Методы и приемы используемые на уроках музыки
методическая разработка по музыке по теме

Раковская Наталья Ириковна

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТРИЗ на уроках музыки432.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для уроков музыки

Методы и приемы развития мышления и воображения,  используемые на уроках музыки.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ на уроках музыки

«Дружное ЭХО»

 Этот игровой прием не только развивает внимание, но и чувство ритма, а зачастую может служить игровой разминкой между различными видами деятельности на уроке. Присутствующие отвечают на звуки ведущего (учителя или сверстника) дружным эхом. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопыванием.  Например, ученики после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научились дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у детей  интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали.

 «Эхо» можно использовать в разных моментах урока. Но продолжительность его не должна быть большой.

“Создай паспорт”

Этот прием используется:

  • для систематизации, обобщения полученных знаний;
  • для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;
  • для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану.

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками, а в младших классах учителем. Например,  вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта

  1. Имя – Лакримоза;
  2. Создатель – В.А.Моцарт;
  3. Прописка – 7 часть из «Реквиема»;
  4. Где служит – в церкви, костёле;
  5. Особые приметы – траурная музыка, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра.

«Сочинение загадок» (методика А.А. Нестеренко)

Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданный объект. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Можно  использовать некоторые модели для составления загадок на основе описания признаков объектов из методики А.А. Нестеренко «Страна Загадок». Ученики  вполне справляются с составлением метафор как на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом, так и самостоятельно.

По определению философов, метафора – это перенос свойств одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении. Цель педагога: создать условия для усвоения детьми модели составления метафоры. Ребенок может самостоятельно создать фразу метафорического плана после усвоения модели составления метафоры. При создании метафоры не используются слова, обозначающие загадочный объект и его специфическое свойство. Фактически имеют дело с загадочной фразой, в которой неясно обозначен объект с его характеристикой.

 «Сочинение загадок» способствует развитию у детей воображения, образного мышления, представлений об окружающем мире и формированию у них эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природный мир, рукотворный мир, мир человеческих отношений).

Алгоритм сочинения загадок А.А. Нестеренко благодаря своей универсальности может использоваться на протяжении всего урока.

Загадка составляется в несколько этапов:

  • Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  • Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  • Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  • Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы:

загадки по признакам: Какой? Что такое же? HO! НE!

загадки по действиям: Что делает? Что делает то же действие? HO! НE!

загадки по ассоциации: На что похоже? Чем отличается? KAK. A НE.

Можно помочь в создании загадки наводящими вопросами. Например:

— Придумайте, на что похож …

— С чем можно сравнить …

— Назовите, какие признаки есть у …

— Что может делать …

Есть струны,  

Но не скрипка.

Похожа на грушу,

Но не съедобна

....домбра

При составление загадок можно использовать и другую модель «Какой? Кто такой же?» У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?             Кто такая же?

  • нарядная                барышня            Нарядная, как барышня.
  • Сверкающая          звезда                 Сверкающая, как звезда.
  • привлекающая      модница             Привлекающая внимание, но не модница    

      внимание                                                   

Ответ: новогодняя елка.

«Метод моделирования музыкального образа, произведения».

«Кто? и Как?». Например, целью урока в 2 классе ставлю раскрытие художественного содержания посредством выполнения целостного анализа. После слушания  произведения Э. Грига «В пещере горного короля» учащиеся задумались над вопросом: «Как передвигались гномы – входили или выходили из пещеры? Кто думает по-другому?». Это своего рода маленькое исследование, но исследование музыковедческое. Дети обязательно обратят внимание на характер динамических нюансов, на звуковедение, тембровую окраску, на темповое изменение. Этот вопрос легче обсуждать во втором классе вдвоем, так как многие дети еще стесняются отвечать.

Системное сравнение по картинам

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности на уроке музыки, в основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Синтез процессов восприятия картины и музыки и Можно  применить методику обучения системному сравнению по картине и музыкальному произведению.

