рабочая программа по музыке 3 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Болотова Оксана Дмитриевна

В соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа91.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение  «Лицей №9»  г. Белгорода

       «Рассмотрено»                                                                          «Согласовано»                                                                         «Утверждаю»                                                                          

      Руководитель МО                                                          Заместитель  директора по УВР                            Директор  МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода 

      _________                                                                                    МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода                                                   ____________ Петренко Е.Г.    

                  Протокол № 6                                                              ___________   Дедилова Т.  П.                                                      Приказ №________                                                                                                                                    

Рабочая     программа                                                                                                                                                                                  по музыке

3 класс

система общего развития  Л. В. Занкова

           « 25 »июня 2013г.                                                                    « 28»августа 2013г.                                                           «___»___________ 2013г.                                                                                                                                                                                                

 

                                                          Разработана

учителем начальных классов

                                                              высшей категории

                                                                    Болотовой Оксаной Дмитриевной 

 

Белгород 2013

 1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 3 класса  составлена на основе

  • Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.),
  • авторской программы  курса «Музыка»  Г.С.Ригиной  (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011,-224с.)
  • в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи курса:

  • формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;
  • развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
  • развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;
  • воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учётом культурного разнообразия российского общества;
  • формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта    

начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

2. Общая характеристика предмета, курса

Немаловажную роль в музыкальном воспитании детей играют эмоции. Л.В. Занков писал: «Любой предмет – русский язык, математика, труд, а прежде всего чтение художественной литературы, музыка, изобразительное искусство - предоставляют немало возможностей для эмоциональных переживаний, стремлений». И далее: «В учении положительные эмоции создают духовный подъем... Имеются в виду такие положительные эмоции, как восхищение, интеллектуальное наслаждение, радость, сочувствие». Для того чтобы эмоционально настроить детей на музыкальную деятельность, надо создать на уроке определенные условия: общий положительный эмоциональный климат, доброжелательную атмосферу занятия, уважительное отношение

учащихся к педагогу и педагога к учащимся. Учителю необходимо найти такой стиль общения с детьми, который не погасил бы их живого, эмоционального отклика на музыку. Верный путь к этому - творческая атмосфера занятий, умелое воздействие педагога на эмоции и чувства ребенка, тактичная оценка результатов его деятельности. Главная задача заключается в том, чтобы положительные эмоции школьников поддерживали их интеллектуальную деятельность, чтобы познавательному процессу сопутствовала «радость открытия» (Л.В. Занков).

В условиях коллективной музыкальной деятельности общий эмоциональный настрой на уроке поддерживает творческие усилия коллектива, создавая необходимые предпосылки для разнообразной и интересной деятельности детей. Роль педагога в том, чтобы эмоциональное общение с детьми, творческое сотрудничество с ними стало основанием для включенности ребенка в атмосферу искусства и создавало у него личностный настрой на активную музыкальную деятельность.

В третьем классе, обучая детей хоровому пению, учитель может добиваться яркости, тонкости, художественной законченности исполнения одноголосных и двухголосных песен в пении каноном, с самостоятельным движением голосов, со «второй», верхним и нижним подголосками. Детям вполне доступны яркие динамические оттенки от пиано до форте, разнообразные способы голосоведения: легкое и более глубокое легато, нон легато, легкое стаккато; распевание гласных на два и четыре звука.

Для разучивания и исполнения двухголосных песен класс делится на две группы: первые (верхние) и вторые (нижние) голоса. Диапазон верхних голосов - до1-ми2, нижних – сим-ре2 октавы. При распределении голосов по хоровым партиям учитываются и тембровые особенности их звучания. Более

светлое, звонкое звучание характерно для первых голосов; вторые голоса звучат ниже. Детей, голоса которых при низком звучании имеют в своем диапазоне отдельные высокие звуки, лучше распределить в первую партию. Необходимо избегать форсирования грудного регистра у исполнителей

нижней партии. Детей с хорошим слухом и устойчивой интонацией целесообразно распределять в обе группы. Особенно важно иметь такое поющее ядро для нижней партии, которую исполнять труднее.

