Рабочая программа учебного предмета "Ансамбль"
рабочая программа по музыке по теме

Рычкина Наталья Александровна

Автор работы характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе. В работе обозначены цели и задачи учебного предмета, обоснована структура предмета, рассмотрены методы обучения и обозначены материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета. Работа содержит методические рекомендации педагогическим работникам и рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rychkina.doc159 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка                                                                        3

1.1        Актуальность программы                                                                3

1.2        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе                                                                        3

1.3         Срок реализации учебного предмета                                                3

1.4         Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета                4

1.5         Форма проведения учебных аудиторных занятий                                4

1.6         Цели и задачи учебного предмета                                                         4

1.7        Обоснование структуры программы учебного предмета                        5

1.8         Методы обучения                                                                        5

1.9         Описание материально-технических условий реализации учебного предмета                                                                                                6

II. Содержание учебного предмета                                                        6

2.1         Сведения о затратах учебного времени                                                  6

2.2        Годовые требования по классам                                                        7

III. Требования к уровню подготовки обучающихся                                  14

IV. Формы и методы контроля, система оценок                                        15

4.1        Аттестация: цели, виды, форма, содержание                                         15

4.2         Критерии оценки                                                                         15

V. Методическое обеспечение учебного процесса                                        15

5.1        Методические рекомендации педагогическим работникам                         15

5.2         Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся                                                                                         16

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы              19

Список рекомендуемой нотной литературы                                                 19

Список рекомендуемой методической литературы                                           21

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность программы

              Актуальность разработки рабочей программы  учебного предмета «Ансамбль» детерминирована изменениями, внесенными Федеральным законом от 16.06.2011г. № 145-ФЗ в Закон Российской Федерации «Об образовании», предполагающими реализацию в ДМШ и ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано».

2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

             Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет «Ансамбль» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство» (ПО. 01. УП. 02) примерного учебного плана программы «Фортепиано» и предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на инструменте с дисциплинами «Специальность и чтение с листа» и «Концертмейстерский класс».  

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и

освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения. Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,  полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,  совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

3. Срок реализации учебного предмета

            Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

                                Таблица 1

Срок обучения/ количество часов

4-7 классы

9 класс

Количество часов

 (общее на 4 года)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

132 часов

66 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

198 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа (часов в неделю)

1,5 часа

1,5 часа

Консультации (для учащихся 5-7 классов)

6 часов

(по 2 часа в год)

2 часа

5. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.  По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

6. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого

исполнительства.

Задачи:

- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,  воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.

7. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.  Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

8. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках

предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

9. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль"

должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно,

двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для

содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных

инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 9 лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

-

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

-

2

Консультации (часов в год)

-

-

-

-

1

1

1

-

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом

сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,

необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений,

созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;

-  знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;

-  навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Примерные репертуарные списки

Предлагаемый репертуар представлен в порядке возрастания сложности с 4 по 7 классы и может служить ориентиром для преподавателей.

4 класс

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Бах И.С.                           Шутка из оркестровой сюиты си минор

Бизе Ж.                            Цыганская пляска из оперы «Кармен»

Бизе Ж.                             Менуэт

Варламов А.                     Красный сарафан

Глинка М.                       Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Григ Э.                              Песня Сольвейг из музыки к драме Ибсена «Пер        Гюнт»

Гершвин Г.                       Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»

Глинка М.                         Вальс-фантазия

Доницетти Г.                    Баркарола

Джоплин С.                     Артист эстрады 

Дворжак А.                       Славянский танец  

Морозов И.                       Танец ласточки из балета «Доктор Айболит»

Моцарт В.                         Ария из оперы «Волшебная флейта»

Моцарт В.                        Лакримоза из «Реквиема»

Мусоргский М.                 Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Рыбкин Е.                         Ой, при лужку, при лужку

Рыбкин Е.                          Порушка-Параня

Слонимский С.                  Полька из музыки к комедии Гоголя «Ревизор»

Слонимский С.                   Вальс Золушки и принца

Чайковский П.                    «Красная шапочка и волк»

Чайковский П.                     Пять русских народных песен  

Чайковский П.                     Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

Чайковский П.                     Тема из Концерта №1

Шаинский В.                        Голубой вагон

Штраус  И.                            Анна-полька

Шуберт Ф.                            Серенада

Шмитц М.                             Пьеса

Шмитц М.                             Оранжевые буги

Шмитц М.                             «Принцесса танцует вальс»

Шуман Р.                               Экосез, соч. 130

(для двух фортепиано в четыре руки)

Чемберджи Н.                      «Снегурочка» из балета «Сон Дремович».

