимо устранять. Анализ полученных результатов позволит скорректировать учебный процесс и нацелить учеников на ответственное отношение к учебе, как в начальной, так и основной школе, а не только в период проведения государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах.

Самойлова С.В.

Учитель начальных классов, МКОУ «Андреевская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.

Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного  учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....

Доклад «Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.Сег...

Качественный результат ВПР в начальной школе - залог успеха на ОГЭ и ЕГЭ

Презентация + доклад выступления на педагогическом совете на тему "Качественный результат ВПР в начальной школе - залог успеха на ОГЭ и ЕГЭ...

Сценарий театрализованного праздника для учащихся начальной школы "Формула успеха"

Сценарий праздника , во время которого ребята проводят научный эксперимент, проходят испытания и открывают формулу успеха...

Сертификат ученику начальной школы за успехи

Данные сертификаты помогут разнообразить уроки и повысить уровень мотивации даже у самых ленивых учащихся. Можно использовать раз в две недели, раз в месяц или по окончанию четверти за заслуги по учёб...

Использование в начальной школе «Баночки успеха» для мотивации к хорошей учёбе и поведению учащихся

Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?Есть ли способы мотивации учеников, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?Поделюсь с вами проверенным опытом, а точнее одним из способов мотив...