Введение регионального компонента в учебный и воспитательный процесс на фортепианном отделении для учащихся 1-7классов
методическая разработка по музыке по теме

Авакян Людмила Ивановна

 

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему,а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx35.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств п. Черноморского

МО Северский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

«Введение регионального компонента в учебный

 и воспитательный процесс на фортепианном отделении»

для учащихся 1-7классов

Преподаватель:

Авакян

Людмила Ивановна

 

п. Черноморский,

2012 г.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему,

 а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре.

Д. Лихачев.

         Введение регионального компонента в репертуар юных пианистов является сегодня весьма важной задачей и осуществляется в условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его культурной и музыкальной жизни. Изучение музыки Кубани происходит по двум направлениям.

Первое - это изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиций, систему их духовных ценностей.

Второе направление - это направление, по которому осуществляется изучение творческого наследия композиторов Кубани.

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.

Территория России как государства исторически формировалась из отдельных регионов, отличающихся по природным, географическим, национальным, этническим характеристикам, а также разнообразием образа жизни и деятельности,     уровнем    экономического   и     культурного      развития населения. В каждом регионе исторически сложились свои национально- этнические особенности - язык, обычаи, быт, искусство.

Перемены, происходящие в нашей стране в последние годы, обусловили небывалый подъем национального самосознания, стремление к этнокультурному возрождению, пробудился интерес к национальной культуре, истории и обычаям «малой Родины», родного края.

Кубань - один из многонациональных полиэтнических регионов, на территории которого проживают люди, говорящие на различных языках, исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных обычаев. На территории Кубани находятся около 100 тысяч памятников истории и культуры. Это не только духовное наследие, но и огромный экономический ресурс, основа для развития регионального этнографического и культурно - познавательного туризма.

Культура Кубани - уникальная, самобытная область российской культуры - имеет вековые традиции. Ее богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого является важнейшей задачей современного художественно- эстетического образования, формирующим гражданскую позицию учащихся, патриотизм. Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит гуманистический, общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач патриотического, художественно- эстетического и творческого развития подрастающего поколения исключительную роль приобретает изучение регионального культурного наследия.

В настоящее время в системе художественно-эстетического образования края наблюдается значительный интерес к изучению народной педагогики, этнографии детства, национальной культуры и быта: создаются фольклорные коллективы, классы национальных инструментов, функционируют школы традиционной культуры, музыкальный и танцевальный фольклор входит в программы    детских   школ   искусств. Расширяются  специализации   в   области декоративно-прикладного искусства, среди которых гончарное ремесло, керамика, глиняные игрушки, текстиль (вышивка, вязание кружев, узорное ткачество), плетение из лозы, соломы, листьев 1 початков кукурузы, ковань, роспись.

Историческое прошлое, культурное наследие нашего региона в системе общего образования являются основой предмета  «Кубановедение» , который с 2004 г. введен в общеобразовательных школах и требует адаптации в системе образовательных учреждений культуры и искусства.

На настоящий момент использование в образовательном процессе традиционных программ и методик, без учета региональных социокультурных особенностей, приводит к разрыву между образованием и воспитанием. Более того, недооценка значимости традиционной культуры чревата утратой преемственности - главного условия ее существования.

       Введение регионального компонента в процесс обучения через различные предметные дисциплины поможет педагогам шире использовать музыкальное, художественное наследие своего региона, что, несомненно будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.

      Обновляя исполнительский репертуар, наряду с произведениями инструментальных и вокальных жанров западноевропейского, отечественного музыкального искусства в учебные программы следует вводить музыкальный фольклор, произведения Кубанских композиторов. При изучении регионального музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи, структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях Кубанских композиторов.

