Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Широких Ирина Геннадиевна

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я - исследователь» является адаптированной модифицированной. Составлена учителем начальных классов Широких И.Г. на основе методических рекомендаций А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея в соответствии с ОП НОО МАОУ «МБЛ» на 2018-2022 уч.г. и ориентирована на работу с одаренными детьми по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokih_rp_ya-issledovatel_1-4_2018-2022.docx66.93 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«29» августа 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР в НШ

________/Курашова М.А./

«29» августа 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ № 273

 «01» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь»

1-4 классы

2018-2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» 1-4 классы рассмотрена на методическом объединении учителей начальных классов (пр №1 от 29.08.2018 г.), согласована заместителем директора по УР Курашовой М. А. 29.08.2018 г., рекомендована к утверждению на педагогическом совете №1 от  30.08.2018 г., утверждена приказом по ОУ № 273 от 01.09.2018 г.).

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я - исследователь» является адаптированной модифицированной. Составлена учителем начальных классов Широких И.Г. на основе методических рекомендаций А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея в соответствии с ОП НОО МАОУ «МБЛ» на 2018-2022 уч.г.

и ориентирована на работу с одаренными детьми по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея.    

      Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся. 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

 у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

 низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

 обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;

 младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

 обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Цель программы:

 трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей младших    школьников;
  • развитие познавательных способностей младших    школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1 – 4 классы).

Отличия программы.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.  

Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.

Третий период предполагаетосвоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу.

Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;

 по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

МЕСТО КУРСА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 135 часов и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

1 класс-33 ч., 2-4 классы-по 34 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

_ оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;

_ использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные

Реализация программы позволит:

-создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющие проекты;

-повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);

-улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать творческий потенциал школьников;

-обобщить результаты работы по применению метода проектов в образовательном процессе;

-повысить качество образования;

В результате осуществления программы у обучающихся должны:

-повысить интерес к учебным предметам, сформироваться познавательная мотивация;

-повыситься уровень активности, самостоятельности и качество знаний школьников;

-повыситься опыт сотрудничества, сотворчества;

-сформироваться умения и навыки проектирования;

-сформироваться умения пользоваться и информационными ресурсами, средствами коммуникации.

Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлётворённости всех участников.

Ожидаемые результаты освоения программы

Первый уровень:

-основные особенности проведения исследований разных видов;

-методы исследования;

-правила выбора темы и объекта исследования;

-основные логические операции, их отличительные особенности;

-правила успешной презентации работы.

Второй уровень:

-самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

-правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

-выделять главное и второстепенное в собранном материале;

-выделять из текста основные понятия и давать им определения

-классифицировать предметы, процессы, явления и события;

-выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

-ранжировать выдвигаемые идеи;

-предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определённой темы;

-делать выводы и умозаключения;

-указывать пути дальнейшего изучения объекта;

-презентовать свою работу.

Третий уровень:

-самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

-реализовать право на свободный выбор.

-без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

-работать в коллективе, группе;

-презентовать работу общественности.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема «Что такое исследование?»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как люди используют результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Тема «Методы исследования»

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, вода, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

«Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований.

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека.

Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.

Тема «Искусство задавать вопросы. Учимся выделять главное и второстепенное»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?

Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми?

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа: выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?

Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

2 год обучения

Тема «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент). Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, и т.п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага, растения и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения: практическая работа.

Тема «Учимся делать умозаключения и выводы»

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения: практические задания.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель?

Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях.

Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).

3 год обучения

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Наблюдение как метод исследования. Сфера применения наблюдения в научных исследованиях.

Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага, растения, животные и др.).

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям»

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации: поиск ошибок.

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Тема «Основные логические операции»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема «Как делать схемы?»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

Тема «Как работать с книгой?»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?

Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

4 год обучения

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема «Наблюдение и экспериментирование. Методы исследования»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент».

Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Совершенствование владения основными методами исследования (наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперимент и др.). Практические задания: использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема «Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Искусство делать сообщения»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Содержание программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Самостоятельная исследовательская практика

   Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в её рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Тренинг исследовательских способностей

   В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

   Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.

   Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

   Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Контроль и фиксация результата 

                                    

подпрограмма

форма предъявления результата

форма контроля

инструмент для оценки

Подпрограмма «Тренинг»

              

 

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

Параметры оценки

Подпрограмма «Исследовательская практика»

 

Сообщение-доклад

Проведенное исследование

Критерии написания исследования, мониторинг

Подпрограмма «Мониторинг»

Публичное выступление

Конференция

 Критерии публичного выступления

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

I год обучения (33 часа)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

6

2

4

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

7

2

5

3

Коллективная игра-исследования.

7

2

5

4

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

7

2

5

5

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

6

2

4

II год обучения (34 часов)

1

Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы  

6

2

4

2

Методы исследования. Как провести эксперимент?

7

2

5

3

Выполняем логические операции.

7

2

5

4

Учимся делать выводы и умозаключения.

7

2

5

5

Презентация исследовательской работы

7

2

5

III год обучение (34 часов)

1

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами

6

2

4

2

Установление закономерностей.

7

2

5

3

Логика.

7

2

5

4

Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы?

7

2

5

5

Презентация исследовательских работ

7

2

5

IV год обучения (34 часов)

1

Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске.

6

2

4

2

Как оценивать идеи? Классификация тем исследований

7

2

5

3

Особенности проведения теоретических исследований  

7

2

5

4

Особенности проведения эмпирических исследований.

7

2

5

5

Презентация исследовательских работ

7

2

5

ПРИМЕРНОЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (1 ч. в неделю – 33ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Что такое исследование. 

1

2

Как выбрать тему исследования. 