Учитель следит за правильным певческим дыханием учащихся. В том случае, когда фраза, которую дети должны петь на одном дыхании, достаточно большая, надо воспользоваться цепным дыханием. «В подобных случаях следует брать дыхание в различных местах, но только не там, где хочется сделать вдох всем… Каждый при этом должен внимательно слушать соседа и возобновлять дыхание не одновременно с ним»1.

Включается пение тем после слушания фрагментов музыкальных произведений: например, из арии царевны Лебеди (опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), Царь-девицы (балет Р.К. Щедрина «Конек_горбунок»).

Практикуется чередование пения учителя с отдельными группами детей, особенно фраз песен в вопросно-ответной форме. Может также чередоваться пение всем классом с группой мальчиков или девочек.

Главная задача педагога - добиваться красоты звучания: петь напевным, ровным и естественным по тембру голосом, интонационно чисто и ритмически точно.

В третьем классе дети учатся петь по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен, включающие в себя интонации полного мажорного лада (V1 - I1 ступени). Они знакомятся с нотами до, ре, ми второй октавы («Теремок»), диезом; поют в тональностях соль, фа, до и ре мажор. Осваивается минорный пентахорд (I-V ступени) - «А я по лугу», «Уж ты сад» в тональности ре минор.

В третьем классе дети слушают более крупные произведения: музыку из опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М.И. Глинки, «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, балетов «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Конек-горбунок» Р.К. Щедрина, «Детскую симфонию» Ф.-Й. Гайдна, кантату «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Учащиеся знакомятся с творчеством В.-А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха. Кроме того, дети танцуют под музыку из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского («Танец пастушков», «Вальс цветов»); продолжают слушать и импровизировать движения к мелодиям: русская плясовая, эстонская полька; к пьесам-сценкам («Шествие кузнечиков» С.С. Прокофьева); слушают музыку менуэтов В.А. Моцарта и И.С. Баха и импровизируют движения в характере этих пьес. Новым и более сложным является импровизация танцевальных движений к музыке из балета, а также изящных и галантных движений танца менуэта, отличающихся от уже звучавших народных плясок.

Содержание уроков музыки направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами музыкально-творческой деятельности:

  • слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей о природе музыкального искусства на основе знакомства с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, примерами народной музыки;
  • пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Хоровое пение как наиболее доступный вид коллективного музицирования осуществляется с опорой на национальные традиции России и с учетом социальной ситуации развития современных детей, испытывающих потребность в общении и совместной деятельности. Вместе с тем значительное внимание уделяется здоровьеразвивающим (В.Ф. Базарный) возможностям пения;
  • инструментальное музицирование на начальном этапе включает ритмизацию и мелодизацию фраз стихотворного текста, «озвучивание» сказок, слушание музыки и пение с сопровождением игрой на детских ритмических инструментах;
  • музыкально-пластическое движение учит детей выразительно двигаться под музыку, передавая свое впечатление от музыки. Пение с показом ручными знаками также становится своеобразным пластическим интонированием;
  • драматизации литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляются в игровой деятельности, которая становится способом самовыражения детей.

Любой вид музыкальной деятельности может включать в себя такие задания, решение которых дает ребенку возможность проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Это определение музыкальных жанров по их характерным признакам, узнавание мелодии в разном тембровом звучании, нахождение нужных исполнительских красок, пение по ручным знакам и многое другое.

Проблемно-поисковый характер музыкальной деятельности, с одной стороны, создает условия для активизации музыкального мышления обучающихся, а с другой – способствует общему развитию школьников. Приведем примеры творческих заданий, направленных на развитие самостоятельных действий детей.

          Музыкальная игра «Я - композитор». Какому инструменту ты поручил бы исполнить пьесу А.Г. Рубинштейна «Мелодия» и почему? (Рисунки инструментов даны в учебнике.)

-Какое из этих стихотворений по своему настроению ближе к музыке С.С. Прокофьева? («Юный лес, в зеленый дым одетый...» А.К. Толстого и «Чародейкою зимою…» Ф.А. Тютчева.)