Прокофьев С.                       «Кошка» из симфонической сказки «Петя и Волк».

5 класс

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

-умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

-  умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

- совместно работать над динамикой произведения;

- анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

 В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету

(для одного фортепиано в четыре руки)

Баневич С.                       «По сказкам Г.Х.Андерсена»: «Северное сияние»                                                  

Бах И.С.                           Рондо из сюиты № 2

Бизе Ж.                            Волчок (Экспромт) из цикла «Детские игры»

Беркович И.                     Вальс

Бетховен Л.                     Соната Ре мажор в 4 руки, Три немецких танца

Блок В.                             Московская полька

Гаврилин В.                    Марш, Веселая прогулка

Григ  Э.                            Норвежский танец №2, соч.35

Глиэр Р.                           Бравурная мазурка, Гимн великому городу 

Карпенко Л.                      «Музыкальные портреты» (по выбору), «Времена года»

Коровицын В.                «Балаганчик», «Куклы сеньора Карабаса»

Маевский Ю.                  «Первый раз в первый класс»

Моцарт В.                             Марш, Сонаты в 4 руки (по выбору)

Радвилович А.                «Мечты юного поэта»

Рид Л, Мейсон Б.           Прощальный вальс

Петров А.                        Полька-галоп

Петрова О., Петров А.  Вальс из музыки к т/с «Петербургские тайны»

 Рахманинов С.              Итальянская полька

 Фрид Г.                          Чешская полька

Хачатурян К.                         Галоп, Вальс цветов, Погоня  из балета «Чиполлино»

Чайковский П.                   «Красная шапочка и волк» из балета

                                            «Спящая красавица»  

Чайковский П.                Танец феи Драже из балета        «Щелкунчик»

Чайковский П.                Вальс из балета «Спящая красавица»

Шмитц М.                       Сборник ансамблей  (по выбору) 

Щедрин Р.                      Кадриль из оперы «Не только любовь»

Штраус И. (сын)             Полька

 

(для двух фортепиано в четыре руки)

Свиридов Г.                 Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина                                  

                                       «Метель»: Вальс, Романс

Хачатурян А.               Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»

 6 класс

           Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение

репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,

стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Аралов В.                        В начале века  (регтайм)

Балаев Г.                          Звездная россыпь

Баневич С.                       Танец разбойников

Беркович                          Романс

Весняк Ю.                        Ноктюрн

Глазунов А.                     Венгерский танец № 4

Десятников Л.                 В честь Диккенса (вальс)

Дунаевский М.                Лев и брадобрей

Классен А.                       Рэгтайм

Клементи М.                   II часть из сонатины соч.36 №5 (Воздух Швейцарии)

Слонимский С.               Танец кота в сапогах

Металлиди Ж.                 Танец кентавров

Рыбкин Е.                        Распрягайте, хлопци, кони

Россини Дж.                    Финал первого акта оперы «Золушка» (фрагмент)

Оффенбах Ж.                  Хор и куплеты из оперетты «Синяя борода»

Петров А.                        Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

Петров А.                        Утро

Прокофьев С.                  Отъезд Золушки на бал (Вальс из балета «Золушка»)

Сен-Санс К.                    Лебедь

Соколов А.                      Сюита для фортепиано

Соловьев Дм.                  Звоны

Шостакович Д.               «Офелия». Из музыки к кинофильму «Гамлет»

Шуберт Ф.                       Фуга, соч.152

Щедрин Р.                       «Девичий хоровод».  Из балета «Конек-Горбунок»

Фалик Ю.                          Незнакомка

(для двух фортепиано в четыре руки)

Балаев Г.                              Ноктюрн

Беркович И.                    Прелюдия

7 класс

         Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.  За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года

проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.  

