Россия-Родина моя.
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Урок посвящен русским народным песням,через знакомства с русскими композиторами и художниками( М.Глинка,С.Прокофьев,В.Васнецов,С.Присекин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl_rossiya_rodina_moa.doc | 490 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
по программе Е.Критской,Сергеевой
Раздел: «Россия-Родина моя»
Тема урока:
«Я пойду по полю белому…
На великий праздник собралася Русь!»
Выполнила: Попова Н.А учитель музыки
Г.Карталы МОУ СОШ №1
Цель урока: раскрыть тему героического подвига русского человека в борьбе за свободу своей Родины через метапредметные связи (произведений музыки, живописи и литературы).
Задачи:
1. Учебные:
-раскрыть значение интонации в развитии музыкального произведения, его эмоционального и образного содержания;
- выявить взаимосвязь между народной и композиторской музыкой;
- познакомить с новыми понятиями: побоище, меццо-сопрано, эпилог, финал;
-познакомить с образами защитников земли русской в произведениях живописи, музыки и литературы;
2. Развивающие:
-развивать умение размышлять о прослушанной музыке, понимать её интонационно-образное начало, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, применять для общения на уроке различные виды речи (монолог, диалог с учителем и одноклассниками).
- развивать коммуникативные умения и навыки, уметь проявлять их в групповом и коллективном творчестве, через различные виды деятельности;
- совершенствовать навыки работы с учебником: работу с иллюстрациями и рисунками, вокализацию музыкальных фрагментов, записанных с помощью нотной грамоты, исполнение песен и вокальных фрагментов музыкальных произведений с помощью печатного текста;
- применять специально – предметные знания и навыки в области хорового исполнительства, понимать музыкальные термины: куплетная форма, ритмично, маршеобразно.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны, хранить память о её славных героях;
- обобщить представление обучающихся об историческом прошлом нашей страны и её героях – защитниках Отечества, через знакомство с творчеством русских композиторов и художников XIX – XX века (М.Глинка, С.Прокофьев, В.Васнецов, С.Присекин);
- показать значение и роль личности в общем деле защиты своего Отечества на примере жизни Александра Невского и подвига Ивана Сусанина.
Оборудование и методическое обеспечение: учебник для 4 класса по программе Е.Критской, текст р.н.п. «Солдатушки, бравы - ребятушки», фрагменты литературного текста кантаты С.Прокофьева «А.Невский»: ч.2 «Песня об А.Невском», ч.4 «Вставайте, люди русские», ч.6 «Мёртвое поле», изображение иконы «Благоверный князь А.Невский», фрагменты картины В.Васнецова «После побоища» (фотографии), телевизор,DVD, видеофрагмент оперного спектакля М.Глинки «Иван Сусанин» с исполнением финального хора «Славься».
Этапы урока
1.Организационный этап.
Раздача учебников и методических пособий на парты.
2. Повторение материала предыдущего урока.
У. На прошлом уроке у нас с вами состоялся очень интересный и познавательный разговор. Кто мне напомнит, о чём мы беседовали в прошлый раз?
Д. Мы говорили о русских народных песнях.
У. Что мы узнали нового о народных песнях из нашего разговора?
Д. Мы узнали, что песни бывают разными по содержанию, настроению, характеру исполнения.
У. С какими жанрами р.н.п. мы познакомились на прошлом уроке?
Д. Перечисляют: трудовые, хороводные, обрядовые, плясовые и т.д.
У. Как же рождались такие разные по содержанию и характеру народные песни, что помогало им появляться на свете?
Д. Сама жизнь помогала людям сочинять песни.
Учитель вспоминает о рассказе М.Горького «Как сложили песню» (учебник стр.14-15)
У. Из звуков природы, колокольных звонов на монастырской звоннице и душевного состояния двух женщин в этом рассказе рождалась интонация будущей песни о судьбе молодой девушки с трепетной, задушевной и немного грустной мелодией.
Именно интонация голоса поющего человека, во время исполнения песни задаёт характер её исполнения, помогает нам эмоционально откликнуться на песню, прочувствовать её содержание.
3.Актуализация знаний.
У. Это очень хорошо понимали русские композиторы, поэтому многие их них черпали в народной песне, как в неиссякаемом источнике, свежие идеи для своих произведений, находили новые музыкально-поэтические образы, красивые мелодии, напевы, необычные музыкальные интонации. В музыке профессионалов эти народные творения обретали иное звучание и содержание. Тема нашего разговора сегодня будет связана с историей нашей Родины, её героическим прошлым, именам тех людей, кто не побоялся встать на защиту своей страны в трудные времена. В теме нашего урока вы видите две поэтические фразы: « Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
4. Объяснение темы урока.
