Рабочая программа по музыке 2,3,4 классы
рабочая программа по музыке по теме

Тут содержание и ктп идёт отдельным файлом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulkapoyasnitelnaya_234_kl._2013.doc120 КБ
Microsoft Office document icon 2._klass_soderzhanie.doc107 КБ
Microsoft Office document icon 3._klass_soderzhanie.doc119 КБ
Microsoft Office document icon 4._klass_soderzhanie.doc114.5 КБ
Файл 2_ktp.docx15.73 КБ
Файл 3_ktp.docx18.06 КБ
Файл 4_ktp.docx15.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МО «Иволгинский район»

МОУ «Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и принято                             Согласовано: ______            Утверждаю:_______

на  заседании  ШМО                                    Заместитель по УВР               Директор МОУ ВИСОШ

естественно-математического                     Янжимаева Т.В.                      Дансарунова Т.Ю.

цикла: 11.09.2012г.                                       13.09.2012 г.                            Приказ № 80.1 от 16.09.2012г.

Руководитель ШМО                  

Будаева А.Ж. _____                              

Рабочая программа учителя

Шагжиной Туяны Баировны

по МУЗЫКЕ 2-3-4 кл.

                                                         

                                                                                                               

2012 - 2013  учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая  программа по предмету «Музыка» составлена  на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством  Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2005 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.         Данная  программа составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки.

Продолжительность изучения курса в начальных классах: 2, 3 и 4 классы – по 34 часа.

        Цель образовательной области «Искусство» - формирование духовной культуры человека. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности.        Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы  сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

  1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
  2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
  3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
  4. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
  5. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
  6. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
  7. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  8. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

К каждому году обучения сформулированы более конкретные задачи.

Задачи предмета «Музыка» во 2 классе заключаются в следующем:

- воспитание интереса к музыкальному искусству, увлеченности на музыкальных занятиях;

- обобщение и систематизация жизненных и музыкальных представлений на основе эмоционально-образного постижения детьми жанровых основ музыкального искусства;

- развитие навыков целостного восприятия музыкального сочинения и умение размышлять о его характере, настроении;

- формирование первоначальных музыкально – практических умений и навыков в разных видах детского музицирования.

Задачи предмета «Музыка» в 3 классе заключаются в следующем:

- обогащение музыкальных впечатлений от встреч с музыкой на школьных уроках и в повседневной жизни;

- формирование устойчивого  интереса к музыкальным знаниям, положительного эмоционально-образного отношения к музыке;

- накопление интонационных знаний путем прослушивания и исполнения (в разных формах музицирования) лучших образцов отечественной и зарубежной музыки.

Задачи предмета «Музыка» в 4  классе заключаются в следующем:

- выявление характерных особенностей русской народной музыки и музыки народов Ближнего Зарубежья;

- знакомство с русским народными музыкальными инструментами, русскими народными праздниками;

- выявление связей композиторской и народной музыки;

- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных народов;

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыки, совершенствование навыков кантилены, широкого дыхания, активной дикции, ансамбля и строя;

- выработка навыков выразительно двигаться под музыку, уметь реагировать на смену характера музыкального произведения, создавать пластические импровизации.

Актуальностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.        

        Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:

  1. Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;

     формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.

  1. Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
  2. Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.

Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность  возвращения школьника к уже  знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений  способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.

        Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

  1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства;
  2. Метод создания  «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
  3. Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
  4. Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
  5. Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
  6. Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
  7. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
  8. Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического  освоения её материала в начальной школе  является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха.

Учебно – тематический план

2 класс

В том числе:


№п/п


Наименование тем четвертей:


Всего часов


Контрольные работы.

Кол-во часов на самосто-ятельные работы

1.

Музыкальные жанры.

9

1

2

2.

О чем говорит музыка.

7

1

2

3.

Куда ведут нас три кита.

10

2

3

4.

Что такое музыкальная речь.

8

 1

 2

Итого:

34

5

9

3 класс

В том числе:


№п/п


Наименование тем четвертей


Всего часов


Контрольные работы.

Кол-во часов на самосто-ятельные работы

1.

Песенность, танцевальность, маршевость»

9

1

2

2.

Интонация.

7

1

2

3.

Развитие музыки.

10

2

3

4.

Построение (формы) музыки.

8

 1

 2

Итого:

34

5

9

4 класс

В том числе:


№п/п


Наименование раздела


Всего часов


Контрольные работы.

Кол-во часов на самосто-ятельные работы

1.

Русская народная музыка.

9

1

2

2.

Русская, бурятская народная музыка

7

1

2

3.

Музыка народная и композиторская.

10

2

3

4.

Музыка Ближнего зарубежья.

8

 1

 2

Итого:

34

5

9

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса:

-  наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

- умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;

- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия темпов, динамики;

-  узнавание по изображению некоторых музыкальных инструментов (пианино, скрипка, флейта), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:

-  наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

- умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, которые представлены выше.

- понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров – оперы и балета;

- умение различать речевые и музыкальные интонации разного характера, понимать сходство и различие музыкальной и разговорной речи;

-  Знание основных средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, регистр, лад);

-  узнавание по изображению и  различение на слух тембров музыкальных инструментов (скрипка, флейта, пианино, труба);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности  (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, non legato, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе).

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:

-  наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

     -  знание характерных особенностей русских народных песен;

     -  умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые,

     солдатские, исторические, плясовые, частушки;

     -  умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;

-  знание имён выдающихся отечественных композиторов  (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев);

     -  знание русских народных  музыкальных инструментов  (гусли, баян, гармонь

     балалайка,  ложки, трещотка);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

- знание гимна России.

- умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;

- знание имён композиторов – венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига;

-  знание названий различных видов оркестров;

-  узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия).

Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу:

Требования заключаются в следующем:

Знать/ понимать

  1. слова и мелодию гимна России;
  2. имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
  3. наиболее распространённые музыкальные инструменты;
  4. народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Уметь

  1. различать основные виды и жанры музыкального искусства;
  2. узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
  3. сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
  4. передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
  2. исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
  3. участие в хоровом исполнительстве;
  4. музицирование на детских музыкальных инструментах;
  5. передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.

Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся:

Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер:

  1. Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;

  1. Проявление любой творческой активности, самостоятельности;

  1. Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);

  1. Умение применять «ключевые знания» о музыке;

  1. Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).

Урок музыки  требует от педагога большого творческого потенциала, умения создать условия для самовыражения ребёнка; собственной деятельностью, эмоциональной выразительностью пробуждать интерес, вкус, потребность, представления о красоте.

Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям прошлого и наших дней.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- устный, индивидуальный, фронтальный опрос;

- самостоятельная работа;

- взаимоопрос;

- анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания;

- контрольная работа;

- музыкальная викторина

- тест.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:

  1. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
  4. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.

Рабочая программа ориентирована на использование:

- Музыка. 2 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. – 111, [1] с.: ил.

- Музыка. 2 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. – 95, [1]с.: ил.

- Музыка. 2 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2006. – 207, [1] с.: нот.

- Музыка. 2 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2005.  

 - Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.1.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В.   Алеев.                          М.: Дрофа, 2007. – 79, [1] с.: ил.

-Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.2.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев. –           М.: Дрофа, 2007. – 78, [2] с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.



Предварительный просмотр:

2 класс  I четверть «Музыкальные жанры»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Здравствуй, музыка!

02.09

Знакомство.  

Настроение в музыке в опоре на жизненный опыт.

«Вальс» Чайковский из балета «Спящая красавица»

«Эхо» - распевка «Дружба»

Наличие интереса к уроку,

эмоциональная отзывчивость на музыку,

внимание к дирижёрскому жесту,

умение определять настроение в музыке,

вовремя начинать и заканчивать пение,

знать отличительные особенности трёх основных жанров музыки, умение узнавать их.

Размышлять о музыке, высказывать своё мнение.

2

Три кита музыки

09.09

Три жанровые основы музыки. Отличительные особенности.

Марш

Танец

Песня

«Три кита» Кабалевский

«Итальянская полька» Рахм.

«Марш» Прокофьев «Осень»

3

Марш

16.09

Где в жизни мы встречаемся с маршами. Отличительные особенности марша.

Марш

«Марш» Прокофьев

«Военный марш» Свиридов

«Песенка об ос.  солнышке»

4

Какие бывают марши

23.09

Разнообразие маршевой музыки. Сходство и различие.

Какие бывают марши?  Кто марширует под  разные марши?

Военный

Спортивный

Игрушечный

«Футбольный марш»

«Военный марш» Свиридов

«Марш деревянных солдатиков» Чайковский

5

Танец

30.09

Чем отличается танец от других китов?  Характерные особенности вальса, польки.

Танец

Вальс

Полька

«Вальс-шутка» Шостакович

«Танец молодого бегемота» Кабалевский «Камаринская»

6

Танцы, танцы, танцы…

07.10

Характерные особенности вальса, польки.

Полька

Вальс

«Итальянская полька» Рахманинов

«Вальс-шутка» Шостакович

7

В мире поющих звуков

14.10

Осознание особенностей жанра песни через восприятие и исполнение.

Песня

Мелодия

Напевность

«Сурок» Бетховен

«Старинная французская песенка» Чайковский

8

Встреча друзей

21.10

Могут ли киты встретиться в одном музыкальном произведении?

Взаимопроникновение марша и песни, песни и танца.

Песня-танец

Песня-марш

«Танец с кубками» Чайковский

«Веселый музыкант» Попатенко

9

Обобщение по теме «Музыкальные жанры»

28.10

Отличительные особенности трех жанров музыки. Игра на узнавание китов.

«Марш дер. солдатиков»

Чайковский

«Романс» Свиридов

Итальянская полька» Рахманинов

2 класс  II четверть «О чем говорит музыка»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

О чем говорит музыка

11.11

Разнообразие настроений в музыке, сходство и различие.

Радость

Печаль

«Вальс – шутка» Шостакович

«Добрый жук» Спадавеккиа

«Потанцуй со мной дружок»

(нем нар песня)

Умение определять характер и настроение музыки, выразительные и изобразительные интонации в музыке.

Исполнение песен в соответствии с характером,

навыки пластического интонирования,

стремление к музыкально-творческому самовыражению,

проявление навыков вокально-хоровой деятельности

(вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, понимать дирижерский жест, ясно произносить слова).

2

Может ли музыка выражать

18.11

Что выражает музыка?

Как в музыке передается различное настроение, чувства, характеры?

Мажор

Минор

«Звонкий звонок»

«Веселая. Грустная» Бетховен

«Дон-дон»

Песня «hайхан даа»

3

Может ли музыка изображать

25.11

Изобразительные возможности  музыки: звуки природы, движение. Роль выразительных средств.

«Океан – море синее»

«Полет шмеля»

Римский – Корсаков

«Кавалерийская» Кабалевский

4

Музыкальные портреты

 02.12

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

Как музыка выражает различные черты характера.

Сказочные образы в музыке.

«Три подружки» Кабалевский

«Баба – Яга» Чайковский

«Разные ребята»

Песня «Сэсэг»

5

Картины  природы в музыке

09 12

Может ли музыка рисовать картины природы? Есть ли у музыки свои краски?

