Календарно-тематическое планирование для 1 класса по программе Критская
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме

Самова Екатерина-Ярослава Олеговна

Календарно тематический план для 1 класса по программе Критская, Сергеева, Шмагина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno_tematicheskoe_planirovanie.doc165 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования - М.: Просвещение, 2010), рабочих  программ Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной по музыке – М.: Просвещение, 2011),  утверждённых Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования.

      Цель предмета  формирование желания учиться, постоянно расширяя  границы своих возможностей массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

      Задачи предмета

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения обучающимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

                                         

                                               Общая характеристика учебного предмета

         Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

         Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в   программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

         Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

                    Работа по данному предмету обеспечивается УМК:

        1. Учебник для образовательных учреждений – М.. Просвещение, 2011, Музыка 1 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.  

2. Рабочая тетрадь - М.. Просвещение, 2011, Музыка. 1 класс., Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение музыки в 1 классе отводится 33 ч (33 недели).

Количество часов в неделю – 1.

     

Описано ценностных ориентиров содержания предмета:

  • Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
  • Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями.
  • Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
  • На начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
  • Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

          Предметные  

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

                         Содержание учебного предмета

  Музыка вокруг нас (16ч.)

    Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Музыка и ты (17ч.)

   Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки

прохождения

Характеристика видов деятельности учащихся

I полугодие

 «Музыка вокруг нас» (16 часов)

16

Классы

1А  1Б          1В

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять  эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре)

Сравнивать музыкальные и речевые интонации,  определять  их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать  для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать  в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться  с элементами нотной записи.

Выявлять  сходство и различия музыкальных и живописных образов.

1

«И муза вечная со мной»

1

3.09          2.09

2

«Хоровод муз!»

1

10.09         9.09

3

Повсюду музыка слышна

1

17.09       16.09

4

Душа музыки – мелодия

1

24.09       23.09

5

Музыка осени 

1

1.10        30.09

6

Сочини мелодию

1

8.10         7.10

7

Азбука, азбука каждому нужна…

1

15.10       14.10

8

Музыкальная азбука

1

22.10        21.10

9

 «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель»

1

5.11         11.11

10

Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа)

1

12.11         11.11

11

Музыкальные инструменты.

1

19.11         18.11

12

Звучащие картины

1

26.11         25.11

13

Разыграй песню.

1

3.12           2.12

14

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай страны.

1

10.12          9.12

15

Добрый праздник среди зимы

1

17.12         16.12

16

 «Музыка вокруг нас»

1

24.12         23.12

II полугодие

«Музыка и ты» (17 часов)

17

Сравнивать музыкальные произведения

разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке/

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен/

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

17

Край, в котором ты живешь.

1

14.01        13.01

18

Поэт, художник, композитор

1

21.01        20.01

19

Музыка утра

1

28.01        27.01

20

Музыка вечера

1

4.02          3.02

21

Музыкальные портреты.

1

18.02         17.02

22

Разыграй сказку. (Баба Яга рус.сказка) Музыкальные инструменты

1

25.02         24.02

23

Мамин праздник.

1

4.03          3.03

24

У каждого свой музыкальный инструмент. «Музы не молчали»

1

11.03         10.03

25

Чудесная лютня (по алжирской сказке).

Звучащие картины

1

18.03         17.03

26

Музыка в цирке.

1

1.04           31.03

27

Дом, который звучит.

1

8.04           7.04

28

Опера – сказка

1

15.04         14.04

29

«Ничего на свете лучше нету»

                1

22.04         21.04

30

Афиша.

1

29.04       28.04

31

Программа 

1

6. 05       5.05

32

 «Музыка и ты»

1

13.05      12.05

33

 «А музыка звучит»

1

20.05     19.05


              Материально-техническое обеспечение образовательного процесса    

Основная:

 1  Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие

для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

      2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

   3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1 класс.  Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2011.

   4. Фонохрестоматия  1 класс.

