РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 1-го класса
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Флик  Елена  Геннадьевна

 

Предлагаемая    рабочая   программа по музыке для 1-го класса  разработана  в соответствии с федеральным  компонентом государственного образовательного стандарта  нового  поколения  на  основе  авторской  программы  по  «Музыке»,  В. В. Алеева , Т.Н.  Кичак,  М.: Дрофа  2011 г. (1-4 классы).   Данная  программа  составлена  на  основе  традиционных   и  инновационных  технологий,  в  том   числе  информационных  и  коммуникативных.  В  содержании  программы и календарно-тематическом  планировании,  курсивом  обозначен  дополнительный  материал,  который  может  быть  использован  учителями  музыки  по  своему  усмотрению.  Рабочая  программа имеет  рецензию  заверенную  Кандидатом психологических  наук, доцентом   Сибирского  института (филиал  РАНХ  и  ГС  при  Президенте  РФ),  профессором  РАЕ   Лаптевой  О.И. и  рекомендована  для реализации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Календарно-тематическое  планирование

1 класс

                              тема  года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА  ВСЮДУ  НАМ   СЛЫШНА,,,»                    (33 ч.)                      

                                                                                                                                  (I  четветрь)

п/п

№ урока

Тема урока

Элемент  содержания

Музыкальный  материал

Планируемые  результаты

Дата

Научиться

Получить  возможность  научиться

план

факт

1

1

«Нас в школу приглашают задорные звонки».

(урок-экскурсия)

Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание  увлекательного  путешествия в  музыкальную   страну.  Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном. 

Пение: Г. Струве «Мы теперь ученики».

Слушание:  Л. Дерябин  «Фея  Музыки».*

Творческое  задание:   Раскраска «Фея  Музыки».*

Песня-презентация:  В. Шаинский  «Чему учат в школе».*

- выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.

- соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание;

- применять  правила пения;

-наблюдать за объектами окружающего мира.

- высказывать  собственные  наблюдения  о  музыке;

-владеть  певческим  голосом  как  инструментом   духовного  самовыражения;

-участвовать  в  коллективной  творческой  деятельности.

 

2

2

«Музыка, музыка всюду нам слышна».

 (урок-путешествие)

Музыка   как  вид  искусства.  Значение  песни  в  жизни  человека. Знакомство  с  музыкальным  жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с  мелодией.  Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная  мысль песни.  Характер  музыки  (задорно, весело, радостно, звонко).

Пение:  Г. Струве «Весёлая песенка».

Пение:  А. Ермолов  «Теперь  мы  первоклашки».*

Слушание:  Г. Струве «Мы теперь ученики».*

Чтение сказки : «Как  родилась песня» (корейская  сказка)*

--наблюдать за объектами окружающего мира;

- определять  жанр  песня;

- выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко.

 -воспринимать  и  внимательно  слушать  учебно-музыкальный  материал;

-размышлять о  музыке самостоятельно;

- определять  разновидности  песен  (колыбельная, обрядовая  и.т.д.)

3

3

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку».

( урок-прогулка)

Роль  музыки  в  отражении  различных  явлений  жизни.  Каждое  жизненное  обстоятельство  находит  отклик  в  музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта.  Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. 

Пение: Г. Струве «Так уж получилось».

Зрительный ряд: К. Моне «Кувшинки», У. Брюс «Пейзаж с маками»,

Г. Манге «Пейзаж  с маками», В. Дмитриевский «Улыбка весны»,

Н. Крымов «После весеннего дождя».

Слушание:  М.П.  Мусоргский. Прогулка  (из  цикла  «Картинки  с  выставки»), Г. Струве «Я хочу  увидеть  музыку…».*

-выявлять  характер  музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко,  звонко, радостно;

- наблюдать, сравнивать.

-давать  определение  общего  характера  музыки;

-участвовать  в  коллективной  творческой  деятельности.

4

4

Краски осени.