«Утро в лесу»

«Вечер» Салманов

«Новогодний хоровод» Струве

6

Музыка зимы

16.12

Природа в музыке.

Есть ли у зимы свои особенные звуки?

«Вальс снежных хлопьев» Чайковский

«Новогодний хоровод» Струве

7

Обобщение  по теме  «О чём говорит музыка»

23.12

Выразительность и изобразительность  в музыке существуют вместе.

«Звонкий звонок»

«Калинка» р н п

«Три подружки»  Кабалевский

«Перепелочка» б н п

Песня «Эшхэй»

2 класс  III четверть «Куда ведут нас три кита»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Куда ведет нас песня

  13.01  

Знакомство с крупными жанрами музыки. Особенности жанра оперы. Роль оркестра, состав участников.

Сюжет

Увертюра

Либретто

Опера «Садко»Р – Корсаков

«Уж как по мосту мосточку»

«Слово на ладошке» Попляновой

Знать особенности крупных музыкальных жанров.

Воспринимать оперное исполнение, проводить сравнение с другими жанрами по принципу сходства и различия.

Осознание выразительности мелодии, темпа, динамики.

Развитие навыков осмысленного исполнения (дыхание, дикция, звукообразование).

Навыки пластического интонирования.

Понимание жеста дирижера.

Выразительное исполнение песен.

Узнавание инструментов симфонического оркестра

(скрипка, флейта, труба)

2

Опера

  20.01

Продолжение знакомства с оперой «Садко».

Песня

Ария

Опера

«Океан – море синее»

«Ой, ты темная дубравушка»

Римский - Корсаков

3

Куда ведет нас танец

27.01

Балет – музыкально – танцевальный спектакль.

Состав исполнителей балета.

Балет

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

«Танец Феи Драже» Чайек.

«Танец маленьких лебедей»

4

Балет

03.02

Особенности жанра, роль хореографа, оркестра.

Образное содержание танцев связано с муз-драматическим развитием спектакля.

Балет

Танец

«Испанский танец»

«Неаполитанский танец»

из балета «Лебединое озеро»

Чайковский

5

Куда ведет нас марш

 10.02

Марш может привести нас и в оперу и в балет. В опере марш – песенный, в балете – танцевальный.

Марш

Опера

Балет

«Марш Тореадора»

«Марш мальчишек» Бизе

«Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковский

6

Путешествие в симфонию

17.02

Особенности жанра – симфонии.  Жизненное содержание симфоний.

Симфония

Оркестр

Дирижер

Симфония №5 Бетховен

(фрагменты)

7-8

Симфонический оркестр

24.02

  03.03

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

Путеводитель по оркестру Сац

Симфония №4 Чайковский

 «О маме» разучивание

9

Детская опера

«Семеро козлят»

Коваль

10.03

Знакомство с детской оперой «Волк и семеро козлят»

Исполнительская деятельность

Тема Всезнайки,  Болтушки,

Тема мамы – козы

«Семеро козлят»  - хор

10

Обобщение по теме «Куда ведут нас три кита?»

17.03

Обобщение темы четверти.

Песни, танцы, марши помогают войти в мир серьёзной музыки.

Опера, балет, симфония, концерт – большие, серьёзные области музыки, богатые образным содержанием и драматургическим развитием.

2 класс  IVчетверть «Что такое музыкальная речь»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Разговор музыкальных звуков

31.03

Из чего состоит музыка?

Где живут звуки?

Знакомство с нотным станом, нотами.

Музыкальные звуки

Ноты

«Мы шагаем»  «Зайчик дразнит медвежонка» Каб.

«Сурок» Бетховен

«Где живут ноты» Космачёва

Высказываться о  характере мелодии.

Ощущение звуковысотной природы музыки.

Анализировать, сопоставлять, узнавать знакомые музыкальные произведения.

Проявлять устойчивое внимание при восприятии музыки.

Знать имена известных композиторов.

Узнавать некоторые музыкальные инструменты (пианино, скрипка, флейта), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка).

2

Мелодия – душа музыки

07.04

Своеобразие мелодических линий. Взаимосвязь с образным содержанием. Типы звуковысотного движения

(вверх, вниз, скачки)

Мелодия

«Вальс» Чайковский

«Полька» Рахманинов

«Шутка» Бах

«Где живут ноты» Космачёва

3

Элементы музыкальной речи

14.04

Роль ритма, динамики  в развитии музыкального образа

Ритм

Динамика

Форте   Пиано

«Утро» Григ

«Солнечная капель»

4

Элементы музыкальной речи

21.04

Темп – скорость звучания музыки. Роль темпа в создании образа.

Темп

«В пещере горного короля» Григ

«Солнечная капель»

5

Формы музыки

28.04

Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы музыки.

Одночастная

Двухчастная

Трехчастная

«Перепелочка» б н п

«Калинка» р н п

«Веселая. Грустная» Бетховен

6

Музыкальные краски

05.05

Выразительное значение  тембра – окраски звука.

Тембр

Знакомство с отдельными темами сказки «Петя и волк» Прокофьева

7

Тембры - краски

12.05

Что такое музыкальная сказка? Могут ли героями сказки стать музыкальные инструменты?

Тембр

«Петя и волк» Прокофьев

Слушание целиком

8

Обобщение по теме  «Что такое музыкальная речь»

19.05

Элементы музыкальной речи – мелодия,    ритм, темп, тембр, динамика. Значение их  в создании музыкального образа.

«Утро» Григ

«Сурок» Бетховен»

«Петя и волк» Прокофьев



Предварительный просмотр:

3 класс  I четверть «Песенность, танцевальность, маршевость»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Три черты в музыке

08.09

Обобщение знаний детей о песне,  танце и марше.

