«Составление интеллект-карт как эффективный приём работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира»
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)
Как показал анализ работ РДР, больше всего проблем у учащихся вызвали научно-популярные тексты. Для решения этой проблемы автор предлагает использовать различного вида интеллект-карты для работы с научно-популярными текстами учебника «Окружающий мир, 1-4 классы» А.А. Плешакова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 180.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
«Составление интеллект-карт как эффективный приём работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира»
Серикова Ольга Сергеевна,
учитель начальной школы
ОГБОУ «Шебекинская СШ с УИОП»
Для получения актуальной и достоверной информации о соответствии метапредметных результатов освоения основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального образования в Белгородской области весной 2021 года проводились региональные диагностические работы. Как показал анализ работ РДР, больше всего проблем у учащихся вызвали научно-популярные тексты. Для решения этой проблемы автор предлагает использовать различного вида интеллект-карты для работы с научно-популярными текстами учебника «Окружающий мир, 1-4 классы» А.А. Плешакова.
Интеллект-карты не привязаны к какой-то одной форме, и ученик может выбрать для ответа абсолютно разные виды карт. Самое главное в создании таких карт то, что при их составлении задействуются оба полушария мозга. Когда мы читаем текст, то пользуемся левым полушарием, которое отвечает за речь. А используя в карте разные цвета, картинки, геометрические фигуры, символы, стрелочки, мы вовлекаем в работу и правое полушарие. «Майндмэп», или интеллект-карта, - это техника визуального отображения информации, которая помогает нарисовать исчерпывающую картину прочитанной информации и увидеть взаимосвязи. Карты идеально подходят для того, чтобы понять картину целиком, обновить свои представления о мире. Таким образом, интеллект-карта - это визуальное представление прочитанной информации.
Вот пример интеллект-карты по тексту «Первые в космосе» [3,147] из учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир, 4 класс». Здесь берётся тезис-утверждение и находятся в тексте три доказательства:
Другой пример интеллект-карты из того же учебника по теме: «Это наша с тобой биография!» [3,148]. На этой карте в центре пишется тема статьи, а далее располагаются факты, развивающие тему:
Таким образом, вовлекая учеников в составление интеллект-карты, задействуем оба полушария. Дети теперь способны быстрее обрабатывать и понимать информацию, а также лучше её запоминать. Кроме того, пространственное планирование при составлении карты помогает отделять главную идею от дополнительной информации.
Часто бывает так, что знания, полученные учениками в первом классе, к четвёртому уже забываются. Поэтому можно пойти таким путём: составлять интеллект-карты, начиная уже с первого класса, и сохранять их до четвёртого. Для этого может подойти папка-скоросшиватель или альбом для рисования. При подготовке к всероссийским проверочным работам (ВПР) и к экзаменам они непременно понадобятся. Ребёнок по своей собственной интеллект-карте легко и быстро вспомнит нужное.
Приведём несколько интеллект-карт, составленных по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир, 1 класс».
На странице 32 учебника начинается изучение темы «Животные». Перед детьми ставится учебная задача: «Узнаем, каких животных называют насекомыми». Далее ученики делают вывод: «Насекомые – это животные, у которых шесть ног».
Для интеллект-карты, отражающей тему «Животные» можно предложить круги (диаграммы) Эйлера. При этом надо помнить, что непересекающиеся множества изображаются непересекающимися кругами, а подмножества изображаются вложенными кругами. Получится такое изображение:
Учителю стоит обратить внимание, что классы животных не пересекаются друг с другом. То есть насекомые не могут быть паукообразными и наоборот. А птицы не могут быть зверями. И вообще, поле для размышления здесь большое, и можно подискутировать: «Почему зверёк летяга летает?», « Почему птица пингвин плавает?»
Паукообразные не изучаются в первом классе, но учитель может упомянуть этот класс животных и его три отряда: скорпионы, клещи, пауки. Кстати, помощниками детей в учебнике являются Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Поэтому дети могут задать вопрос: «Кто такая черепаха?». Стоит тогда ввести ещё два класса: пресмыкающиеся и земноводные. И тогда учитель может рассказать детям, что черепаха - древнейшая группа пресмыкающихся животных, которая сохранила свой внешний вид до наших дней почти без изменений. «Тело пресмыкающихся разделено на отделы — голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности располагаются по бокам туловища и прижимаются к земле (как бы смыкаются с поверхностью), поэтому этот класс получил такое название – пресмыкающиеся» [4].
Также может возникнуть вопрос о подклассе многоножки и о моллюсках. Учитель ко всему должен быть готов. При желании детей на внеурочной деятельности можно продолжить тему «Животные». Но надо учесть, что понятия классы и отряды не даётся в начальной школе, а используется понятие «Царства живой природы».
На странице 70 учебника первого класса перед детьми ставится учебная задача «Убедимся, что растения – живые». Здесь уже подойдёт для рассуждения интеллект-карта в виде цепочки выводов.
Далее, к теме «Животные» возвращаемся на странице 72 этого же учебника за первый класс. Перед детьми теперь ставится следующая учебная задача: «Убедимся, что животные – живые существа». Здесь можно предложить детям заполнить интеллект карту по странице 73.
Темой для дискуссии может быть и незаконченность цепочек рассуждения. Во-первых, незаконченность последней цепочки может говорить о том, что знания никогда не кончаются и можно добавлять ещё какие-то мысли. Во-вторых, это может обозначать, что умирая, растение или животное всегда оставляет потомство, таким образом, на планете Земля продолжается жизнь.
Таким образом, составление интеллект-карт на уроках окружающего мира используется как эффективный приём работы с научно-популярными текстами. Ученики класса, в котором преподаёт автор, показали в этом учебном году достойные результаты в диагностической работе по функциональной литературной и информационной грамотности, а также по всероссийским проверочным работам по русскому языку и окружающему миру.
Список использованной литературы
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»// А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская. М.: Просвещение, 2008. - 45с.
- Вебинар «Особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS-2021». - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.centeroko.ru/pirls21/pirls2021_web1.html (дата обращения 21.01.2021).
- Плешаков, А.А. Окружающий мир, 4 класс. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М. : Просвещение. 2016. – 224 с.
- О пресмыкающихся. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https:// www.yaklass.ru/p/biologia (дата обращения 7.08.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....

Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...

Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку получать из большего объема информации нужную и полезную....
Эффективные приёмы подготовки обучающихся 4 класса к ВПР по окружающему миру
Всероссийские проверочные работы – уже не новая процедура оценки качества общего образования. ВПР вынуждает в первую очередь учителей обращать внимание на качество освоения детьми преподава...





















