Календарно - тематическое планирование по музыке для 4 класса
календарно-тематическое планирование (музыка, 4 класс) по теме

Тавасиева Алёна Вячеславовна

Календарно - тематическое планирование по программе "Музыка" В.П. Усачевой, Л.В. Школяр без УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13-14_muzyka_4.doc112.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                           

                                                                 

                                             I.   Пояснительная   записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы Л.В. Усачевой, В.О. Школяр.

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.

Цель предмета:

Формирование основ духовно- нравственного  воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

-     научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

-    формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-    воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных      и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-    освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

-    развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

-   овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,  музыкально- пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

  Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.

1 класс-33ч,

2-4 кл. -34ч

Общий объем учебного времени  составляет 135 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду -  в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений.

В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений.

В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Теоретический раздел программы включает сведения из области  теории музыки и музыкальной грамоты. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия  введены в образные названия содержательных тем  ( « Тембры - краски», « Знаки препинания в музыке» ), другие представлены в рисунках и фотографиях, третьи даны в форме текстов на страницах учебника. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

V. Планируемые результаты освоения учебного предмета

     В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

      - позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как        собственных. так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина    России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки.

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- наблюдение;

- практический;

- объяснительно- иллюстративный;

- информативный;

-частично- поисковый.

Способы и средства:

- технические средства;

- дидактические материалы;

- портреты и таблицы

V. Содержание программы

4 класс (34ч)

№ п/п

Наименование раздела

Содержание программы

1.

Музыкальное путешествие(9ч)

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

С.Рахманинов. Концерт № 2.

Д.Тухманов. Россия.

Е.Теличеева. Родина моя.

М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. С няней. Вечерняя песня. Гопак.

Н.Римский-Корсаков. Тема Шахриара.

А.Бородин. Половецкая пляска.

Н.Лысенко. Элегия.

Есть в лесу калина. Укр. Нар. Песня.

А.Пахмутова. Белоруссия.

Бульба. Кума. Реченька. Белорусские народные песни.

Шопен. Концерт №1.

О.Девочкина. Осень.

В.Серебренников. Осенняя песня.

М.Глинка. Полонез. Венецианская ночь.

М.Огинский. Полонез.

Г.Струве, ст. В.Викторова. Полонез дружбы.

Санта Лючия. Итальянская народная песня.

2.

Великие композиторы, великие произведения(10ч)

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная Дж.Верди. марш.

Й.Гайдн. Квартет. Мы дружим с музыкой.

В.Моцарт. Ария царицы ночи. Симфония №40. Хор «Звуки хрустально чисты».

Л.Бетховен. Соната №8. Свободный человек.

Ф.Шуберт. В путь. Два вальса. Музыкальный момент. Ave Maria.

И.Бах. Токката ре минор. Осень. Зима.

Э.Григ. В пещере горного короля. Заход солнца.

Волшебный смычок. Камертон. Норвежская песня.

П.Чайковский. Симфония №1.

А.Алябьев. Зимняя дорога.

Ф.Шопен. Ноктюрн. Весна. Этюд до минор.

Б.Броневицкий. Сердце Шопена.

3.

Сказочные и былинные образы в музыке(7ч)

 Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей

Н.Савичева. Песня о цирке.

Н.Римский-Корсаков. Шествие чуд морских.

Р.Щедрин.  Вариация золотых рыбок.

Г.Фиртич . Песня о кораблях.

О.Мессиан. Пастухи. Ликование звезд.

Г.Фрид. Ветер.

В.Шаинский. Облака.

Б.Бриттан. Вариации и фуга.

А.Сальери. Втроем как один.

Е.Адлер. Наш оркестр.

А.Скрябин. Прометей. Кода.

Р.Шуман Арлекин; Пьеро.

4.

Жанры в музыке(6ч)

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях разных жанров музыкальных произведений.. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в произведениях. . Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Я.Дубравин. Джаз.