Три качества музыки.

Песня

Танец

Марш

Примеры трёх китов.

«Мы – второклассники»

«Увертюра»оп.«Кармен» Бизе

Осмысление песенности, танцевальности и маршевости как особых свойств музыки, связанных с песней, танцем и маршем.

Умение определять – к какой сфере музыки относится тот или иной музыкальный фрагмент.

Умение размышлять о музыке, охарактеризовать особенности песенной , танцевальной, маршевой музыки.

Умение проанализировать средства выразительности  музыки.

Знать и определять три качества в музыке. Уметь передавать их в собственном исполнении.

2

Музыка песенная, танцевальная, маршевая

15.09

Введение в тему четверти.

Три сферы музыки – песенная, танцевальная, маршевая.

Песенность

Танцевальн-ть

Маршевость

«Ночь», «Золотые рыбки»,

«Царь Горох» из б. «Конёк-Горбунок»  Р. Щедрина

3

Музыка песенная

22.09

Всегда ли песенная музыка поётся? Важнейшие качества песенности – мелодичность, протяжность, певучесть.

Песенность

Мелодия

Аккомпанемент

«Ночь» Р. Щедрин

«Утро» Э. Григ

стихи о природе, пейзажи в учебнике 2 кл. с. 22-23

4

Песенность

29.09

Могут ли инструменты «петь»?

Как композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения Родины?

Песенность

Ария

Опера

«Ария Ивана Сусанина» Глинка

«Утро» Григ

5

Музыка танцевальная.

06.10

Какие средства музыкальной выразительности придают музыке танцевальный характер?

Танцевальность

Балет

«Мы – девочки»

«Золотые рыбки» Щедрин

«Вальс цветов» Чайковский

6

Танцевальность

13.10

Развитие темы пятого урока.  

Важнейшие качества танцевальности – ритмичность, подвижность, лёгкость.

Танцевальность

Хота  

«Песня Сольвейг» Григ

«Арагонская хота» Глинка

7

Музыка маршевая

20.10

Какие средства музыки помогают передать маршевый х-р музыки? Разнообразие маршевой музыки (героическая, сатирическая).

Маршевость

«Мы – мальчики»

«Царь Горох» Р. Щедрин

«Пятая симфония» Бетховен (мелодия из 3-й части)

8

Музыкальный калейдоскоп

27.10

Песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка. Взаимодействие разных черт музыки в одном произведении.

Песенность

Танцевальность

Маршевость

 «Марш Тореадора» Ж. Бизе

«Прелюдия №7»

 «Прелюдия №20» Шопен

9

Обобщение по теме «Песенность, танцевальность, маршевость»

03.11

Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на широчайшие муз-ые просторы.

Песенность

Танцевальность

Маршевость

«Романс» Свиридов

«Марш Тореадора»Ж.Бизе

«Увертюра»оп«Кармен» Бизе

3 класс  II четверть «Интонация»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Музыкальная  и речевая интонация

10.11

Интонация – определённое качество речи. Сходство и различие муз. и  разговорной речи. Разнообразие интонаций (ласковые и гневные, нежные и грубые и т.д.)

Интонация

Речь

Музыка

«Болтунья» С. Прокофьев

«Барабан» Д. Кабалевский

Осознание значимости интонационных нюансов в разговорной  и музыкальной  речи.

Интонация речи, жеста, мимики.

Определение главных интонаций в знакомых сочинениях.

Сочинение зерна интонации в определённом характере.

Осознание роли интонационной выразительности в создании музыкального образа.

Осознание того, что выразительность и изобразительность существуют слитно, в неразрывном единстве.

Умение охарактеризовать различные интонации и передать их в своём исполнении.

2

Интонация в музыке

17.11

Особенности музыкальной интонации. Сущность интонации как основы музыки. Интонация как носитель образного смысла музыки.

Мелодия

Пауза

Ритм

Фраза

«Барабан» Д. Кабалевский

«Калинка» р н п

«Сладкая грёза» Чайковский

3

Зерно интонации

24.11

Зерно интонации как наименьшая выразительно-смысловая частица музыки. В зерне интонации содержится зародыш мелодии, ритма и др. элементов музыкальной речи.

Зерно интонации

«Перепёлочка» бел нар песня

«Три подружки» Кабалевский

«Пятая симфония» Бетховен

4

Выразительность музыкальной интонации

01.12

Музыкальная интонация выражает различные чувства и настроения людей (резвая, плаксивая, сердитая, жалобная и т. д.).  Средства выразительности муз-ой интонации.

Мелодия

Ритм

Темп

Динамика

Лад

«Пятая симфония» Бетховен

«Болезнь куклы» Чайковский

«Новая кукла» Чайковский

5

Выразительные и изобразительные интонации

08.12

Изобразительные интонации в музыке. Единство выразительности и изобразительности музыкальных интонаций.

Изобразитель-ность

Выразитель-ность

Опера «Сказка о царе Салтане»

Римский - Корсаков

«Полёт шмеля»

6

Разнообразие интонаций и их значение в создании образа

15.12

Разнообразие интонаций как средство отражения богатой палитры человеческих чувств, характеров, настроений, эмоций.

Интонация

Мелодия

Ритм

Опера «Сказка о царе Салтане»

Римский – Корсаков

Три чуда

7

Обобщение по теме «Интонация»

22.12

Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Мелодия – интонационно  осмысленное музыкальное построение.

