РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 1-го класса
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Предлагаемая рабочая программа по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта нового поколения на основе авторской программы по «Музыке», В. В. Алеева , Т.Н. Кичак, М.: Дрофа 2011 г. (1-4 классы). Данная программа составлена на основе традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникативных. В содержании программы и календарно-тематическом планировании, курсивом обозначен дополнительный материал, который может быть использован учителями музыки по своему усмотрению. Рабочая программа имеет рецензию заверенную Кандидатом психологических наук, доцентом Сибирского института (филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ), профессором РАЕ Лаптевой О.И. и рекомендована для реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya__programma__po_muzyke___dlya_1_klassa__fgos_-_kopiya_-_kopiya.zip | 302.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
1 класс
тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА,,,» (33 ч.)
(I четветрь)
№ п/п | № урока | Тема урока | Элемент содержания Музыкальный материал | Планируемые результаты | Дата | ||||||
Научиться | Получить возможность научиться | план | факт | ||||||||
1 | 1 | «Нас в школу приглашают задорные звонки». (урок-экскурсия) | Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание увлекательного путешествия в музыкальную страну. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном. Пение: Г. Струве «Мы теперь ученики». Слушание: Л. Дерябин «Фея Музыки».* Творческое задание: Раскраска «Фея Музыки».* Песня-презентация: В. Шаинский «Чему учат в школе».* | - выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. - соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание; - применять правила пения; -наблюдать за объектами окружающего мира. | - высказывать собственные наблюдения о музыке; -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения; -участвовать в коллективной творческой деятельности.
| ||||||
2 | 2 | «Музыка, музыка всюду нам слышна». (урок-путешествие) | Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко). Пение: Г. Струве «Весёлая песенка». Пение: А. Ермолов «Теперь мы первоклашки».* Слушание: Г. Струве «Мы теперь ученики».* Чтение сказки : «Как родилась песня» (корейская сказка)* | --наблюдать за объектами окружающего мира; - определять жанр песня; - выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко. | -воспринимать и внимательно слушать учебно-музыкальный материал; -размышлять о музыке самостоятельно; - определять разновидности песен (колыбельная, обрядовая и.т.д.) | ||||||
3 | 3 | «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». ( урок-прогулка) | Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. Пение: Г. Струве «Так уж получилось». Зрительный ряд: К. Моне «Кувшинки», У. Брюс «Пейзаж с маками», Г. Манге «Пейзаж с маками», В. Дмитриевский «Улыбка весны», Н. Крымов «После весеннего дождя». Слушание: М.П. Мусоргский. Прогулка (из цикла «Картинки с выставки»), Г. Струве «Я хочу увидеть музыку…».* | -выявлять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно; - наблюдать, сравнивать. | -давать определение общего характера музыки; -участвовать в коллективной творческой деятельности. | ||||||
4 | 4 | Краски осени. (урок-виртуальное путешествие) | Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах. Людей искусства по-прежнему неудержимо влечет к себе природа. Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Разговор об осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно. Пение: В. Иванников «Осенняя сказка». Пение и театрализация песни: А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В. Ван Гог «Тополиная аллея осенью». Творческое задание: Раскраска «Краски осени».* | -выявлять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно; -принимать участие в элементарной импровизации; - наблюдать, сравнивать. | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры; -эмоционально выражать свои впечатления о музыке. | ||||||
5 | 5 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла». (урок-игра) | Продолжение темы об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фраг.). Пение и музыкально-ритмические движения: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке», В. Николаев «На прогулку под дождем». Творческое задание: Раскраска «Дождливая осень».* | -выявлять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; -откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями; -принимать организованное участие в общей игре; -выражать в цвете эмоциональное отношение к музыкальному образу. | - осмысленно владеть способами певческой деятельности: исполнение мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. | ||||||
6 | 6 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла на Ямал». (урок-прогулка) Н.Р.К. | Продолжение разговора об осенней природе Крайнего Севера. Традиции, обычаи и обряды малочисленных народов. Характерные особенности и отличия осенней природы на просторах центральной части России от природы Крайнего Севера. Музыкальные инструменты коренных народов Ямала (санквылтап). Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.
