Осмысленное чтение. Материалы для 2 модуля.2-4 класс
методическая разработка (4 класс)

Домничева Елена Анатольевна

Текст научного содержания представляет для ребенка сложность в осмыслении содержания с одной стороны, а с другой- кладезь любопытной информации. Чтобы осознание содержания не представляло для ребенка сложностей и был создан проект "Осмысленное чтение". При подборе текстов учитывались не только возрастные особенности детей начальной школы но и их интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_2_.docx302.19 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 1

Управляем скоростью чтения

Занятие

1

Класс

2

Общая продолжительность

15 минут

Стиль

научно-популярный

Объем

134 слова

Источник

А почему: детский журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе и путешествиях.- 2009-№3/ Обзор статей «Сто тысяч «почему?»

Ход занятия

Чтение вопросов вслух

1 минута

Чтение печатного текста в течение ограниченного времени

2-4 минуты

Пересказ фрагмента текста и ответы на вопросы

5 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарии

Предлагается прочитать вслух вопросы к тексту. Объясняется, что время на прочтение текста будет ограничено. Текст читается по сигналу,  молча, в течение  2-х минут. В зависимости от возможностей детей время на прочтение текста может увеличиваться до 3-4-х минут( прочитавшие текст раньше перечитывают вопросы молча).Организуется пересказ фрагмента текста и обсуждение ответов на вопросы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

1. Расскажите, что едят муравьи? (Пересказ фрагмента)

2.Что могло бы произойти, если бы муравьи осенью не загоняли бы тлю в муравейник?

3.Правда ли что доение коровы и доение тли схожие процессы? Чем?

4. Допустимо ли сравнение сока, выделяемого тлей с нектаром, который собирают пчелы?

5. Расскажите, почему процесс доения тли муравьем прост.

Читаем текст

Что едят муравьи?

Редкий человек, встретив в лесу муравейник, не остановится, чтобы понаблюдать за кипучей деятельностью этих необыкновенно трудолюбивых насекомых. Одни заняты «реконструкцией» своего дома, вереницы других тащат к муравейнику «строительный материал»- иголки, веточки, листья. Третьи, если присмотреться, несут на спинах охотничью добычу – разнообразных мелких насекомых. Многие полагают, что именно насекомые и составляют основной рацион муравьиного сообщества, но это не так: если наблюдать за жизнью этих насекомых подольше, сделаешь удивительные открытия.

Оказывается, муравьи для своего пропитания даже содержат своеобразный… «домашний скот». Роль домашних «животных» играют другие насекомые – растительноядные тли, которые выбрасывают сладкую жидкость. Чтобы ее получить, муравью приходится стать «дояром». Процесс доения прост- муравей щекочет тлю усиками, и тогда она начинает выделять сок. Совсем уж удивительно то, что муравьи осенью загоняют тлей в муравейник, чтобы они могли пережить зиму, а весной снова выгоняют на вольные пастбища.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Выполняем задание

В книге Игоря Акимушкина «Проблемы этологии» (1985 год) описан такой интересный опыт:

Возьмите лист бумаги и положите его на пути муравья, возвращающегося домой с известием о богатой находке. Когда муравей проползет по листу, пометьте его путь лёгким штрихом карандаша и поверните бумагу под небольшим углом. Муравьи, вызванные из гнезда, добегут по трассе до края бумаги, упрутся в то место, где раньше трасса проходила с земли на лист, но — тут обрыв! Начнут суетиться у разрыва, искать трассу и, когда найдут её в стороне, снова побегут по прямой. Вы увидите, что путь муравьёв будет совпадать с отмеченной карандашом линией.

Какой кратчайший путь выберет муравей из точки А в точку В?

                                                                         

                                 

                                                                                 А

                                                                              В

Модуль 1

Управляем скоростью чтения

Занятие

1

Класс

3

Общая продолжительность

20минут

Стиль

научно-популярный

Объем

250 слов

Источник

А почему: детский журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе и путешествиях.- 2008-№2/ Обзор статей «Сто тысяч «почему?»