Аренский А.                      Полонез

Аренский А.                    Соч. 15.  Сюита для двух фортепиано. «Вальс», «Романс».

Балаев В.                         Ноктюрн

Барток Б.                          «4 румынских танца»

Брамс И.                          «Русский сувенир» Соловей (А.Алябьев)

Бетховен Л.                      Сонаты и вариации для фортепиано  в 4 руки (по выбору)

Гайдн Й.                          Венгерское рондо

Гайдн Й.                           Концерт  ре мажор

Гендель Г.                          Кончерто гроссо соль минор. 1, 4 части.

Дворжак А.                        Славянские танцы (по выбору)

Карпенко Л.                        Концертино

Мендельсон Ф.                    Свадебный марш из увертюры «Сон в летнюю ночь»

Моцарт В.-А.                        Сонаты для фортепиано в 4 руки

Прокофьев С.                        Марш из балета «Любовь к трем апельсинам»                                                                                                  

Сапожников В.              «Путешествие в небеса» («По Невскому в карете»)

Сметана Б.                             Полька из оперы «Проданная невеста»

Смирнова Н.                   Воспоминание о французском кино

Стравинский И.              Хоровод царевен из балета «Жар-птица»

Ходош В.                         Концертино «Майское»

Шуберт Ф.                       «Полонезы» (по выбору)

Шуберт Ф.                      Сонатина Ля минор в 4 руки

Щедрин Р.                      Танец шутов и шутих из балета «Конек-Горбунок».

(для двух фортепиано в четыре руки)

Моцарт В.А.                         Концерт №26 для фортепиано с оркестром. III часть

Роули А.                                Миниатюрный концерт соль мажор для фортепиано с        

                                       оркестром  I часть        

(для двух фортепиано в 8 рук)

Хачатурян А.                  Танец с саблями из балета «Гаяне»

Стравинский И.              «Русская» из балета «Петрушка»

(для 6 рук)

Рахманинов С.                 Вальс

Ипполитов-Иванов М.   Пионерский марш

9 класс

           В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.

В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков

и накопление камерного репертуара.

Примерный рекомендуемый репертуарный список

Аренский А. Ор.34, №1 "Сказка"

Аренский А. Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано

Вивальди А.- Бах И. С. Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба

Вебер К. Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки

Гершвин Дж. "Песня Порги" из оперы " Порги и Бесс"

Григ Э. "Пер Гюнт", сюита №1, ор. 46

Дебюсси К. "Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки

Дебюсси К. "Маленькая сюита", Вальс для ф-но в 4 руки

Дворжак А. "Легенда" Дворжак А. Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 руки

Дебюсси К. "Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки

Мийо Д. "Скарамуш" для ф-но в 4 руки

Моцарт В. Сонатина в 4 руки

Моцарт-Бузони Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки

Прокофьев С. Два танца из балета " Сказ о каменном цветке" (обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)

Рахманинов С. Сюиты №№1, 2 для 2-х ф-но (по выбору)

Хачатурян А. "Танец с саблями" из балета " Гаянэ" для 2- х ф-но в 8 рук

Чайковский П. Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета "Щелкунчик"; Вальс из "Серенады для струнного оркестра"

Вальс из балета "Спящая красавица" (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти)

Романс, ор.6 №6

Баркарола, ор.37 №6

Вальс из сюиты ор.55 №3

Полька, ор.39 №14

Шуберт Ф. Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук, фортепианные концерты

И.-С. Бах Концерт фа минор, Концерт ре минор

Й.Гайдн Концерт Соль мажор

В.А.Моцарт Концерт по выбору

Ф.Мендельсон Концерт соль минор, Концерт ре минор

Э.Григ Концерт ля минор

Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

-знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;

- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

-навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;

- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;

-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

-наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве

ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.  Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая

подготовка, малохудожественная игра, отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст, отсутствие домашней работы, а также

плохая посещаемость аудиторных занятий

зачет (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального  образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" – подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. Врепертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,

разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4  руки (есть ансамбли в 8 рук).