Интонация

Мелодия

Ритм

«Три подружки» Кабалевский

«Новая кукла» Чайковский»

«Баба-Яга» Чайковский

3 класс  III четверть «Развитие музыки»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Развитие музыки

12.01

Нет музыки без движения и развития. Воплощение замысла композитора в муз-х образах. Исполнитель как творческий интерпретатор идей композитора.

Композитор

Исполнитель

Развитие

«Утро» Григ

«Почему медведь зимой спит» Книппер

Умение  ориентироваться в содержательно-выразительных особенностях музыки. Осознание зависимости  выразит-ых    средств исполнения от содержания музыки.

Представление о сходстве и различии интонаций в процессе развития музыки.

Осознание значимости лада в создании музыкального образа.

Представление о том, что развитие  музыки   это  её изменение, а  средствами развития музыки являются темп, динамика, тембр.

Знание средств развития  музыки и осознание их роли в создании образа.

Творческий подход к исполнению музыки.

Продолжительность восприятия. Умение проследить за развитием музыки.

2

Интонационное развитие музыки

19.01

В основе развития музыки лежат интонационные изменения: повторение одной интонации, сопоставление контрастных интонаций.

Интонация

Мелодия

Оркестр

«Песня Сольвейг» Григ

«Почему медведь зимой спит» Книппер

3

Средства развития музыки

26.01

Значение ритма в создании музыкального образа. Сопоставление ритм.  рисунков. Повторение и контраст

Ритм

Длительность

«Разные ребята»

«Танец Анитры» Григ

4

Средства развития музыки

02.02

Особенности двух основных ладов: мажора и минора.  Какое влияние оказывает смена лада на смену настроений  человека?

Лад
Мажор

Минор

«Весна и Осень»  Свиридов

Игра в слова

5

Средства развития музыки

09.02

Развитие музыки проявляется  в изменении средств музыкальной выразительности.

Темп

Динамика

Тембр

«Романс»

Свиридов

6

Взаимодействие средств музыки

16.02

Никакое средство не способно  самостоятельно выразить какой-либо смысл. Все средства выразительности выступают совместно.

Темп

Динамика

Тембр

«Утро» Григ

«В пещере горного короля» Э.Григ

7

Развитие музыки как отражение настроений, чувств человека

23.02

Всякое развитие – это изменение, постоянно происходящее в жизни. Изменяются сам человек, его мысли, чувства, настроение. Изменения происходят и в музыке.

Мелодия

Ритм

Развитие

«Прелюдия №7»

«Прелюдия №20» Шопен

8

Развитие музыки в сказке «Петя и волк» Прокофьева

02.03

Как мы узнаём в сказке различных героев? Как меняются темы героев при появлении волка? Как звучит музыка в конце сказки? Почему?

Тембр

Темп

Динамика

«Петя и волк»   (развитие тем)

 

9

Развитие музыки в сказке «Петя и волк» Прокофьева

09.03

Развитие содержания сказки связано с развитием музыки. Сопоставление и столкновение различных тембров способствует развитию музыки.

Тембр

Темп

Динамика

«Петя и волк»

С. Прокофьев

симфоническая сказка

10

Обобщение по теме «Развитие музыки»

16.03

Развитие музыки тесно связано с изменением её содержания.

«Романс» Свиридов

«Шествие гномов» Григ

3 класс  IVчетверть «Построение (формы) музыки»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН

план

факт

1

Одночастная форма музыки

30.03

Построение музыки, в котором один неизменный характер называется одночастным. Можно ли музыку разделить на части?

Одночастная

форма

Фраза

«Песня Сольвейг» Григ

(гл. тема)

«Пастушья песня» фр.н.п.  

Знать отличительные особенности различных форм музыки.                Уметь охарактеризовать различные части  произведения.

Умение определить форму музыкального произведения.

Иметь представление о выразительном значении различных форм музыки.

Знание главных качеств музыки.

Умение выявлять сходные или контрастные интонации.

Умение проследить за развитием музыки.

2

Двухчастная и трёхчастная формы музыки

06.04

Всегда ли музыка звучала в одном настроении? Как  оно изменялось? Как композитор передаёт характер моря (спокойное, взволнованное)?

Двухчастная

Трёхчастная

Контраст

«Песня Сольвейг» Э.Григ

«Океан – море  синее»

Н. Римский - Корсаков

3

Знакомство с формой рондо

13.04

Что необычного услышали в музыке? Принцип построения рондо: чередование главной темы и контрастных эпизодов.

Рондо

Рефрен

Эпизод

«Классное рондо»

«Рондо в турецком стиле» Моцарт    «Зачем нам выстроили дом»  Кабалевс

4

Рондо

20.04

Особенности развития образа в рондо. Рефрен и эпизод.

«Спящая княжна» Бородин

5

Вариационная форма музыки

27.04

Мелодия в музыке повторялась или изменялась? Всегда ли она повторялась одинаково  или в ней

что-то изменялось?

Вариации

Повторение

«Вариации на тему фр. песни» Моцарт

«Со вьюном я хожу» рнп

«Зачем нам выстр. дом»

6

Развитие музыки в вариациях

04.05

Какие изменения происходят в каждой новой вариации?

В вариациях музыка выражает постепенное развитие.

Вариации

Повторение

«Симфония №4» Чайковский (скерцо)

«Камаринская» р. н. п.

«Зачем нам выстроили дом

7

Разнообразие форм музыки

11.05

Представление о выразительном значении разных музыкальных форм. Общие принципы построения различных форм- повтор и контраст

Повторение

Контраст

«Увертюра»

И. Дунаевский к к\ф

«Дети капитана Гранта»

«Песенка о капитане»

8

Обобщение  по теме «Построение (формы) музыки»

18.05

Обобщение по теме четверти.

Сколько заметили разных настроений в музыке, т. е. сколько частей? Как они чередовались?

