Особенности работы по развитию речи в начальной школе
методическая разработка

Ирина Ананьевна Шигина

Особенности развития речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaosobennosti_razvitiya_rechi.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Шигина Ирина Ананьевна

Особенности  работы по развитию речи в начальной школе

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский ратовал за развитие “дара слова”, подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета”.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников.

Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:

  • расширить детский словарь;
  • пассивный словарь сделать активным;
  • обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н.Лысенковой. Задания здесь направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: “учебные вещи”, “Россия”, “на реке”, “птицы” и т.д.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Одна из таких игр – это подбор рифм к данным словам. Например, “дом пойдем”, “крокодил - угодил”, “колобок – уголок” и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.

Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка.

Задания могут быть такими:

  1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
  2. Отталкиваясь от данного предложения, “разверни” свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

  • предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;
  • называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;
  • в некоторых загадках можно использовать рифму.

Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к., выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.

Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.

2. Словесное рисование

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:

– умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
– умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
– умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

Сейчас это делать становится все труднее, т.к. количество часов на уроки литературы сокращены до минимума. И все-таки стараюсь хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:

  • Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
  • Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.
  • Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
  • Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

  • Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.
  • Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;
  • Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?
  • Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.
  • Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:

  • Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
  • Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.
  • Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.
  • Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения:

  • Какие настроения автора вы почувствовали?
  • Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
  • Выразите возникшие у вас чувства.
  • Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.

3. Математическая речь

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций ... Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия. Например, “Как построить отрезок?”, “Как решить задачу?”, “Как решить уравнение?” и т.п.

Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы. Чтобы не быть голословным, приведу пример сочинения-описания. “Треугольник. Треугольник – это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А,В,С и др. В треугольнике есть три угла”.

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т .п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся. Можно предлагать темы, связанные с историей возникновения математических понятий и их терминов или символов (“Как возникло название…?”,
“Как возник знак ...?", “Как люди научились считать?”).

Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.). А с числами могут производиться какие-то сказочные арифметические действия, изменение “внешнего вида” (цифрового обозначения).

К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Сочинения-загадки – это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

Например, в форме описания: “Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых чисел”. В форме сказки: “Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпу и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хотело выглядеть?”.

Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.

Заключение

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Библиографический список:

  1. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. / Е.В. Архипова. - М., 2011.
  2. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2009- №4
  3. Гужва, Ф.К. Основы развития речи / Ф.К. Гужва // Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 2011. - 156 с.
  4. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т.А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №. - 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.

Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...

Комплексный подход к обучению чтению и развитию речи в начальной школе .

Данная  разработка   из  опыта  моей  работы  издана    брошюрой  и  содержит  в себе    методические  рекомендации   для ...