Осмысленное чтение. Материалы для 3 модуля.2-4 класс
методическая разработка (3 класс)

Домничева Елена Анатольевна

Осмысление, понимание текста- одна из ведущих задач начальной школы на современном этапе развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_3.docx_s_tekstomposlednyaya_redaktsiya.docx457.38 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 3

Эффективно работаем с разными текстами

Занятие

1

Класс

2

Общая продолжительность

15 минут

Стиль

научно-популярный

Объем

154 слова

Источник

Путешествие в вечную мерзлоту/ Кандидат биологических наук Анна Демидова, Мария Нестерева.: Журнал    Наука и жизнь. №8, 2015   Фрагмент статьи

Ход занятия

Чтение вопросов и текста

5 минут

Ответы на вопросы и обсуждение с помощью приема «сорбонка»

5 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарии

Предлагается прочитать вопросы. Перед чтением текста объясняется, что в тексте будет уточняющий вопрос, на который предстоит ответить в процессе заполнения раздаточных карточек, используя фактические сведения из текста (допускается устное выполнение). Организуется обсуждение. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

 

Читаем вопросы

1.Какова была цель выкопки колодца якутским купцом в 1827 году?

2. О каких особенностях якутского края идет речь в тексте?

3. Верно ли, что мерзлый грунт  даже летом имеет отрицательные температуры?

4. Согласны ли с утверждением, что бессмысленно искать воду в слое вечной мерзлоты?

Читаем текст

Путешествие в вечную мерзлоту

В далёком 1827 году якутский купец Фёдор Егорович Шергин решил вырыть во дворе своего дома колодец. То ли захотелось свежую воду рядом найти, чтобы не колоть лёд на реке Лене и не возить в стужу домой, то ли любопытство взяло верх — на какой же глубине она покажется… Копал-копал, а воды всё не было.

Купец не знал, что ещё 140 лет назад, в 1685—1686 годах, по приказу воеводы Матвея Кравкова в Якутске вырыли колодец глубиной 13 саженей (почти 28 м), но он оказался безводным. А всё потому, что мёрзлый грунт даже летом имеет отрицательную температуру, и поэтому все подземные воды находятся в замёрзшем состоянии.

Сейчас знаменитый 116-метровый колодец — шахта Шергина — сохраняется как памятник российской истории и науки. Начиная с 1828 года здесь впервые стали измерять температуру подземных грунтов и горных пород, залегающих на многометровой глубине в слое вечной мерзлоты. И сегодня в шахте Шергина отслеживают скорость таяния мерзлоты и используют эти данные при освоении Арктики...

   

Отвечаем на вопросы , обсуждаем, заполняем карточки

Купец Шергин

1827

Матвей Кравцов

1685—1686

колодец по приказу Кравцова

Шахта Шергина

1828

Раздаточные карточки (заполняется в процессе обсуждения)

В верхней части карточки содержится микротема (вопрос), к которой нужно подобрать уточняющую информацию из текста (ответ).

1) Прочитайте молча информацию на карточке. 2) Подберите пояснение из текста и впишите его в нижнюю часть карточки. 3) Расскажите о том, что было известно ( верхняя часть карточки) и что требовалось найти в тексте ( нижняя часть карточки).

Устный вариант работы с карточками – проверьте правильность ответа, отогнув нижнюю часть карточки и прочитав информацию.

Выполняем задание

Как в природных условиях можно добыть воду. Предложите свои варианты.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\98B14A59.tmp

Ключ к карточкам с примерными ответами по итогам обсуждения

Купец Шергин

1827

Матвей Кравцов

1685—1686

колодец

воевода

приказ воеводы

колодец по приказу Кравцова

Шахта Шергина

1828

13 саженей(28м)

116 м

Измерение температуры подземных грунтов

Модуль 3

Эффективно работаем с разными текстами

Занятие

1

Класс

3

Общая продолжительность

20 минут

Стиль

научно-популярный

Объем

261 слова

Источник

Рысь в Саяно-Шушенском заповеднике. По материалам sayanzapoved.ru.

