Разработка открытого урока по хору "Весело поем"
методическая разработка по музыке по теме

 

Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей №51                                     

                                                                 

        

         

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

«Весело поем»

«Развитие эмоциональности и творческой свободы

 на занятиях хора учащихся младших классов»

кружок     «Хоровое пение»  /хор учащихся 1а класса.

 

                                               

 «Весело поем»

Учитель:  Болдырева Лариса Эдуардовна.    

Дата проведения: 18.12.2012г.

Класс:   1г

Предмет:  кружок хора.

Тема урока:  «Развитие эмоциональности и творческой свободы  на занятиях хора учащихся младших классов»

Форма проведения коллективная.

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра.

Введение

Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети,  которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия  охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Итак, хоровое пение – одно из главных средств  музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету « Хоровое пение». Занятие  проходит в течение 40 минут. Занятие разработано для учащихся 2 классов.

Основная часть

Тема программы:  « Подготовка к  концертному выступлению».

Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: « Урок - игра».

Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи:

обучающая;

- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;

- дать понятие об использовании дыхания в пении;

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;

- научить эмоционально,  исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);

развивающая:

- создать условия для развития эмоциональной сферы;

- развить творческую фантазию, воображение;

- активизировать слуховое восприятие;

- развить чувство ритма; 

воспитывающая:

- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;

- сформировать навык общения в группе детей;

- расширить  музыкальный кругозор;

- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.

Оборудование для организации занятия:

- синтезатор;

- музыкальный центр;

- микрофон;

- компьютер.

Методы обучения: 

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная               оценка исполнения);

индуктивный;

дедуктивный;

проблемно – поисковый;

объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

 Методические приёмы:

-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную                                        деятельность и создающие поисковые ситуации;    

-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

сопоставление песен, различных по характеру;

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного     материала;

- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

вокализация песен на слог и сольфеджио;

-  задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Во поле берёза стояла»);

- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;

- юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

Ход занятия:

Первая часть урока (работа с распевками)

Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.

Распевка « Здравствуйте, ребята!»

Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной  «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.

Разминка упражнения: «Кривляка»; «Язычок»; «Замочек»;

                                                  «Лошадка (большая);

                                                  «Лошадка (маленькая) (дети всё делают по руке)

Распевка « Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка», «Весёлые гласные»,

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

«Восьмёрки»;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.

Скороговорка  («дуб тупогуб, тупогубенький бычок»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием в каноне.

Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

Задачи:  использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, знать и уметь применять на практике динамические оттенки, уметь анализировать собственное исполнение.

Инсценирование распевки «Такси» (оборудование – 3 стула) - определение образа каждого героя предлагаемой распевки,  исполнение распевки с использованием актерского мастерства.

Распевка «Едет, едет паровоз» (приложение № 1, оборудование – детская дудочка).

Задачи распевки: учащиеся  исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу.

Распевка «Во поле берёза стояла»

Задачи распевки: учащиеся  исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно; исполнение 1 куплета в характере от начала до конца; 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом куплете, в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко; Канон петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;

исполнение песни от начала и до конца

Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертет

 Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Эмоциональный настой на работу с песней «Песенка о медведях» (музыка и слова Д.Тухманова, Ю.Энтина)

Исполнение учащимися песни «Песенка о медведях» - работа над      вокально-     хоровыми навыками.

Исполнение  песни с танцевальными движениями.

Упражнение на артикуляцию.

Шепотом, выразительно произносить текст.

Тс, тише, слушайте ребята,

 Жил великан один когда – то,

Во сне вздохнул он, что есть сил,

И мышь живую проглотил

Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

Аты-баты, шли солдаты,
 Аты-баты, на базар.
 Аты-баты, что купили?
 Аты-баты, самовар.
 Аты-баты, сколько стоит?
 Аты-баты, три рубля.
 Аты-баты, он какой?
 Аты-баты, золотой.

Исполнение песни «Дорога к солнцу» (музыка и слова Н.Ахмерова)

Задачи:  исполнение песни от начала до конца (под фонограмму минус),                                                        

выразительно.

Задание детям:  ярко и сочно вести свою мелодию, которая не

поддерживается аккомпанементом.

Исполнение песни «Маленькая кошечка» (музыка и слова А. Пельской)

Задачи:  исполнение песни от начала до конца (под аккомпанемент учителя),                                                        

выразительно. Задание детям:  внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.

Третий раздел (активизация слухового восприятия, образного мышления)

Игра « Живые ноты»

Цель игры: активизация слухового восприятия. Проверка теоретических знаний. Формирование  вокально-хоровых навыков.

Ход игры: Разложить на полу 5 веревочек  в виде нотного стана. Восемь учащихся  (по количеству используемых нот) с ободками на голове встают по порядку на нотный стан. Педагог указывает на несколько нот в нужном ему порядке и ритме. Ребята – ноты в соответствии со своей нотой и ритмом поют музыкальную фразу. Остальные учащиеся угадывают название песни, музыкальная фраза из которой была озвучена.

Итог игры: угаданные песни дети поют со словами и показывают рукой направление движения мелодии.

Игра « Угадай настроение»

Задачи  игры:  эмоционально развить учащихся и  сформировать навыки  слухового восприятия, активизировать творческое образное  мышление, развить у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи.

Ход игры: учащиеся стоят, повернувшись спиной с закрытыми глазами. Педагог поет попевку. На последней строчке он подходит к любому учащемуся и гладит его по спине. Выбранный учащийся должен определить эмоциональный настрой последней пропетой педагогом строки, настроение поющего.

Эмоциональная подготовка  учащихся  к работе над произведением «Песенка про хомячка».

Исполнение песни учащимися в соответствующем эмоциональном настроении (использование фонограммы «минус», оборудование – музыкальный центр, микрофон).

Исполнение  песни с танцевальными движениями.

А сейчас мы исполним песню «Дружа» автор Любаша. И с таким замечательным настроением, мы завершаем наш урок.

Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?

Ответы учеников.

До свиданье 1в (пропевает учитель).

До свиданье Лариса Эдуардовна (пропевают ребята).

Использованная литература

  1. «Золотая горка» Д.Тухманов, Ю.Энтин –Москва, 2004.
  2. Агабабова  Е. « Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., « КОМПОЗИТОР», 2002.
  3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004
  4. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 2010.
  5. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007
  6. Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981
  7. Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Разработка открытого урока для будущих первоклассников. Интегрированный урок "Весеннее настроение"

Здесь вы найдете разработку интегрированного урока для будущих первоклассников. Занятие рассчитано на 15 минут. Включает в себя различого рода задания: повторение времен года,дней недели. Дети смогут ...

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....

Методическая разработка открытого урока "Воспитание физический качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством настандартных уроков.

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством нестандартных уроков» предназначен для организации и прове...