КТП по искусству (музыка) 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_4pnsh.doc183 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                            

«Яйская  основная  общеобразовательная  школа №3»

Утверждена

приказом №248

от «30» августа 2013г. Директор __________

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ИСКУССТВУ  (музыка)

для учащихся 4  класса

Количество часов - 34 час

Количество часов в неделю- 1 час

Учебник: Критская, Е.Д., Музыка: учебник для 4 класса начальной  школы /  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – М. : Просвещение,  2009 год

                                                                                                                                                                               

Составитель:

Шипачева  Е. М.,

учитель начальных классов

 

                                     

Принята на                                                                                                                                  

заседании  РМО                                                                                                                              

Протокол № 1                                              

от «27»   августа  2013г.

Руководитель РМО _______________

                                   Шипачева Е.М.

 Принята                                                            педагогическим советом                                        

 Протокол № 1                                      

 от « 30 »  августа  2013г

Яя

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» разработана на основе авторской программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка», созданной  в  соответствии Федерального  компонента государственного образовательного стандарта (2004г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Просвещение,  2009 г.).  

    Рабочая программа рассчитана на   34  часа  в  год,   1  час  в  неделю.

   Для реализации программного содержания использованы:

  • Критская Е.Д., МУЗЫКА: Учебник для 4 класса нач. шк. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина -Москва:  Просвещение, 2009 год
  • Критская Е.Д., МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 4 класса нач. шк / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина  -  Москва: Просвещение,  2009 год

Критская Е.Д., МУЗЫКА: Фонохрестоматия к учебнику-тетради  для 4 класса нач. шк / Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - Москва: Просвещение,  2009 год

   

     Цель музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

    Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие активного, прочувствованного и осознанного  восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта    музицирования, хорового исполнительства, необходимых  для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание

раздел

Название разделов  

Номера уроков

Кол – во часов

1

Россия – Родина  моя.

1, 2, 3

3 час

2

О  России  петь – что  стремиться в  храм.

4, 27, 28 ,29

4 час

3

День,  полный  событий.

5, 6, 7, 8 , 15

5 час

4

Гори,  гори  ясно,  чтобы  не  погасло!

9, 10, 30, 31

4 час

5

В концертном  зале.

11 ,12,  13,  14

4 час

6

В  музыкальном  театре.

16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

7 час

7

Чтоб музыкантом быть,  так надобно уменье….

23, 24, 25, 26, 32 ,33 ,34

7 час

 Всего:

34 час

 

  Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

                           Наименование  разделов  и  тем    

Количество  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

Раздел 1. Россия – Родина  моя.

3

1

1.1

Мелодия – душа  музыки.

1

07.09

2

1.2

Ты откуда, русская,  зародилась,  музыка?

1

14.09

3

1.3

Образы защитников Отечества в музыке

1

21.09

Итого по  разделу:

3

Раздел 2. О  России  петь – что  стремиться в  храм.

1

4

2.1

Образы  русских богатырей в разных видах искусства.

1

28.09

Итого по  разделу:

1

Раздел 3. День,  полный  событий.

4

5

3.1

Пушкин  и  музыка.

1

05.10

6

3.2

Сказочные образы А.Пушкина в музыке

1

12.10

7

3.3

Музыка на ярмарочном гулянье.

1

19.10

8

3.4

Светская музыка пушкинской  поры.

1

26.10

Итого по  разделу:

1

Раздел 4. Гори,  гори  ясно,  чтобы  не  погасло!

2

9

4.1

Музыкальные инструменты России.

1

09.11

10

4.2

Оркестр русских народных инструментов

1

16.11

Итого по  разделу:

2

Раздел 5. В концертном  зале.

4

11

5.1

Музыкальные инструменты: скрипка,  виолончель.

1

23.11

12

5.2

Музыка природы. Романс «Сирень» С. Рахманинова.

1

30.11

13

5.3

Мир образов.

1

07.12

14

5.4

Инструменты симфонического оркестра.

1

14.12

Итого по  разделу:

4

Раздел 3. День,  полный  событий.

1

15

3.5

Образы  природы. Зимнее утро. Зимний вечер.

1

21.12

Итого по  разделу:

1

Раздел 6. В  музыкальном  театре.

7

16

6.1

Инструментальная музыка и её жанры в опере.

1

28.12

17

6.2

Особенности композиции оперы: сцена, ария, хор.

1

18.01

18

6.3

Сходство оперы с образами других произведений.

1

25.01

19

6.4

Восточные мотивы в операх русских композиторов.

1

01.02

20

6.5

Народные мелодии – основа  языка балета.

1

08.02

21

6.6

Театр музыкальной комедии.

1

15.02

22

6.7

Сходство и различие жанров сценической музыки.