       Проблема музыкального воспитания детей на материале народного искусства     является    далеко   не   новой. Еще   в  XIX   веке    великие    русские музыканты, закладывая фундамент профессионального музыкального образования     в     России,   ясно    понимали    громадную   роль   неиссякаемогонародного источника. Питающего нескончаемым разнообразием образов, идей, музыкальных тем творчество многих поколений композиторов и исполнителей. Доступная своим гармоническим содержанием народная музыка помогает развитию музыкальной памяти, внутреннего слуха, формированию творческих; навыков. Накопление у детей новых музыкальных впечатлений и образов стимулирует творческое воображение, образное восприятие в приобщении детей к народному искусству, ключевым моментом должно стать не теоретическое, пассивное знакомство с музыкально-поэтическим фольклором, а непосредственное участие ребят в творческом процессе. Вовлечение их в активное творчество, создание таких условий, чтобы каждый ребенок имел возможность стать непосредственным творцом - исполнителем народной песни, (будь это в хоре, оркестре, на любом музыкальном инструменте), открывает путь к истинному пониманию сущности народного творчества, наиболее полному проявлению личностных качеств каждого ученика, развитию подлинного интереса к народной песне, к эстетическому вкусу, народному искусству в целом. К сожалению, до сих пор не существует единого понимания значимости и роли музыкально поэтического фольклора в духовном развитии общества и особенно подрастающего поколения. Все еще бытует мнение о народном искусстве как примитивном. Отсюда вытекают неверные установки типа такой, что ребенок должен воспитываться на лучших образцах исключительно профессиональной (классической и современной) музыки. В этой связи встает вопрос: надо ли сталкивать эти две различные системы художественного творчества (народную или профессиональную)? Не перспективнее, если рассматривать их во взаимосвязи, взаимодействии и уже с этой точки зрения строить процесс музыкально - эстетического воспитания детей?

     Замечательным учебным пособием, первым на Кубани, является «Хрестоматия» профессора Н.П. Коробейниковой по фортепиано на материале народных песен Кубани. Многие мелодии песен, использованных автором, поистине уникальны. К сожалению эта музыка ушла из быта современных семей и как   важно, что   в   раннем   возрасте   дети   впитывают  интонации родной земли. Создатели хрестоматии попытались объединить две различные системы художественного творчества - народную и профессиональную. Создатель предлагает пройти школу игры на фортепиано на примерах фольклора кубанских казаков.

Автор - составитель этого пособия стремился выявить наиболее важные моменты начального музыкального и пианистического воспитания детей и предложил один из возможных путей решения возникающих в этом периоде проблем. Весь подбор нотных примеров и их систематизация являются отражением как общих педагогических принципов и методических приемов, так и собственного многолетнего опыта работы. Содержащийся в хрестоматии материал предоставляет возможность выбора педагогом достаточного количества пьес для приобретения и закрепления знаний и навыков на первых ступенях развития ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Музыкальный материал, расположенный в определенной методической последовательности, позволяет развивать слух ученика, помогает изучению нотной грамоты, приобретению и закреплению исполнительских приемов, необходимых для начинающего пианиста, воспитывает навыки ансамблевой игры, чтения нот с листа.

В музыкальном материале хрестоматии казачьи песни использованы ц основном из сборников: «Старинные казачьи песни», «Песни кубанских казаков» А.Д. Бигдая, «Народные песни Кубани» сост. В.Г. Захарченко, 10 Кубанских народных песен;15 Кубанских народных песен в обр. Г. Плотниченко, а также переложения составителя хрестоматии   Н. Коробитниковой.

Каковы же педагогические принципы, заложенные в хрестоматии?

1.        Принцип подбора песенного материала.

На Кубанской земле исторически соседствуют русская народная музыка и, уходящая корнями в украинскую культуру, давшие мощную поросль на, новом месте после переселения, традиций кубанского казачества.

2.        Принцип художественного воздействия песенного материала на ребенка: эмоциональное впечатление, история родного края, отраженная в песне; нравственные моменты  заложенные в словах.

   3.Принцип рациональной последовательности:

знакомство с Кубанским региональным фольклором предлагается от простого к сложному и соответствует решению простейших исполнительских задач. Это подбор по слуху и транспонирование; организация игрового аппарата; работа над звукоизвлечением нон легато, легато, стаккато и др.; закрепление усвоенных навыков.

