«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Ворона Ольга Викторовна

 Урок разработан по программе УМК "Школа России" ФГОС. Урок музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока музыки.32.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Косихинского района Алтайского края

Краевой конкурс « Новый урок для новой школы»

Номинация « Организация художественно – деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках эстетического цикла»

Тема урока: «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Конспект урока по музыке во 2 классе

Программа УМК « Школа России»

Ворона Ольга Викторовна

     учителя начальных классов  

МБОУ «Украинская СОШ»

                                                                        Olgha.Vorona@mail.ru

Цели урока: Познакомить детей с историей возникновения праздника ёлки. Разучить песню «Здравствуй Елка!»

Задачи урока:

 Создать условия для формирования  исследовательских умений учащихся, умений находить и пользоваться различными источниками информации. Совершенствовать навыки работы в группах, развивать творческое и воссоздающее  воображение  учащихся через взаимосвязь  разных видов искусства: изо, поэзии и музыки, что будет способствовать воспитанию толерантности, чувства коллективизма, интереса к формам совместной работы. эмоциональному отношению к музыке и к миру в целом.

         Планируемые результаты: учащиеся научатся давать определения общего характера музыки; исполнять песни; выполнять задания творческого характера.

Музыкальное сопровождение:  « Здравствуй ёлка»

Оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, презентация « Как ёлка наряжалась»,презентация « Снегурочка» Римского - Корсакова, слайды « Ёлочные игрушки», музыкальное приложение слайдов («Снежинка не растает», трек«Снежинка не растает», «Кабы не было зимы», «Добрый жук» и различные виды снежинок), минусовка  группы Блестящие «За четыре моря» к песне «Здравствуй ёлка», песня « Маленькой ёлочке холодно зимой», « Кто же это к нам пришёл?», 6 новогодних плакатов нарисованные детьми и их родителями, выставка рисунков и детских поделок, объёмная бумажная ёлочка( в центре доски), растяжка «С Новым годом!», ёлочные игрушки сделанные самими учащимися, снежинки, различные новогодние украшения( мишура, дождь, конфетти, серпантин и мн. др.), костюм Деда Мороза, Санта – Клауса, эмблемы групп: «Снеговичок», «Ёлочка», «Снежинки», искусственная ёлочка.

Формы работы: урок – презентация.

Тип урока: Обобщение знаний.

Методы работы:.   Объяснительно - иллюстративный в сочетании с частично-поисковым, метод рассказа и беседы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методический

 комментарий

1

Организационный момент. Актуализация знаний.

Цель: мотивировать  учащихся  к учебной деятельности посредством создания  эмоциональной обстановки.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.

Приветствие учащихся.  

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация проектов. “Презентация” в переводе с латинского языка обозначает представление, предъявление. Мы достаточно долго на протяжении 2 недель работали над проектом. Сегодня мы можем показать, чего добились. Представить результаты нашего совместного труда.

 Дети входят в класс под песню « Маленькой ёлочке холодно зимой».

( приложение № 1)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Выбранный прием позволяет создать эмоциональный настрой на уроке. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

2

Мотивационно-целевой этап.

Цель: учитель на уроке создает условия для формулирования темы урока

Подводящий к теме диалог. Почему стала традиция Новый год праздновать 1 января?

  • Что является главным атрибутом новогоднего праздника?
  • Кто такой Дед Мороз?  
  • Как отображены в приметах наблюдения за природными явлениями в новогоднюю ночь?
  • И так, тема над которой мы работали…

- В начале нашего пути  работая в группах, мы поставили перед собой задачи:

* собрать информацию об истории празднования Нового года;

* выяснить: почему ёлку выбрали главным атрибутом праздника;

* ответить на вопросы: кто такой Дед Мороз?

* узнать новогодние приметы.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Ответы детей:

«Здравствуй, здравствуй Новый год!!!»

( чтение стихотворения 1 уч-ся)

С Новым годом поздравляю

Всех ребят, учителей;

Счастья, радости желаю,

Быть счастливей, стать добрей!

Скоро Новый год наступит,

Все подарки люди купят,

Дома ёлку нарядят,

Всех знакомых пригласят,

Все в костюмы нарядятся,

С старым годом все простятся,

Новый встретят год они

И зажгут везде огни!

Учащиеся распределяются по группам.

Выбранный  метод позволяет связать в единое целое учебное время прошлого и настоящего уроков. Помогает постепенно осознавать предмет изучения на уроках и  постановки цели урока .

Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

Совершенствует навыки выразительного чтения, развивает творческое и воссоздающее  воображение  учащихся,  что будет способствовать обогащению словарного запаса, воспитанию прекрасного, интереса к традициям праздника.

 Групповая работа позволяет осознать причастность вклада школьника в результат совместной учебной деятельности, стремление к расширению круга своих возможностей.

Метод беседы помогает учащимся сформулировать тему урока и включить их в активную познавательную деятельность на уроке

3

Информационный этап.

Цель:

Подготовить эмоциональную сферу и создать условия для восприятия информации об истории празднования Нового года.  

1.Выступление группы ребят, первого ряда, об истории празднования Нового года.

