Хор, ансамбль мальчиков в общеобразовательной школе.
материал (музыка) по теме

Описание опыта педагогической деятельности, системя развития вокально-хоровых навыков у мальчиков на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khor_ansambl_malchikov_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокально-хоровое воспитание детей осуществляется в детских  музыкальных школах, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе. Особое место среди них занимает хор или ансамбль мальчиков. К сожалению, эта традиционная форма хорового воспитания недостаточно востребована в практике массового музыкального образования. В общеобразовательных школах на сегодняшний день хоров мальчиков практически не существует.

Это во многом связано с тем, что учителя музыки в школе не достаточно владеют психолого-педагогическими знаниями по истории и теории вокально-хорового исполнительства, методикой организации вокально-хоровой работы с голосами мальчиков, а пение является далеко не самым распространенным занятием среди мальчишек.  Мальчики зачастую оказываются отстраненными от музыки. Для многих из них нет ничего  важнее футбола, компьютера или улицы. Кроме того, мальчики часто отличаются  повышенной двигательной активностью, "излишней" подвижностью, нервной возбудимостью, дефектами развития речи. У мальчиков дольше, чем у девочек, развиваются все психические функции, механизмы речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций,  контроля произвольных движений. Мальчикам свойственна сильно выраженная поисковая и исследовательская активность,  они менее дисциплинированны, их интерес к чему-либо  быстро гаснет, особенно если что-то не получается.  У мальчиков чаще наблюдается дискоординация слуха и голоса, среди них больше «гудошников» при  неплохом музыкальном слухе.

 За годы моей работы с коллективом мальчиков внедрялись и использовались разные методики, многие из которых претендовали на исключительную истинность, но, ни одна из них, пройдя проверку временем, не оказалась объективно совершенной, так как, используя данные методики, я  получала не совсем тот результат, который ожидала. Не было того, что помогало комплексно решать все вокальные и хоровые исполнительские проблемы.

В связи с этим мной было изучено много методической литературы, в частности авторские методики Д. Огороднова, В. Емельянова, Г. Струве, Н. Стрельниковой, Н. Тевлиной,  С. Риггса, Элизабет Ховард и Ховарда Остина.

В результате проведенной исследовательской работы по изучению классических практик и современных методик по вокально-хоровому воспитанию и применению некоторых из них на практике, образовалась единая система по развитию певческих навыков.

Основной целью этой системы было обобщение методов и форм работы, выявление комплексов упражнений направленных на развитие вокальных навыков у мальчиков  на факультативных занятиях в общеобразовательной школе.

На 2011-2012 и 2012-2013 учебные года были поставлены следующие задачи:

  • Формирование устойчивого интереса к пению.
  • Обучение выразительному пению.
  • Обучение певческим навкам.
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата.
  • Развитие музыкальных способностей.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Научить ребенка определенным навыкам помогает знание различных методик, умение использовать их в работе и позволяют каждому учителю найти свой путь в музыкальном воспитании учащихся.

На первоначальном этапе обучения пению, каждый педагог уделяет достаточно внимания постановке дыхания.

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей.

Если дыхательные мышцы вялые, расслабленные – необходимо применение беззвуковых упражнений, помогающих развитию определенных мышц. Такими упражнениями в течение первого полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на момент формирования звука. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

 Очень полезны упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики вокального педагога Стрельниковой. “Накачивание насоса” – акцентирование внимания на физических движениях (приседания, наклоны) снимает мышечный зажим органов дыхания.

Следующим этапом вокально-хорового обучения является артикуляция. Чтобы верно формировать звукообразование, необходимо развивать артикуляционный аппарат. Этому  хорошо способствует «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования В. В. Емельянова»  (ФМРГ). Можно решить некоторые проблемы нарушения речи у детей.

Знание «Методики комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры Д. Е. Огороднова» очень помогает в воспитании ладо-вокального чувства. На уроках учащиеся учатся освобождать голос от напряжения, тем самым способствуя выявлению индивидуального тембра голоса. Учатся выразительно произносить слова и читать стихи, учатся точно, музыкально, выразительно пропевать звук, соединять звуки.

Каждый педагог должен решить, каким путем он будет развивать голоса детей и что в итоге он получит. Не один из методов не является идеальным, поэтому  важнейшей задачей современного педагога является создание стройной, последовательной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования целенаправленным и последовательным. Так с начала моей работы с мальчиками (2009г.) складывалась своя система обучения певческому мастерству.