Пение: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке».* Слушание: Николай Куриков «Санквылтап» (р/передача), Н. Куриков «Санквылтап» (р/ передача, современная аранжировка), Песня тети Шуры, Песня дедушки Монина*. | --понимать значение и место музыкальной культуры малых народов Крайнего Севера в масштабе мировой музыкальной культуры; - определять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; - сравнивать, сопоставлять. | -собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека) народов Крайнего Севера; -самостоятельно изучать культуру, обычаи и традиции коренного населения Ямала; - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | ||||||
7 | 7 | Музыкальное эхо. (урок-загадка) | Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в музыке. Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера музыки. Пение: Е. Поплянова «Эхо», «Камышинка-дудочка». Пение и театрализация: Е. Поплянова «Камышинка-дудочка» (игра на детских музыкальных инструментах). Слушание: О. Лассо «Эхо».* Творческое задание: загадки «Динамические оттенки».* Практика: «Музыкальная Динамика. Ребусы» (ФЦИОР).* Презентация: «Средства музыкальной выразительности. Динамика» (ФЦИОР)* | -выявлять характер музыки; - принимать организованное участие в общей игре; -распознавать динамику (громко - тихо); - сравнивать, сопоставлять; -следить за изменениями динамических оттенков. | - различать нюансы динамики; - применять в певческой исполнительской деятельности навыки тихого и громкого пения; - участвовать в коллективной творческой деятельности; -самостоятельно решать творческие задания на аналогичных примерах. | ||||||
8 | 8 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться». (урок-концерт) | Первые каникулы в жизни школьника. Музыкальные средства выразительности. Темп (быстрый - медленный). Восприятие темпа как способ выражения характера музыки, ощущение роли темпа и его изменений, восприятие темпа как организующее начало в музыке. Слушание: М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (из цикла «Картинки с выставки»). Пение: Г. Струве «Переменка», исполнение песен по выбору учащихся. Презентация: «Средства музыкальной выразительности. Темп». (ФЦИОР)* Слушание: Ю. Веселов Каникулы», С. Соснин «Учиться надо весело».* | -различать темп в музыке (быстрый, медленный); -определять характер музыкального произведения; - сравнивать и анализировать; - решать творческие задачи. | - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеоматериал). | ||||||
9 | 9 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться» | Обобщающий урок 1 четверти. Пение: повторение выученных песен. Слушание: фрагменты знакомых музыкальных произведений.* | -определять характер музыкального произведения, его динамику, темп; - петь по руке учителя; -контролировать дыхание на музыкальных фразах. | -адекватно оценивать явления музыкальной культуры; -понимать значение музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - участвовать в коллективной творческой деятельности | ||||||
(II четветрь) | |||||||||||
10 | 1 | «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать». | Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал. Слушание: Д. Шостакович «Вальс-шутка», А. Спадавеккиа «Добрый жук». Пение: нем. нар. песня «Гусята». Пение и муз.-ритмические движения: нем. нар. песня «Потанцуй со мной, дружок». Зрительный ряд: С. Судейкин «Балет». Презентация: «Танец. Характерные особенности танца», «Эти разные танцы».* | - определять жанр танец; - определять характер музыкальных произведений, сравнивать их; - называть характерные особенности и определять разновидности танцев вальс, полька; - наблюдать, сравнивать. | -реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); -воплощать музыкальный образ в танцевальных движениях. | ||||||
11 | 2 | Ноги сами в пляс пустились. | Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте. Слушание: рус. нар. песня -пляска «Камаринская». Пение и слушание: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла». Игра на детских муз. инструментах: рус. нар. песня «Ах вы, сени». Зрительный ряд: Г. Голиков «Хоровод», А. Котушкина «Береза», Неизв. худ-к «Камаринская пляска», Н. Зиновьев «Деревенский праздник». Презентация: «Танец и его разновидности»* Просмотр: «Камаринская» (фантазия на музыку М.И. Глинки)* | - участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя; - определять разновидности танцев: хоровод, пляска; -определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. | -разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического твор чества (прибаутки, скороговор ки, загадки, хороводы, игры; -разыгрывать народные песни-хороводы, участвовать в коллективных играх-драматизациях). | ||||||
12 | 3 | Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов. | Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов. Слушание: рус. нар. песня «Светит месяц», «Во поле берёза стояла» (в исполнении оркестра рус. нар. инструментов.). Пение: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла». Творческое задание: рус. нар. песня «Коробейники» (игра на детских муз. инструментах). Зрительный ряд: Т.Зубкова «И кто его знает…», А. Шевелев «Емеля на печке», А. Маркичев «Пастушок». | -распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку; -определять на слух тембры музыкальных инструментов: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки; - сравнивать. | - исполнять, «играть» народные песни; - импровизировать в народной ма нере; - узнавать звучание русских народных инструментов; -представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности. | ||||||