- Спой мажорную и минорную гаммы вверх и вниз. Определи тоники и спой трезвучия (I-III-IV ступени) мажорной и минорной гамм. (Рисунки звукорядов-лесенок» даны в учебнике.) На освоение ладовых интонаций мажора и минора в пении по нотам направлены задания следующего типа:

 - Спой «Колыбельную Гвидона» (V1-III ступени мажора) по нотам в тональности соль мажор с названиями нот и ступеней.

-Спой тему из пьесы Э. Грига «Утро» (I_VI ступени мажора) в тональности фа мажор с названиями нот, определи ступени.

-Спой русские народные песни «Во поле береза стояла», «Уж ты, сад», «А я по лугу» (I-V ступени минора) по нотам в тональностях ми и ре минор с названиями нот и ступеней. 

С третьего класса на уроках музыки планируется организация творческих проектов, что позволит обобщать опыт детей в слушании и исполнении музыкальных фрагментов или сочинений разных жанров, в поиске и систематизации разнообразной информации, в умении работать самостоятельно

и в группе, в коллективном взаимодействии. Это помогает в достижении планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создает условия для воспитания и развития учащихся. В курсе «Музыка» (авт. Г.С. Ригина) в начальных классах творческие мини-проекты имеют сквозной характер. Общая ключевая тема не ограничивает фантазии детей и не создает впечатления затянувшейся работы, так как в каждой учебной

четверти определена подтема (раздел), а для каждого раздела в качестве ориентиров учащимся предложено на выбор несколько частных тем. Другие направления и темы школьники придумают сами или с помощью старших.

Третьеклассникам предлагается тема коллективного проекта «Любимые песни нашего класса». В каждой четверти определен свой раздел:

-Песни из мультфильмов.

- Песни о школе.

-Народные песни.

- Песни о Родине.

В учебнике предлагается пошаговая инструкция работы над творческим проектом. При этом лучше обсудить вместе с детьми уточнения относительно содержания, организации и формы презентации выполненных проектов. Если это обобщающий урок четверти, то можно предложить детям такие формы, как урок-презентация, урок-концерт и др. 

Мини-проект «Музыкальная переменка» предполагает участие школьников в подборе соответствующего музыкального репертуара, интересных фактов и веселых историй из жизни композиторов и музыкантов.

Проектная деятельность младших школьников позволяет создавать условия для развития инициативности и ответственности ребенка, готовности к самостоятельным поступкам и действиям; формирования способности к организации своей учебной деятельности.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет музыка входит в предметную область ИСКУССТВО.

Количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 136 часов

Программа рассчитана на 34 часа в год (34 недели, 1 час в неделю) в т.ч. 2часа презентация творческого проекта «Любимые песни нашего класса».

Количество часов в I четверти – 8, во II четверти – 8, в III четверти- 10, в IV четверти - 8.

Основная литература

Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

Дополнительная литература

 Г.С.Ригина  «Методические рекомендации» к курсу «Музыка». 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012

Г.С.Ригина Музыка. Книга для учителя. 1-4 класс. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2005

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

Качество исполнения изучаемых на уроке песен, попевок, распевок и работы в целом;

Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения;

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке.

Формы контроля уровня обученности: викторины, кроссворды, конкурсы, праздники искусства, результаты проектной деятельности. Также предусмотрен входной, текущий и итоговый контроль.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают прежде всего телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс музыкального воспитания, и в частности слушание музыки, должен быть целенаправленным. На уроках музыки звучат разнообразные по характеру песни в исполнении педагога, которые учащиеся будут петь сами. Это важный раздел в слушании, поскольку успех дальнейшего разучивания во многом определяется теми слуховыми впечатлениями, которые оставило у детей первое знакомство с песней. Кроме того, дети слушают вокальную и инструментальную музыку, недоступную для их исполнения. Такая музыка обогащает музыкально-слуховой опыт ребенка, расширяет его кругозор, развивает способность восприятия музыкальных произведений. В начальной школе это преимущественно программная музыка, имеющая сюжетную основу и название.

Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в разнохарактерных или передающих близкое настроение музыкальных произведениях разных авторов. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее «слышать».