Учитель:  (загадка)

Жил я посреди двора,

Где гуляет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей?    (снеговик)

1-я  группа «Снеговичок» работала по сбору информации об истории празднования Нового года на Руси.

2. Выступление  группы ребят, второго ряда, о главном атрибуте новогоднего праздника

Учитель: (загадка)

Кто на праздник к нам спешит?

Чей наряд волшебный сшит

Из игрушек пёстрых,

 Из иголок острых?

Из снежинок челка,

Это наша…ЁЛКА!

- Вторая группа «Ёлочка» ответит нам сегодня на вопрос: почему ёлка является царицей праздника Новый год?

Просмотр презентаций « Как ёлка наряжалась», «Ёлочные игрушки».

Учитель: Раньше украшали

ёлку  бумажными цветами, яблоками, пряниками. Затем на елках появились позолоченные и посеребрённые картофелины, они были редкостью на Руси и в Европе. Позже появились стеклянные игрушки и электрические гирлянды.

- Ребята, посмотрите на нашу ёлку. Она уже начала примерять на себя новогодний наряд, а в этом ей помогали вы – ребята.

(Учитель наряжает елочку игрушками сделанные детьми на уроках труда и дома с родител.).

3. Выступление группы ребят, 3 ряда, о Дедушке Морозе, а называется она…

Учитель: ( загадка)

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие пушинки,

Белые … СНЕЖИНКИ!

-Что интересного узнали о Дедушке Морозе и Санта – Клаусе ребята из группы « Снежинки»?

Учитель: Со всех уголков страны идут от ребят  письма к деду Морозу. Дети пишут дедушке круглый год. А он со своими помощниками отвечает на письма ребят.

(Учитель демонстрирует письмо от  Деда Мороза).

 Проведение физминутки: 

Цель: снятие  эмоционального напряжения и усталости детей.

- Ой, ребята, а кто это к нам стучится? (под песню « Кто же это к нам пришёл?» в класс заходят Дед Мороз и Санта – Клаус).

         

Подведение итога эстафеты загадок.

Учитель: - Ребята, а в каких сказках, музыкальных произведениях вы встречали образ Снегурочки?

- Ребята, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение Н. А. Римского – Корсакова, оперу « Снегурочка».

( краткая характеристика прослушанного произведения)

- Уже более ста лет слушают миллионы людей - и детей, и взрослых эту оперу, и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

Краткий анализ произведения.

Учитель:

Ребята, ваша задача – передать настроение песни. Спойте её звонко, весело.

Ребята, вы хорошо поработали и  Дедушка  Мороз приготовил для вас сюрприз. А где он может быть?

(2 ряда ребят являются слушателями)

  1. Ученик:

В глубокой древности начало нового года связывали с пробуждением природы, с весной. На Руси началом нового года считалось 1 марта.

  1. Ученик:

С принятием Христианства новый год на Руси стали праздновать по  

         византийскому календарю – 1 сентября. Так продолжалось 200 лет.

  1. Ученик:

Обычай праздновать новый год ввел на Руси Петр первый. Это он своим указом в 1699 году установил отмечать новый год 1 января. Царь повелел жителям Москвы отмечать его встречу торжествами: жечь на улицах костры, украшать дома зеленью.

        1 ученик:

Самый главный атрибут новогоднего праздника – украшенная ёлка.

Уважение к этому дереву проявляли ещё древние племена, они задабривали духа леса, который жил в ёлке. Приносили к дереву гостинцы.

       2 ученик:

  Позже ёлку стали называть «деревом Христа» и в рождественские    

праздники наряжать её.

  1. ученик:

 Царь Петр первый издал Указ, в котором говорилось, что на  

  главных улицах, а также перед домами знатных людей должны

 стоять  украшенные ёлки. А бедным людям повесить ветки еловые    над воротами.

Учитель совместно с детьми наряжают искусственную елочку игрушками сделанные детьми на уроках труда и дома с родителями.

          1 ученик:

Сколько лет Деду Морозу?

Точного ответа не даст никто. В любом случае, можно утверждать, что Дед Мороз родился много тысяч лет тому назад. По мнению одних «биографов», он- потомок добродушного великана Гаргона, другие считают, что прадедом Деда Мороза был Святой Николай, который очень любил делать неожиданные подарки. Сторонники этой версии утверждают, что само имя     « Санта – Клаус»есть не что иное, как искажённое имя  « Святой Николай».

2 ученик:

В древние времена русские сказки и легенды рассказывали о Морозе – хозяине лесов и полей, злом старике, который мог погубить всё холодом. Называли его Мороз Иванович и задабривали подарками.

У восточных славян есть образ Мороза – Богатыря – кузнеца, который сковывает воду « железными морозами».

     3 ученик:                                                                                                                            

 Главным героем новогоднего праздника в России Дед Мороз стал 150 лет назад. Теперь  он добрый и приносит детям подарки под ёлочку.

  1. ученик:

У разных народов разные Деды Морозы. Во Франции – Дед -Январь, в Германии и Австралии Деда Мороза зовут – Господин  Нимант( Никто), в Англии – Батюшка Рождество, в Италии - Баббо Натали  и т.д.                                                                                                               

Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года объявлен город Великий Устюг.