   4.Принцип разнообразия в составлении нотного материала.

Вовлечены песни исторические, трудовые, календарные, бытовые, игровые, колыбельные, детские и др. народные песни представлены в одноголосном, полифоническом и вариационном изложении, двух и четырехручные переложения.

5.Принцип развития творческого мышления ученика.

   Его можно осуществить, учитывая импровизационную сущность народного музицирования. Ученика можно учить творчески работать с простейшей мелодией: варьировать, создавать подголоски, включать аккордику. Предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, досочинить конец музыкальной фразы и т.д.

Дети обычно очень любят играть несложные пьески в четыре руки со своим педагогом. Учитывая большой интерес к этому виду музицирования и несомненную его пользу,  в    сборник включено много ансамблей. Все что в        

комплексе должно способствовать развитию у ученика самостоятельности (выражающейся  прежде  всего  в  умении свободно   и   грамотно   разбираться

в  нотном тексте), без которой невозможно его успешное продвижение вперед.      

       Группировка материала, распределение сочинений по постепенному нарастанию трудности, усложнение музыкального языка (ладовых, ритмических, гармонических и полифонических особенностей), приближают хрестоматию скорее к школе игры на фортепиано. Конечно, хрестоматия для фортепиано на материале народных песен Кубани не заменит существующие «Школы фортепианной игры», а станет дополнением к ним.

           Кубанская хрестоматия призвана способствовать решению  многообразных задач воспитания детей в процессе обучения игры на фортепиано. Познакомившись с этим учебным пособием, обратившись к неповторимому творчеству народа, вдохнув степного ветра казачьей  вольности, и педагоги, и ученики, смогут полнее раскрыть свои творческие возможности, осознать себя как личность, способную к  самовыражению, необходимо, чтобы ребенок узнал, что человек может   быть счастливым и свободным как об этом поется в казачьих песнях.

     О художественных достоинствах казачьих песен очень хорошо сказал А.И. Толстой : «Замечательные у них (казаков) песни... это настоящая поэзия! Я люблю эти песни за их широту, вольность».

 Яркие, индивидуальные, глубоко своеобразные и самобытные пьесы в альбоме «Ой, да на Кубани» Екатерины Ивановой - один из первых, но уже весьма удачных опытов в композиции молодого автора.

   Произведения, вошедшие  в   данный   сборник, по  праву   ставят  Е. Иванову в   ряд  продолжателей  традиций  народного - песенного  искусства  казаков   в инструментальном   жанре  (фортепиано). В  данный  сборник  автором  включен разнообразный   музыкальный    материал   в    жанрово  - образном   отношении (шуточные,   лирические,   хороводные   и   плясовые, исторические, военно-бытовые   и   походные). Сборник   составлен  для  учащихся  и   преподавателей ДМШ,  для   всех  кто  любит  и  ценит  народную  музыку.

        Учащиеся класса с   удовольствием исполняют произведения Екатерины Ивановой такие, как «Всколыхнулся, взволновался  православный  тихий  Дон»,

« Ты калинушка, ты  матушка».

В  основе  произведения   очень   красивая  мелодия  песни  в соль миноре.

Понятная  для   учащихся   простая   3-х   частная   форма.   Художественная  задача для исполнения здесь- кантилена, пропетость каждого мелодического  звука.  Яркая  кульминация,  как  гимн   величавому  тихому  Дону - Ивановичу!

Ансамбль «Ой, во поле травушка горела!» очень полюбился детям младших классов. Кружево полифонии придает мелодии особенную красоту и распевность. В произведении широкое дыхание и яркая кульминация.

       Очень интересны переложения кубанских народных песен для  фортепиано в 4 руки Ирины Куницыной. В основу обработок   положен   великий принцип М.И.Глинки - органичное соединение народной песни с   профессиональными приемами музыкального изложения.

