« Самостоятельная работа на уроках, как форма развития современной личности.»
статья

Современным школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми знаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Самостоятельная работа на уроках, как форма развития современной личности.»

Современным школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми знаниями. 

Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:

  • уметь выявлять возникающие проблемы
  •  выдвигать гипотезы
  •  находить альтернативные варианты решения проблем
  • проявлять активность в познании окружающего мира
  • научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать.
  • обладать навыками общения                  

На такой результат направлена модернизация российского образования,    стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В Стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.       При работе  с детьми виден  разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем сформированности личностных УУД.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

 Поэтому при  выборе темы  самообразования, ставила цель 

формировать личностные УУД  у  учащихся в урочное время, через включение  в образовательный  процесс  самостоятельных видов деятельности.

      Задачи:

  • Научить  самостоятельно ставить цель для выполнения работы.
  • Сформировать умение выбора способов выполнения самостоятельной работы.
  •  Научить добывать недостающую информацию.

Работая над данной темой в течение нескольких лет, я изучила многие методические и учебные пособия, статьи в журналах, изучила опыт многих психологов, методистов, коллег-учителей.

Наибольший интерес у меня вызвали пособия Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности». - М.: Просвещение,1993., В.К. Буряка « Самостоятельная работа учащихся». - М.: Просвещение,1984.  

Большую роль в воспитании самостоятельности Л.В. Жарова отводит сотрудничеству ученика и учителя. Автор останавливается на возрастных индивидуальных особенностях ребенка, основой сотрудничества считает деятельностный подход к обучению, главным - не передачу готовых знаний, а умение организовать индивидуальный и коллективный поиск учащихся, их самостоятельную работу. В своей работе автор уделяет внимание диагностике учащихся, организации и самоорганизации самостоятельной работы.

Л.В. Жарова указывает на признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя, руководство учителя, самостоятельность учащихся, выполнения задания без участия учителя, активность и усилия учащихся, время для выполнения задания, мотивы активности учащихся. Выделяет виды самостоятельной работы с основной дидактической целью: подготавливающие к изучению новой темы; с целью изучения новой темы: нацеленные на повторение, закрепление; с целью применения знаний и формированию умений; обобщающие; проверочные.

Основой самостоятельной работы она считает те средства обучения, которые являются источником деятельности: работа с учебником, картой; с дополнительной литературой, раздаточным материалом, с документами, с материалами телепередач, компьютером.

Определяются автором особенности и преимущества различных форм:

- фронтальную самостоятельную работу выполняют все учащиеся, учителем дается общий инструктаж, используются общие приемы организации и руководство действиями учащихся. Эту форму лучше применять при изучении новой темы или на первичном закреплении. Ее организация нацелена на развитие мышления школьника;

- индивидуальная работа предлагается  ученику или небольшой группе (2-4 ученика) во время фронтальной работы класса. Эта форма исключает  сотрудничество учащихся, но укрепляет сотрудничество учащихся и ученика;

- групповую форму самостоятельной работы отличает о других форм общением коллективного взаимодействия. Она применяется для проработки материала, выполнения лабораторных работ и практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений, побуждает к активному сотрудничеству, повышает ответственность.

Результативность самостоятельной работы зависит от умелой четкой цели, которая стимулирует положительную мотивацию самостоятельной деятельности.

Необходимым условием самостоятельной работы является саморегуляция.

Автором выделяется предварительный самоконтроль (до начала выполнения задания), текущий (в ходе выполнения задания), заключительной (после выполнения работы).

Самостоятельные работы проводились мною на уроках, на разных этапах, в разной степени сложности в зависимости от  возраста и особенностей учащихся, материала, темы. Все они появлялись в течение нескольких лет, часть из них заимствована из литературы, методических пособий, часть - у других учителей, часть придумана мною. Но все они прошли проверку временем.

В своей работе обучение надо строить  по формуле « Овладение = усвоение + применение знаний на практике».

