О России пою
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Стрелкова Валентина Вячеславовна

Урок пронизан патриотизмом,  любовью и гордостью за музыкальную культуру русского народа и композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rossii_poyu.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке для 4 класса

Музыка моего народа

«О России пою»

Тема: О России пою.

ХПИ урока: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать одно есть постыдное малодушие.

Цель: Формировать у учащихся нравственные качества человека, которые выражаются в любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы, переживании своей духовной связи с ней.

Задачи:

1. Осознать и различать истинные и мнимые ценности, понять,  почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь.

2. Развивать память, мышление, вокально-хоровые навыки, музыкальный эстетический слух.

3. Воспитывать духовные качества учащихся, любовь и гордость за своих предков, за музыкальную культуру народа и композиторов, за непобедимую Святую Русь.

Наглядный материал:

- Портрет М. И. Глинки.

- Картина В. И. Васнецова «Богатыри».

- Картины с изображением солдат Великой Отечественной войны.

- Триптих П. Корина «Александр Невский».

Музыкальный материал:

- Песня «Родина моя».

- Опера «Иван Сусанин». М. Глинки.

- Опера «Александр Невский» С. Прокофьева.

- Песня «Мир» (музыка С. Баневича, слова Т. Калининой)

Ход урока.

Звучит песня «Родина моя». (Авторская песня в исполнении учителя под фонограмму)

У: Добрый день, ребята!

Вы, наверно, поняли, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Д: О Родине!

У: Да, эта песня о Родине.

Ребята, а вы знаете, что мы понимаем под словом Родина?

Д: Это те места, где мы живем.

У: А где мы живем?

Д: В Хакасии, в России.

У: Ребята, а вы знаете, что пришлось пережить матушке России во все века, чтобы быть свободной, процветающей?

Д: На Россию нападали враги, и россиянам приходилось защищать свою родную землю.

У: На защиту своей Родины вставали мужественные, сильные герои.

Давайте вслушаемся в эту мелодию.

Звучит Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин». М. Глинки.

У:  Ребята, вы узнали, из какого произведения эта мелодия?

Д: Это мелодия из оперы «Иван Сусанин» - Ария Сусанина.

У: Кто композитор?

Д: М. Глинка.

У: Какими качествами пронизана Ария Сусанина?

Д: Она распевная, напевная.

У: Ради чего Иван Сусанин отдал свою жизнь?

Д: Он спас Москву от врагов.

У: Как мы называем таких людей?

Д: Героями.

У: Ребята, давайте вспомним и споем вместе Арию Сусанина.

Постарайтесь спеть так, чтобы можно было почувствовать те же интонации и тоже настроение, которое испытывал наш герой.

Исполнение.

У: А сейчас мы послушаем Арию Сусанина в записи.

  Сусанин сидел

Звучит Ария Сусанина.

У: Оставила ли вас равнодушными эта музыка?

Д: Мы тоже переживали сейчас вместе с Сусаниным.

У: В какой форме она прозвучала?

Д: В трехчастной.

Физминутка

У: Ребята, встаньте, мы сейчас с вами сделаем небольшую разминку. Называется она «Задуй свечу». Ваши указательные пальцы на руках будут свечками. Но вся суть в том, что эти свечки не должны быстро погаснуть, значит, задуваем тихо. Эта разминка тренирует наше дыхание, что немаловажно нам для хорошего пения.

Ребята, а сейчас я хочу спросить вас, о чем у нас в начале урока шел разговор?

Д: О Родине.

У: Послушайте внимательно эти строки.

Затем учитель читает строки  «Вставайте, люди русские…» из оперы С. Прокофьева «Александр Невский»

А на доске показывает портреты нескольких героев, в том числе и богатырей, а так же картины с изображением солдат Великой Отечественной войны.

У: Ребята, как вы думаете, для чего я прочитала эти строки  и какая связь иллюстраций с ними?

Д: На этих картинах мы видим изображение людей, которых считаем защитниками  Родины.

У: Ребята, а как могут действовать первые строки на людей?

Д: Они призывают людей встать на защиту Родины.

У: Да, это призыв. Давайте разучим эту часть.

Учим по фразам, добиваясь ритмической энергии.

У: Эта мелодия звучит в кантате  С. Прокофьева «Александр Невский»

(Рассказать коротко, что такое «кантата»).

У: «Кантата» посвящена событиям XIII века и была названа в честь великого полководца - героя Александра Невского.

Показать учащимся центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский».

У: А сейчас слушаем фрагменты «Вставайте, люди русские!» и финал.

Кто исполняет кантату?

Д: Хор.

У: Тема «Вставайте, люди русские!» исполнялась от начала и до конца?

Д: Нет, здесь мы слышали еще одну тему.

У: Она была контрастна первой теме?

Д: Да, музыка становилась распевной, напевной.

У: В этой теме, то есть в средней части композитор внес образ русского народа широкой распевностью, а так же выразил чувства народа к своей матушке-земле.

С. Прокофьев стремился «дать русскую песню в современном складе. Поэтому эта часть кантаты «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в дни Великой Отечественной войны.

У: А хорошо ли нам жить сейчас под мирным небом, когда не стреляют пушки?

Д: Хорошо.

У: Я думаю, что быть счастливыми и помнить все подвиги нашего народа, это будет самым дорогим счастьем и для нас взрослых и для вас детей.

У: Давайте споем песню в заключение нашего урока.

Звучит песня в исполнении учащихся «Мир».

Итог урока.

У: Ребята, вам понравился урок? Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...