Этапы построения занятия:

  1. рассматриваются оба произведения, состоящие из взаимосвязанных объектов (восприятие картины, прослушивание музыкального произведения);
  2. уточняются действующие объекты и их основные характеристики (в картине – изображенные объекты, в музыкальном произведении – звучание отдельных инструментов);
  3. берется основная система, которая требует сравнения, и поочередно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов первой системы (музыкального произведения) на объекты второй системы (картины)).

Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой Э. Грига «Утро» и картиной  «Утро весны» В. Кудревича. Целью данной работы является создание условий для описания пейзажа на основе сравнения тембров музыкальных инструментов.

Дети представляют, что они попали в картину. Рассказывают, что они могут там услышать. Затем детям предлагается взять в помощники музыку Грига «Утро» и пробуют звуки разных музыкальных инструментов перенести на картину.

- Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра?

- Придумаем красивые сравнения.

Получившиеся сравнения детей:

-звуки флейты нежные, как первые лучи солнца;

-мелодия гобоя, как качающееся дерево;

-оркестр звучит, как темнеющий лес вдали.

Разновидностью может служить соединение ранее предложенного варианта работы с картиной и музыкальным произведением и последующим выражением чувств, переживаний ребенка в рисунке. Картина А.Барановского «Мелодии осени» и музыка А. Вивальди «Осень. Времена года» способствовали осознанию детьми выразительности смысла музыкального языка,  возможностью  услышать мелодии звенящей чистоты и торжественности в предрассветной природе последних дней золотой осени.

«Шапка вопросов»

Это вид работы требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Способствует углублению знаний учащихся о каком-либо музыкальном произведении, стиле, композиторе и т.д. После знакомства с произведением (стилем, композитором) дети должны написать записку с тремя вопросами:

  1. Вопрос «на знание материала», свидетельствующий о том, что я знаю эту музыку, литературное произведение и.т.д. - ситуация знающего и проверяющего других ученика.
  2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать - ситуация незнающего, но желающего узнать ученика.
  3. Вопрос - просьба дать совет (на выяснение другого мнения о произведении по сравнению со своим) -ситуация сомневающегося, советующегося ученика.

Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками.

Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор, произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими.

«Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства.

Символическая аналогия.

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях, особенно в начальных классах, проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Например, так выглядит песня «Солнышко лучистое»

«Солнышко лучистое»

(Сл. Л. Мироновой)

Солнышко лучистое

Улыбнулось весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку. 

Припев:

Песенку такую:Ля-ля-ля!

Песенку простую:Ля-ля-ля!

За окном воробушки

Закружились весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку.

Припев:

Песенку такую:Ля-ля-ля!

Песенку простую:Ля-ля-ля!

Ручейки весенние

Зазвенели весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку

Дихотомия.  «Да-нетка» (методика Т.А. Сидорчук)

Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал из проблемного поля. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации, для решения творческой задачи.  Основной прием для сужения поля поиска – игра «Да-нет».

Это метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да - нет». Задавать вопросы - это такое же ценное умение, как и давать ответы. Вот несколько примеров использования этого приёма. 

«Нотный ряд». (Музыкальный ряд)

Этот вариант игры «Да-нет» провожу с целью закрепить знания о последовательности нот в звукоряде в пределах одной октавы.

- Ребята я на звукоряде загадала нотку. Найдите её, придерживаясь правил.

-  Это нота ФА?

- Это нота выше ФА?

- Это нота между фа и си? И т.д.

Можно по аналогии провести игру «Музыкальный ряд», в которой ученикам необходимо найти загаданный инструмент.

«Слово – предложение – вопрос - ответ»

 Очень полезное и эффективное упражнение Слово – предложение - вопрос-ответ.

  • Учитель указывает на ученика и говорит: “Слово” Ученик говорит какое-то слово, которое ему нравится или кажется интересным.
  • Учитель указывает другого ученика и говорит: “Предложение”. Этот ученик произносит предложение, в которое включено это слово.
  • Далее по указанию учителя третий ученик задаёт вопрос к предложению второго ученика — не формально, а по смыслу.
  • Когда учитель указывает четвёртого ученика, тот отвечает на вопрос так, будто он был задан ему.