13 | 4 | Марш деревянных солдатиков. | Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации. Слушание: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Пение: англ. нар. песня «Встанем в круг». Творческое задание: муз.-ритмические движения. Зрительный ряд: В. Павлова «Марш деревянных солдатиков», А. Бенуа «Азбука в картинках» (иллюстрация). Презентация: «Марш и его разновидности».* Видео-презентация: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».* Слушание: В. Алексеев «Марш первоклассников».* | -различать различные виды марша; -передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении; - объединять по общему признаку. | - определять разновидности музыкальных жанров: танец, марш и песня; - сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей; - различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. | ||||||
14 | 5 | «Детский альбом» П.И. Чайковского. | Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор - составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции. Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» (из «Детского альбома»). Пение: Г. Струве «Маленькая мама». Творческое задание: импровизация. Зрительный ряд: В. Павлова «Болезнь куклы», «Новая кукла». | -определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений: грустно, печально, горестно, радостно, восторженно. - определять и понимать смысл композитор; -рассуждать и наблюдать. | - воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. | ||||||
15 | 6 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Слушание: А. Лядов «Музыкальная табакерка», Р. Шуман «Дед Мороз». Пение: Г. Вихарева «Ёлочка любимая», Г. Струве «Пёстрый колпачок». Творческое задание: импровизация, муз.-ритмические движения. Просмотр музыкального мультфильма: «Город в табакерке».* Зрительный ряд: Г. Ларичев «Морозко», И. Шишкин «Зима».* | -высказываться о характере музыки; -устно описывать объект наблюдения; -различать малые жанры фольклора - заклички, прибаутки; - обосновывать суждение; -наблюдать за объектами окружающего мира. | -собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеоматериал); - проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | ||||||
16 | 7 | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод». | Любимый праздник детворы – Новый год. Именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики. Особенно хороводы любили дети. Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции. Музыкальный инструмент - челеста. Слушание: П. Чайковский. Вариация II из балета «Щелкунчик», Пение: Г. Струве «Новогодний хоровод» (муз.-ритмические движения), Г. Вихарева «Дед Мороз». Творческое задание: раскраски «Новогодний хоровод», «Дед Мороз».* Просмотр фрагментов: Балет «Щелкунчик».* Презентация: «Дед Мороз».* | -исполнять песни с настроением; -высказываться о характере музыки; -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - решать творческие задачи. | - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | ||||||
(III четветрь) | |||||||||||
17 | 1 | Зимние игры. | Зимние игры на каникулах. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей на веселую прогулку! Слушание: П. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик») Пение попевок : Н. Перунов «Белый пух», «Мороз, мороз» (импровизация), М. Красева «Зимняя песенка». Просмотр фрагментов: Балет «Щелкунчик».* | -передавать характер музыки и передавать её настроении; -решать творческие задачи на уровне импровизаций; - обосновывать свои рассуждения. | -размышлять и рассуждать об оте чественной музыке и многообра зии музыкального искусства России; -делиться своими впечатлениями и наблюдениями; -собирать в фонотеку музыкальные коллекции. | ||||||
18 | 2 | Зимние игры на Ямале. Н.Р.К. | Разговор о зимних играх на Ямале. Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. Все виды игр - соревнований — мужские и женские, имеют отличия от аналогичных русских игр. Слушание: «Хадэй, хадэй» (Метель) исп. Аня Анагуричи, «Четыре серебряных оленя» Дм. Кукушкин (современная аранжировка).* Пение: М. Красева «Зимняя песенка».* | -отличать исполнение коренных народов Севера от современной аранжировки народных песен; - разыгрывать воображаемые ситуации. | - собирать музыкальные коллекции (фонотека, видиотека); - определять, оценивать; -соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных народов России. | ||||||
19 | 3 | «Водят ноты хоровод». | Музыкальная азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много узнать и многому научиться. В музыке есть свои музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд. Слушание: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Пение: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Просмотр: «Что такое ноты» (фрагмент из т/передачи «Поющая ФА-СОЛЬ»).* Творческое задание: раскраски «Нотки».* | -запомнить и называть ноты; - петь по руке учителя; -иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд; - разыгрывать воображаемые ситуации. | - использовать полученные знания в социуме; -использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий. | ||||||