: Журнал    Наука и жизнь. №3, 2022   Фрагмент статьи

Ход занятия

Чтение вопросов и текста

5 минут

Ответы на вопросы и обсуждение с помощью приема «Паутинка ассоциаций»

10 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарии

Предлагается прочитать вопросы. Перед чтением текста объясняется, что в тексте будет уточняющий вопрос, на который предстоит ответить в процессе заполнения схемы «Паутинка», используя фактические сведения из текста. Организуется обсуждение с помощью приема «Паутинка ассоциаций» и заполнение схемы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

1. На какой вопрос автора предлагается ответить?

2. Верно ли, что все представители  семейства кошачьих - хищники?

3. Какие еще характерные черты рыси можно было бы добавить в текст?

4. Согласны ли вы с утверждением, что автор сам не отвечает на вопрос и предлагает читателю найти информацию самостоятельно?

Читаем текст

Внешний вид этой дикой кошки с кисточками на ушах и коротким хвостом знаком многим. Длина тела рыси в среднем составляет от 80 до 130 см. Вес самца от 18 до 25 кг, самки чуть меньше размером, а значит – полегче, их вес обычно 17-18 кг. Туловище – короткое и плотное. У этих животных есть удлинённая шерсть на бороде, создающая некое подобие бакенбард, морда – круглая и небольшая. Крупные и пушистые лапы дают отличную возможность животному зимой передвигаться по снегу. Окрас рыси меняется в зависимости от её вида и места обитания, от рыжего до серо-бурого, шерсть – густая и шелковистая. А хорошо ли  развиты органы чувств у рысей?

Передвигается рысь шагом, обследуя разного рода укрытия, в которых могут прятаться предполагаемые жертвы. Реакция и движения хищника при появлении жертвы молниеносны, она успевает мгновенно зацепить когтями внезапно вылетевшую из-под снега птицу или в несколько стремительных прыжков настигнуть выскочившего из убежища зайца-беляка. У этого хищника очень хорошо развит слух, что позволяет ему успешно охотиться ночью, когда большинство жертв хуже видит и хуже ориентируется в обстановке. Рысь не преследует свою добычу: скрадывание, короткий рывок в 5-10 прыжков, при неудаче сразу следует остановка, обнюхивание следов и – продолжение движения в прежнем направлении. Основу питания рыси составляют мышевидные грызуны, пищухи, зайцы, птицы, их яйца и птенцы, молодняк всех копытных, взрослые особи косули, кабарги, сибирского горного козла, а также не брезгует рысь и падалью.

Молодые  рыси появляются на свет в мае. В выводке обычно 2-3 глухих и слепых рысёнка; убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, яма, земляная пещера, в низком дупле или среди бурелома, расщелина скал.

Отвечаем на вопросы , обсуждаем, заполняем схему

Схема «Паутинка» (заполняется в процессе обсуждения)

В центре схемы «Паутинка» записываются ключевые слова (тема или проблема), по кругу все идеи, которые придут в голову на основе прочитанного.

1) Прочитайте ключевое слово (словосочетание) из уточняющего вопроса. 2) Впишите ключевое слово или словосочетание в центр схемы «Паутинка». 3) Выберите слова из текста, которые указывают на связь между ключевым словом и предметами или явлениями, событиями или фактами.4) Впишите слова по кругу в паутинку.

Выполняем задание

Соберите в семью представителей семейства кошачьих и укажите возможный ареал их обитания.

Болезни глаз у кошек симптомы и лечение - ветклиника #вДобрыеРуки

Ключ к карточкам с примерными ответами по итогам обсуждения

Модуль 3

Эффективно работаем с разными текстами

Занятие

1

Класс

4

Общая продолжительность

30 минут

Стиль

научно-популярный

Объем

322 слова

Источник

Часы «Павлин» и другие диковины. /Лауреат Государственной премии Российской Федерации Михаил Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа / Журнал    Наука и жизнь. №8, 2014   Фрагмент статьи

Ход занятия

Чтение вопросов и текста

10 минут

Ответы на вопросы и обсуждение с помощью приема «Рыбка»

10 минут

Выполнение дополнительного задания

10минут

Комментарии

Предлагается прочитать вопросы. Перед чтением текста объясняется, что в тексте будет уточняющий вопрос, на который предстоит ответить в процессе заполнения схемы «Рыбка», используя фактические сведения из текста. Организуется обсуждение с помощью приема «Рыбка» и заполнение схемы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

1.На какой вопрос автора предлагается ответить?