Рондо

Вариации

«Танец Анитры» Э. Григ

«Маленькая ночная музыка» Моцарт

«Камаринская» р. н. п.

9

Резервный урок

25.05



Предварительный просмотр:

4 класс  I четверть «Русская народная музыка»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Композитор – имя ему народ

07.09

История создания народной песни. Коллективное творчество в народных песнях. Фольклор.

Народная

Распев

Фольклор

«Во поле берёза стояла»

«Вниз по матушке по В» р н п «Походная песня»

Уч.2 кл. с. 66-67 «Сочини»

Умение отличать народную музыку

Знать отличительные особенности русских народных песен.

Понимание песенной природы русской музыки.

Знать характерные черты русских песен: певучесть, распевность, песенность. Осознание роли музыки в жизни народа.

Умение размышлять о музыке, охарактеризовать особенности  музыки,  находить сходства и отличия.

Навыки вокально-хоровой деятельности (динамического и тембрового ансамбля), исполнение мелодий кантиленного характера

(кантилена – основа русской песенности)

2

Жанры русских народных песен

Былины

14.09

О чём рассказывает нам русская народная песня Былины – один из древних жанров русских н. песен.

Жанр

Былина

Гусли

«Былина о Добрыне»

3

Жанры русских народных песен

Протяжные

Хороводные

21.09

Черты русских народных песен – распевность, мелодичность.

Протяжные (лирические)  песни – жанровые особенности.

Песенность

Распевность

Певучесть

Жанр

«Тонкая рябина» р н п

Иллюстр. в уч. 2 кл. с. 60

«Ах, ты ноченька» р н п

«Вологодские кружева»

4

Жанры русских народных песен

Трудовые

28.10

Связь музыки с жизнью людей.

Русская песня – это русская история. Отражение различных граней жизни в  жанрах.

Жанр

Трудовые

«Эй, ухнем»

«Во кузнице» р н п

5

Жанры русских народных песен

Солдатские

05.11

Почему так тесно переплетаются народный и композиторский жанры музыки? Истоки композиторской музыки.

Жанр

Солдатские

 «Солдатушки, бравы ребятушки»

«Ах, ты, ноченька» р н п

6

Жанры русских народных песен

Плясовые

12.10

Отражение различных граней жизни в народных песнях.

Плясовые песни. Жанровые особенности.

Плясовые

«Камаринская» р н

«Светит месяц»

Иллюстр. в уч 2 кл. с. 56-59

7

Жанры русских народных песен

Частушки

19.10

Частушка – шуточная народная песенка. Творческая деятельность.

Частушка

«Частушки» Викторов

сочинение частушек на школьную тему

8

Обрядовые песни

26.10

Календарные и семейно-бытовые обрядовые песни. Свадебные обрядовые песни.

Обрядовые

«Как на тоненький ледок»

«Матушка, что во поле пыльно?» р н п

9

Обобщающий урок

02.11

Обобщение по теме четверти. Многообразие жанров русских песен.

Песенность, певучесть – характерные черты русской народной музыки.

Отражение различных граней жизни народа  в русских народных песнях.

Исполнение и слушание музыки по желанию учащихся.

4 класс  II четверть «Русская, бурятская народная музыка»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Русские народные музыкальные инструменты

16.11

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Гусли

Баян

Гармонь

Балалайка

Ложки

«Камаринская»

(балалайка)

«Во саду ли, в огороде»

(баян)

Умение размышлять о музыке, охарактеризовать особенности  музыки,  находить сходства и отличия.

Знать инструменты русского и бурятского народного оркестра, узнавать по звучанию различные инструменты.

Выразительно исполнять русские народные песни,

владеть простыми приемами игры на некоторых музыкальных инструментах (ложках, трещотках).

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (кантилены, активной дикции).

2

Оркестр русских народных инструментов

 23.11

Продолжение знакомства с русскими народными инструментами. Оркестр.

Оркестр русских народных инструментов

«Из под дуба» р н п

«Ах, вы, сени» р н п

«Светит месяц» р н п

3

Оркестр бурятских народных инструментов

30.11


Знакомство бурятскими народными инструментами

Чанза

Хур

Ятага

Иочин

Лимба



Бурятские произведения

4

Оркестр бурятских народных инструментов

 07.12

Продолжение знакомства с бурятскими народными инструментами

Оркестр бурятских народных инструментов

Бурятские произведения

5

Зимние народные праздники

14.12

Тема зимы в народном творчестве.

Исполнительская деятельность.

Народные праздники на Руси

«Уж, ты, зимушка зима»

«Вдоль по улице метелица метёт» р н п

6

Бурятский фольклор

21.12

Эпос, ёхор, календарные песни

Ёхор,

Тээгэ.

Народные песни

7

Обобщение по теме четверти

28.12

Отражение в русской и бурятской музыке истории, культуры, традиций народа, глубины и своеобразия внутреннего мира русского человека. Единство, целостность народного музыкального творчества.

Исполнение  и слушание музыки по желанию учащихся.

4 класс  III четверть «Музыка народная и композиторская»

п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Музыка народная и композиторская

11.01

Взаимосвязь народной и композиторской музыки.  Народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторской.

Народная

Композитор

ская

«Солдатушки, бравы ребятушки» р н п

«Военный марш» Свиридов

Осознание связи композиторской и народной музыки.

Знать особенности русской народной музыки и выросшей из неё  профессиональной.

Знать имена изученных на уроках русских композиторов, узнавать музыкальные произведения на слух (3-4 произведения).

Проявлять навыки исполнительской деятельности (пение, игра на ДМИ, пластическое интонирование, танцевальные движения).