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.-

     М.: Музыка,1971.- 274 с.

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из  опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста.- М., 1935.
  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка,1974.- 336с.
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
  4. Бережанский П.Н. Формирование и развитие способности чтения нот с листа: Пособие для преподавателей фортепианных отделений ДМШ.- Курск,1996.-32 с.
  5. Бирман Л. О художественной технике пианиста.-М., 1973.
  6. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования.//Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство.- М., 1996.- С.10-26. Труды МГК. Вып.2, сб.15.
  7. Булыго К.М. Проблемные ситуации в обучении музыканта-исполнителя: Методические рекомендации.- Минск: Министерство культуры БССР, Лаборатория по учебным заведениям, 1979.-59 с.
  8. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа.- М.: АПН РСФСР, 1960.- 45 с.
  9. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/ Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV.- М., 1963, 1967, 1971, 1976.
  10. Гат Й. Техника игры на фортепиано / Пер. с венг. Эржебет Фоно.- М./Будапешт: Музгиз/Корвина, 1957.- 232 с.
  11. Голованов В. Техника беглого чтения нот: Для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ. – М.: Композитор, 2002.- 61 с.
  12. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники.- М.: Музыка,1971.  
  13. Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопропы о фортепьянной игре. – М.: Музгиз, 1961. – 223 с.
  14. Зеленин В.М. Работа в классе ансамбля. - Минск,1979.
  15. Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство./Ред.К.Х.Аджемов.-М.:Музыка,1979. Вып.1.
  16. Коган Г.М. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
  17. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании ущащихся.//Вопросы методики начального музыкального образования.-М., 1981.-С.91.
  18. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
  19. Кременштейн Б.  Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
  20. Крюкова В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-288с.
  21. Леймер К. Современная фортепианная игра: Метод Леймера-Гизекинга // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исскустве / Под ред. С.М. Хентовой. – М./Л.: Музыка, 1966.- С. 168-183.
  22. Любомудрова Н.А.  Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
  23. Малинковская А. Фортепианно - исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе ХVI - ХХ веков: Очерки.- М.Музыка, 1990. – 191 с.
  24.  Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника.- М., 1966.
  25. Мейлих Е. Некоторые вопросы методики и организации занятий по чтению с листа и музицированию: Учебно-методическое пособие для педагогов фортепианного отделения музыкальных школ.- Рига: Метод. каб.учеб.заведений. 1981.- 20 с.
  26. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  27. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма.- М.: Музыка, 1980.- 112 с.
  28.  О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т.Д. с педагогами ДМШ. Центральный Метод. кабинет по детскому и художественному образованию.- М., 1970.
  29. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано.- М., 1963.
  30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-Л./М.: АПН РСФСР, 1947.- 335 с.
  31.  Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. –М., 1970.
  32. Фейгин М. Индивидуальность ученика  и искусство педагога.- М., 1975.
  33.  Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.
  34. Цыпин Г.   Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.,1975.
  35.  Шуман Р. Жизненные правила для музыканта / / Избранные статьи о музыке.- М.: Музгиз, 1956.- 360 с.
  36. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.-  М./Л.: Госмузиздат, 1947.- 114 с.
  37. Щапов А.П. Фортепианная педагогика.- М.: Советская Россия, 1960.- 172 с.

Список ансамблевой литературы

1.Альбом для фортепиано в 4 руки: По сказкам Шарля Перро: младшие и средние классы ДМШ / Сост. Л.Десятников. – М: Советский композитор, 1989.

2.Ансамбли для фортепиано: Старшие классы ДМШ.В.1./ Сост. А.Руббах. – М.: Советский композитор, 1972.

3.Ансамбли для фортепиано: Средние классы ДМШ. В.8./ Сост. А. Бакулов. – М.: Советский композитор,1982.

4.Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н.Смирнова.- Ростов-н /Д: феникс, 2006.- 54 с.

5.Альбом для домашнего музицирования / Ред. С. Мовчан.- М.:Музыка,1995.