В ходе слушания музыки, пения и импровизирования на каждом уроке дети приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения музыки: творческие задания во всех видах музыкальной деятельности развивают музыкально-творческие способности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Сущность термина «музыкальная культура» включает в себя ряд положений, разработанных музыкальной педагогикой. Интерес к музыке базируется на способности восприятия интонационно-образного содержания музыкальных произведений. В начальной школе дети учатся воспринимать народную, классическую и современную музыку классического направления; на этой основе учитель воспитывает у детей глубокие нравственные чувства.

Певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры младших школьников. В ходе обучения дети постепенно овладевают навыками хорового пения, выразительного исполнения песен.

Воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка. Учитель стремится пробудить у детей их творческие возможности, воспитывать у ребенка инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного импровизирования.

Музыкальное воспитание - это воспитание любви и интереса к музыке, потребности в общении с музыкальным искусством. Посредством музыкальных занятий педагог воспитывает у детей гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие; развивает нравственно-эстетическое

отношение ребенка к явлениям музыкального искусства и через искусство - к действительности. Воспитательный эффект от уроков музыки во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал. Немаловажную роль в этом играет тематизм занятий, который отвечает специфике музыки как искусства и носит воспитательно-образовательный характер. Реализации задач воспитания детей помогает обращение к образам природы, фольклору, русскому народному творчеству и творчеству других народов; исполнительскому мастерству вокалистов и инструменталистов, героическим образам в музыке, историческому прошлому народа.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

 -  эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-  позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-  образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России;

-  устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

 -  познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-   нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-   нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-   понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-   представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-   понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих;

-   выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный ориентир;

-   воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-   осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-   самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-  использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-  выбирать способы решения исполнительской задачи;

-   соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-   исполнять попевки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-   соотносить различные произведения по настроению и форме;

-   строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-  пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

-  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-  обобщать учебный материал;

-  устанавливать аналогии;

-  сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-  представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-   выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-   выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-  проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-   контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-    понимать   необходимость   координации   совместимых  действий при выполнении учебных и творческих задач;

-   понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-  принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-  стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-   выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

-   понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-   контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

-  продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

-   формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

-   стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-   проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

-  воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

-  различать русскую народную музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-    понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-   эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-  ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-   понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-  передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни;

-   осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск информации, в т.ч. с использованием ИКТ;

- владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научится:

-  слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

-   наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

-  участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

-  узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

- узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку;

-  импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

-  пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

-  находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

-  различать музыкальные инструменты по звучанию.

Обучающийся получит возможность овладеть:

-   представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ф.-Й. Гайдн, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свири дов,  С. С. Прокофьев, Р.К.Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;

-   музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

-  выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);

-  петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений;

-  исполнять песни в одно- и двухголосном изложении;

-   различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

- сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-  различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-  узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-  приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

- собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

6. Содержание учебного предмета

Музыка в жизни человека

Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера. Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок. Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории. Инструментальная и вокальная музыка.Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Творчество И. С. Баха, В. А. Моцарта и др. Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского. Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С.Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак  - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского. Марш в опере и балете. Симфония. «Детская симфония» Ф. Й. Гайдна. Кантата (С.С. Прокофьев). Романс, ария, хор. Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова). Картины природы в музыке: музыкальные «краски». Тема персонажа оперы, балета, кантаты как музыкальная характеристика, музыкальный образ. Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных авторов. Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке. Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы. Повтор и контраст как основные приемы

музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития. Формы построения музыки: двух-трехчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень» Г.В. Свиридова).

Музыкальная картина мира

Картины природы в музыке. Эмоционально-образное содержание музыкальных произведений, связанных с картинами природы. Инструментальная и вокальная музыка. Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине. Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия. Композитор - исполнитель  - слушатель. Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано, виолончель, флейта - пикколо, челеста и др. Народные инструменты: кастаньеты.

Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи. Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни.