20 | 4 | «Кто-кто в теремочке живёт?» | Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Встреча с главными героями русской народной сказки «Теремок» (мышка, лягушка, лисичка, зайка, медведь). Игра на детских музыкальных инструментах: рус. нар. песня, обработка В. Агафонникова «Теремок». Презентация - песни «Теремок».* Творческое задание: театрализация песни-сказки «Теремок».* Творческое задание: раскраски «Теремок».* Слушание: рус. нар. сказка «Теремок». Фрагмент.* Просмотр: м/фильм (рус. нар. сказка) «Теремок». Фрагмент.* Пение: рус. нар. песня «Теремок».* | -предлагать свой вариант исполнительской трактовки; -определять звучание музыкальных инструментов: погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон; - сравнивать тембры главных героев сказки. | -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения; -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших музыкальных образов. | ||||||
21 | 5 | Весёлый праздник Масленица. | Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Слушание: И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка». Пение: р.н.п. «Едет Масленица дорогая». Физминутка: «Весна».* Просмотр: м/фильма «Ишь ты, Масленица».* | -определять характер музыки и передавать её настроение; -наблюдать за объектами окружающего мира; - сравнивать и высказывать свои рассуждения. | - выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; - выступать в роли исполнителей, эмоционально откликаясь на музыку. | ||||||
22 | 6 | Весёлый праздник Масленица на Ямале. Н.Р.К. | Народный праздник на Ямале – Масленица. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях. Пение: попевка «Мы давно блинов не ели», рус. нар. песня «Перед весной». Творческое задание: импровизация. Просмотр: «Тайку - путешественник» (м/фильм).* Слушание: Песня тети Шуры (Александры Васильевны Анямовой), «Песня о белке» (Лямки).* | -отличать рус. нар. песни от песен коренных народов Крайнего Севера; - сравнивать, сопоставлять; - обосновывать суждение; -наблюдать за объектами окружающего мира. | -обнаруживать пристрастия в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов Крайнего Севера; -размышлять и рассуждать об оте чественной музыке и многообра зии музыкального фольклора России. | ||||||
23 | 7 | Где живут ноты? | Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ). Слушание: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Пение: Г. Струве «Песенка о гамме». Презентация: «Нотоносец, нотный стан».* Просмотр: «Знакомство с нотной записью» (ФЦИОР), м/фильм «До, ре, ми…».* | - работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи; -определять на нотном стане расположение нот; - сравнивать, сопоставлять. | -использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; -исполнять гамму вверх и вниз. | ||||||
24 | 8 | Весенний вальс. | Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема искусства. Пианино, рояль. Слушание: П. Чайковский «Вальс цветов». Пение: А. Филиппенко «Весенний вальс», Е. Соколова «Сегодня мамин день». Презентация: «История музыкальных инструментов. Пианино, рояль».* Слайд-презентация: П. Чайковский «Вальс цветов».* Песня-презентация: «Праздник бабушек и мам».* | -эмоционально откликаться на содержание произведения; - узнавать звучание музыкальных инструментов: пианино, рояль; - сравнивать, сопоставлять. | -различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; - осуществлять собственный музы кально-исполнительский замы сел в пении и импровизациях; -адекватно оценивать явления музыкальной культуры. | ||||||
25 | 9 | Природа просыпается. | Весеннее настроение и единая мысль в разных областях произведений искусства. Соотношение и осмысление содержания, построенное на сопоставлении поэзии, живописи и музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность картин. Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка». Пение: укр. нар. песни «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка». Творческое задание: игра на детских муз. инструментах. Зрительный ряд: К. Юон. «»Мартовское солнце», Н. Ромадин «Розовый вечер». Презентация: «Песня жаворонка» (по произведению П.И. Чайковского «Времена года»).* | -выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи. -наблюдать за объектами окружающего мира. | - демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||||||
26 | 10 | В детском музыкальном театре. | Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства! В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре. Слушание: И. Стравинский «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Пение: И. Брамс «Петрушка». Творческое задание: игра на детских муз. инструментах, театрализация. Просмотр: м/фильм «Рождественская фантазия» (по произведению И. Стравинского «Петрушка»).* Презентация: «В музыкальном театре».* | -сравнивать характер в музыкальных произведениях; -понимать значение определений: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; - осознавать правила поведения в театре; - обосновывать суждение. | -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; - соблюдать в жизни правила поведения в театре. | ||||||
(IV четветрь) | |||||||||||