Учащиеся приветствие Деда Мороза и Санта – Клауса.

Дед Мороз:

- Здравствуйте, ребята! Слышу, слышу, что разговор  о новом годе ведете, о ёлке – красавице, да и обо мне не забыли.

   - Ребятушки, много интересного рассказали вы здесь об этом  празднике,   а кто из вас знает новогодние приметы?

( дети перечисляют Новогодние приметы).

Санта – Клаус:

- А загадки вы тоже умеете отгадывать?

( эстафета отгадывания  загадок трёх групп, за каждую отгаданную загадку получают снежинку).

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!

- Ребята, а кого же не хватает у нас в гостях, как вы думаете? ( ответы детей) Да, конечно же Снегурочки, она ещё в пути!

(ответы уч – ся)

прослушивание оперы Н.А. Римского – Корсакова « Снегурочка», в сопровождении просмотра презентации к опере.

Дед Мороз

-А песни новогодние вы знаете? Порадуйте,   дедушку весёлой песней!

 ( Дети исполняют новогоднюю песню «Здравствуй ёлка!»)

-   Ох, порадовали вы меня!

- Ребята, а вы можете ответить мне на   вопрос:   что такое Новый год? (Ответы детей).        

Дети: Под ёлкой.  (Дед Мороз раздает детям сладости).

Дед Мороз и Санта – Клаус:

-  До свидания, ребята! Пора нам в путь – дорогу!

В качестве подготовки к восприятию была выбрана загадка учителя, которая позволяет учащимся познакомиться с историей празднования Нового года, было выбрано это так, чтобы подготовить детское восприятие.

Просмотр презентаций «Как ёлка наряжалась», «Ёлочные игрушки».

Коллективная работа учителя и детей создаёт условия и гордость за свои достижения.

Совместная деятельность позволяет обеспечить субъект – субъектные отношения по поводу задачи, деятельности, строить свои действия с учётом действий партнёра.

.

Демонстрация письма от  Деда Мороза.

Физминутка(приложение №1)

под песню «Кто же это к нам пришёл?» в класс заходят Дед Мороз и Санта – Клаус

Метод театрализации.

эстафета отгадывания  загадок трёх групп, за каждую отгаданную загадку получают снежинку.

Загадки (приложение № 2)

 

Прослушивание отрывка оперы Н.А. Римского – Корсакова  «Снегурочка»,в сопровождении просмотра презентации к опере.  

Краткий анализ произведения

Исполнение  песни учащимися  «Здравствуй ёлка»( на мелодию песни « За четыре моря» группы « Блестящие»).

Слова песни «Здравствуй ёлка» (приложение № 3)

Минусовка песни «Здравствуй ёлка»

Дед Мороз и Санта – Клаус уходят.

4

 Этап. Самостоятельная работа.

Учитель:

-Ребята, я предлагаю посмотреть и послушать материал о красоте снежинок.

- А сейчас, ребята, нарисуйте каждый свою снежинку.

Выполнение самостоятельной работы в тетрадях (рисование снежинок)

Просмотр слайдов  «Если снежинка не растает».

Сопровождение песней « Если снежинка не растает»,  трек«Снежинка не растает», «Кабы не было зимы», «Добрый жук» и различных видов снежинок.  

5

Этап. Итог урока.

Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.

Беседа с учащимися.

Дети отвечают на вопросы, анализируют работы учащихся.

Важно проявить внимание к духовно – эстетического отношения детей, их эстетического сознания.

6

Этап. Рефлексия    деятельности,         настроения и эмоционального состояния 

.

Цель: развитие способностей учащихся обобщать, анализировать свою деятельность.          

Ребята, у вас на партах  лежат фигурки  солнышка и тучки.  

-Вы хорошо поработали на уроке . -Я благодарю вас  за работу. Мне было с вами интересно, а вам? Если вам было интересно, подарите мне снежинки,  а если было скучно- подарите тучку.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 На данном уроке целесообразно проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния  в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце урока. Применяются фигурки с изображением тучки и снежинки. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

7

этап. домашнее задание

Цель: повторить песне о Новом годе.

Учитель пишет Д/З на доске

Учащиеся записывают Д/З в дневники и готовятся исполнять изученную песню на Новогоднем празднике.

Регулятивные: способность осознать уровень усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, здравствуй Новый Год.

Сценарий новогодней елки на чувашском языке....

"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"

Сценарий новогоднего праздника в начальной школе....

Здравствуй, здравствуй, Новый год"

Методическая разработка праздника....

Здравствуй, здравствуй новый год!

Методическая разработка новогоднего праздника....

Сценарий новогоднего вечера во 2 классе "Здравствуй, здравствуй, Новый год!"

Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к новогоднему празднику; способствовать сплоченности детского коллектива....

Новогодний утренник " Здравствуй ,здравствуй ,Новый год!"

Сценарий новогоднего утренника в начальной школе ....

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Подборка стихов, песен, игр для новогоднего утренника в начальной школе....