Вокально-хоровая работа с мальчиками – сложный, планомерный, кропотливый процесс, осуществляющийся в соответствии с психофизическими особенностями участников возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования.

Исходя из того, что в вокальном  коллективе участвуют мальчики разных возрастов (9-14 лет) , у них различается разный уровень вокальной обученности.

За годы моей работы выявилось три этапа развития голосов мальчиков, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

1. Семь- десять лет. Голоса мальчиков почти все дисканты. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, тембр очень не ровен, гласные звучат пестро.  На данном этапе передо мной стояла задача добиваться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать- тринадцать лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах у мальчиков появляются оттенки грудного звучания. Голоса мальчиков делятся на дискантов и альтов. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

3. Тринадцать – пятнадцать лет, мутационный переходный период.  Формы мутации протекают не одинаково: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). В этот период необходимо своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию. А затем, может быть и освободить временно от занятий.

За время своей работы я выявила, что мальчикам в период мутации петь можно и даже полезно. Так как помимо физиологического и музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих юношей я устанавливаю строгий, щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата. Умеренной силой звука. Их пение я ограничиваю по времени. Они должны часто отдыхать. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации. Когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Рекомендации на мутационный период:

  • следить за формированием «нижнего» дыхания, петь без напряжения и фанатизма (очень аккуратно и не много);
  • петь только в среднем регистре, без скачков, больше legato, короткими фразами, чаще брать дыхание;
  • диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и          индивидуальному диапазону ребенка;

В связи с разными голосовыми возможностями участников коллектива я подбираю программу таким образом, чтобы каждый из них мог внести свою «голосовую лепту» в исполнение этих произведений.

Работая с хором и ансамблем мальчиков, я выявила, что вокальная работа – это не только разучивание новых произведений, но и большая сопутствующая работа, одним из важнейших компонентов которой является певческое дыхание. Следующий комплекс исполняется на каждой репетиции перед началом пения и в полном объёме.  Количество движений каждого упражнения начинается с минимума (для младших мальчиков), далее с возрастом, с тренированностью, оно увеличивается.

Первыми выполняются упражнения по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы, мышц гортани и носоглотки.

Упражнения: «Маленький маятник», «Обними плечи», «Кошка», «Насос».

Все упражнения проделываются ритмически точно и в спокойном темпе.

Далее выполняются следующие упражнения.

1. Положить раскрытые ладони на бедра и подтянуть их вверх примерно на 8см, пока большие пальцы не упрутся в нижние ребра ближе к спине. Вдох - плечи не поднимаются, живот выпячивается, ребра раздвигаются. Расслабить шею и подбородок, язык чуть выдвинут вперед и тоже расслаблен, его кончик касается нижней челюсти. Обучающиеся должны почувствовать легкое ощущение, как при зевке, когда вдыхаемый воздух холодит заднюю часть ротовой полости. Делаем вдох в течение 2-х секунд и выдох в течении 4-х секунд на звук «с».

2. Вдох (два счета ) – живот выпячивается, ребра раздвигаются, задержка дыхания (на два счёта) – выдох (два счёта) на различные шипящие и свистящие согласные (“c”, “ф”, “ш”), опять задержка (два счета). Количество счетов постепенно прибавлять 4,6, 8.  Цель – зафиксировать опору во время задержки и максимально удлинить фонационный выдох.

3. Вдох (на два счета), задержка дыхания, выдох на звук «с», «ш» - на возможное количество счетов.

 4. Вдох – диафрагма и нижние рёбра раздвинуты, мгновенная задержка, выдох на “c” толчкообразными движениями  (до 50 раз).

Цель – точная работа диафрагмальной мышцы.

5. Упражнение на опору звука.  Вокалист при пении подобно духовому инструменту использует давление воздуха. Давление воздуха мы контролируем при помощи тех же самых мышц, которые используем во время смеха, кашля или чихания.