Ход занятия

Чтение вопросов вслух

1 минута

Чтение печатного текста в течение ограниченного времени

2-4 минуты

Пересказ фрагмента текста и ответы на вопросы

10 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарии

Предлагается прочитать вслух вопросы к тексту. Объясняется, что время на прочтение текста будет ограничено. Текст читается по сигналу,  молча, в течение  2-х минут. В зависимости от возможностей детей время на прочтение текста может увеличиваться до 3-4-х минут( прочитавшие текст раньше перечитывают вопросы молча).Организуется пересказ фрагмента текста и обсуждение ответов на вопросы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

1.Расскажите об истории создания карандаша.( Пересказ фрагмента текста)

2. Что произойдет, если у грифеля не будет корпуса?

3. Правда ли, что стержни из Средевековья хрупки на ощупь, поэтому  у карандаша есть корпус?

4. Какого цвета оставляет след на бумаге цветной карандаш ?

4.Согласны ли с утверждением, что графит для карандашей в средние века и в настоящее время одинаковы по структуре?

Читаем текст

Кто придумал карандаш?

Карандаш, согласитесь, одна из самых привычных вещей. Устроен он определенно просто, однако свой теперешний вид обрел далеко не сразу.

Нечто похожее на карандаш впервые появилось еще в Средневековье – стержни из сплава олова и свинца, которыми можно было писать или рисовать. Они были хрупкими, поэтому их зажимали между тонкими деревянными палочками, которые обматывали бумагой. Пробовали в качестве «пишущей основы» и другие материалы, даже серебро, оставляющее на бумаге темно-серый след. Со временем под действием окисления серебряная надпись или рисунок становились коричневыми. Но самым подходящим оказался минерал графит, одно из « производных углерода».

Имя человека, впервые изготовившего грифель из смеси графитового порошка с глиной, история не сохранила. Но известно, что уже в XVI веке такие грифели появились в Англии, где были открыты графитовые месторождения. Чтобы сделать грифели твердыми, их обжигали в печи. Вскоре графитовые грифели принялись изготавливать в Италии и Германии, затем и в других европейских странах. В Англии между тем один изобретательный человек, имени которого мы тоже не знаем, догадался обматывать грифели бечевкой, чтобы не пачкать руки. Но самой лучшей, конечно, оказалась идея француза Николя Конте, который в конце XVIII века получил патент на изобретение – графитовый грифель, закрученный в деревянную трубочку. Словом, нашему привычному карандашу уже больше двух веков.

Первые карандаши стоили недешево, ведь это была тонкая, «ручная» работа. Теперь же все делают автоматы – и грифели, и деревянные заготовки, которые разрезают по длине пополам. Грифели укладывают в специально вырезанные в заготовках бороздки, затем, половинки склеивают и покрывают тонким слоем лака. Между прочим, карандашная фирма, основанная Николя Конте, существует и в наши дни.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Выполняем задание

Используя подобные штриховые упражнения( рис. 1),  раскрасьте черепаху(рис.2)

Рис 6. Штрих по форме . Уголь Рис 1.Простые штриховые упражнения.

Рис. 2 Черепаха

Модуль 1

Управляем скоростью чтения

Занятие

1

Класс

4

Общая продолжительность

30 минут

Стиль

научно-популярный

Объем

350 слов

Источник

А почему: детский журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе и путешествиях.- 2008-№8 / Обзор статей «Сто тысяч «почему?»

Ход занятия

Чтение вопросов вслух

1 минута

Чтение печатного текста в течение ограниченного времени

2-4 минуты

Пересказ фрагмента текста и ответы на вопросы

10 минут

Выполнение дополнительного задания

15 минут

Комментарии

Предлагается прочитать вслух вопросы к тексту. Объясняется, что время на прочтение текста будет ограничено. Текст читается по сигналу,  молча, в течение  2-х минут. В зависимости от возможностей детей время на прочтение текста может увеличиваться до 3-4-х минут( прочитавшие текст раньше перечитывают вопросы молча).Организуется пересказ фрагмента текста и обсуждение ответов на вопросы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

1.Расскажите давно ли придумали кегли?