Р.Бойко. Дело было в Каролине.

Р.Роджерс. Звуки музыки.

В.Семенов. Когда я стану миллионером.

В.Косма. Музыка к к/ф «Игрушка», «Папаши».

Э.Морриконе. Музыка из к/ф  «Профессионал».

Пастушка. Французская народная песня.

П.Чайковский. Май. Белые ночи. Увертюра «1812 год».

О.Газманов. Москва, звенят колокола.

А.Петров. Я шагаю по Москве.

Г.Свиридов. Песня о Москве.

М.Ройтейштерн. У Кремлевской стены.

Дж..Гершвин. Песня Порги.

5.

Россия любимая наша страна(2ч)

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.  

Государственный гимн Российской Федерации.

Р.Тульбович. Детям мира.

С.Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой. А.Александров, ст. С.Михалкова.

VI. Тематическое планирование

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

1-9











«Музыкальное путешествие»(9ч).

«Россия – любимая наша страна.

Великое содружество русских композиторов.

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Музыка Украины.

Музыка Белоруссии.

Музыкант из Желязовой Воли.

Блеск и мощь полонеза.

Музыкальное путешествие в Италию.

Взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов.

Исполнять, инсценировать песни,танцы, фрагменты из произведений музыкально_театральных жанров (опера, мюзикл и др.).

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, иг_

рах, действах.

10-19




Великие композиторы, великие произведения (10ч).

«Народный»  композитор Италии Джузеппе Верди.

Музыкальная Австрия.

Знаменитая сороковая.

Героические образы Л.Бетховена.

Песни и танцы Ф.Шуберта.

«Не ручей- море ему имя».

Суровая красота Норвегии.

«Так полюбил я древние дороги».

Ноктюрны Ф.Шопена.

«Музыка Ф.Шопена – это пушки прикрытые цветами».



Распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл.

Использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Выражать собственные мысли,настроения и чувства с помощьюмузыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах.

Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Исполнять, инсценировать песни

Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.

Исследовать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

20-26

Сказочные и былинные образы в музыке (7ч).

Арлекин и Пьеро.

В подводном царстве.

Цвет и звук.

Вознесение к звездам.

Симфонический оркестр.

Поэма огня «Прометей».

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Исследовать звучание настроений,чувств и характера человека.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Воплощать в звучании голоса,инструмента собственные мысли и чувства.

27-32

Жанры в музыке (6ч).

 «Жизненные правила для музыкантов». Р.Шумана.

Джазовый оркестр.

Что такое мюзикл?

Под небом Парижа.

Петербург. Белые ночи.

 «Москва. Как много в этом звуке».

Взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов.

Исполнять, инсценировать песни,танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера, мюзикл и др.). Распознавать многозначность музыкальной речи, ее

смысл.


33-34

 «Россия – священная наша держава»

 (2ч)

Использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэти_

ческого творчества своего народа.

Участвовать в коллективных народных играх, инсценировках обрядов  на основе полученных знаний.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Исполнять, «играть» народные песни.

Выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа».

Импровизировать в народной манере

VII. Учебно - методическое обеспечение  программы:

- фонотека и хрестоматии;

-учебно- методический комплект «Музыка 1-4 кл.». В.В.Алеев, Т.И. Науменко,  Т.Н.Кичак

- иллюстративный материал;

- инструментальный материал;

- дидактический материал;

- набор обучающих и контролирующих материалов.

-примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010

- программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4кл». В.В.Алеев, Т.И. Науменко,  Т.Н.Кичак, 2011

VIII. Справочный блок программы

Список используемой литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...

календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс, автор программы Т.В.Челышева  УМК "Перспективная начальная школа".  Учебник:«Музыка» 1 класс Т.В.Челышева     М.: ...

календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...

календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс. Е.Д. Критская.

Календарно-тематическое планирование по  музыке 1 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Перспектива"...