У. Начнём мы наш разговор с первого предложения. « Я пойду по полю белому…»
Эти строки написаны поэтом В. Луговским к одной из частей музыкального произведения Сергея Прокофьева – кантате для хора, оркестра и солистов «Александр Невский». Это произведение мы с вами изучали ранее и нам знакомы отдельные музыкальные фрагменты этого сочинения. Александр Невский – русский князь, великий полководец, поднявший под своё знамя русское воинство на борьбу с немецкими рыцарями. Образ А.Невского не раз воспевался в песнях, картинах, кинофильмах. В русской православной церкви существует икона «Благоверный князь А.Невский», что является признанием его заслуг перед Русской землёй. (У.показывает изображение иконы)
У. Как вы считаете, чем он заслужил такое уважение со стороны русского народа и православной церкви?
Д. Своими делами, поступками, смелостью, храбростью и т.д.
У.На ваших партах, в сборниках, есть страничка с поэтическим текстом кантаты. Давайте вспомним фрагмент кантаты под названием «Песня об А.Невском». Послушайте, кто исполняет этот хор, как звучат певческие голоса.
Слушание ч.2 кантаты «Песня об А.Невском»
У. Ну, что можно сказать об услышанной музыке? Какие интонации вы уловили в мужских и женских голосах?
Д. Эту музыку исполняет хор, в котором поют женские и мужские голоса.
У мужчин голоса суровые, сдержанные, а у женщин более нежные, но тоже строгие.
У.Конечно, на русскую землю пришла беда, и люди верят, что землю свою отстоят, поэтому так убедительны слова женского хора.
На Руси родной, на Руси большой (Альты)
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь.
У. Давайте, попробуем сами напеть этот музыкальный фрагмент, используя нотный текст в учебнике на стр. 20.( Исполнение методом вокализации музыкального фрагмента). У.Ребята, как вы думаете, на какой из известных вам жанров народной песни опирался композитор С.Прокофьев, сочиняя мелодию для этого хора? Какой из трёх предложенных вам вариантов наиболее подходит по интонации, по характеру исполнения.
Задание для 1 варианта. Примечание: на этот вопрос отвечают обучающиеся, сидящие на партах справа от учителя.
Обрядовая Былина Хороводная
Почему? Объясните свой выбор.
Д. Музыка звучит спокойно, протяжно, именно так поют в былинах о богатырях. А хороводные и обрядовые песни сюда не подходят.
У. Вернёмся, к стихотворной строке в теме нашего урока «Я пойду по полю белому…» Это строка из неизвестной нам 6 части кантаты С.Прокофьева и называется она «Мёртвое поле». Как бы храбро не сражались русские воины на поле битвы, вернуться всем до одного живыми, к родным и близким им было не суждено. Образы героев, сложивших свои головы на полях сражений, не раз воспевались в стихах и музыкальных произведениях. Мы же с вами познакомимся с картиной русского художника Владимира Васнецова « После побоища» на стр. 20 в вашем учебнике. Этот художник много работал в былинно-эпическом жанре. Всем нам хорошо известна его картина «Богатыри», и вот новое полотно художника. На нём изображено то - самое мёртвое поле, покрытое телами павших воинов. Слово побоище означает большое сражение, ставшее причиной гибели многих людей. Давайте внимательно рассмотрим фрагменты картины В.Васнецова. Кто же лежит на этом мёртвом поле? (Работа с репродукцией на страницах учебника и крупными фрагментами картины)
1.Фрагмент картины В.Васнецова «После побоища». Юноша-княжич
2.Фрагмент картины В.Васнецова «После побоища». Воин-богатырь.
Два воина, совсем юный княжич и умудрённый ратным делом богатырь лежат на поле брани рядом, каждый из них отдал свою жизнь за свободу своего народа. В картине слышится особая былинно-песенная напевность. Художник изобразил лица героев величественными и красивыми, их ещё не обезобразила смерть. Склонились цветы к лицу убитого княжича: «никнет трава от жалости, и дерево с кручиною к земле приклонилося», - но заходящее солнце на горизонте, летящая птица-стервятник, раскрывшая свои крылья над мёртвым полем, говорит нам о том, что в дома близких и родных, павших на этом поле, пришло горе. Ведь каждого из них провожала на бой невеста или жена. В музыке 6 части кантаты «Мёртвое поле» звучит одинокий женский голос. Он очень красивый, глубокий. Такой низкий женский голос называется меццо-сопрано. Это песня невесты, которая потеряла на этом поле своего любимого. Она ищет его среди мёртвых и очень надеется найти его живым или раненым, но не убитым. Уже во вступлении звучит мотив, интонация которого звучит очень скорбно. Послушайте:
(У.наигрывает на фортепиано мелодию оркестрового вступления к 6 части кантаты.)
У. Давайте, попробуем, напеть эту музыку.
(Вокализация в исполнении детей музыкального фрагмента вступления, пение по тексту в сборнике)
У. Как вы считаете, какими музыкальными интонациями должна быть наполнена музыка этой части кантаты?
Д. Грустные, печальные, скорбные.
У. Теперь у меня задание для 2 варианта. Постарайтесь определить по характеру звучания этого фрагмента, с какими жанрами народной песни, перекликается эта музыка:
Задание для 2 варианта.
Песни - колядки Песни – заклички Песни-плачи
Примечание: это задание выполняют обучающиеся, сидящие с левой стороны от учителя.