        Автор,   обращаясь   к  юным   музыкантам,   подчеркивает, что  мы  живем в

мире очень разной музыки, но никто из нас не должен забывать о народных истоках. Именно народная музыка учит искренности, душевности, патриотизму, дает счастливую возможность научиться выразительному изложению музыкальной мысли. Куницына Нина Степановна (род. 1937 г.) Участник многочисленных фольклорных экспедиций в различных регионах России. Член союза композиторов России, кандидат искусствоведения, доцент. И. Куницына автор ряда сочинений, романсов, музыки для детей для инструментальных ансамблей, фортепиано.

      Можно  надеяться, что  неповторимые  народные  песни  Кубани    будут вдохновлять Кубанских композиторов на создание новых и новых сборников.

        А теперь более подробно остановимся на втором направлении, по которому осуществляется изучение творческого наследия композиторов Кубани. В последние годы в музыкальном образовании Краснодарского края стало уделяться большое  внимание  внедрению регионального   компонента, изучению

и освоению учащимися детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также      отделений    педагогической   практики    музыкальных     училищ и консерваторий, произведений композиторов Кубани. По инициативе Краснодарского     краевого         отделения     Союза     композиторов      среди

 учащихся       детских         музыкальных    учебных       заведений       проводится

Конкурс    «Музыка родного края»,   программа   которого, состоит из музыки композиторов  Кубани  и   Южнороссийского   региона.

         Николаевой Ириной Витальевной подготовлен учебно- методический комплекс. Музыка родного края - произведения композиторов Кубани для детей (фортепиано).

Комплекс включает в себя учебное пособие, репертуарные сборники с педагогической и исполнительской редакцией (шесть выпусков) и соответствующую фонохрестоматию в виде компакт-дисков (четыре выпуска). В нем представлены семьдесят девять произведений двадцати одного композитора, рекомендуемых для изучения в младших, средних и старших классах детской музыкальной школы. Материал, представленный в данном учебно-методическом комплексе, эксклюзивен, многие произведения издаются впервые. Важной частью данной работы является аудио- составляющая. Основой для изучения нового произведения всегда является слуховое представление, именно звучащая музыка трогает сердце слушателя или оставляет равнодушным.

Исполнение произведений композиторов Кубани - Николаевой Ириной Витальевной, глубоко профессионально, интересно. В этих выпусках представлено большое число авторов, начиная с ярчайшего представителя музыкальной культуры Кубани начала XX века А.Дроздова и заканчивая композиторами последнего поколения. Большинство произведений написаны специально для детей и учитывают исполнительские возможности ребенка.

Круг образов детской музыки Кубанских композиторов: исторические события, бытовые сценки, сказочные образы, связи с литературой, изобразительным искусством. Отражение в музыке мира ребенка.

Дети дома в кругу семьи слушают фонохрестоматию, обсуждая с родителями полюбившиеся произведения, а затем включают в свой репертуар. Ежегодно   в  школе   проводим   конкурс «Музыка  родного   края» - это настоящий       праздник         для         учащихся     и    родителей.      Благодаря конкурсу оживилась работа на фортепианном отделении, дети активно включаются в творческий процесс.

Хочется остановиться коротко, на творчестве некоторых композиторов - Кубани. Представители старшего поколения композиторов советской эпохи: А. Дроздов представитель Санкт- Петербургской композиторской школы Н.А. Римского- Корсакова, композитор, пианист, автор. многочисленных сочинений для своего любимого инструмента фортепиано, многие из которых написаны в Екатеринодаре.

Н. Хлопков - ярчайший представитель «уральской волны» на Кубани, много сделавший для становления музыкального образования, один из создателей профессиональной композиторской организации на Кубани, ее первый председатель.