Положить кончики пальцев на боках между нижним ребром и бедром и не сильно кашлянуть два раза. Этот пульс, раздвигающий пальцы в стороны и есть естественная опора. Далее выполнить упражнение, используя звук «с» - ощущая такую же опору. Вдох, - мгновенная задержка – произносим «с, с». Затем используем звук «ф», постоянно убеждаясь, что вы ощущаете небольшое давление, раздвигающее ваши пальцы. Далее добавляем слог «хэй». Вдох – «с, с» - «хэй!», чувствуя опору на слоге « хэй ». Затем проделать тоже самое, но с более длинным звуком в конце, в нижнем регистре, и в верхнем регистре на звук «и» - фальцетом или «головным» голосом.

Одним из составляющих компонентов певческого исполнительства является вокальная работа, включающая кропотливую и тщательную работу над вокально-интонационными упражнениями, помогающими выработке умений и навыков владения голоса.

Для мальчиков младшего состава я использую следующий комплекс вокально-интонационных упражнений:

Распевания: «Маленький паровозик» — скачек на ч. 5, гласная «у», исполняется стаккато, по полутонам вверх. Задачи: чистое интонирование ч. 5, активное короткое дыхание носом.

«Поднимаюсь я, опускаюсь я» — восходящее и нисходящее движение мелодии от I к V ступени. Задачи: чистое интонирование, активная работа дыхания, единая манера произнесения гласных.

Вокальные упражнения: «Ракета» — скачек на ч. 8, слоги «по–ю», «ле-чу» исполняется глиссандо. Задачи: выход в свистковый регистр, ч. 8 не фиксированная. Скачок может быть и больше октавы;

«Солнышко-дождь идет» — Б53 и М53, исполняется нисходящим движением. Задачи: чистое интонирование б. 3 и м. 3, определение их на слух.

«Маленькая ракета» — скачек на ч. 5 вверх с нисходящим поступенным движением, исполняется на слоги «ми-я». Задачи: в отличие от упражнения «Ракета» фиксированная ч. 5, чистое интонирование, четкое движение по ступеням вниз.

Гармонические упражнения:

«Я пою» — исполнение упражнения на два голоса: один голос      поет   целиком, второй голос — с остановкой на тонике в конце первой фразы «Я пою…». Задача: чистое интонирование тоники, в то время как другой голос поет вторую фразу; 

канон «Братец Яков»  :  1) сначала одноголосное исполнение,

                                            2) затем пение каноном

Задачи: «широкий шаг» в поступенном  движении вверх к III и V ступеням, чистое интонирование поступенного движения вверх на б. 3 и м. 3, ч. 5 и ч. 4;

канон «Дед Андрей»:  1) сначала одноголосное исполнение,

                                       2) затем пение каноном

Задачи: «широкий шаг» в восходящем поступенном движении и осторожное движение вниз к тонике;

 Через некоторое время почти все мальчики начинают чисто интонировать. Однако группы бывают разные, поэтому этот процесс не всегда идет одинаково. Для одних, чтобы запеть, нужен месяц-два, для других — намного больше. Важен конечный результат.

Весь ход занятия включает игровые моменты, при этом важно со временем сформировать серьезный подход к творческому процессу. Также важно во время игры приучить детей трудиться и добиваться необходимых результатов. Время, отведенное на каждую позицию, приблизительное, усредненное. Все занятия по структуре одинаковые, но при этом всегда разные. Например, можно менять порядок видов деятельности: распевание и вокальные упражнения всегда вначале, а следующие формы работы могут меняться местами, длиться разное количество времени, что зависит от разных факторов: эмоционального состояния детей, от их внимания, от чувства усталости или, наоборот, бодрости и др.

Процесс работы со старшими мальчиками по формированию вокально-интонационных навыков показал, что распевание следует начинать с примарных тонов, т.е. выстраивание унисона на примарном звуке. Я пришла к выводу, что певческие навыки, сформированные  при распевании, должны стать рефлекторными, поэтому не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнений, используемых для ежедневной тренировки. Комплекс может быть и иным, но упражнения идут в определённой последовательности: от простого к более сложному. Вот примерный комплекс упражнений, используемый из урока в урок:

1. Пение закрытым ртом примарного звука в унисон (юноши на октаву ниже) двумя штрихами legato и staccato с ладовой поддержкой на инструменте.

Цель упражнения – почувствовать  « маску», вибрацию в области губ и груди, формирование смешанного голосообразования.

2. Пение «вокально-ладового комплекса», он концентрируется в пределах примарной зоны, устанавливает приоритет тоники и её соотношение с третьей ступенью в восходящем и нисходящем движении.