6.Альбом пьес и ансамблей для фортепиано. Для младших и средних классов детских музыкальных школ / Составитель Ю.В.Доля – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 32 с. (Серия «Любимые мелодии»)

7.Альбом ученика-пианиста: Концерты и ансамбли для фортепиано: младшие и средние классы ДМШ : учебно-методическое пособие / сост. Г.Г. Цыганова, И.С.Королькова.- Изд.2-е Ростов н /Д: Феникс, 2010.- 104 с.- (Хрестоматия педагогического репертуара).

8.Альбом фортепианных ансамблей: Для средних и старших классов ДМШ / Сост. Ю.Доля. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005.

9.Брат и сестра: По страницам международного конкурса фортепианных дуэтов: Избранные сочинения. / Ред.- сост. Е.Трубина, - С- Пб.: Композитор,2005.

10.Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Изд. «Северный олень», 1993.

11.Вдвоём веселее. Пьесы для фортепиано в четыре руки. Младшие и средние классы ДМШ. Сост.И.Стучинской.- М.: Советский композитор, 1988 г.

12.В разных жанрах. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано. Пособие для учащихся  4-7 классов ДМШ. Изд. «Композитор. Санкт-Петербург»,2002 г.

13.Григ Э. Избранные пьесы для фортепиано в 4 руки./ Сост. В.Дельнова. - М.: Музыка, 1966.

14.Джаз, и не только: Пьесы для фортепиано в 4 руки./ Сост. И. Осин, - С-Пб.: Композитор, 2000 г.

15.Домашнее музицирование в четыре руки : любимая классика : ансамбли для фортепиано в простом переложении / сост. Л.Захарова.- Ростов н / Д : Феникс, 2010.- 92, с.- (Музыкальная библиотека).

16.И.Беркович.Ор.30 Фортепианные ансамбли. МУЗФОНД СССР. Киев, 1956.

17. И.Брамс. Русский сувенир. Для старших классов музыкальных школ, школ искусств и музыкальных студий. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999 г. – 56 с.

   18.Любимая классика для фортепиано. В.4. / Сост.Т.Антипова. – М.:    Советский композитор, 1986.

    19. Музицируем вдвоем. Альбом переложений для фортепиано в 4 руки. Копирайт ООО «ИТЛ БК», 1994.

20.Педагогический репертуар: Хрестоматия фортепианного ансамбля: Средние классы ДМШ. / Ред. С. Диденко. - М.: Музыка,1982.

21.Педагогический репертуар: Альбом популярных пьес: Обработки для двух фортепиано Г. Пыстина. – Новосибирск: Окарина,2003.

     22.Пьесы для фортепиано в 4 руки: Средние классы ДМШ. В.5. / Сост. А.     Бакулов. – М.: Музыка,1972.

23.Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли: 3-4 классы ДМШ. / Сост. С. Барсукова. – Р н/Д.: Феникс, 2003.

24.Репертуар фортепианного ансамбля: Пьесы для фортепиано в 4 руки: Старшие классы ДМШ. В.6. /Сост. А. Бакулов. – М.:Музыка,1973 г.

25.Рыбкин Е.А. Инструментальные фантазии. Фортепианные пьесы для детей, ансамбли, рок-обработки классических произведений (избранное). Белгород, 2003 г.

26.Рыбкин Е.А. Поющий барвинок. Украинские народные песни. Вариации и современные обработки для фортепианных ансамблей. Белгород, 2003 г.

27.С.Баневич. По сказкам Ганса Христиана Андерсена. Альбом для фортепиано. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Л.Десятникова.- М.: «Советский композитор», 1990 г.

    28.Хрестоматия фортепианного ансамбля: Старшие

классы./Сост.И.Афанасьева, - М.: Музыка,1986.

29.Юному музыканту-пианисту: Ансамбли для фортепиано: 4-5 классы. / Сост. Г. Цыганова. – Р.н/Д.: Феникс,2004.

30.Юному музыканту-пианисту: Хрестоматия педагогического репертуара. 3 класс. / Сост. Г.Цыганова.- Р. н/Д: Феникс,2004.

31.Юный пианист: Пьесы, этюды и ансамбли для старших классов ДМШ. В.3. / Сост. Л. Ройзман.- М.: Советский композитор, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного

Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....