2

Вторая жизнь

народных песен

18.01

Народная песня может стать основой

авторского сочинения.

Роль народной музыки в возникновении и развитии профессиональной.

«Озорные частушки»

Р. Щедрин

«Камаринская» М. Глинка

3

Музыка в народном стиле

25.01

Народная музыка играет огромную роль в возникновении и развитии профессионального муз.  творчества.

Опера

Ария

Хор

Ария Сусанина  Глинка

Хор «Славься» из оперы  «Иван Сусанин» Глинка

4

Иван Сусанин – национальный герой

01.02

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Черты народной музыки в музыке композиторской.

Опера

Ария

Хор

Ария Сусанина

Хор «Славься» из оперы  «Иван Сусанин» Глинка

5

Певцы русской старины

08.02

Образы гусляров – сказителей былин композиторы запечатлели в своих операх. Как оркестр подчеркивает народность  песен Садко.

Опера

Былина

Распев

«Ой, ты,темная дубравушка

«Заиграйте, мои гусельки»

из оперы «Садко»

Н. А. Римский - Корсаков

6

«Сказочник» русской музыки

15.02

Мир народных сказок, легенд, преданий, картины русской природы в музыке Н. А. Римского  Корсакова.

«Ария Снегурочки»

«Прощай, масленица» из оперы «Снегурочка» Римский - Корсаков

7

Герои народных сказок в музыке  композиторов

22.02

Богатство русского фольклора в музыке  композиторов. Изобразительность, красочность музыки.

«Баба Яга» Чайковский

«Кикимора» Лядов

8

Музыка М. П. Мусоргского

01.03

Проникновение в музыку русских композиторов. Русская песенность в творчестве М. П. Мусоргского.

«Рассвет на Москве-реке»

Мусоргский

9

Гимн России

09.03

Знакомство с историей написания гимна. Разучивание. Герб, флаг, гимн – символы государства.

Гимн

«Гимн России»

сл. Михалкова

муз. Александрова

10

Обобщение  «Музыка народная и композиторская»

15.03

Обобщение по теме четверти. Народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторской. Музыкальная викторина.

Исполнение и слушание музыки по желанию учащихся.

4 класс  IV четверть «Музыка  Ближнего зарубежья»

№ п/п

Тема  урока

                                                   

Часы

Содержательная линия урока

Основные

понятия

Аудио-визуальный

материал

ЗУН, требования к уровню подготовки

план

факт

1

Музыка Украины

29.03

Дружба народов мира.

Общность музыкального языка всех народов и специфика музыкальной речи каждого народа.

Язык музыки

«Веснянка»

«Ревёт и стонет Днепр широкий»

Осознание многообразия мировой музыки, наличие общего и различного в музыке разных народов.

Представление о национальном своеобразии славянской музыки, общности музыкального языка славянских народов.

Умение проанализировать средства выразительности музыкальных произведений.

Знать отличительные особенности закавказской музыки.

Овладение элементами движений в национальном духе.

Понятие интернациональности музыкального языка. Осознание роли композиторов в установлении связей между народами.

2

Музыка Украины

05.04

Общая природа в истории, языке, культуре славянских народов

 (Россия, Украина, Белоруссия)

Славянская музыка

Бандура

 «Веснянка» укр н п

«Финал 1 концерта» Чайковский

«Гопак» Мусоргский

3

Музыка Белоруссии

12.04

Сходность музыкальных интонаций народов славянской группы, различие с другими этническими группами.

Бульба

 «Перепёлочка» б н п

«Бульба» белорусская н. п.

Украинские и белорусские национальные костюмы

4

Музыка Белоруссии

19.04

Интонационная близость с музыкой России. Знакомство с белорусским народным инструментом – цимбалами.

Цимбалы

Вариации на тему «Перепёлочки»

«Бульба» белорусская н п

5

Музыка Молдавии

26.04

Богатство музыкальной культуры, наличие национальных особенностей.

Хора

«Молдовеняска»

«Хора дружбы»

6

Музыкальное искусство народов Закавказья

03.05

Выявление характерных особенностей музыки Закавказья.

Острый ритм

Акценты

«Лезгинка» грузинский танец «Цыплята»

Г. Гусейнли  Грузинский национальный  костюм

7

Обобщение по теме «Музыка Ближнего Зарубежья»

10.05

Каждый народ имеет свой музыкальный язык, который понятен всем другим народам без перевода. Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнообразную картину.

«Веснянка» укр н п

«Лезгинка»

«Бульба «Цыплята»

 «Гопак» Мусоргский из

оп. «Сорочинская ярмарка»

8

Заключительный урок.

17.05

Между музыкой разных народов нет границ. История, быт, специфические особенности музыкального искусства разных народов мира. Единство, общность жизненного содержания музыкальных культур разных наций.

Музыка сближает разные народы, укрепляет их дружбу.

9

Резервный урок.

24.05



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс (34 часа).

Содержание

Кол-во часов

1 четверть.

Тема: «Музыкальные жанры».

9 часов

1

Здравствуй, музыка!

1 час

2

Три кита музыки

1 час

3

Марш

1 час

4

Какие бывают марши

1 час

5

Танец

1 час

6

Танцы, танцы, танцы…

1 час

7

В мире поющих звуков

1 час

8

Встреча друзей

1 час

9

Обобщение по теме:  «Музыкальные жанры»

1 час

2 четверть.

Тема «О чём говорит музыка?»

7 часов

10

О чём говорит музыка

1 час

11

Может ли музыка выражать

1 час

12

Может ли музыка изображать

1 час

13

Музыкальные портреты

1 час

14

Картины  природы в музыке

1 час

15

Музыка зимы

1 час

16

Обобщение  по теме  «О чём говорит музыка»

1 час

3 четверть.