Возможен усиленный вариант, когда учеников, работающих со словом, пять: первый называет слово, второй объясняет его значение, третий составляет предложение. Вместо значения можно требовать синоним, антоним, предложения можно составлять с ними, а не с исходным словом. Можно придумать множество и других вариантов. Вот несколько примеров:

слово — предложение — вопрос — ответ . Танец – Любит русский и испанец веселый и задорный танец.- Перечисли известные тебе танцы? - Вальс, ча-ча-ча, хип-хоп, тик-тоник, менуэт.

имя — предложение — вопрос — ответ. Чайковский – Чайковский  известный русский дирижер и композитор. – Какое его произведение стало «визитной карточкой»? – Балет «Щелкунчик»

«Угадай портрет, закрепленный на доске»

- Я загадала имя композитора. Оно есть среди имён, записанных на доске (или среди портретов которые вы видите). Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».

На доске: Н.Паганини, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, И.С.Бах, Ф.Шопен, Ф.Шуберт.

Возможные вопросы учащихся:

- о месте, где жил и работал композитор;

- о музыкальных предпочтениях;

- о любимых музыкальных инструментах;

- о фактах из биографии;

- о музыкальных сочинениях (не указывая названия).

В другой раз можно поставить вопрос иначе:

- Он совершил «кражу». И хотя все об этом узнали, он не был предан суду.

(В.А.Моцарт)

- Его лучшее детище обязано своим рождением чьей-то смерти. (Реквием. В.А.Моцарта)

“Слушание с остановками”

Непременное условие для использования и приема “слушание с остановками” найти оптимальные моменты для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по два или три вопроса, чтобы очевиднее стала динамика изменения предположений на основе новой порции информации. Дети предлагают свои варианты ответов. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Этот приём особенно эффективен на этапе слушания музыки, при условии, что музыкальное сочинение достаточно продолжительное, как, например, мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», сказка С.Прокофьева «Петя и волк» и т.д.

«Синквейн»

Существует целый ряд приёмов для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей, способствуют развитию креативного мышления, помогают классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания. К таким приемам относятся: кластеры (Word-web), инсерт, метод ассоциаций, синквейн и др.

"Сinq" во французском значит пять. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Синквейн используется на заключительной стадии урока – рефлексии, для анализа изучения материала, целостного осмысления, обобщения полученной информации.

Строгие правила составления “синквейнов” таковы: 

  • тема, выраженная одним словом – существительным.
  • описание темы в двух словах – прилагательные.
  • описание действия тремя словами – глаголами.
  • фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.

 Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно предложить ребятам составить один “синквейн” на двоих, что облегчит задачу. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Составленные “синквейны” обсуждаются всем классом.

Петя

Любопытный, храбрый.

Гуляет, спасает, ловит.

Смелый мальчик не боится волка.

Герой.

Вальс

прекрасный мелодичный

тревожит волнует кружит

Вальс уносит в небеса

Волшебство!

Песня

красивая добрая

звучит веселит радует

Песня учит добру

Свет!

 

Романс

тихий добрый

 успокаивает привлекает учит

Лекарство от душевной боли

Сердце!

Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческой выразительности.

«Буквенный диктант»

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

Например:

О – клавишно – духовой инструмент (орган);

Р – музыкальное сочинение траурного характера в память о погибших (реквием);

З – сказочный балет С.Прокофьева («Золушка»);

Б -  низкий мужской голос (бас)

А – легенда о домбре (Аксак кулан);

Из первых букв оставляем слово-анаграмму – Образ

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе

В статье описываются эффективные приёмы, используемые для развития интереса к чтению....

Интерактивные приемы, используемые на уроках литературного чтения

Одной из методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивного обучения - создание таких условий, при которых ученик чувствует свою успешность,...

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).       Дети с ...

Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"

Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...