Владимир Андреевич Чернявский (род. 1947г.) - создал ряд ярких сочинений, посвященных патриотической тем е и Великой Отечественной войне. Композитор, развитие художественных образов черпает преимущественно в фольклоре, в картинах народной жизни. Стремление к   программности, яркости, картинности, конкретности музыкальных образов, делает музыку понятной и доступной слушателю. В нашей школе с Владимиром Андреевичем дважды проходили авторские встречи с учащимися и преподавателями. Эти встречи произвели незабываемые впечатления. Композитор познакомил слушателей с оперой сказкой «Муха - цокотуха», с оперой «Кубанский Кордон», с вокальными миниатюрами. Фортепиано у композитора звучало как настоящий симфонический оркестр.

Творчество кубанского композитора Виталия Александровича Кеворкова         привлекает      жанровым     разнообразием,   природным мелодическим дарованием. Композитор работает в разных музыкальных жанрах. Автор двух симфоний, симфонических поэм, кантат, многих камерных сочинений. Активно работает в жанре джазовой музыки и музыки для детей. Большая часть произведений Кеворкова исполнялась и издавалась в Москве, Санкт- Петербурге, Киеве, Софии, Лондоне, записана в Золотой фонд Всесоюзного радио. Член союза композиторов России. В 1996г. заслуженный деятель искусств России.

В.А. Кеворков родился в 1937году в г. Баку. С 5 лет начал обучаться игре на фортепиано. Уже   в 16 лет начинает работать концертмейстером и преподавателем классов фортепиано и композиции в музыкальных школах, училищах г. Майкопа, г. Краснодара. Высшее образование получил на музыкально-педагогическом факультете Краснодарского государственного института. Его учителем были лучшие музыканты Краснодара Н.М. Хлопков, Г.М. Плотниченко. Природный мелодический дар Кеворкова ярко проявился в создании песен (их около 400), а любовь к песне, особенно к русской протяжной, душевной передала ему мама - Ирина Карповна Буланкина - казачка из знаменитой «шолоховской станицы» - Григориполисской.

Много внимания уделяет В. Кеворков сочинению музыки для детей. Среди пьес, написанных Виталием Кеворковым, для детей выделяется фортепианный цикл «Матрешки», который композитор считает одним из самых удачных своих сочинений.

Очень  интересны  для  исполнения  джазовые  этюды  и пьесы для детей. Учащиеся с удовольствием исполняют пьесы композитора, т.к. музыка В.Кеворкова пронизана радостным восприятием жизни, юношеским задором, светлым юмором, душевной теплотой.

Разнообразием тематики и жанров отличается творчество Сергея Александровича Бахарева. Композитор живет в г. Новороссийске, преподает и руководит детским оркестром в музыкальной школе.

Музыке С. Бахарева свойственна романтическая направленность. Творчество композитора многогранно, это хоровая музыка, произведения для симфонического оркестра, опера, песни, романсы, инструментальная музыка, музыка к спектаклям. В его творческом портфеле и фортепианные циклы: «Волшебный фонарь», «Страна белых роз», «Джазовый альбом» и др. Композитор тонко чувствует хрупкость и наивность детской интонации. Его произведения любимы юными исполнителями за искренность, простоту и выразительность мелодики.

А как тонко обращение С. Бахарева к исполнителям: «Мой юный друг, я приглашаю тебя в свою страну - фантазию. И пусть не пугают тебя трудности, с которыми ты столкнешься во время игры. Не ленись, чуть-чуть постарайся, и у тебя обязательно все получится». Произведения С. Бахарева издаются и США и др. странах мира. Джаз - это игра. А дети любят играть.

Очень интересны и любимы учащимися произведения Виктора Сергеевича Климашевского. «Портрет сына», «Рисунок», «Мозаика», «Витраж», «Эскиз», «Маска». Талантливый дирижер, композитор, аранжировщик.

          Родился Виктор Сергеевич в 1950г. Закончил Бакинскую консерваторию в 1974г. Преподаватель эстрадного отделения в музыкальном училище г. Сочи. Один из создателей эстрадного оркестра, который приобрел статус профессионального и был переведен в Сочинскую филармонию. В 1995г. присвоено звание заслуженного артиста Кубани. Организатор Всероссийского фестиваля «Джазовое крещение».

