Певческие навыки в общеобразовательной школе и их развитие.
рабочая программа по музыке по теме

Полторецкая Светлана Павловна

   Развитие детского голоса формирует вокальные навыки, которые способствуют общекультурному развитию, освоению мировой художественной культуры, приобщение к высоким нравственным идеалам человечества, к высочайшим творениям музыкальных гениев.

 Цель данного метадического материала: получение вокальных навыков. Создание условий для реализации музыкальных способностей, а именно музыкального слуха, развитие чувства ритма, музыкальной памяти, внимания, формирование певческого дыхания, дикция, звукообразования, пение в ансамбле. Расширение музыкального кругозора и формирование творческой личности. Изучение музыкальной грамотности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vokalnyh_i.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие вокальных и
певческих навыков
в общеобразовательной
школе
начальных классов

Содержание

1). Роль и задачи пения.

2). Особенности детского певческого голоса.

3). Основные певческие навыки:

- Звукообразование

- Дыхание

- Дикция

- Чистота вокальной интонации

- Ансамбль

4). Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.

5). Песенный репертуар и требования к его подбору.

6). Заключение.

7). Используемая литература.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕНИЯ

    Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает общей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

     Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат.

    По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные особенности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

    Перечислю задачи обучения пению детей начальных классов:

-формирование у детей певческих умений и навыков;

-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью учителя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

-развитие музыкального слуха, т.е. различие интонационно-точного пения, звуков по высоте, длительности, слушания себя при пении и исправления и исправления своих ошибок;

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

    Формируя певческие навыки, необходимо научить детей различать характер песен. Качество звука определяется характером песни, но самое главное – научить петь детей интонационно чисто.

    Дети с помощью педагога разучивают песни на занятиях. Разученные песни они могут петь самостоятельно во время игр, прогулок в теплую погоду. В старшем возрасте надо приучать детей петь знакомые песни без сопровождения.

    Развитию музыкального слуха способствуют дидактические игры типа: «Угадай, кто поёт? И назови песню», «На чем играют?» Уже в первом классе нужно привлекать внимание ученика к точному воспроизведению мелодии. Ученик поет короткие песни, попевки и при этом постоянно должен слышать чистое пение учителя. Учащимся нужно сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребят постепенно воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом. На занятиях с учениками старшего возраста можно вводить понятия о высоком и низком, долгом и коротком музыкальном звуке, упражнять их в различии качества звуков.

ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА.

    Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранение его естественного звучания. Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых.

Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших классах.  Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов).

    У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому у ребят младших классов голос очень легкий, не сильный, не звонкий.

    Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание.

    Дети дошкольного возраста и первых классов поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости -  отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

    Понятие высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется на нем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

    Мышечная сила учеников младших классов еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщину голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклоном головы в перед, назад и в стороны и упражнения с пропеванием гласных «У» и «О», но не «И», которая сужает гортань.

    Посредством пения упражняются и совершенствуются детское дыхание, иными словами, они занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны в отличие от скрытой глаз работы мышц глотки и гортани. Учащиеся охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка учителя, которые при пении максимально активны. Таким образом, пение активирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

    Для пения начальных классов, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

    Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения – высота, тона, динамика звука – определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.  

    Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т.е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение  вокальных мышц, и голосовые связки колеблются  всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У учеников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое дыхание им не по силам и может быть доступно только в старшем возрасте в результате общего психофизического развития.

    При фальцете – головном регистре, свойственному младшему классу, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок.  (Основная мышечная масса связок находится в относительном покое). Таким образом, перенапряжение голосовых связок не получается и детский голос оберегается от срыва.

    Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У ребят это ведет к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития голоса.

   Поэтому первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении.  Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

    Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии,  соответствуют диапазону голоса детей.

    Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слушания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние  или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание учеников на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполнения, так и по содержанию.

    Исполняя песни взрослых,  которые им технически недоступны, учащиеся преодолевают трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Возникают различные заболевания голосового аппарата.