2.Для чего требовались кегли как атрибуты первоначально?

3. Можно ли считать боулинг древней игрой?

4.Как вы относитесь к идее изготовления шаров для боулинга из переработанного сырья?

5. Верно ли утверждение что боулинг- это вид спорта и отдыха?

Читаем текст

Давно ли придумали кегли?

Боулинг- игра в кегли -распространено многих странах, в том числе и у нас. Однако мало кто знает, что история этой игры начитывает по меньшей мере…72 века. Знаменитый английский археолог Флиндрес Питри, открывший многие памятники Древнего Египта, однажды сделал любопытную находку. несколько каменных шаров, три кусочка мрамора и девять каменных кеглей. Ученые определили их возраст: примерно 5200 год до нашей эры. А на одном из рисунков древние египтяне украшали стены храмов, запечатлен сам процесс игры: кегли выстраивали ромбом, а шар в их сторону бросали сквозь «ворота», сложенные из мрамора…

Правда, следующее достоверное свидетельство относится к III веку до нашей эры. Шары и кегли из камня были знакомы древним германцам, но поначалу они были атрибутами не игры, а религиозного обряда. Кегли символизировали зло и пороки, которые нужно было уничтожить, попав в них мячом. Но несколько веков спустя кегли были уже игрой, для них устраивали специальные деревянные дорожки. Из Германии кегли распространились в другие европейские страны.

Особенно популярными они стали в Англии. Там уже в XV веке были специальные места, где собирались желающие поиграть – словом, то, что теперь называется боулинг-центром. Век спустя игрой так увлекся король Генрих VIII, что велел оборудовать дорожку для игры у себя во дворце.

Ну а в Америку кегли попали в XVIIвеке вместе с голландскими переселенцами. Несомненно,  что английские, голландские и немецкие переселенцы привезли в Америку различные способы  боулинга. Первое упоминание о боулинге  в серьезной американской литературе связано с именем  Ирвинга Вашингтона, написавшего, что «Рип Ванна Винкле разбудил звук падающих кеглей».  Первым стационарным американским боулингом вероятнее всего был боулинг на траве в ареале Нью-Йоркских военных батарей (New York´s Battery, в настоящее время  эта территория является сердцем  финансовой области. Жители Нью Йорка  по сей день называют это место «Парцелла боулинг-газона».

Игра в Америке имела как свои взлеты, так  и периоды упадка.  В 1841 году Коннектикутским закононом боулинг был запрещен как опасная азартная игра, проигравшие, как правило, связывали свои неудачи с плохим уходом за боулинговыми дорожками. Поэтому влиятельные промышленные магнаты для удобства приняли решение перенести боулинг в закрытое помещение, смонтировав боулинговые дорожки в специально предназначенных для игры зданиях. Это начинание привело к значительному возрастанию  популярности игры.

Конечно, игра с течением времени заметно менялась. Только к концу XIX в Соединенных Штатах были упорядочены правила, установлен определенный размер кеглей. Шары стали делать не из дерева, а из каучука. В наши дни боулинг стал и спортом, собирающим болельщиков-зрителей, и прекрасным видом отдыха.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Выполняем задание

Дартс как и боулинг развивает у игрока меткость и ловкость.Меткий стрелок сделал три выстрела. Сумма набранных очков равна 134. Укажите разные варианты возможные места попаданий на дартсе.

http://www.fizkultura-vsem.ru/wordpress/wp-content/uploads/2012/11/igri01.gifhttp://www.fizkultura-vsem.ru/wordpress/wp-content/uploads/2012/11/igri01.gifhttp://www.fizkultura-vsem.ru/wordpress/wp-content/uploads/2012/11/igri01.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»

Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует  обогащению духовного мира личности, восприятию    нравственных ценностей, принятых в обществе,...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...

"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"

Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...

Осмысленное чтение. Материалы для 3 модуля.2-4 класс

Осмысление, понимание текста- одна из ведущих задач начальной школы на современном этапе развития...

Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.2-3 класс

Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....

Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.4 класс

Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....