1

22.02

Итого по  разделу:

7

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть,  так надобно уменье….

4

23

7.1

Мир музыки С. Рахманинова. Прелюдия.

1

01.03

24

7.2

Ф. Шопен. Образы фортепианной музыки: прелюдия, этюд.

1

15.03

25

7.3

Знаменитые дирижёры, инструменталисты, вокалисты.

1

22.03

26

7.4

Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.

1

05.04

Итого по  разделу:

4

Раздел 2. О  России  петь – что  стремиться в  храм.

3

27

2.2

Традиции празднования Пасхи на Руси.

1

12.04

28

2.3

Родной обычай старины.

1

19.04

29

2.4

Гимн в честь святых.

1

26.04

Итого по  разделу:

3

Раздел 4. Гори,  гори  ясно,  чтобы  не  погасло!

2

30

4.3

Народный праздник Троицы – обычаи  и обряды.

1

03.05

31

4.4

Церковные  песнопения.

1

10.05

Итого по  разделу:

2

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть,  так надобно уменье…

3

32

7.5

В каждой  интонации спрятан  человек.

1

17.05

33

7.6

Образ  Родины в  музыке русских композиторов.

1

21.05

34

7.7

Обобщение изученных  тем  IV класса.

1

30.05

Итого по  разделу:

3

Всего:

34

Перечень ключевых слов

Альт

Ария

Балалайка

Балет

Барабан

Басовый ключ

Бемоль

Валторна

Вальс

Вступление

Гармонь

Гимн

Гобой

Гусли

Диез

Длительности

Запев 

Звукоряд    

Интонация

Исполнители

 Кантата

Клавиатура

Кларнет

Композитор

Концерт    

Лад

Литавры

Ложки  

Мажор

Мазурка

Марш, маршевость

Мелодия

Менуэт

Минор

Музыкальные  инструменты  

Орган

Оркестр    

Партитура

Песня, песенность

Пианино

Пляска

Полонез

Полька

Припев

Регистр

Реприза

Ритм, ритмический

Рисунок

Рояль

Симфония

Скрипичный ключ

Скрипка

Слушатели

Солист

Такт,   тактовая   черта

Танец, танцевальность

Тембр

Темп

Увертюра

Финал

Флейта

Фортепиано

Хор, хорист

Список литературы

для  учителя:      

 1.   «Школа России»:   Концепция  и  программы  для начальных  классов: в 2 част – М : Просвещение,  2009 год

 2.   Программа :  Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.  «МУЗЫКА»    

  1. Критская Е.Д., МУЗЫКА: Учебник для 4 класса нач. шк. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина -Москва:  Просвещение, 2009 год
  2. Критская Е.Д., МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 4 класса нач. шк / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина  -  Москва: Просвещение,  2009 год
  3. Критская Е.Д., МУЗЫКА: Фонохрестоматия к учебнику-тетради  для 4 класса нач. шк / Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - Москва: Просвещение,  2009 год

для учащихся:  

1. Критская Е.Д., МУЗЫКА: Учебник для 4 класса нач. шк. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина -Москва:  Просвещение, 2009 год

  1. Критская Е.Д., МУЗЫКА: Рабочая тетрадь для 4 класса нач. шк / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,     Т.С. Шмагина  -  Москва: Просвещение,  2009 год

Приложения (музыкальный  материал)

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

 Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

      Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
      «Вокализ». С. Рахманинов.
      «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня.
      «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
      Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
      «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. «День, полный событий»

      «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

      «В деревне». М. Мусоргский.
      «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
      «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
      «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
      «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
      Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

      «Земле Русская», стихира.
      «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
      Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
      «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
      Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
      «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
      Тропарь праздника Пасхи.
      «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.
      «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
      «Не шум шумит», русская народная песня.
      «Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

      Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
      «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
      «Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
      «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
      «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
      «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.
      «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
      «Светит месяц», русская народная песня-пляска.
      «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      Троицкие песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.
      Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
      «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
      «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
      Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
      «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
      Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
      «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
      «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

      «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
      «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
      «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
      «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
      «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
      «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
      Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
      «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
      «Арагонская хота». М. Глинка.
      «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

      Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
      Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
      Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.
      Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.
      «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
      «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
      «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
      «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
      «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.
       «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)

Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...

КТП по искусству (музыка) 2 класс

Рабочая программа по искусству (музыка) 2 класс...

КТП по искусству (музыка) 1 класс

Рабочая программа по искусству (музыка) 1класс...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по искусству (музыка) для 3 класса на 2014-2015

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом  вто...

Презентация к уроку искусства(музыка) 4 класс Музыка Латинской Америки

Презентация знакомит с музыкой Латинской Америки,  с инструментами, с достопримечательностями этой страны....

"Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве"; 3 класс

Раскрывается образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Воспитывается чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей М...

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....