    При обучении пению педагогу необходимо:

- удерживать учеников от громкого пения и, особенно, от длительного,  громкого пения (прежде всего во время разучивания). Негромкое пение – одно из важнейших условий обеспечивающих нормальное звучание детских голосов,  следовательно, их нормальное развитие;

- при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данного класса; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;

- следить за тем, чтобы в повседневной жизни ученики младших классов не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние голоса;

- добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях;

- не предлагать учащимся много песен для исполнения на уроках (не более 2-3).    

ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

    Для того чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

    Стулья должны соответствовать росту учеников. Во время пения ученики 1-2 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно  между животом и коленями.  (При слушании музыки ребята могут прислониться к спинкам стульев). Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание  крикливого,  «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

    Разучивать песни надо сидя. А уже разученные песни можно петь стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя, голова держится прямо, руки опущены.

    Организация учащихся на занятиях – одно из существенных условий для лучшего усвоения материала и для развития музыкальных способностей.

    В начальных классах учащихся обучают простейшим навыкам:

-правильному звукообразованию

-правильному дыханию

-хорошей дикции

-чистоте интонации

-ансамблю – стройному согласованному пению.

    Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование.

Это способ извлечения звука. Ребята должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример – педагогу также следует петь высоко, поскольку ученики начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Учащимся 1-го класса свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самого первого класса, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяжности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Дыхание.

В пении большое значение имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание учащихся укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы ученики брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые ребята дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно педагогу показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где брать. И ученик справляется с этим.

Чтобы помочь ученикам научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песня с короткими музыкальными фразами. В старших классах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении учеников пению учитель не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы ребят при вдохе не поднимали плечи, чтобы он был бесшумным, спокойным, подводит к тому, чтобы вдох был медленный и к умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция.

    Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационного,  точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствует протяженность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется изменение напряжения, крикливость.

Педагог должен научить учащихся певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясной дикции надо следить так же и за четким произношением согласных.

Если в пение согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным, надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в русской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова березка, кудрявая и т.д.

Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь : «карова», а не «корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е» как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает», на мосту он серый отдыхает» (песня «На мосточке», музыка А. Филиппенко).

Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на согласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполнять нужно: ого-ньки све-рка-ют.

Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Например: « Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить.

Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например: пишется – листопад, а поется – листопат.  (песня м. Красева «Падают листья»)

Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например: поют што, а не что; хочецца, а не хочется; снек, а не снег, атчего, а не отчего; рыпка, а не рыбка.

Условием хорошей дикции, выразительного пения являются понимание учениками смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в пении определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Правильному произношению слов способствуют:

- Выразительное чтение с педагогом текста песни в процессе ее разучивания;

- Коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

4).Чистота вокальной интонации.

Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточится на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждом классе встречаются дети поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних – не в порядке голосовой аппарат, другие – плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи – застенчивы, четвертые – не обладают устойчивым вниманием. Часто у ребят бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумение извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации необходимо:

- Выбирать песни, удобные по диапазону для данного класса. С короткими фразами, между которыми можно брать дыхание.

- Давать ученикам слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей.

- Систематически повторять разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения.

- Петь ученикам не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда они лучше слышат себя и друг друга.

- Вырабатывать у учащихся умение себя слышать, осознавать качество своего исполнения.

- Фальшиво поющим ребятам уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать так, чтобы они сидели ближе к учителю, лучше слышать его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих ребят сидящих сзади (в работе с такими учениками полезно отличать, поощрять каждое достижение).

- Транспонировать мелодию в ту тональность, в которой ученикам удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.

 Проводя  индивидуальные занятия, нужно учитывать особенности каждого ученика. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше».  Другому – какое положение придать губам, третьему предлагает спеть погромче или, наоборот – легче, тише.

5). Ансамбль.

Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать учеников слушать себя и других, сливаться  сообщим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих ребят, вниманием педагога к тому, чтобы ученики одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с учениками первых классов учитель должен обучать простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того чтобы научить стройному согласованному пению, необходимо, прежде всего, перед началом пения сконцентрировать внимание учащихся. Если в песне есть фортепианное вступление, то учитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно сконцентрировать внимание, сыграв первый интервал песни или первый звук. Дети пропевают его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку учителя.