 (урок-виртуальное путешествие)

Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах.  Людей  искусства  по-прежнему  неудержимо  влечет  к себе природа.  Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени.  Разговор об осенней природе. Музыкальный  образ  осени.  Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.

Пение: В. Иванников «Осенняя сказка».

Пение и  театрализация  песни: А. Филиппенко   «Мы  на  луг ходили».

Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка»,

Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В. Ван Гог «Тополиная аллея осенью».

Творческое  задание:   Раскраска  «Краски  осени».*

-выявлять характер музыки:

спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно;

-принимать участие  в элементарной импровизации;

- наблюдать, сравнивать.

-адекватно     оценивать явления музыкальной     культуры;

-эмоционально  выражать  свои  впечатления  о  музыке.

5

5

 «Что ты рано в гости, осень к нам пришла».

(урок-игра)

Продолжение   темы  об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени.  Образ осени в музыке, живописи и поэзии.  Осеннее  настроение  передают  в  своей  музыке  композиторы.   Интонационно-образная природа осени  в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. 

Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фраг.).

Пение  и  музыкально-ритмические  движения:  В. Николаев  «Песенка об осеннем солнышке»,  В.  Николаев  «На  прогулку  под  дождем».

Творческое  задание:   Раскраска  «Дождливая  осень».*

-выявлять характер музыки:

грустно, печально, жалобно, уныло;

-откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями;

-принимать  организованное участие в общей игре;

-выражать в цвете

эмоциональное

отношение к  музыкальному

образу.

- осмысленно владеть способами  певческой деятельности: исполнение   мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к  ней. 

6

6

 «Что ты рано в гости, осень к нам пришла  на Ямал».  

(урок-прогулка)

Н.Р.К.

Продолжение разговора об осенней природе  Крайнего  Севера. Традиции, обычаи и обряды малочисленных народов. Характерные  особенности и  отличия  осенней  природы на  просторах центральной  части  России  от  природы Крайнего  Севера.  Музыкальные инструменты коренных народов  Ямала (санквылтап). Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. 

 

Пение: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке».*

Слушание:  Николай  Куриков «Санквылтап» (р/передача), Н. Куриков «Санквылтап» (р/ передача, современная  аранжировка), Песня тети  Шуры, Песня дедушки Монина*.

--понимать  значение   и  место музыкальной  культуры   малых  народов  Крайнего  Севера    в   масштабе  мировой  музыкальной  культуры;

- определять  характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло;

- сравнивать,  сопоставлять.

-собирать музыкальные  коллекции (фонотека, видеотека) народов Крайнего Севера;

-самостоятельно  изучать  культуру,  обычаи  и  традиции  коренного  населения  Ямала;

- участвовать  в коллективной творческой  деятельности  при  воплощении  различных музыкальных  образов.

7

7

Музыкальное  эхо.

 (урок-загадка)

Эхо – явление  природы, имитация  эхо  в  музыке.  Разновидность  динамики  (громко - тихо) – в музыке.  Средства  музыкальной   выразительности  тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и  слушание изменения  динамических  оттенков  как способ выражения характера музыки.  

Пение: Е. Поплянова  «Эхо», «Камышинка-дудочка».

Пение  и  театрализация:  Е. Поплянова  «Камышинка-дудочка» (игра  на  детских музыкальных  инструментах).

Слушание:  О.  Лассо  «Эхо».*

Творческое задание:  загадки  «Динамические  оттенки».*

Практика: «Музыкальная  Динамика.  Ребусы»  (ФЦИОР).*

Презентация: «Средства  музыкальной  выразительности. Динамика» (ФЦИОР)*

-выявлять характер музыки;

- принимать  организованное участие в общей игре;

-распознавать  динамику (громко - тихо);

- сравнивать,  сопоставлять;

-следить  за  изменениями динамических  оттенков.

 - различать  нюансы  динамики;

- применять  в  певческой  исполнительской деятельности   навыки  тихого  и  громкого  пения;

- участвовать  в коллективной творческой деятельности;

-самостоятельно решать  творческие задания  на аналогичных  примерах.