Тема «Куда ведут нас три кита?»

10 часов

17

Куда ведёт нас песня?

1 час

18

Опера.

1часа

19

Куда ведёт нас танец?

1часа

20

 Балет

1часа

21

Куда ведёт нас марш?

1 час

22

Путешествие в симфонию

1часа

23-24

Симфонический оркестр

2 час

25

Детская опера - «Семеро козлят», А. Коваль

1 час

26

Обобщение по теме «Куда ведут нас три кита?»

1часа

4 четверть.

Тема «Что такое музыкальная речь?»

8 часов

27

Разговор музыкальных звуков

1 час

28

Мелодия – душа музыки

1 час

29

Элементы музыкальной речи

1 час

30

Элементы музыкальной речи

1 час

31

Формы музыки

1 час

32

Музыкальные краски

1 час

33

Тембры - краски

1 час

34

Обобщение по теме  «Что такое музыкальная речь»

1 час



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс (34 часа).

Содержание

Кол-во часов

1 четверть.

Тема: «Песенность, танцевальность, маршевость»

9 часов

1

Три черты в музыке

1 час

2

Музыка песенная, танцевальная, маршевая

1 час

3

Музыка песенная

1 час

4

Песенность

1 час

5

Музыка танцевальная.

1 час

6

Танцевальность

1 час

7

Музыка маршевая

1 час

8

Музыкальный калейдоскоп

1 час

9

Обобщение по теме «Песенность, танцевальность, маршевость»

1 час

2 четверть.

Тема «Интонация»

7 часов

10

Музыкальная  и речевая интонация

1 час

11

Интонация в музыке

1 час

12

Зерно интонации

1 час

13

Выразительность музыкальной интонации

1 час

14

Выразительные и изобразительные интонации

1 час

15

Разнообразие интонаций и их значение в создании образа

1 час

16

Обобщение по теме «Интонация»

1 час

3 четверть.

Тема «Развитие музыки»

10 часов

17

Развитие музыки

1 час

18

Интонационное развитие музыки

1час

19

Средства развития музыки

1час

20

Средства развития музыки

1час

21

Средства развития музыки

1час

22

Взаимодействие средств музыки

1час

23

Развитие музыки как отражение настроений, чувств человека

1час

24

Развитие музыки в сказке «Петя и волк» Прокофьева

1час

25

Развитие музыки в сказке «Петя и волк» Прокофьева

1час

26

Обобщение по теме «Развитие музыки»

1час

4 четверть.

Тема «Построение (формы) музыки»

27

Одночастная форма музыки

1 час

28

Двухчастная и трёхчастная формы музыки

1 час

29

Знакомство с формой рондо

1 час

30

Рондо

1 час

31

Вариационная форма музыки

1 час

32

Развитие музыки в вариациях

1 час

33

Разнообразие форм музыки

1 час

34

Обобщение  по теме «Построение (формы) музыки»

1 час

35

Резервный урок

1 час



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс (34 часа).

Содержание

Кол-во часов

1 четверть.

Тема: «Песенность, танцевальность, маршевость»

9 часов

1

Композитор – имя ему народ

1 час

2

Жанры русских народных песен. Былины.

1 час

3

Жанры русских народных песен. Протяжные. Хороводные.

1 час

4

Жанры русских народных песен. Трудовые.

1 час

5

Жанры русских народных песен. Солдатские.

1 час

6

Жанры русских народных песен. Плясовые.

1 час

7

Жанры русских народных песен. Частушки.

1 час

8

Обрядовые песни

1 час

9

Обобщающий урок

1 час

2 четверть.

Тема «Русская, бурятская народная музыка»

7 часов

10

Русские народные музыкальные инструменты

1 час

11

Оркестр русских народных инструментов

1 час

12

Оркестр бурятских народных инструментов

1 час

13

Оркестр бурятских народных инструментов

1 час

14

Зимние народные праздники

1 час

15

Бурятский фольклор

1 час

16

Обобщение по теме четверти

1 час

3 четверть.

Тема «Музыка народная и композиторская»

10 часов

17

Музыка народная и композиторская

1 час

18

Вторая жизнь народных песен

1час

19

Музыка в народном стиле

1час

20

Иван Сусанин – национальный герой

1час

21

Певцы русской старины

1час

22

«Сказочник» русской музыки

1час

23

Герои народных сказок в музыке  композиторов

1час

24

Музыка М. П. Мусоргского

1час

25

Гимн России

1час

26

Обобщение  «Музыка народная и композиторская»

1час

4 четверть.

Тема «Музыка  Ближнего зарубежья»

27

Музыка Украины

1 час

28

Музыка Украины

1 час

29

Музыка Белоруссии

1 час

30

Музыка Белоруссии

1 час

31

Музыка Молдавии

1 час

32

Музыкальное искусство народов Закавказья

1 час

33

Обобщение по теме «Музыка Ближнего Зарубежья»

1 час

34

Заключительный урок.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 1-го класса

Предлагаемая    рабочая   программа по музыке для 1-го класса  разработана  в соответствии с федеральным  компонентом государственного образовательного ст...

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...

Рабочая программа по музыке в 1-4 классах

Рабочая программа разработана по ФГОС...

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов, авторов В.О.Усачёвой и Л.В.Школяр . Образовательная система "Школа 2100" УМК издательства "БАЛАСС"

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном...

Рабочая программа по музыке Критская 5-7 класса ФГОС

Рабочая программа разработана на основе ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по музыке УМК "РИТМ" 1 класс

Рабочая программа к учебнику В.В. Алеева, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 2-ого класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по музыке для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...