Мониторинг развития певческих навыков.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Гончарова Гитанна Станиславовна

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования частое явление, и их применение в образовательном учреждении позволяет увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.

Реформирование современной системы  образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг требует тщательного анализа, отслеживания качества образования.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_razvitiya_pevcheskikh_navykov.docx30.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гончарова Гитанна Станиславовна

Учитель музыки МБОУ «СОШ №45»

I квалификационная категория

Мониторинг развития певческих навыков.

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.

В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким преподавателем Карлхайнцом Ингенкампом, который считает, что «по существу педагогическая деятельность насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий».

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования частое явление, и их применение в образовательном учреждении позволяет увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.

Реформирование современной системы  образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг требует тщательного анализа, отслеживания качества образования.

Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности образовательного учреждения позволяет педагогический мониторинг.

Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке модели педагогического мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги. 

Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении.

Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

  • Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.
  • Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.
  • При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

  1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
  2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;
  3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;
  4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;
  5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

  • Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;
  • Показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;
  • Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;
  • Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:

  1. Непрерывность (постоянный сбор данных);
  2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
  3. Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);
  4. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);
  5. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.

Мониторинг в образовании будет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной системы, которое выражают руководители.

Вообще между этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.

Это связано с тем, что выделяют только две группы способов осуществления мониторинга:

  1. Способ сбора информации и регистрации текущей информации;
  2. Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.

Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:

  1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
  2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
  3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
  4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

 Мониторинг качества образования в образовательном учреждении.

Целью мониторинга качества образования является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.

Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы образовательного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого образовательным  учреждением.

Диагностика эффективности деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более  сорока  методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».

В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.

В структуре качества образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам. Так,  к интегральным  свойствам, определяющим качество образования в образовательном учреждении, следует отнести адаптивность, системность, гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную ориентацию,  непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность,  эффективность и др.

К простым свойствам, к примеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно отнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность, цикличность и др.

Для изучения и оценки качества образования используется группа показателей, ограниченных по количеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторинга в полном объеме.

При этом показатель рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.

Таким образом, проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особо актуальной.

Решение проблемы качества образования на уровне образовательного  учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

В настоящее время педагог образовательного учреждения должен обладать компетентностью,  креативностью,  готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.

Под культурой практической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Она характеризуется следующими чертами:

  • Новизна в постановке целей и задач;
  • Глубокая содержательность;
  • Оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
  • Разработка новых концепций, содержания, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
  • Способность сознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.

Освоение учителями образовательного учреждения методики педагогической диагностики является важнейшим условием профессиональной компетенции. В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.

На основе изученной литературы и используя методику Т.В.Ерёменко «Развитие музыкальных способностей детей» и фрагментарно систему В.В.Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» разработала и опробовала систему мониторинга развития певческих умений и навыков младших школьников в течение 3-х лет. Эта система выявила положительную динамику развития вокальных способностей детей. Полученные результаты были представлены на городском методическом объединении учителей музыки.

Тематика мониторинга была выбрана не случайно.

 Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение  объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание''.

Проблема постановки певческого голоса  школьника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания школьников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Для мониторинга развития певческих навыков мною были выбраны основные составляющие пения: чистота интонирования, координация между слухом и голосом, дыхание, артикуляция, выразительность исполнения. Низкий, средний и высокий уровни музыкальных способностей учащихся определялись по следующим показателям:

Чистота интонирования.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ребёнок самостоятельно чисто спеть не может.

Проговаривает слова песни в определённом ритме.

Чисто пропевает лишь отрезки песни.

Поёт чисто с музыкальным сопровождением.

Верно и чисто исполняет мелодию песни.

Поёт чисто без музыкального сопровождения.

         Координация между слухом и голосом.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ребёнок не слышит, что поёт неверно.

Ребёнок слышит, что поёт неверно, но исправить качество исполнения не может.

Ребёнок слышит, что поёт неверно, исправляет качество исполнения.

Дыхание.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Дыхание поверхностное, рефлекторное.

Старается экономить дыхание, но на фразы дыхания  не хватает.

Экономный расход воздуха, умение дышать между фразами.

Артикуляция (дикция).

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Слова непонятны, согласные в конце слова пропадают.

Текст понятен, но не выделяются слова, имеющие смысловую нагрузку.

Правильное произношение слов и звуковых сочетаний в процессе пения.

Выразительность исполнения.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Исполняет невыразительно, неэмоционально, равнодушно.

Понимает и «проживает» песню, но эмоционально выразить не может.

Исполняет эмоционально, передавая характер и настроение песни.

Эта система мониторинга выявила положительную динамику развития певческих навыков учащихся 4-х классов в течение 4-х лет. Чистота интонирования выросла на 4%, координация между слухом и голосом – на 26%, дыхание – на 67%, артикуляция – на 39%, выразительность исполнения – на 48%.

Проблема использования мониторинга в образовательном учреждении актуальна, так как мониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; в-третьих, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых, прогнозирует перспективы развития образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

Певческие навыки в общеобразовательной школе и их развитие.

Развитие детского голоса формирует вокальные навыки, которые способствуют общекультурному развитию, освоению мировой художественной культуры, приобщение к высоким нравственным идеалам чел...

Мониторинг формирования читательских навыков у младших школьников

Представлена таблица требований формирования читательских навыков у младших школьников: умение понимать содержания текста, умение видеть языковые средства, использованные в тексте и др....

Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста

В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....

Развитие певческих навыков у детей школьного возраста

Поделюсь основными принципами развития певческих навыков у младших школьников  и своим опытом работы в данном направлении....

«Развитие вокально- певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Формировать певческие навыки у детей младшего школьного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора....

Методическая статья :"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста".

Почему важно распеваться перед пением?    Так же, как спортсмен готовится к состязанием, овладению какому-либо спортивному достижению, онпроводит ряд упражнений, «разогревающих» ...