8

8

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться».

(урок-концерт)

 Первые  каникулы   в  жизни  школьника. Музыкальные  средства  выразительности. Темп  (быстрый - медленный). Восприятие  темпа  как способ выражения характера музыки, ощущение  роли темпа и его изменений, восприятие  темпа  как организующее  начало в  музыке. 

Слушание: М. Мусоргский  «Балет невылупившихся  птенцов»  (из цикла «Картинки с  выставки»).

Пение:  Г. Струве «Переменка»,  исполнение  песен  по  выбору учащихся.

Презентация:  «Средства  музыкальной  выразительности.  Темп».  (ФЦИОР)*

Слушание: Ю. Веселов  Каникулы», С. Соснин «Учиться надо весело».*

-различать  темп  в  музыке (быстрый, медленный);

-определять  характер   музыкального произведения;

- сравнивать и  анализировать;

- решать творческие задачи.

- участвовать  в  коллективной  творческой  деятельности  при воплощении  различных музыкальных  образов;

-собирать  музыкальные  коллекции  (фонотека,  видеоматериал).

9

9

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»

Обобщающий  урок  1  четверти.

Пение: повторение  выученных  песен.

Слушание:  фрагменты знакомых   музыкальных произведений.*

-определять  характер

музыкального произведения, его динамику, темп;

- петь по руке учителя;

-контролировать дыхание  на  музыкальных  фразах.

-адекватно   оценивать  явления  музыкальной     культуры;

-понимать значение  музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

- участвовать  в коллективной творческой деятельности

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

(II  четветрь)

10

1

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать».

Знакомство  с  музыкальным  жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные  особенности и разновидности  танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал. 

Слушание: Д. Шостакович  «Вальс-шутка»,  А. Спадавеккиа  «Добрый жук».

Пение: нем. нар. песня   «Гусята».

Пение  и  муз.-ритмические  движения:  нем. нар. песня «Потанцуй со мной, дружок».

Зрительный ряд: С. Судейкин  «Балет».

Презентация: «Танец. Характерные  особенности  танца», «Эти  разные  танцы».*

- определять  жанр  танец;

- определять  характер  музыкальных произведений, сравнивать их;

- называть характерные  особенности   и  определять разновидности  танцев  вальс,  полька;

- наблюдать, сравнивать.

-реализовывать      собственные  творческие     замыслы  в  различных  видах  музыкальной  деятельности  (в пении  и  интерпретации музыки, игре  на детских элементарных  музыкальных инструментах, музыкально-пластическом  движении  и  импровизации);

-воплощать  музыкальный  образ  в  танцевальных  движениях.

11

2

Ноги сами в пляс пустились.

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом  называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте. 

Слушание:  рус. нар. песня -пляска  «Камаринская».

Пение  и  слушание: рус. нар. песня  «Во поле берёза стояла».

Игра  на  детских  муз.  инструментах:  рус. нар. песня  «Ах вы, сени».

Зрительный ряд: Г. Голиков «Хоровод»,  А. Котушкина «Береза», Неизв. худ-к  «Камаринская  пляска», Н.  Зиновьев  «Деревенский  праздник».

Презентация: «Танец  и  его  разновидности»*

Просмотр:  «Камаринская»  (фантазия  на  музыку  М.И. Глинки)*

- участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;

- определять  разновидности танцев:  хоровод, пляска;

-определять характерные

особенности русской народной пляски и хоровода,

а также их отличия.

-разучивать  и  исполнять образцы музыкально-поэтического твор чества (прибаутки, скороговор ки, загадки, хороводы, игры;

-разыгрывать народные песни-хороводы, участвовать в коллективных играх-драматизациях).

12

3

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов.

Русские   народные  музыкальные   инструменты  – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель,  рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов. 

Слушание:  рус. нар. песня  «Светит месяц», «Во поле берёза стояла»

(в исполнении  оркестра   рус. нар. инструментов.).  

Пение:  рус. нар. песня   «Во поле берёза стояла».

Творческое задание: рус. нар. песня  «Коробейники» (игра на детских муз. инструментах).

Зрительный  ряд: Т.Зубкова «И  кто  его  знает…», А. Шевелев  

«Емеля  на  печке», А. Маркичев  «Пастушок».

-распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку;

-определять   на  слух тембры  музыкальных инструментов:  гармошка, баян, балалайка,  бубен,  свирель, рожок, колокольчики,  ложки;

- сравнивать.

- исполнять,  «играть»  народные  песни;

- импровизировать в народной ма нере;

- узнавать   звучание    русских  народных  инструментов;

-представлять  широкой  публике  результаты собственной  музыкально-творческой  деятельности.

13

4

Марш деревянных солдатиков.

Знакомство  с  жанром  марш. Характерные  особенности марша. Марш  и его разновидности. Марши  бывают  разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации.  

Слушание: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Пение:  англ. нар. песня   «Встанем  в  круг».

Творческое задание:  муз.-ритмические  движения.

Зрительный ряд: В. Павлова «Марш деревянных солдатиков», А. Бенуа «Азбука в картинках» (иллюстрация).

Презентация:  «Марш  и  его  разновидности».*

Видео-презентация:  П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».*

Слушание:   В. Алексеев  «Марш  первоклассников».*

-различать различные виды  марша;

-передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;

- объединять по общему признаку.

- определять  разновидности  музыкальных  жанров: танец, марш  и песня;

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

- различать  песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

14

5

«Детский

альбом» П.И. Чайковского.

Знакомство  с  творчеством  русского  композитора  П.И.Чайковского. Музыка  для  детей  «Детский альбом». Компози́тор -  составитель, сочинитель, автор  музыкальных произведений; человек, сочиняющий  музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции.

Слушание: П. Чайковский  «Болезнь куклы», «Новая  кукла»

(из  «Детского  альбома»).

Пение: Г. Струве «Маленькая  мама».

Творческое задание: импровизация.

Зрительный ряд: В. Павлова «Болезнь куклы», «Новая кукла».

-определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений: грустно, печально, горестно, радостно, восторженно.

- определять и  понимать  смысл   композитор;

-рассуждать  и  наблюдать.

- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас,  передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

15

6

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

 В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки  (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

Слушание: А. Лядов  «Музыкальная    табакерка»,  Р. Шуман «Дед Мороз».

Пение: Г. Вихарева «Ёлочка любимая», Г. Струве «Пёстрый колпачок».

Творческое задание: импровизация, муз.-ритмические движения.

Просмотр  музыкального  мультфильма:  «Город  в  табакерке».*

Зрительный  ряд: Г. Ларичев  «Морозко»,  И.  Шишкин «Зима».*

-высказываться о характере музыки;

-устно описывать объект  наблюдения;

-различать малые  жанры  фольклора - заклички, прибаутки;

- обосновывать  суждение;

-наблюдать за объектами окружающего мира.

-собирать  музыкальные  коллекции  (фонотека,  видеоматериал);

- проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

- участвовать  в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

16

7

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод».

Любимый  праздник  детворы – Новый  год.  Именно  на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение.  Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы,  юноши, и старики. Особенно  хороводы любили  дети.  Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции.  Музыкальный инструмент - челеста. 

Слушание: П. Чайковский.  Вариация II из балета «Щелкунчик»,

Пение: Г. Струве «Новогодний хоровод»  (муз.-ритмические  движения),  Г. Вихарева  «Дед Мороз».

Творческое   задание: раскраски  «Новогодний  хоровод», «Дед Мороз».*

Просмотр  фрагментов: Балет «Щелкунчик».*

Презентация: «Дед  Мороз».*

-исполнять песни с  настроением;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их  авторов;

- решать творческие задачи.

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

                                                                                                                             (III  четветрь)                                                                           

17

1

Зимние игры.

Зимние  игры  на  каникулах.  Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей  на веселую прогулку!

Слушание: П. Чайковский.  «Вальс снежных хлопьев» (из  балета «Щелкунчик»)

Пение  попевок : Н. Перунов «Белый пух», «Мороз, мороз»  (импровизация),  М. Красева  «Зимняя песенка».

Просмотр  фрагментов:    Балет   «Щелкунчик».*

-передавать характер музыки и передавать её  настроении;

-решать творческие задачи на уровне  импровизаций;

- обосновывать  свои  рассуждения.

-размышлять и  рассуждать об оте чественной музыке и многообра зии  музыкального искусства  России;

-делиться  своими впечатлениями  и  наблюдениями;

-собирать   в  фонотеку  музыкальные  коллекции.

18

2

Зимние игры  на   Ямале.  Н.Р.К.

Разговор  о зимних играх  на  Ямале.  Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. Все  виды игр - соревнований — мужские  и  женские,  имеют отличия от аналогичных русских игр. 

 Слушание: «Хадэй, хадэй» (Метель) исп. Аня Анагуричи, «Четыре серебряных  оленя» Дм.  Кукушкин (современная  аранжировка).*

Пение:  М. Красева «Зимняя песенка».*

-отличать  исполнение коренных народов Севера от современной  аранжировки  народных  песен;

- разыгрывать  воображаемые  ситуации.

- собирать музыкальные  коллекции (фонотека, видиотека);

- определять, оценивать;

-соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных  народов  России.

19

3

 «Водят ноты хоровод».

Музыкальная   азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много  узнать и многому  научиться. В  музыке  есть  свои  музыкальные  буквы,  которые  называются  нотами.  Элементы музыкальной  грамоты: ноты, звукоряд. 

Слушание: В. Герчик  «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»

Пение: В. Герчик «Нотный хоровод»,  А. Островский  «До, ре, ми, фа, соль…»  

Просмотр: «Что  такое  ноты» (фрагмент  из т/передачи  «Поющая  ФА-СОЛЬ»).*  

Творческое   задание: раскраски  «Нотки».*

-запомнить и называть ноты;

 - петь по руке  учителя;

-иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд;

- разыгрывать  воображаемые ситуации.

- использовать  полученные  знания  в  социуме;

-использовать  систему  графических  знаков  для  ориентации  в  нотном  письме  при  пении  простейших  мелодий.

20

4

 «Кто-кто в теремочке живёт?»

Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.  Встреча  с главными  героями  русской  народной  сказки «Теремок»   (мышка,  лягушка, лисичка, зайка, медведь).

Игра  на  детских  музыкальных  инструментах:  рус. нар. песня,  обработка   В.  Агафонникова  «Теремок».

Презентация - песни «Теремок».*

Творческое   задание:   театрализация  песни-сказки  «Теремок».*

Творческое задание: раскраски  «Теремок».*

Слушание: рус. нар. сказка  «Теремок». Фрагмент.*  

Просмотр:  м/фильм (рус. нар. сказка)  «Теремок». Фрагмент.*  

Пение: рус. нар. песня   «Теремок».*

-предлагать  свой вариант исполнительской трактовки;

-определять   звучание  музыкальных инструментов:  погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон;

- сравнивать  тембры  главных  героев  сказки.

-владеть  певческим  голосом  как  инструментом  духовного  самовыражения;

-участвовать в коллективной  творческой  деятельности  при  воплощении  заинтересовавших  музыкальных  образов.

21

5

Весёлый праздник Масленица.

Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих  времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

Слушание: И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка».

Пение: р.н.п. «Едет   Масленица дорогая».

Физминутка:  «Весна».*

Просмотр:  м/фильма  «Ишь   ты,  Масленица».*

-определять  характер музыки и передавать её настроение;

-наблюдать за объектами окружающего мира;

- сравнивать  и  высказывать  свои  рассуждения.

- выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- выступать в роли  исполнителей,  эмоционально откликаясь на  музыку.

22

6

Весёлый праздник Масленица  на  Ямале.  

Н.Р.К.

Народный праздник на Ямале – Масленица. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Связи, зародившиеся в незапамятные времена,  оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Пение: попевка  «Мы давно блинов не ели»,  рус. нар. песня   «Перед весной».

Творческое задание:  импровизация.

Просмотр: «Тайку - путешественник»  (м/фильм).*

Слушание: Песня тети  Шуры (Александры  Васильевны  Анямовой),  «Песня о белке» (Лямки).*

-отличать  рус. нар. песни  от песен  коренных народов  Крайнего  Севера;

- сравнивать, сопоставлять;

- обосновывать  суждение;

-наблюдать за объектами окружающего мира.

-обнаруживать пристрастия в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов  Крайнего  Севера;

-размышлять и  рассуждать об оте чественной музыке и многообра зии музыкального  фольклора России.

23

7

Где живут ноты?

 Путешествие в музыкальную страну  «Музыкальной  азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).

Слушание: В. Герчик «Нотный   хоровод», А. Островский  

«До, ре, ми, фа, соль…»

Пение: Г. Струве «Песенка о гамме».

Презентация:  «Нотоносец,  нотный  стан».*

Просмотр:  «Знакомство  с  нотной  записью»

(ФЦИОР),  м/фильм  «До, ре, ми…».*

- работать  с  нотной  записью как простейшим  знаковым обозначением  музыкальной  речи;

-определять  на  нотном  стане расположение  нот;

- сравнивать,  сопоставлять.

-использовать  систему  графических  знаков  для  ориентации  в  нотном  письме  при  пении  простейших  мелодий;

-исполнять  гамму  вверх  и  вниз.

24

8

Весенний вальс.

Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.  Образ матери – великая тема искусства.  Пианино, рояль.

Слушание: П. Чайковский  «Вальс  цветов».

Пение: А. Филиппенко «Весенний вальс»,  Е. Соколова  «Сегодня мамин день».

Презентация: «История  музыкальных  инструментов.  Пианино, рояль».*

Слайд-презентация: П. Чайковский  «Вальс  цветов».*

Песня-презентация: «Праздник  бабушек  и  мам».*

-эмоционально  откликаться на

содержание произведения;

- узнавать  звучание музыкальных инструментов: пианино, рояль;

- сравнивать,  сопоставлять.

-различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

- осуществлять  собственный музы кально-исполнительский   замы сел  в  пении  и импровизациях;

-адекватно  оценивать  явления музыкальной   культуры.

25

9

Природа просыпается.

Весеннее  настроение и  единая  мысль  в разных  областях произведений  искусства. Соотношение и  осмысление содержания, построенное  на сопоставлении  поэзии,  живописи  и  музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность  картин.

Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка».

Пение: укр. нар.  песни  «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка».

Творческое задание: игра на детских муз. инструментах.

Зрительный  ряд:  К. Юон.  «»Мартовское  солнце»,  

Н.  Ромадин  «Розовый  вечер».

Презентация:  «Песня  жаворонка» (по  произведению  

П.И. Чайковского «Времена года»).*

-выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи.

-наблюдать за объектами окружающего мира.

- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

26

10

В детском музыкальном театре.

Путешествие  первоклассников  в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства!  В  детском  музыкальном  театре  всегда  оживленно  и  весело. Артисты  показывают  детям  сказочные  музыкальные  представления: они  играют,  танцуют  и  поют.  Перед  сценой  находится  оркестровая  яма,  в которой  располагается оркестр. Руководит  оркестром  дирижер  (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре. 

Слушание: И. Стравинский  «У Петрушки» (из балета «Петрушка»).

Пение: И. Брамс  «Петрушка».

Творческое задание:  игра на детских муз. инструментах, театрализация.

Просмотр: м/фильм  «Рождественская  фантазия»  (по  произведению И. Стравинского «Петрушка»).*

Презентация:  «В  музыкальном  театре».*

-сравнивать характер в музыкальных произведениях;

 -понимать значение  определений: музыкальный  театр, артисты, оркестр, дирижёр;

- осознавать  правила  поведения  в театре;

- обосновывать  суждение.

-владеть певческим  голосом  как  инструментом  духовного  самовыражения  и участвовать  в  коллективной  творческой  деятельности  при  воплощении  заинтересовавших  его  музыкальных  образов;

- соблюдать   в  жизни  правила поведения  в  театре.

                                                                                                                  (IV  четветрь)                                                               

27

1

Мелодии и краски  весны.

Весеннее настроение. Творческое  воображение  посредством углубления  понимания художественного  образа: поэтического,  музыкального,  живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые,  радостные,  грустные  и печальные мелодии.

Слушание:  И. Стравинский тема «весеннего  произрастания»  (из  балета  «Весна священная»),  В.А. Моцарт  «Тоска по весне»,  П. Чайковский  «Старинная  французская песенка»

(из  «Детского  альбома»).

Пение: В. Николаев  «Песня ручья»,  Я. Дубравин  «Капли  и  море».

Зрительный ряд: К. Писсаро  «Красные крыши», И. Левитан «Весна. Большая вода», Н. Ромадин   «Цветущий бугор».

- выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи;

- понимать значение мелодии   и  музыкальность  в музыке;

-определять  характер  музыки: cветлые,  радостные,  грустные  и  печальные мелодии;

- сравнивать, наблюдать, сопоставлять.

- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

28

2

Мелодии дня.

Мелодии  дня  в  музыке, в  живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко.  Спокойно, тихо, таинственно, загадочно.

Слушание: Р. Шуман  «Май, милый  май»,  В. А. Моцарт «Колыбельная», С. Прокофьев  «Ходит месяц над лугами».

Пение: Е. Поплянова «Песенка про двух утят».

Зрительный  ряд:  И. Левитан  «Весна  в  Италии»,  М. Нестеров « Овражек»,   И. Бродский  «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна».

-выявлять общее между  поэзией, прослушанным   музыкальным произведением  и  произведением  живописи;

-определять  и  различать характер  музыки: Светло, ласково, радостно, звонко.  Спокойно, тихо, таинственно, загадочно;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности;

- эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

29

3

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Каждый  музыкальный  инструмент,  как  и  любой  человеческий  голос,  имеет   свое  собственное  звучание,  собственную  окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний  вид  инструментов, тембр, выразительные  возможности. 

Слушание: С. Прокофьев.  Тема  птички  из  симфонической сказки «Петя и волк» (соло  флейты),   К. Дебюсси  «Лунный свет»  (из  «Бергамасской  сюиты»). Фрагмент (соло  арфы),  

Н. Римский-Корсаков.  Тема  Шехеразады   (из  симфонической  сюиты «Шехеразада»  (соло скрипки).  

Пение: Е. Тиличеева    «Догадайся, кто поёт», Г. Левкодимов  «Весёлые инструменты»  (игра на детских муз. инструментах,  импровизация).

Зрительный  ряд: Д. Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой», Э. Мане «Флейтист», О. Ренуар «Девушки за пианино», неизвестный  художник  «Мальчик со скрипкой».

Просмотр: Н.А. Римский – Корсаков (фрагмент  из  балета «Шехеразада»).*

-определять инструменты по звучащему фрагменту;

- называть и  узнавать звучание музыкальных  инструментов: арфа, скрипка, флейта, пианино;

- понимать  значение  «тембр»;

- сравнивать, наблюдать, сопоставлять.

-реализовывать      собственные     творческие  замыслы  в различных  видах  музыкальной  деятельности  (в  пении  и  интерпретации  музыки, игре  на  детских элементарных  музыкальных  инструментах).  

 -проявлять  способность  к сопереживанию.

30

4

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

 Н. Носов «Как  Незнайка  был музыкантом»- сказка.  Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для  того,  чтобы  стать  музыкальным  исполнителем,  необходимо   много  учиться  и  трудиться.

Пение: М. Завалишина «Музыкальная семья».

Творческое задание: театрализация.

Чтение  сказки: Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».*

-стремиться к осмысленному общению с музыкой;

-уметь разыгрывать песню по ролям;

- разыгрывать  воображаемые ситуации.

-владеть певческим  голосом  как инструментом  духовного  самовыражения  и  участвовать  в  коллективной  деятельности.

31

5

На концерте.

Новое понятие – концерт,  исполнитель. Правила поведения на концерте. Во  время концерта  полагается  спокойно,  молча  слушать  музыку. Во  время  концерта   или  спектакля  нельзя   вставать  и  уходить.  Это  очень  невежливо  по  отношению  к  артистам  и  слушателям.  

Пение: В. Дементьев  «Необычный концерт».

Творческое задание:   Угадай  музыкальные  инструменты.*

-исполнять песню с  настроением;

-осмысленно владеть способами  певческой  деятельности;

-осознавать  важность  правила  поведение  на  концерте.

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении  заинтересовавших  различных музыкальных образов;

-применять  в  жизненных  ситуациях  основные   правила   поведения  на  концерте;

-быть  культурным  и  воспитанным  слушателем.

32

6

«Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах)

Музыка, которая  звучит  в   мультфильмах. Мультфильмы  любят  все – и  дети,  и  взрослые. Любят  за их  юмор,  веселье,  любят  за  доброту,  которая  всегда  побеждает. Музыка  в  

м /фильмах  играет  очень  важную  роль.  Она помогает  лучше  узнать    главных   героев – их  настроение,  характер,  поступки.

Слушание:  А. Шнитке  Рондо из «Concerto  grosso  №1  для  двух  скрипок,  клавесина, препарированного  фортепиано  и струнного  оркестра».  (м/фильм  «Карандаш  и  ластик»  из  мультсериала  «Карусель». Фрагмент),  Б. Савельев  «Неприятность эту мы переживём»  (из  мультфильма  «Лето  кота  Леопольда»).

Пение: В. Шаинский  «Голубой  вагон» (из м/фильма «Старуха  Шапокляк»),  Ю. Тугаринов «Добрые  волшебники».

Просмотр:   м/фильм  «Лето  кота  Леопольда»  (фрагмент).*

-иметь представления

о выразительных и

изобразительных возможностях музыки в мультфильмах;

-характеризовать  своё  внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли;

- рассуждать  и  выражать  свои  мысли.

-проявлять способности к сопереживанию;

-наблюдать за объектами окружающего мира;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально- творческой деятельности.

33

7

«Давайте сочиним оперу».

Путешествие в музыкальную страну  опера. Многие   первоклассники  знакомы  с  замечательными  и  отважными  героями  сказки  «Чиполлино». Чиполлино  и  его  друзья  храбро  сражались  за  свободу  против  злых  и  коварных  правителей  Италии – принца  Лимона, барона  Апельсина, синьора  Помидора.  Нелегкая  победа,  одержанная  верными  друзьями,  принесла  освобождение  и  радость   многим  простым  и  честным  жителям  Италии.  Опера, хор, солист.

 

Слушание: В. Алеев  «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый   Чиполлино».  

Пение: В. Алеев  «Я – весёлый Чиполлино».

Творческое задание: театрализация.

Просмотр:  м/фильм  «Чиполлино».*

Слушание:  Е. Крылатов  «Песенка  о лете».*

- иметь первоначальные

представления о понятиях

опера, хор, солисты;

музыкальный образ.

-инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных  жанров.

-исследовать  многообразие музыкального мира, проявляя эмоциональный отклик на какие-либо события в современной музыкальной жизни страны;

-предлагать  свой  вариант исполнительской  трактовки.

-наблюдать за объектами окружающего мира;

- разыгрывать  воображаемые ситуации.

* Курсивом  обозначен  дополнительный  материал,  который  может  быть  использован  в  рамках  уроков  музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...