1

3

Наблюдение и наблюдательность. 

1

4-5

Развитие умений видеть проблемы. Как рождаются гипотезы. 

2

6

Как задавать вопросы.  

1

7-8

Составление плана исследования. Знакомство с методами исследования.

2

9-10

Что такое эксперимент. Эксперименты с реальными объектами.   

2

11

Знакомство с логикой. Понятия. 

1

12-13

Как работать с книгой. 

2

14

Учимся выделять главное и второстепенное. 

1

15-16

Как делать схемы. 

2

17-18

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ.

2

19-20

Как сделать сообщение о результатах исследования. 

2

21

Коллективная игра-исследование «Дикие и домашние животные».

1

22

Коллективная игра-исследование «Огонь-друг или враг?».

1

23

Коллективная игра-исследование «Светофор».

1

24-29

Групповой исследовательский проект

 «Живые барометры».

6

30

Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите.

1

31

Классная научно-практическая конференция.

1

32

Анализ защиты исследовательских работ.

1

33

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы.

1

2 класс (1 ч. в неделю – 34ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Что такое исследование.

1

2

Выбор темы исследования.

1

3

Цель и задачи исследования.

1

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

5

Какими могут быть вопросы.

1

6-7

Методы исследования.Использование методов в исследованиях учащихся.

2

8

Наблюдения за комнатными растениями.Ведение дневника наблюдений.

1

9-10

Эксперименты  с растениями.

2

11

Знакомство с логикой. Классификация.

1

12

Классная научно-практическая конференция.

1

13-14

Как работать с книгой.

2

15

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

16

Как делать схемы.Учимся выделять главную идею с использованием простых графических схем «Дерево»,

«Паучок».

1

17-18

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ.

2

19-20

Как сделать сообщение о результатах исследования.

2

21

Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений».

1

22

Коллективная игра-исследование «Комнатные растения».

1

23

Коллективная игра-исследование «Красная книга».

1

24-29

Групповой исследовательский проект

«Мир комнатных растений».

6

30

Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите.

1

31

Классная научно-практическая конференция.

1

32

Анализ защиты исследовательских работ.

1

34

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы.

1

3 класс (1 ч. в неделю – 34 ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Результаты летних наблюдений учащихся за объектами природы.

1

2

Какими могут быть темы исследования.

1

3

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

4

Классификация вопросов.

1

5

Выбор методов исследования. Учимся наблюдать за животными.

1

6

Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами.

1

7

Эксперименты с домашними животными.

1

8

Знакомство с логикой. Суждения и умозаключения.

1

9-10

Как работать с книгой.

2

11

Учимся выделять главное и второстепенное.

Как делать схемы. Графические схемы «Паучок», «Дерево».

1

12

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ. Чтение пиктограмм.

1

13

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

14-19

Групповой исследовательский проект «Соседи по планете».

6

20

Классная научно-практическая конференция.

1

21

Анализ защиты исследовательских работ.

1

22-23

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».

2

24-25

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

2

26-27

Экспресс-исследование

2

28

Семинар по итогам экскурсии

1

29-30

Подготовка собственных работ к защите

2

31-32

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 3класса.

2

33

Анализ защиты исследовательских работ.

1

34

Семинар. Организация летних исследований за объектами природы.

1

4 класс (1 ч. в неделю – 34 ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1-2

Результаты летних исследований учащихся за объектами природы.

2

3

Правила выбора темы исследования.

1

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

5

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения.

1

6

Выбор методов исследования.

1

7

Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами.

1

8

Знакомство с логикой. Что такое парадоксы.

1

9

Знакомство с логикой. Метафора и метафоричность суждений в исследовании.

1

10

Методика работы с текстом.

1

11

Как делать графические схемы.

1

12

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

13-18

Групповой исследовательский проект «Экология человека».

6

19

Классная научно-практическая конференция.

1

20

Анализ защиты исследовательских работ.

1

21

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ. Составление пиктограмм.

1

22-23

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».

2

24-25

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

2

26-27

Экспресс-исследование.

2

28-29

Семинар по итогам экскурсии.

2

30-31

Подготовка собственных работ к защите.

2

32-33

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 4класса.

2

34

Анализ защиты исследовательских работ.

1

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

• Слушание объяснений учителя.

• Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

• Самостоятельная работа с учебником.

• Работа с научно-популярной литературой.

• Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

• Выполнение заданий по разграничению понятий.

• Систематизация учебного материала.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

• Анализ графиков, таблиц, схем.

• Анализ проблемных ситуаций.

III - виды деятельности с практической (опытной) основой:

 Работа с раздаточным материалом.

 Решение экспериментальных задач.

 Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

 Моделирование и конструирование.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Методические и учебные пособия –

                   для учителя:

  А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.

  1. Оборудование и приборы –
  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийная установка.
  1. Дидактический материал –
  • Презентации;
  • Карточки и раздаточный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литература, использованная при подготовке программы –

•    А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

•   А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.

•   А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2018.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Обучающийся будет знать:

основные особенности проведения исследований разных видов;

методы исследования;

правила выбора темы и объекта исследования;

основные логические операции, их отличительные особенности;

  • правила успешной презентации работы.            

Обучающийся будет уметь:

  • классифицировать;
  • обобщать;
  • отбирать все возможные варианты решения;
  •   переключаться с одного поиска решения на другой;
  • составлять план действий по своей работе;
  • рассматривать объект с различных точек зрения;
  • составлять задания по предложенной теме;
  • проводить самоконтроль;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся будетспособен проявлять следующие отношения:

∙   без коммуникативных затруднений общаться с людьми разныхвозрастных категорий;

работать в коллективе, группе;

презентовать работу перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является  механизмом  интеграц...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.        Она явл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.

"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авто...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" составлена для 4 класса...