2. Верно ли, что данные часы являются уникальным произведением искусства?

3. Расскажите почему, часы Эрмитажа являются музейной редкостью?

4.Согласны ли вы с утверждением, что эти часы следует заводить нечасто?

Читаем текст

Часы «Павлин» и другие диковины…

Часы «Павлин»— это механическая диковина, драгоценный курьёз, гигантская игрушка, поражающая гостей неожиданным спектаклем, в ходе которого оживают неподвижные фигуры металлических птиц в натуральную величину. А можно  ли сказать, что именно масштабностью наш «Павлин» и выделяется? Он самый большой из сохранившихся автоматов XVIII века и одновременно самый сохранившийся среди больших.
«Павлина» заводят для публики один раз в неделю, по средам, в 19.00 (в этот день Эрмитаж работает до 21 часа). Заводить часы необходимо не только для того, чтобы развлечь посетителей, но прежде всего для контроля за работоспособностью механизмов.

Часы «Павлин» были изготовлены в XVIII веке. В это время в Европе, в частности в Англии, был чрезвычайно популярен стиль шинуазри (по-русски — китайщина) и в моде были китайские товары: шёлк, фарфор, цветные лаки. Каждый год за ними снаряжались караваны судов, которые, обогнув Европу, Африку, Индию, доплывали до китайского порта Кантон (сегодня это Гуанчжоу) — единственного доступного в ту пору европейцам.

Павлин стоит на дубовом пне, сделанном из меди... Кора дерева тщательно проработана и обильно вызолочена... Сверху находится змея длиной шесть футов, выполненная с непостижимой прелестью, и каждая чешуйка её замечательно прочеканена; змея позолочена и, выглядя, как массивное золото, [двигается] самым естественным образом, так что голова её проходит между ног Павлина и нацеливается в грудь птице. Эта змея связана с механизмом, находящимся в теле Павлина, который не просто поднимает и раздвигает перья, но воздымает их абсолютно реалистично, вплоть до мельчайшего пёрышка, и с величайшей равномерностью, одновременно должным образом оживают и крылья. Голова и шея также двигаются в нескольких направлениях, клюв открывается и закрывается настолько натурально, что это не может не вызвать восхищения.

Движения змеи заставляют Павлина сложить хвост, перья и шею с поразительной точностью; всё так тщательно сбалансировано и уравновешено, что не только сохраняется фигура птицы, но и перья хвоста, необыкновенно изящные и длинные, сохраняют форму в любом положении, не гнутся и не цепляются друг за друга на протяжении всего подъёма. Мастер, создавший это чудо ... сконструировал все части так искусно, что на поверхности не видно ни единого винтика.

Отвечаем на вопросы , обсуждаем, заполняем схему

                                                                                                   

Схема «Рыбка» (заполняется в процессе обсуждения)

В центре схемы «Рыбка» текстовая информация анализируется, структурируется и представляется в виде схемы, что помогает ответить на вопрос, установить причинно-следственные связи, обобщить, систематизировать и сделать вывод..

1) Сформулируйте краткий вопрос из текста и заполните левый блок схемы. 2) Расскажите об         и заполните верхний блок схемы. 3) Расскажите о последствиях    и заполните нижний блок схемы.4) Сформулируйте краткий ответ и заполните правый блок схемы

 Выполняем задание

Этот механический паук сделан из старых часов и двигается за счет механизма часов. C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\F6ADB449.tmp

Предложите свой вариант оригинального механизма, в котором бы детали двигались, как в часах «Павлин».

Ключ к схеме с примерными ответами по итогам обсуждения

 

                                           

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»

Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует  обогащению духовного мира личности, восприятию    нравственных ценностей, принятых в обществе,...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...

"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...

"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"

Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...

Осмысленное чтение. Материалы для 2 модуля.2-4 класс

Текст научного содержания представляет для ребенка сложность в осмыслении содержания с одной стороны, а с другой- кладезь любопытной информации. Чтобы осознание содержания не представляло для ребенка ...

Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.2-3 класс

Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....

Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.4 класс

Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....