Затем постепенно вводятся упражнения, содержащие восходящее и нисходящее хроматическое движение. Цель упражнения – объединить интонирование всех ребят в унисон.

3. Пение на резонаторные согласные «м, н, р, л» в восходящем и нисходящем движении.

4. Упражнения на тоническом трезвучии.

Посыл звука – интенсивный, мягкий, в верхние зубы на слог «ми – я».

5. Восходящее и нисходящее пение гаммы до-мажор:  staccato,  legato.

6. Пассаж губами (губная трель) по развернутому трезвучию в восходящем и нисходящем движении. Цель – активизировать внешние мышцы, которые препятствуют движению губ и языка.

7. Для сглаживания регистров,  формирования смешанного голосообразования, пение ч.8 в восходящем движении и нисходящем с использованием глиссандо.

8. Последнее упражнение всегда выполняется на развитие артикуляционного аппарата. Всевозможные скороговорки, или пение слогов: бра, бри, пти, пта, дук, дак и др.

 Используя в практической работе составленные комплексы вокально-интонационных упражнений, выстроилась четкая система вокального воспитания, где  вокально-интонационные упражнения являются необходимым условием развития вокально-технических навыков.  Без использования, которых невозможно достижение высокого исполнительского уровня, где вокально-технические навыки в совокупности являются средством художественной выразительности, которые  вырабатываются посредством исполнения  упражнений и закрепляются, обогащаются и совершенствуются при работе над художественными произведениями.    

Работая с ансамблем и хором, я всегда знаю, какого результата хочу добиться от исполнителей, что требовать от учеников на данной репетиции. Добиться всего на одном уроке невозможно, работа идет по принципу от простого к сложному. Последовательное обучение дало в итоге:

*  расширение диапазона;

* значительное увеличение силы звучания, яркость;

*  усиление насыщенности звука, полётность;  

* улучшение вибрато, большую певучесть звука;

* свободу, раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом. Ученики находятся в хорошей «певческой» форме, что в свою очередь позволило коллективу добиться высоких творческих результатов. Ансамбль   является дипломантом городских, областных, республиканских и международных фестивалей – конкурсов.

Использование передовых методик и комплексов позволило создать свою систему вокального воспитания в ансамбле мальчиков.                                                                                                  

При всей сложности работы с мальчиками, умелое использование их психологических и физиологических особенностей, приносит превосходные результаты.

 Профессиональные трудности решаются со временем. От занятия к занятию постепенно приобретаются необходимые умения и навыки. Уровень сложности зависит от года обучения, а смысл того или иного упражнения один и тот же — выработать определенный навык и закрепить знания. Одни и те же музыкальные упражнения с разным уровнем сложности (по годам обучения), повторяемые, исполняемые на протяжении первого и последующих годов, приводят к закреплению навыков и развитию музыкальных способностей у самых обыкновенных детей. С вокально-хоровой стороны в хоре или ансамбле мальчиков необходимо сразу выйти в головной регистр, в верхнюю тесситуру, тогда дальнейший процесс вокальной работы будет проходить в правильной позиции. При этом надо помнить, что редко, но встречаются природные альты. Для таких голосов очень важен верхний регистр, тогда в дальнейшем голос будет иметь большой диапазон.

Результативность обучения зависит от природных данных мальчиков. Бывают очень продвинутые группы — через два месяца уже хорошо интонируют, слышат и понимают, что делают и что от них требуют. Бывают другие группы, в которых только к концу учебного года появляются результаты.

 Текучесть состава у мальчиков выше, чем в хорах девочек. Причины этого кроются в самой форме  занятий, их известной статичности, требующей усидчивости и длительного сосредоточивания внимания, что мальчикам даётся труднее, чем девочкам. Но, научившись трудиться и получать от этого удовольствие, мальчики с преданностью относятся к своему коллективу. Все эти и другие специфические особенности, свойственные мальчикам, требуют от руководителя  особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Шишкино

В соответствии с возрастными особенностями, особенностями образовательной  системы «Школа 2100»  начальный этап развивающего обра...

Портфолио учителя начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тыгдинской средней общеобразовательной школы Магдагачинского района Камышанской Елены Михайловны

 Раздел 1. Общие сведения об учителе1.1. Резюме1.2. Информация о повышении квалификации и профессиональной подготовке1.3. Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации и п...

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...