1. Сказка в опере и балете. Песни-сказки 7 ч

- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» 2 ч

- П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» 3 ч

- Р.К. Щедрин. Балет «Конек-горбунок» 1 ч

- П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» 1 ч

2. Инструментальная и вокальная музыка 6 ч

3. Презентация творческого проекта

«Любимые песни нашего класса» 1 ч

4. Музыка разных народов 6 ч

5. Картины природы в музыке 4 ч

6. Героические страницы истории России в музыке 8 ч

- С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» 3 ч

- песни о Великой Отечественной войне 1 ч

- М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 3 ч

- песни о Москве 1 ч

7. Презентация творческого проекта

«Любимые песни нашего класса» 1 ч

8. Уроки на природе 1 ч

Тема «Сказка в опере и балете»

Хоровое пение:

Н. А. Римский –Корсаков «Колыбельная Гвидона» из оперы «Сказка о царе Салтане»

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки»

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»

И. Морозов, А. Коваленков «Про сверчка»

Г. Гладков, К. Чуковский «Робин-Бобин»

Г. Гладков, Ю. Энтин «Песенка друзей»

Слушание музыки:

Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец пастушков», «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец феи Драже», «Вальс цветов»  из балета «Щелкунчик»

Импровизация:

«Песенка Алёнушки» по рн сказке «сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и картине В. Васнецова «Алёнушка» (мелодическая)

На тему «Сказочка» С. С. Прокофьева

Движения под музыку:

Дирижирование в размере 4/4

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец пастушков», «Вальс цветов»

Тема «Инструментальная музыка

Хоровое пение:

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»

Н. Песков, П. Синявский «Пробуждальная песенка»

Унп «Галя по садочку ходила»

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»

Е. Адлер, Л. Дымова «Песня менуэта»

В. Тугаринов «Оркестр чудаков»

Унп «Колядка»

В. Шаинский, А. Внуков «Снежинки»

В. Благ, М. Везеля, пер. М. Кравчука «Чудак»

Слушание музыки:

К. Сен-Санс «Лебедь»

Й. Гайдн «Детская симфония»

А. Алябьев «Соловей»

В. А. Моцарт «Менуэт»

А. Лядов «Кикимора»

Импровизация:

«Я – композитор» (Какому муз. инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу?) А. Рубинштейн «Мелодия».

На стихотворный текст (песня, танец, марш) (мелодическая).

Движения под музыку:

В. А. Моцарт «Менуэт»

Дирижирование в размере 4/4

Тема «Музыка разных народов»

Хоровое пение

РНП «Во поле береза стояла»

И. С. Бах «За рекою старый дом»

Р. Паулс, Аспазия «Колыбельная»

Э. Григ, А. Мунк «Заход солнца»

Фр. нп  «Пастушка»

Бнп «Кумушка»

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-чанга»

Р. Паулс, И. Резник «Золотая свадьба»

Слушание музыки:

М. П. Мусоргский унт «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Э. Григ «Шествие гномов»

А. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

П. И. Чайковский IV симфония, финал

И. С. Бах «Шутка»

Импровизация:

«Музыкальный разговор» (ритмическая)

Движения под музыку:

РНП «Барыня»

ЭТМ «Полька»

И. С. Бах «менуэт»

Тема «Картины природы в музыке»

Хоровое пение:

РНП «Уж ты сад», «А я по лугу»

В. Веселов, С. Есенин «Береза»

В. А. Моцарт «Колыбельная»

В. А. Моцарт «Весенняя»

Ю. Чичков, И. Мазнин «Осень»

Н. А. Римский –Корсаков  опера «Снегурочка», «Проводы Масленицы»

Слушание музыки:

С. Прокофьев «Утро»

Г. Свиридов музыка к повести А. С. Пушкина «Метель», «Весна и осень»

Э. Григ «Утро»

Импровизация:

На текст П. Соловьевой «Подснежник» (мелодическая)

В. А. Моцарт «Колыбельная»

На текст стихотворения А. Фета «Осень», П. Вяземского «Зима» (мелодическая)

Движения под музыку:

Дирижирование в размере 2/4, ¾, 4/4

С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»

Тема «Героические страницы родной истории в музыке»

Хоровое пение:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский» хоры: «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»

Ю. Чичков, Ю. Разумовский «Россия, Россия»

РНП «Слава»

Г. Свиридов, А. Барто «Песня о Москве»

Д. Львов-Компанеец, Ю. Коринец «Московский воробей»

Б. Савельев, Л. Жигалкина и А. Хайт «Большой хоровод»

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки»

Слушание музыки:

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

М. Блантер, М. Исаковский «Катюша»

Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин», «Романс Антониды», хор «Славься»

Импровизация:

На текст стихотворения И. Никитина «Русь» в характере песни, танца, марша (мелодическая)

На текст стихотворения  П. Воронько «Лучше нет родного края»

Движения под музыку:

Дирижирование в размерах ¾, 4/4.

