Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.4 класс
методическая разработка (4 класс)

Домничева Елена Анатольевна

Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k3_41_m1_sviblovo.docx67.04 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 1

Читаем в любой обстановке

Занятие

1

Класс

4

Общая продолжительность

30 минут

Стиль

научно-популярный

Объем

276 слова

Источник

Безруков, А.М.

Занимательная география / А.М. Безруков,  Г.П. Пивоварова.- М. : Дрофа, 2006./

Фрагмент книги

Ход занятия

Чтение вопросов вслух

2 минута

Чтение печатного текста с переходом от громкого шепота к чтению молча (от громкого к тихому шепоту)

8 минуты

Ответы на вопросы

10 минут

Выполнение дополнительного задания

10 минут

Комментарии

Предлагается прочитать вопросы вслух перед чтением текста. Объясняется, что текст по сигналу читается громким шепотом («жужжащее» чтение), 1 минуту- тихим шепотом, 1 минуту- с беззвучной артикуляцией, 5 минут- молча. Организуется обсуждение ответов на вопросы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

1. При каких обстоятельствах академик В.А. Обручев обнаружил необычный «город»?

2. Что увидел путешественник в стенах города?

3. На что были похожи мелкие и крупные прозрачные пластинки, найденные на почве улиц и у подошвы стен?

4. Назовите старинный женский головной убор, украшавший «фигуру женщины, стоящей на коленях».

5. Кто построил эоловый «город»?

Читаем текст

Эоловые «города»

В 1906 г. академик В.А. Обручев, автор книг «Земля Санникова», «Плутония», путешествуя по Западному Китаю, обнаружил в китайской Джунгарии, граничащей с Восточным Казахстаном, своеобразные «развалины»: «Можно было подумать, что мы попали в развалины какого- то древнего города. Мы ехали как будто по улицам, окаймленными массивными зданиями азиатского типа с карнизами и колоннами, но без окон. В стенах зданий часто были видны шары, совершенно похожие на круглые ядра старинных орудий, которые застряли в стенах домов во время бомбардировки города. На почве улиц и у подошвы стен местами блестели мелкие и крупные прозрачные пластинки, похожие на осколки оконного стекла…

… Вот над зданием поднимается острая игла в несколько метров высоты. Вот две башни, одна повыше, другая пониже, в нижней части соединенные в общее здание. Вот тонкий столб, увенчанный конкрецией, похожий на голову ящера, поднимающуюся над туловищем, напоминает в общем фигуру ископаемого динозавра. Вот уединенная башня, сверху широкая, кверху суживающаяся в нечто похожее на голову в капоре, а в общем – фигуру женщины в широком платье, стоящей на коленях… Вот бюст человека в шлеме. Вот группа круглых башен разной величины. Вот башня, а рядом с ней фигура сфинкса на высоком пьедестале… Даже при самой скудной фантазии поневоле напрашивается сравнение с развалинами огромного города, давно покинутого населением.»

Однако вовсе не человек создал этот «город» и его «изваяния». Пустынный климат, резкие смены температур и ветер - вот кто были его зодчие. Именно поэтому В.А. Обручев назвал его «городом» по имени бога ветра древних греков – Эола. В разных местах земного шара встречаются скалы, похожие то на гигантские грибы с шляпами на высоких ножках, то на пирамиды, иглы, башни, замки. Но редко можно увидеть  целый город, так поразительно напоминающий настоящий город, построенный руками человека. 

Выполните задание

Переведите имена богов Олимпа на русский язык. Внешний вид богов подскажет имя.

Тест: кто вы из древнегреческих богов или богинь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...

"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"

Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...

"Осмысленное чтение", 3 модуль, 2 класс, "Почему плачет синичка"

Методическая разработка в рамках проекта "Осмысленное чтение", 3 модуль. 2 класс, "Почему плачет синичка"...

Осмысленное чтение. Материалы для 2 модуля.2-4 класс

Текст научного содержания представляет для ребенка сложность в осмыслении содержания с одной стороны, а с другой- кладезь любопытной информации. Чтобы осознание содержания не представляло для ребенка ...

Осмысленное чтение. Материалы для 3 модуля.2-4 класс

Осмысление, понимание текста- одна из ведущих задач начальной школы на современном этапе развития...

Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.2-3 класс

Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....