27 | 1 | Мелодии и краски весны. | Весеннее настроение. Творческое воображение посредством углубления понимания художественного образа: поэтического, музыкального, живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии. Слушание: И. Стравинский тема «весеннего произрастания» (из балета «Весна священная»), В.А. Моцарт «Тоска по весне», П. Чайковский «Старинная французская песенка» (из «Детского альбома»). Пение: В. Николаев «Песня ручья», Я. Дубравин «Капли и море». Зрительный ряд: К. Писсаро «Красные крыши», И. Левитан «Весна. Большая вода», Н. Ромадин «Цветущий бугор». | - выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; - понимать значение мелодии и музыкальность в музыке; -определять характер музыки: cветлые, радостные, грустные и печальные мелодии; - сравнивать, наблюдать, сопоставлять. | - демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||||||
28 | 2 | Мелодии дня. | Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо, таинственно, загадочно. Слушание: Р. Шуман «Май, милый май», В. А. Моцарт «Колыбельная», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами». Пение: Е. Поплянова «Песенка про двух утят». Зрительный ряд: И. Левитан «Весна в Италии», М. Нестеров « Овражек», И. Бродский «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна». | -выявлять общее между поэзией, прослушанным музыкальным произведением и произведением живописи; -определять и различать характер музыки: Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо, таинственно, загадочно; | - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности; - эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | ||||||
29 | 3 | Музыкальные инструменты. Тембры-краски. | Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр, выразительные возможности. Слушание: С. Прокофьев. Тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты), К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»). Фрагмент (соло арфы), Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки). Пение: Е. Тиличеева «Догадайся, кто поёт», Г. Левкодимов «Весёлые инструменты» (игра на детских муз. инструментах, импровизация). Зрительный ряд: Д. Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой», Э. Мане «Флейтист», О. Ренуар «Девушки за пианино», неизвестный художник «Мальчик со скрипкой». Просмотр: Н.А. Римский – Корсаков (фрагмент из балета «Шехеразада»).* | -определять инструменты по звучащему фрагменту; - называть и узнавать звучание музыкальных инструментов: арфа, скрипка, флейта, пианино; - понимать значение «тембр»; - сравнивать, наблюдать, сопоставлять. | -реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах). -проявлять способность к сопереживанию. | ||||||
30 | 4 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться. Пение: М. Завалишина «Музыкальная семья». Творческое задание: театрализация. Чтение сказки: Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».* | -стремиться к осмысленному общению с музыкой; -уметь разыгрывать песню по ролям; - разыгрывать воображаемые ситуации. | -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной деятельности. | ||||||
31 | 5 | На концерте. | Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям. Пение: В. Дементьев «Необычный концерт». Творческое задание: Угадай музыкальные инструменты.* | -исполнять песню с настроением; -осмысленно владеть способами певческой деятельности; -осознавать важность правила поведение на концерте. | - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших различных музыкальных образов; -применять в жизненных ситуациях основные правила поведения на концерте; -быть культурным и воспитанным слушателем. | ||||||
32 | 6 | «Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах) | Музыка, которая звучит в мультфильмах. Мультфильмы любят все – и дети, и взрослые. Любят за их юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает. Музыка в м /фильмах играет очень важную роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение, характер, поступки. Слушание: А. Шнитке Рондо из «Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра». (м/фильм «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель». Фрагмент), Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём» (из мультфильма «Лето кота Леопольда»). Пение: В. Шаинский «Голубой вагон» (из м/фильма «Старуха Шапокляк»), Ю. Тугаринов «Добрые волшебники». Просмотр: м/фильм «Лето кота Леопольда» (фрагмент).* | -иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах; -характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли; - рассуждать и выражать свои мысли. | -проявлять способности к сопереживанию; -наблюдать за объектами окружающего мира; - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально- творческой деятельности. | ||||||
33 | 7 | «Давайте сочиним оперу». | Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист.
Слушание: В. Алеев «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый Чиполлино». Пение: В. Алеев «Я – весёлый Чиполлино». Творческое задание: театрализация. Просмотр: м/фильм «Чиполлино».* Слушание: Е. Крылатов «Песенка о лете».* | - иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ. -инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | -исследовать многообразие музыкального мира, проявляя эмоциональный отклик на какие-либо события в современной музыкальной жизни страны; -предлагать свой вариант исполнительской трактовки. -наблюдать за объектами окружающего мира; - разыгрывать воображаемые ситуации. |
* Курсивом обозначен дополнительный материал, который может быть использован в рамках уроков музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...