7. Тематическое планирование

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Планируемые результаты УУД

Колво ча

сов

Сроки проведения

Личностные

Метапредметные

1

1. Сказка в опере и балете. Песни-сказки

- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

- П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

- Р.К. Щедрин. Балет «Конек-горбунок»

- П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

У третьеклассника будут формироваться:

 -  эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-  позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

регулятивные:

-  принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-  использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-   соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

 коммуникативные:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-  проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-  принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

I четверть

2

Инструментальная и вокальная музыка

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-  использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-   соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-   исполнять попевки.

коммуникативные:

-   выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-   выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-  проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

 -    понимать   необходимость   координации   совместимых  действий при выполнении учебных и творческих задач;

-    принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-  стремиться к пониманию позиции другого человека.

II четверть

3

Презентация творческого проекта

«Любимые песни нашего класса»

регулятивные:

принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-  выбирать способы решения исполнительской задачи

коммуникативные:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

 -   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-   контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-    понимать   необходимость   координации   совместимых  действий при выполнении учебных и творческих задач;

-   понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми

II четверть

4

Музыка разных народов

регулятивные:

-  принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-  использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-   соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-   исполнять попевки.

коммуникативные:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-   выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-  проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

 -  принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-  стремиться к пониманию позиции другого человека.

III четверть

5

Картины природы в музыке

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-  использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-   соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-   исполнять попевки.

коммуникативные:

выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-   выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

III четверть

6

Героические страницы истории России в музыке

- С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

- песни о Великой Отечественной войне

- М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

- песни о Москве

регулятивные:

-  принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов музыкальных произведений разных жанров;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-  использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-   соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-   исполнять песни.

коммуникативные:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-   выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке

III, IV четверть

7

Презентация творческого проекта

«Любимые песни нашего класса»

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-  планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-  выбирать способы решения исполнительской задачи

коммуникативные:

 -   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-  проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-   контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-    понимать   необходимость   координации   совместимых  действий при выполнении учебных и творческих задач;

-   понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми

IV четверть

8

Уроки на природе

регулятивные:

планировать свои действия соответственно учебным задачам, различая способ и результат собственных действий;

-  осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

познавательные:

 -  соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-   исполнять попевки.

коммуникативные:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

 -   понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-  проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-  принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-  стремиться к пониманию позиции другого человека.

IV четверть

Итого:

34 ч

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование и приборы

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

2.Компьютер.

3.Мультимедийный проектор.

4.Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

      1. Портреты композиторов

      2. Видеозаписи музыкальных фрагментов

      3. Аудиозаписи

      4. Видеофильмы о жизни выдающихся музыкантов

      5. Фонохрестоматия к урокам музыки в 3-ем классе по программе Г.С.Ригиной

Мультимедийные средства обучения

     1. Интерактивное пособие «Мир музыки»

     2. Различные презентации к урокам по темам курса

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

Банк контрольно-измерительных материалов (Приложение 2)

Приложение к рабочей программе

по музыке №1

Календарно-тематическое планирование

№ урока по плану

Дата по кален

дарю

Дата фактич. проведения

Тема урока

Предметные результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Стр.учебника\ тетради

I четверть – 8 часов

Сказка в опере и балете. Песни-сказки. (7 часов)

1

6.09

Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова.    

Называть особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Н. А. Римский–Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда»

Исполнение:

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - разучивание

2

13.09

Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова.  