Слушание ч.6 «Мёртвое поле» из кантаты С.Прокофьева «А.Невский»
У. Объясните, почему вы сделали такой выбор?
Д. Эта музыка передаёт горе девушки-невесты. Когда человеку плохо, он выражает это слезами, плачет. Эта музыка близка по характеру к песне-плачу. Песни - заклички и песни-колядки – это весёлая, праздничная музыка.
У. Давайте попробуем исполнить нотный пример со словами «Я пойду по полю белому, полечу по полю смертному», вложив в музыку интонацию плача, чтобы прочувствовать настроение музыки.
(Исполнение музыкального фрагмента методом вокализации под аккомпанемент учителя).
У. Я предлагаю нам перевернуть страницу нашего учебника и прочитать вторую строку в названии нашего урока: « На великий праздник собралася Русь»!
Каким бы тяжёлым не было горе и утрата, но жизнь на земле продолжается. Благодаря героям, отдавшим свои жизни за свободу своей Родины, над землёй вновь встаёт солнце,
рождаются новые люди, и тем потомкам, которые придут жить на земле после них, нужно свято хранить память о славных сынах своей Родины, отдавших за неё свои жизни. В русском фольклоре, в творчестве композиторов, поэтов, художников много произведений, прославляющих отважных защитников РОДИНЫ. Я предлагаю нам с вами вспомнить р.н.п. «Солдатушки, бравы-ребятушки». Напоминаю, что в этой песне куплетная форма. Что это означает?
Д. Песня начинается с запева, а продолжается припевом.
У. Мы сегодня работали по вариантам, поэтому я предлагаю вам разделиться таким образом.
4.Вокально-хоровая работа.
У. Все кто выполнял задание 1 –го варианта будет исполнять запев песни у доски, а 2 -й вариант, будет исполнять припев песни, стоя в проходах между рядами парт.
Как будем исполнять эту солдатскую песню? Подберите нужные нам характер исполнения и интонацию.
Д. В характере марша с движениями, с вопросительной интонацией в запеве и бодрой, уверенной в припеве.
У. Начинаем исполнение песни с призывной, несколько вопросительной интонацией. Давайте попробуем. (Исполняется мелодия песни со словами запева).
У. Как вы считаете, на что нужно обратить внимание при пении. У нас не получилось исполнить песню дружно, одновременно.
Д. Нужно петь всем вместе, а это сложно.
У. Давайте прохлопаем ладошками слова песни в ритме все вместе, но без музыки. Тогда мы сможем более ритмично исполнять музыку, и у нас всё получится.
У. А что бы предложили для своего исполнения ребята, стоящие между рядами?
Д. Мы можем маршировать на месте под песню, как солдаты в строю.
У. Ну что же, теперь мы готовы к исполнению песни.
Исполняется р.н.п. «Солдатушки, бравы-ребятушки» в ансамбле с учителем.
После исполнения песни дети занимают свои места за партами.
5. Рефлексия.
У. В сочинениях композиторов – операх, кантатах, обращённых к истории часто звучат торжественные хоры, прославляющие героев Отечества. Заключительная часть кантаты или оперы называется финал, то есть окончание повествования. Так в заключительной части кантаты С.Прокофьева звучит хор « Вставайте, люди русские» в который вплетаются мелодии из разных частей кантаты, а в опере русского композитора Михаила Глинки «Иван Сусанин», посвящённой подвигу простого крестьянина во имя своей РОДИНЫ, мы слышим мощный хор «Славься». Он звучит, словно гимн памяти, для всех героев, люди ликуют, прославляя их имена, восхищаются мужеством и самоотверженностью русских воинов. Предлагаю нам с вами сейчас перенестись в музыкальный театр и вместе со зрителями посмотреть финал оперы М.Глинки «Иван Сусанин» где звучит монументальный хор «Славься», проникнуться чувством гордости за наш народ, услышать радостные и ликующие интонации в музыке этого хора.
Просмотр видеофрагмента оперного спектакля на экране телевизора хор «Славься!» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
У.Наш урок подошёл к концу. Мы с вами поговорили о том, как в творчестве композиторов, поэтов, живописцев на протяжении многих веков находит своё отражение одна из главных тем в их творчестве – тема любви к Родине. На следующем уроке вас ждёт небольшая тестовая работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина моя».
Используемая методическая литература:
- Учебник «Музыка» для 4 класса под редакцией Е.Критской, Г. Сергеева, Т.Шмагина;
- Методическое пособие «Уроки музыки» 1-4 классы Е.Критской, Г. Сергеева,
Т. Шмагина;
Источники Интернета:
Фрагменты картины В.Васнецова «После побоища»
http://russiancossacks.getbb.ru/viewtopic.php?f=102&t=3279
Видеофрагмент - М.Глинка опера «Иван Сусанин» финальный хор «Славься!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - родина моя
Конспект классного часа для учащихся 1 класса...
Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»
Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Викторина "Русь-Россия-Родина моя"
Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...
Россия,Родина моя.
Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...