В практической работе применяются и дирижирование хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или когда в общем, пении участвуют несколько классов. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить учащихся чувствовать характер музыкального произведения и передавать его без помощи дирижера.

Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.

Обучать пению следует на разных по содержанию и музыкальному стилю песнях: народных; композиторов – классиков и современных композиторов.

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ.

Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковые соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятные условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повторяющийся акт восприятия. По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального слуха являются:

Звуковысотный слух

Тембровый

Гармонический

Мелодический

Динамический

Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.

Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно то, что уже имеется. Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличие здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья учащихся.

Уже отмечалось, что формирование слуха связано с неоднократным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е. И., Блиновым М. А., Егоровым А. М., Мальцевой Е. А. – использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру – доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. И на первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки – они их воспроизведут, следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.

Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, направляют процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания. Затем он воспроизводит мелодию, однако скорее не осознанно, физиологически ощущая унисон.

Педагог помогает этому процессу – словом поощряет ученика, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового анализаторов. Закрепляется она только путем неоднократного повторения и подстраивания певческого голоса ученика к данной высоте мелодии.

Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеются 3 фактора, тормозящие этот процесс. А именно:

 

Болезненное состояние голосового и слухового аппарата;

Ослабление общего физического состояния организма;

Неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.

В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов. Для того, чтобы учащиеся правильно звуки, необходимо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и пластичность. Предлагаю практические рекомендации.

Для того чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

Определить диапазон каждого ученика. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся учеником легко. Нужно подбирать соответствующие попевки. Например: «Гуси шли домой» и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох – постепенный выдох).

Расширять диапазон голоса ученика путем пения по полутонам вверх.

Если ученик останавливается на определенном звуке, то следует взять сразу высокий.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ.

Песенный репертуар для учеников должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ученик эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природу, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Так, например, ученик не раз обращал внимание на сезонные изменение в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых их окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются к хорошо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Ученики спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Учащиеся любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя – барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают ребята звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя («Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н. Л. Ветлугиной). Однако, эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительному звучанию. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоциональное положительно отношение к действительности.

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, школе, временах года, шуточные, игровые, праздничные, пенсии на общественную тематику.

 В программе начальной школы песни подобраны в соответствии с определенными принципами.

 1). Песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста.

 2). Мелодии пенсии должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру.

 3). Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная ученикам.

 4). Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям учеников с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе начальных классов.

 5). В первом классе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы ученики успели сделать естественный вдох перед началом другой музыкальной фразы.

 6). Темп песен должен быть умеренный.

 7). Ритм мелодий песен должен быть простым, а затем постепенно усложняться.

 8). Педагог следит, чтобы каждая последующая песня была несколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к 2-3х частной, простой куплетной – к песне со вступлением, заключением, отыгрышем и т. д.

При выборе песен педагог преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у учеников любовь к Родине, природе, родителям, школе и т. д. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходит не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии. Доступность ее для данного класса. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей. При выборе песен надо исходить:

Плана педагогической работы;

Интересов учеников,  которыми они живут в данное время;

Доступности школьному восприятию выраженных в песне чувств.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Е. О. Яременко «Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа».

Алиев «Настольная книга школьного учителя».

Школяр, Красильникова, Критская «Теория и методика музыкального образования детей». Научно-методическое пособие.

А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

Мониторинг развития певческих навыков.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.В современной российской педагогике мониторинговые и диагностиче...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С АУТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен опыт развития коммуникативных навыков у аутичного школьника учителем начальных классов. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное применение известных в корр...

Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста

В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....

Развитие певческих навыков у детей школьного возраста

Поделюсь основными принципами развития певческих навыков у младших школьников  и своим опытом работы в данном направлении....

«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Формировать певческие навыки у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора....

Методическая статья :"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста".

Почему важно распеваться перед пением?    Так же, как спортсмен готовится к состязанием, овладению какому-либо спортивному достижению, онпроводит ряд упражнений, «разогревающих» ...