Добиваться следующих целей:

  • - развивать и поддерживать интерес к предмету;
  • - развивать качества творческой личности (познавательность, активность, упорство в достижении цели, самостоятельность);
  • - формировать и развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение и т.д.);
  • - тренировать и развивать мышление, в том числе и творческое;
  • - осуществлять постоянный контроль успеваемости.

Использовать методы мотивации и стимулирования:

  • - эмоционального характера (поощрения, похвалу, учебно - познавательную игру, создание ситуации успеха, свободный выбор задания );
  • - познавательные (проблемная ситуация, опора на жизненный опыт, творческое задание);
  • - волевые (информация об обязательных результатах, самооценка);
  • - социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи).

            В зависимости от темы проводить самостоятельные работы:

  • - по образцу (перенос известного способа в аналогичную ситуацию);
  • - реконструктивно - вариативные (перенос известного способа в новую ситуацию);
  • - частично - поисковые (перенос нескольких способов в новую ситуацию);
  • - исследовательские (создание нового способа).

Так как книга воспитывает культуру умственного труда, познавательные интересы, то в начале каждого учебного года знакомлю учащихся с учебником: учу пользоваться оглавлением, предметным указателем, значками, содержанием. Напоминаю, как, с карандашом в руке делать пометки, выделять главное в абзаце, составлять тезисы, заучивать определения , приводить примеры, составлять пересказ.

Задавая задания на дом, рекомендую, какие вопросы для повторения найти в учебнике, какие трудности могут возникнуть при изучении, как их преодолеть и т.д.           

 Ученикам свойственны индивидуальные способности, поэтому самостоятельным работам придаю дифференцированный характер. Дидактические карточки составляю по так называемому « поступательному принципу контроля», который предусматривает для всех одинаковые задания, расположенные в порядке возрастания степени сложности.

 Ребятам нравится работать парами. Часто пары проводят анализ ошибок в контрольной работе: сильный ученик объясняет слабому ученику его ошибки, разбирая подобный пример, контролирует решение слабым учеником нового задания, отчитывается перед учителем.

 При организации самостоятельной работы можно использовать  работу консультантов (сильных учащихся). Этот контроль эффективен и при проверке домашнего задания. При таком контроле,  главное– это повторение материала, его закрепление и подготовка к изучению нового. Нравится ученикам и контроль в виде  викторин, эстафет - взаимоопроса.    

Организации самоконтроля предшествует самоорганизация, поэтому также, с первых уроков учу своих учеников  организовывать себя на  уроках: на перемене проверять: все ли нужные предметы для урока лежат на парте, при приветствии учителя, ровно выпрямив спину, стоять у парты. Напоминаю, как лучше организовать свой умственный и физический труд дома, как легче выучить учебный материал, решать задачу, лучше запомнить формулы. Очевидно, что самостоятельная работа без стимулирования деятельности учащихся успеха не даст.

      Положительную мотивацию самостоятельной деятельности стимулирует четко поставленная цель и практическая значимость задания, слова учителя, обращающие ученика к личному опыту. Думаю, что самым первым стимулом является интересное задание. Поэтому на уроках надо применять  элементы аналогии, сравнения, историзма, занимательности. Использовать проблемные ситуации, лабораторные и практические задания, уроки - игры, уроки - сказки и т.д.

Наиболее эффективны в классах, где большинство учащихся с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, - дидактические игры. Я убедилась, что они положительно влияют на повышение качества знаний, умений и навыков, развивают умственную деятельность

Помогают ускорить темп урока, экономить время, разнообразить формы самостоятельной работы, различные средства обучения, к ним относятся: компьютер, тетради на печатной основе     

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ –             необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого дается детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использовать взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.

Сущность  контролирующих функций проверки заключается в выявлении:

  • Знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения);
  • Уровня сформированности  личностных УУД;
  • Степени усвоения приемов самостоятельной деятельности, навыков рационального учебного труда.

    В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.

В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.

Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.

В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:

-внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

-взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

-самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Данная система работы будет способствовать формированию у учащихся умения проявлять активность в познании окружающего мира, научиться  добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщение, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Статья по теме: «Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС»

В данной статье педагоги начальной школы смогут узнать об особенностях самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Найдут рекомендации и варианты заданий на уроках....

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...