Дополнительная:

 Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 1 класс". – М.: Просвещение, 2010.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2010.

 Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка,1989

Васина-Гросман В. «Книга о музыке и великих музыкантах» – «Детская литература» Москва 1986. Великие музыканты XX века – «Мартин» - Москва 2003 г. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.  Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г.  Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

Оборудование и приборы

Фортепиано

Музыкальный центр «Samsung»

Компьютер

Перечень оснащения  кабинета музыки  

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх. кол-во

Примечания

книгопечатная продукция

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Рабочие программы Музыка (Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской), М., Просвещение, 2011г.

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д

Авторские программы по музыке

Д

Хрестоматии с нотным материалом

Д

Для каждого года обучения

Сборники песен и хоров

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д

Пособия освещают различные разделы и темы курса.

Методические журналы по искусству

Музыка в школе

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебники по музыке

К

целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Рабочие / творческие тетради /
блокноты

К

Учебное пособие по
электронному музицированию

Ф

В перспективе

Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству

П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности.

Справочные пособия,
энциклопедии  

Д (П)

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

Таблицы:

– нотные примеры;

– признаки характера звучания

– средства музыкальной выразительности

Д

Д

Д

Таблицы, схемы представлены в индивидуально- раздаточном варианте

Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

– расположение партий в хоре;

 

Д

Д

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д

Портреты композиторов

Д

Комплекты.

Портреты исполнителей

Д

Атласы музыкальных инструментов

Д

Дидактический раздаточный материал:

Карточки с признаками характера звучания

К

Комплект

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К

Комплект

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект

        III. Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие
программы

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники носят проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Электронные учебники

Д

Программы – музыкальные конструкторы:

Dance Machine,

ACID, Music Generator,

Программы-автоаранжировщики: Visual Aranger, The Gammer, Band-in-a-Box$

Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro Audio,

Cubase Audio VST

Аудио-редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro

Нотный редакторы: NoteWorthiComposer, Finale и др.

Электронные библиотеки
по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек  входят электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (музыка, изобразительное искусство), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Игровые компьютерные
программы по музыкальной
тематике

Д

Рекомендуются для внеклассной работы

IV. Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр

Д

аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

CD / DVD-проигрыватели

Д

Мультимедийный компьютер со звуковой картой

К

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.).

Мультимедиапроектор

Д

Мультимедиапроектор мвходит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

Слайд-проектор

Д

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

V. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения.

Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д

Слайды (диапозитивы):

– произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений

Д

– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)

Д

– нотный и поэтический текст песен;

– изображения музыкантов, играющих на различных инструментах;

– фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Д

Д

Д

Музыкальные инструменты:

Фортепиано (пианино, рояль)

Баян  

Гитара

Клавишный синтезатор

Д

Д

Д

Д

Д

Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала

Для учителя

Комплект детских музыкальных инструментов:

– блок-флейта,

– глокеншпиль /колокольчик,

– бубен

– барабан

– треугольник

– румба,

– маракасы,

– кастаньетты

– металлофоны

– ксилофоны;

– народные инструменты:

    свистульки,

    деревянные ложки,

    трещотки  и др.;

– дирижерская палочка

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен.

учебная мебель:

 столы и стулья для учащихся

К

Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 1 класс по программе "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по новым ФГОСам 1 класс, программа "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование 1 класс по программе "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по новым ФГОСам 1 класс, программа "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Школа-2100"

математика   №п/п Тема урокаКол-вочасов Тип урока Элементысодержания Требования к уровнюподготовкиобучающихся Видконтроля ДомашнеезаданиеДатапроведен...

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Школа-2100"

Окружающий мир №ДатаТема урокаУмения и навыки    Опыты и наблюдения Домашнее задание        І четвертьКак устроен мир (7 ч)1,2...

Календарно-тематический план для 2 класса по программе ОС "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования и в соответствии с авторской программой "Школа 2100" под редакцией А.Л. Леонтье...

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....