Уметь описывать сказочный образ в музыке, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Н. А. Римский–Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля»

Исполнение:

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - исполнение

3

20.09

Входная диагностическая работа. Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Понимать роль сказки в опере и балете, уметь описывать образ, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев», «Марш»

Исполнение:

Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» - закрепление

4

27.09

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Определять сказочность в музыке, закреплять вокально-хоровые навыки. Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям

Слушание:

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец»

Исполнение:

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - разучивание

5

4.11

Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского

Определять сказочность в музыке, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

П. И. Чайковский балет

«Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец пастушков»

Исполнение:

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - исполнение

6

11.11

Сказочные образы в музыке Р. Щедрина

Определять какому эпизоду  легенды соответствует музыкальный фрагмент, закреплять вокально-хоровые навыки. Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям

Слушание:

Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Конька-Горбунка», «Тема Царь-девицы», «Царь Горох»

Исполнение: 

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - закрепление

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» - разучивание

7

18.11

Урок-концерт

Повторить теоретический материал: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором

Слушание:

П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Исполнение:

Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»  

В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки»

Инструментальная и вокальная музыка (6 часов)

8

25.11

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителя по количественному составу, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

К. Сен-Санс «Лебедь»

Исполнение:

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - разучивание

II четверть – 8 ч

9

(1)

8.11

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Й. Гайдн «Детская симфония»

Исполнение:

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»

10

(2)

15.11

Инструментальная музыка зарубежных композиторов.

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

В. А. Моцарт «Менуэт»

Исполнение:

В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - закрепление

11

(3)

22.11

Инструментальная музыка русских композиторов.

Знать определение вокальной музыки, название певческих голосов, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

А. Лядов «Кикимора»

Исполнение:

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы» - разучивание

12

(4)

29.11

Вокальная музыка

Знать определение вокальной музыки, виды хоров, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Н. А. Римский–Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: ария Царевны-Лебеди»

Исполнение:

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  

13

(5)

6.12

Вокальная музыка

Знать определение  вокальной музыки,  виды ансамблей, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

УНП «Колядка», «Галя по садочку ходила»

Исполнение:

Е. Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы»  - закрепление

Презентация творческого проекта «Любимые песни нашего класса» (1 час)

14

(6)

13.12

Любимые песни нашего класса

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками

Познакомиться с темой проекта. Начать работу над проектом в группах, распределить обязанности, обдумать конечный результат. Начать сбор информации.

Музыка разных народов (6 часов)

15

(7)

20.12

Народная и композиторская музыка. Музыка славянских народов.

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки. Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям

Слушание:

П. И. Чайковский IV симфония (финал)

М. П. Мусоргский «Гопак»

БНП «Кумушка»

Исполнение:

РНП «Во поле берёза стояла»  

16

(8)

27.12

Полугодовая диагностическая работа. Армянская музыка

Знать особенности музыкального языка кавказских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Слушание:

А. Хачатурян балет «Гаянэ»: «Танец с саблями»

Исполнение:

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - разучивание

III четверть – 10 ч

17

(1)

17.01

Музыка народов Прибалтики

Знать особенности музыкального языка Прибалтики, закрепить вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Р. Паулс, Аспазия «Колыбельная»

Исполнение:

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - разучивание

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - исполнение

18

(2)

24.01

Норвежская музыка.

Слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации. Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям

Слушание:

Э. Григ «Шествие гномов»

Исполнение:

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - исполнение

В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - закрепление

19

(3)

31.01

Немецкая музыка.

Различать язык музыки разных стран мира. Различать русскую народную музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки

Слушание:

И. С. Бах «Шутка»

Исполнение:

И. С. Бах «За рекою старый дом» - разучивание

Р. Паулс, Ю. Резник «Золотая свадьба» - закрепление

20

(4)

7.02

Французская музыка.

Различать язык музыки разных стран мира. Различать русскую народную музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки

Слушание:

ФНП «Пастушка»

Исполнение:

И. С. Бах «За рекою старый дом»

Картины природы в музыке (4 часа)

21

(5)

14.02

Образы природы в музыке русских композиторов.

Описывать ассоциации при слушании музыки, используя терминологию интонаций

Слушание:

С. Прокофьев «Утро»

Исполнение:

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» - разучивание

22

(6)

21.02

Образы природы в музыке русских композиторов.

Описывать звуки природы и соотносить их с музыкальными, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Г. Свиридов «Весна и осень»

Н. А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка»: хор «Прощай, Масленица»

Исполнение:

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза»

23

(7)

28.02

Образы природы в музыке русских композиторов.

Понимать значение выражения «певец русской природы», уметь приводить примеры образов природы из собственного опыта, закреплять вокально-хоровые навыки.

Слушание:

Э. Григ «Утро»

В. А. Моцарт «Весенняя»

Исполнение:

В. Веселов, С. Есенин «Белая берёза» -закрепление

24

(8)

7.03

Урок-концерт

Закреплять вокально-хоровые навыки

Исполнение выученных произведений

Героические страницы истории России в музыке (8 часов)

25

(9)

14.03

Героические образы в музыке русских композиторов. С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закреплять вокально-хоровые навыки. Понимать нравственный смысл  героических образов в русских народных песнях.

Слушание: 

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские»

Исполнение:

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание

26

(10)

21.03

Героические образы в музыке русских композиторов. С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

Слушание:

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «На Руси родной не бывать врагу»

Исполнение:

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки»

IV четверть – 8 ч

27

(1)

4.04

Героические образы в музыке русских композиторов. С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закреплять вокально-хоровые навыки. Понимать нравственный смысл  героических образов в русских народных песнях

Слушание:

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: хоры «Вставайте, люди русские», «На Руси родной не бывать врагу»

Исполнение:

РНП «Солдатушки, бравы ребятушки» - закрепление

28

(2)

11.04

Героические образы в вокальной музыке.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов. Понимать нравственный смысл  героических образов в русских народных песнях.

Слушание: 

М. Блантер, М. Исаковский  «Катюша»

Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли»

РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»

РНП «Слава»

Исполнение:

М. Блантер, М. Исаковский  «Катюша»-разучивание

29

(3)

Героические образы в музыке русских композиторов. М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Знать о роли истории в музыке, понимать значение  музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки. Сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов.

Слушание:

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин»: романс Антониды

Исполнение:

«Баллада о солдате»

Слова М. Матусовского - разучивание

30

(4)

18.04

Героические образы в музыке русских композиторов. М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Слушание:

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина

Исполнение:

«Баллада о солдате»

Слова М. Матусовского

31

(5)

25.04

Героические образы в музыке русских композиторов. М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Слушание:

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина, хор «Славься»

Исполнение:

Ю.Верижников «День Победы» - разучивание

32

(6)

16.05

Песни о Москве

Исполнять песни в одно- и двухголосном изложении;

Различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений

Слушание: 

Г. Свиридов, А. Барто «Песня о Москве»

Д. Львов-Компанеец, Ю. Коринец «Московский воробей»

Исполнение:

Ю.Верижников «День Победы»

Презентация творческого проекта «Любимые песни нашего класса» (1 час)

33

(7)

23.05

«Любимые песни нашего класса». Итоговая диагностическая работа

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками

Презентация проекта

Уроки на природе (1 час)

34

(8)

Урок-концерт на природе

Закреплять вокально-хоровые навыки.

Исполнение песен из альбома «Любимые песни нашего класса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (система Л.В.Занкова) 1 класс

Рабочая программа и развернутое   тематическое планирование по обучению грамоте  для 1 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках ФГОС, авторской програ...

Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова( Аргинская И.)3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс на 2012-13 уч. год Автор учебника Аргинская И.И....

Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс.

Рабочая программа по математике на 170 ч. по системе Л.В.Занкова  на основе программы  начального общего образования  по математике  2 класс (авт. А.А.Аргинская, С.Н. Кормишина) Са...

Рабочая программа Математика 3 класс система Занкова

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями. В программе есть  календарно-тематическое планирование, проверочнные работы, система оценивания....

Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс ФГОС

Рабочая программа создана на основе авторской программы с учётом требований ФГОС. Указан возможные виды деятельности учащихся и УУД....

Рабочая программа по музыке по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...