Много теплых слов и слов восхищения можно услышать от студентов музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова, которым преподавал класс композиции Вадим Иванович Малюченко.

       Свою   любовь  к     музыке, он прививает ученикам. Композитор, пианист,   В. Малюченко   окончил    Ленинградскую     консерваторию    по классу композиции С.Слонимского. Для фортепиано - любимого инструмента - автор пишет с самого начала творческой деятельности, много и плодотворно.

С первых звуков пьеса «Экспромт» очаровывает   своим   мелодизмом. (Оказывается написана она автором в 11-летнем возрасте). Крайние части носят оттенок светлой грусти, меланхолического размышления: средний раздел пьесы представляет контраст крайним частям. Темп оживлен, смена тональности (до мажор) и размера (6/8), настойчиво повторяющаяся интонация на меняющейся гармонии создают образ нетерпеливого ожидания, предвкушения. Исполняя это произведение, учащиеся вслушиваются в поэтическую красоту мелодии, передавая свое отношение, свои чувства.

           Для учащихся старших классов очень близки неповторимыми, лирическими интонациями и тонким мелодизмом пьесы Юрия Андреевича Весняка из сборника «Благодарение».

Ю. Весняк родился в 1957г. Дважды окончил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт по классу баяна и композиции. На протяжении 80-90 годов композиторское дарование проявилось в различных жанрах. Это музыка к спектаклям Ростовского театра кукол: «Три поросенка», «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. С большим увлечением Ю. Весняк работает в симфоническом и народно-инструментальном жанре. Особое место в творчестве композитора занимает музыка для фортепиано. Весь цикл пьес «Благодарение» вызывает искренний эмоциональный отклик у учащихся старших классов фортепианного отделения. Пьесы «Нежность», «Баркарола», «Элегия», «Прелюдии»,  «Ноктюрн» ,  «Багатель» и др. учащиеся исполняют, тонко чувствуя речевую интонацию мелодической линии каждого произведения. Перечень талантливых композиторов Кубани велик, много музыки написано для исполнения юными музыкантами. Произведения яркие, эмоционально насыщены, глубоко содержательны, благородного вкуса, красоты и драматизма. Образы - герои пьес («Король и шут», «Бегемот», «Обезьянка», «Аленушка», «Три поросенка и волк», «Том и Джерри», «Гадкий утенок») понятны детям, с удовольствием исполняемы и любимы как юными слушателями, так и взрослыми.

     Огромное спасибо композиторам Кубани в осуществлении художественно-эстетического и Тема - «Народные песни Кубани» - неисчерпаема для преподавателей школ искусств. Главное в работе преподавателей, прививать детям любовь к музыкально - поэтическому фольклору, вовлекать учащихся в активное творчество, т.к. это способствует воспитанию национального самосознания, чувства патриотизма, на которых стояло, и будет стоять государство Российское и наша родная Кубань творческого развития подрастающего поколения.

                                 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА  

1. Наталья  Коробейникова  «Хрестоматия»

2. Екатерина  Иванова  «Ой, да на  Кубани!»

3. Ирина  Николаева   «Музыка  родного  края»

4. Е.В. Покладова  В.А.Фролкин  «Музыка  на  Кубани»

5. Методические  рекомендации  по  введению  в  образовательный  процесс  учебных  заведений  культуры  и  искусства  регионального  компонента.

6. А.П. Певнев  «Кубанские  казаки»

7.Илья  Петрусенко  «Кубань  в  песне»

8. В.Г. Захарченко  «Народные  песни   Кубани».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)

Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...

Статья "Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в ГПД 1-4 классов"

В статье раскрываются особенности работы группы продленного дня, основные формы организации учебно-воспитательного процесса....

«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическо...

Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в ГПД.

Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физ...

Национально-региональный компонент в учебно-воспитательной работе

В данной статье приводятся примеры о том, как можно включить национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу....