Рабочая программа по музыке для 1-4 классов, авторов В.О.Усачёвой и Л.В.Школяр . Образовательная система "Школа 2100" УМК издательства "БАЛАСС"
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Захарова Анна Александровна

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 1,2,3,4 классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр. Учебники для учащихся издательства "БАЛАСС".Образовательная система "Школа2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc112.5 КБ
Файл 3_klass.docx42.05 КБ
Файл 2_klass.docx46.64 КБ
Package icon rabochaya_programma_nachalnaya_shkola_1-4_klassy_usachyova_shkolyar.zip135.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено на заседании МО учителей художественно -

эстетического цикла

Руководитель МО ________

________________________

Протокол № _1___

от «    » августа 2013года

Согласовано

Зам. директора по БЖ

___________________

Т.Н. Шаманова

«       » августа 2013г.

Утверждаю

Директор МОУ

«Школа № 14»

__________________

Н.И. Андреева

Протокол № 1

от «       » августа  2013г.

Рабочая программа

по предмету   Музыка

 на 2013-2014 учебный год

в    4     кл.

                                                                                                    Составитель: Захарова Анна

       Александровна учитель музыки,                                                                                                                первой квалификационной категории

 

                                                 

Полысаево 2013

Пояснительная записка

     Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) (УМК «Школа 2100»).

    Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Планируемые результаты освоения программного материала:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

 Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

Особенности содержания программы и тематики

  Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами музыки и усвоить

  • нравственно-эстетические ориентаций в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
  • первоначальные представления о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера;  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
  • развить ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развить умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:

-  наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

     -  знание характерных особенностей русских народных песен;

     -  умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые,

     солдатские, исторические, плясовые, частушки;

    -  умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;

    -умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;

-  знание названий различных видов оркестров;

-  узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);

-  знание имён выдающихся отечественных композиторов  (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);

     -  знание русских народных  музыкальных инструментов  (гусли, баян, гармонь, балалайка,  ложки, трещотка);

-  проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

- знание гимна России.

Задачи предмета «Музыка» в 4  классе заключаются в следующем:

- понятие интернациональности музыкального языка;

- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;

воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;

- выявление собенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.

- формирование  навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски)

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.        

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;

     формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.

  • Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
  • Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.

Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип  расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность  возвращения школьника к уже  знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений  способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.

        Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

  • Метод драматургии урока музыки как урока искусства;
  • Метод создания  «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
  • Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
  • Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
  • Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
  • Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
  • Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
  • Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического  освоения её материала в начальной школе  является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют  также разнообразные  «жанры» уроков музыки -  урок- путешествие, урок- концерт, урок -размышление, урок - репортаж и  другие.

  Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в  4  классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов.

                               

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов фактически

Контроль знаний

1

Музыка моего народа

9

9

Муз.викторина

2

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ

7

7

тест

3

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

10

10

Муз.викторина

4

Композитор-исполнитель-слушатель

9

9

тест

Календарно-тематическое планирование

№ /

Дата


Тема урока

примечание


1.


1 четверть Музыка моего народа (9 часов)

 Музыка моего народа

2.

 Русская народная песня

3.

 Русская народная и композиторская музыка.    

4.

Частушки

5.

Жанры русских народных песен

6.

«Русский шаг» в солдатской песне

7.

 Русские народные инструменты

8.

Особенности композиторской музыки

9.

Лаборатория музыки. Обобщение





10

2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов)


Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ

11

Молдавская народная музыка

12

Музыка народов Закавказья

13

Музыка Славянских народов

14

Взаимосвязь композиторской и народной музыки.

15

Песни о Днепре-реке.

16

Лаборатория музыки. Обобщение.




17

3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)


Музыкальный язык.

18

Разучиваем, поём песню и размышляем.

19

Взаимопроникновение музыкального языка.

20

Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.

21

Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта.

22

Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.

23

Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.

24

Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.

25

Музыкальный язык – интернационален.

26

Обобщение тем четверти.



27

4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.)

Композитор-исполнитель-слушатель.

28

29

Дети как исполнители.

Дети как слушатели.

30

Дети как композиторы

31

Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского

32

 Песни весны.

33

Музыка всегда со мной.

34

Музыка всегда со мной.

35

Обобщение тем четверти и года.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
  4. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.

             Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу

Требования заключаются в следующем:

Знать/ понимать

  • слова и мелодию гимна России;
  • имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
  • наиболее распространённые музыкальные инструменты;
  • народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Уметь

  • различать основные виды и жанры музыкального искусства;
  • узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
  • сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
  • передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
  • исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
  • участие в хоровом исполнительстве;
  • музицирование на детских музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено на заседании МО учителей художественно -

эстетического цикла

Руководитель МО ________

________________________

Протокол № _1___

от «    » августа 2013года

Согласовано

Зам. директора по БЖ

___________________

Т.Н. Шаманова

«       » августа 2013г.

Утверждаю

Директор МОУ

«Школа № 14»

__________________

Н.И. Андреева

Протокол № 1

от «       » августа  2013г.

Рабочая программа

по предмету   Музыка

 на 2013-2014 учебный год

в    3     кл.

                                                                             Составитель: Захарова Анна

                                                                                    Александровна, учитель музыки

первой квалификационной категории

 

                                                 

Полысаево 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы «Музыка», авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачева.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вслушиваясь в интонации патриотических песен школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  • учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

 Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

Особенности содержания программы и тематическое планирование

Тематика 3-го класса организована по четвертям. «Песня,  танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки»,  «Построение (формы) музыки».

Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе. Учебный материал  3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

  •   Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Текущий контроль по изучению каждой темы  проводится в форме уроков – концертов; тестирование

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом МБОУ «Школа № 14» предметная область «Искусство» включает учебный предмет «Музыка», на изучение которого в 3 классе отводится 1час в неделю, 35 часа в год.

               

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов фактически

Контроль знаний

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

9

9

Муз. викторина

2

Интонация

7

7

тест

3

Развитие музыки

10

10

Муз.викторина

4

Построение (формы) музыки

9

9

тест

Всего

35

35

Календарно – тематическое планирование

3 класс

 

Дата

№ урока п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)

Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Из песни, танца и марша образуется песенность,  танцевальность и маршевость.

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать  фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

Танцевальность

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Песенность

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

Маршевость.

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

 Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение.

Интонация (7 часов)

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

Выразительные и изобразительные интонации.

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

Интонация – основа музыки. Обобщение.

Развитие музыки (10 часов)

Знакомство с понятием развитие музыки.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

Знакомство с понятием кульминация.

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

Ладово-гармоническое развитие музыки.

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

Обобщение по теме «Развитие музыки».

Построение (формы) музыки       (9 часов)

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

Знакомство с формой рондо.

Вариационная форма построения музыки.

Средства построения музыки – повторение и контраст.

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни Кемеровской области.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, города;

Обобщение по теме «Построение музыки».  

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

34

35

Итоговое обобщение  и повторение.

Урок-концерт.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

                                  Материально – техническое обеспечение:

     Печатные пособия:

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическое оборудование
  4. Детские музыкальные  инструменты

Библиографический список:

1.В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012.

2.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2  – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено на заседании МО учителей художественно -

эстетического цикла

Руководитель МО ________

________________________

Протокол № _1___

от «    » августа 2013года

Согласовано

Зам. директора по БЖ

___________________

Т.Н. Шаманова

«       » августа 2013г.

Утверждаю

Директор МОУ

«Школа № 14»

__________________

Н.И. Андреева

Протокол № 1

от «       » августа  2013г.

Рабочая программа

по предмету   Музыка

 на 2013-2014 учебный год

во    2     кл.

                                                                                               Составитель: Захарова Анна

                                                                                                      Александровна, учитель музыки

первой квалификационной категории

 

                                                 

Полысаево 2013

                                                              Пояснительная записка

          Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека. Программа адресована обучающимся   общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

           Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

           Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования: 
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; 
задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

          Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

         Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

         Вслушиваясь в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений , школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

         Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они  музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки; учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

         Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли. Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

         Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

          Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни. Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

         Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

         Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былинка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

          К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

        Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов: 
создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике; 
используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

         Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

        Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.

       Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

          Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

         К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

          Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям: 
- Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания). 
- Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности). 
- Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука). 
- Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

       Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

      Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

                     Требования к уровню подготовки.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

  • эмоционально - образно воспринимать содержание музыкальных произведений,
  •  высказывать суждения о музыкальных произведениях;
  • узнавать изученные произведения и называть их авторов;
  • знать жанры музыкального произведения;
  • уметь определять на слух отличительные особенности первичных жанров;
  • иметь представление об особенностях оперы, балета, симфонии;
  • уметь понимать содержание музыкальных произведений
  • различать  основные выразительные средства музыки: темп, ритм, динамика, тембр;
  • петь красивым звуком самостоятельно и в ансамбле.

     В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

     Учебник 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы: «Три кита в музыке», «О чём говорит и что выражает музыка», (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой), «Что такое музыкальная речь». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанные  художниками-передвижниками.

     Материал учебника структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.

          Второй год обучения объединяют 4 темы: «Три жанра музыки»(9 ч), «О чем говорит музыка?»(7 ч), «Опера, балет, симфония»(10 ч), «Как говорит музыка?»(9 ч).

         В основе тематизма второго года обучения лежит дальнейшее освоение учащимися первичных жанров. Углубление и закрепление понятий о разных видах марша, танца, песни. Знакомство в общем виде   с жанрами оперы, балета, симфонии, концерта.

         Использование ИКТ (показ фрагментов оперных и балетных спектаклей, презентации с использованием фонограмм звучащих инструментов, компьютерные энциклопедии, музыкальные игры) позволяет учащимся лучше понять и усвоить музыкальный материал.

« О чем говорит музыка?» и  «Как говорит музыка?»   становится предметом обсуждения на уроках. В ходе слушания музыки закрепляется понимание о выразительных средствах музыки и эмоционально – образном воздействии. Музыкально – дидактические игры способствуют лучшему усвоению материала.

                  Задачи музыкально – творческого развития учащихся 2 класса.

Воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребенка, художественный вкус; углубить и закрепить понятие о жанрах музыкальных произведений: песня, танец, марш; научить понимать различия жанра оперы, балета, симфонии; учить понимать содержание музыкальных произведений и различать основные выразительные средства музыки: темп, ритм, динамика, тембр.

                                   

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактически

Контроль знаний

1

  Три жанра в музыке – песня, танец, марш.

  9

9

Викторина

2

О чем говорит музыка.

 7

7

игра

3

Куда ведут нас «три кита».

 10

10

викторина

4

Что такое музыкальная речь.

 9

9

тест

всего

 35

35


Календарно – тематическое планирование

2 класс

урока

Дата

Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности

обучающихся

примечание

1

Три жанра в музыке - песня, танец, марш(9 ч.)

Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

2

Марш

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

3

Музыкальная лаборатория

4

Танец

5

Волшебный мир танца

6

Песня

7

Разучиваем, поём, играем

8

Музыкальное представление.

9

Обобщающий урок по теме: жанры музыки

О чём говорит музыка (7 ч.)

10

Музыкальная лаборатория

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение

11

О чем говорит музыка?

12

Что выражает музыка?

13

Музыкальный портрет

14

Изобразительность в музыке

15

Музыкальная лаборатория

16

Разучиваем, поём, играем

Куда ведут нас «три кита» (10 ч.)

17

Куда ведут нас «три кита»? Опера

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

18

М. Коваль «Волк и семеро козлят»

19

Балет

20

Волшебный мир танца

21

Симфония

22

Концерт

23

Опера и симфония

24

Музыкальная лаборатория

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров

25

Марш в опере, балете, симфонии

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

26

Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш?

Что такое музыкальная речь (9 ч.)

27

Что такое музыкальная речь?

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные),

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении

28

Мелодия, темп, лад, регистр

29

Разучиваем, поём, играем

30

Музыкальная лаборатория

31

Средства выразительности в музыке

32

С.Прокофьев «Петя и волк»

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

33

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

34

35

Создание музыкальных образов.

Обобщающий урок

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Материально – техническое обеспечение:

Печатные пособия:

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическое оборудование
  4. Синтезатор
  5. Детские музыкальные  инструменты

Библиографический список:

  1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2011.
  2. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2  – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено на заседании МО учителей художественно -

эстетического цикла

Руководитель МО ________

________________________

Протокол № _1___

от «    » августа 2013года

Согласовано

Зам. директора по БЖ

___________________

Т.Н. Шаманова

«       » августа 2013г.

Утверждаю

Директор МОУ

«Школа № 14»

__________________

Н.И. Андреева

Протокол № 1

от «       » августа  2013г.

Рабочая программа

по предмету   Музыка

 на 2013-2014 учебный год

в  1   кл.

                                                                                                Составитель: Захарова Анна 

                                                                                                      Александровна, учитель музыки

  первой квалификационной категории

 

                                                 

Полысаево 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы «Музыка», авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачева.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета -  ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования  включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  • учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия. Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

 Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

 Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

Особенности содержания программы и тематическое планирование

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом МБОУ «Школа № 14» предметная область «Искусство» включает учебный предмет «Музыка», на изучение которого в 1 классе отводится 1час в неделю, 33 часа в год.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол - во часов по программе

Кол- во часов фактически

1.

Внутренняя музыка

3 ч.

3 ч.

2.

Родная речь

5ч.

5ч.

3.

П. И. Чайковский

3ч.

3ч.

4.

М. И. Глинка

4ч.

4ч.

5.

Мелодия жизни

4ч.

4ч.

6.

С. С. Прокофьев

3ч.

3ч.

7.

Путешествие во времени и в пространстве

7ч.

7ч.

8.

Счастье, где ты?

3ч.

3ч.

9.

Повторение

1ч.

1ч.

Итого:

33ч.

33ч.

Календарно – тематическое планирование по музыке

1 класс

№ урока п/п

Тема урока

Примерный музыкальный

материал

Универсальные учебные действия

Дата

Как можно услышать музыку(33 ч.)


1

«Внутренняя музыка» (3 ч.)

Внутренняя музыка

Музыка разных жанров: танец, марш, песня.

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Исполнять колыбельные песни

2

Колыбельная песня

Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

3

Сказку складываем, музыкой сказываем.

Народное музыкально-поэтическое творчество.


А. Лядов. Кикимора


Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

4

Родная речь (5 ч.)

Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги  и круги…

Г. Фрид. Ветер

Е. Тиличеева. Деревца

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

5

Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное  слово   и  несказанное…

А. Вивальди. Зима

С. Прокофьев. Дождь и радуга

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение

6

Музыка природы. Прогулка в лес

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

7

Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём  вместе.

Р.н.п. Как под наши ворота

Укр. Н. п. Журавель

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

8

Портреты   заговорили   и запели.

Р. Шуман. Весёлый крестьянин

Р.н.п. Вспомним, братцы, Русь и славу!

Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира

9

Пётр Ильич Чайковский (3ч.)

Детские годы.

«Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

10

Здесь         живёт музыка П.И. Чайковского.

Балет «Щелкунчик»

11

Волшебный тот цветок… Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Хор менестрелей из оперы «орлеанская дева»

12

Михаил,  Иванович Глинка (4ч.)

Детские годы

Мазурки

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

13


Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

Опера «Руслан и Людмила»

Первая песня Баяна

14

Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!

Опера «Руслан и Людмила»

Ария руслана из 3 действия

15

Руслан и Людмила. Слава!

Опера «Руслан и Людмила»

Заключительный хор

16

Мелодия жизни(4ч.)

Заветное слово.

В. Усачёва. Жила-была работа

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

17

Как начинается музыка?

В. Усачёва. Жила-была работа

18

Вольфганг Амадей Моцарт.

Хор из оперы «Волшебная флейта»

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

19

Моцарт сочиняет.

В. Моцарт. Менуэт

20

Сергей  Сергеевич Прокофьев(3 ч.)

Детство композитора

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

21

Дорогой,Щелкунчик!

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

22

Музыка для детей С. Прокофьева

Балет «Золушка»

23

Путешествие во времени  и пространстве(6 ч.)

Тренируем свою  «внутреннюю музыку»

Р.н.п. Вот уж зимушка проходит

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

24

Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу

Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

25

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка»

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

26

Две песни. Сочиняем песенку

Музыкальная игра «Полевая берёзка»

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

27

Русские обряды. Ждём   весну,   встречаем птиц. Весенние заклички

Весенние заклички

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

28

Музыка

народный хор

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

29

Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли.

И. С. Бах. За рекою старый дом.

Жизнь хороша

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

30

Счастье, ты где?(4 ч.)

Идём  за Синей  птицей.

Музыка И. Сац  к спектаклю «Синяя птица»

Г. Струве. Музыка

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

31

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Счастье, ты где?

Музыка И. Сац  к спектаклю «Синяя птица»

В. Усачёва. Жила-была работа

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

32

Музыка для детей

 Дождь на лугах. Весенняя песенка

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

33

Итоговое повторение. Урок - концерт

Любимые произведения, изученные в 1 классе

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения по данной программе используются УМК по музыке издательство «Баласс»

  1. 1.Программа "Музыка",  авторы: Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный  государственный образовательный стандарт.
  2. 2. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах . Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – Изд. 2 – е, испр. – М. : Баласс, 2011.
  3. 3.В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка». Учебник для  1 –го класса. – М. : Баласс, 2011.
  4. Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, комплект   дисков с музыкальными произведениями по программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 1-го класса

Предлагаемая    рабочая   программа по музыке для 1-го класса  разработана  в соответствии с федеральным  компонентом государственного образовательного ст...

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...

Рабочая программа по музыке в 1-4 классах

Рабочая программа разработана по ФГОС...

Рабочая программа по музыке 2,3,4 классы

Тут содержание и ктп идёт отдельным файлом...

Рабочая программа по музыке Критская 5-7 класса ФГОС

Рабочая программа разработана на основе ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по музыке УМК "РИТМ" 1 класс

Рабочая программа к учебнику В.В. Алеева, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 2-ого класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по музыке для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...